Правописание гласных в корне

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Б. ПАРУБЧЕНКО

найти другие работы автора

(Дидактические материалы к учебнику под редакцией М. В. Панова)

Безударные гласные корня традиционно дают самую большую группу ошибок. Обычно их объясняют неприменением правила о проверке безударного гласного ударением, однако дело обстоит здесь несколько сложнее. Еще в 30-е гг. XIX в. серией психологических опытов было установлено, что успешное применение правила о проверке безударных гласных корня ударением зависит от умения выделить в слове корень. При этом главное затруднение для школьников заключается в том, чтобы, подбирая для проверки слово со сходно звучащим корнем, не терять из виду его значение. Действительно, анализ орфографических ошибок дает многочисленные примеры того, что пишущие либо вообще не проверяют корни ударением, либо проверяют, но неправильно.

1. Пишущие не проверяют безударную гласную корня тогда, когда они не ощущают связи данного слова с однокоренными словами, т.е. не воспринимают слово как расчлененное на морфемы. - Как пишется слово воплощать"? - спросил абитуриент и очень удивился, когда преподаватель предложил ему для проверки слово плоть. В его языковом сознании в слове воплощать корень площ- не соотносится с корнем плоть - и поэтому не вычленяется. Ср.: "Если у нас ученик 10 класса вдруг начинает писать сабака, то это означает, что это слово недостаточно хорошо воспринимается в его корневом составе. Любопытно, что это злосчастное слово собака у одного и того же ученика часто пишется по-разному: в одном случае правильно, а в другом неправильно. Следовательно, ученик не отдает себе отчета в составе слова и не трудится сопоставлять одно слово с другим" [2, 14. (Разрядка моя, - Л. П.)].

2. Пишущие проверяют безударную гласную корня, но для проверки подбирают неоднокоренное слово. Ошибки обнаруживают две разновидности ложной проверки корня.

2.1. Школьник проверяет гласную корня, сближая слова на основе простого звукового сходства. Так, замОхал (3 кл.) для ребенка по звучанию ближе к мох, чем к машет, покОзался (6 кл.) ближе к козы, чем к покажется, увИданье (5 кл.) ближе к увидел, чем к увял и т.д., и эти ложные связи он отражает в написании слова. Младшие школьники часто сопоставляют слова по звучанию, но не сопоставляют по значению, ср. подбор однокоренных слов 10-летней девочкой: ловил - лавина; веселый - висел; чайник - чай - чайка, шалить - шаль и т.п.

Много примеров такого рода можно обнаружить в статьях педагогов-методистов 20 -30-х гг. прошлого века: "Пишут помириться через е, сопоставляя это слово со словом мера; покажусь через о, сопоставляя со словом кожа; в слове неиссякаемый (источник) пишут после с е, проверяя это написание словом сек [секу) и т. д." [3, 44]. "Иллюстрацией слабости этимологического сознания может служить ученик Дор. из IV группы, у которого воробьи ассоциируются с вороной, вопит с воет, в ветвях с ветром, давно с дашь или дав, поднимал с под ним (!) или даже за ним (!!), колотушками с плот, колонна с лот, соловьи с ловко, награждал с гражданами, постоянно со словом стон" [4, 98 - 99].

2.2. Семантический анализ при проверке "включен", но связь устанавливается ошибочно: отщИпенцы (10 кл.) ученица объяснила связью с отщипнуть; нОсекомое (3 кл.) мальчик написал с о, "потому что оно носится", яблоко вЕсит (6 кл.) школьник проверил словом повесить; ДИмьян (7 кл.) - Дима; навИвает восхищение (10 кл.) - вить; навОждение (10 кл.) - наводит, бИчевка - бич (7 кл.); прозасЯдались (9 кл.) - сядет; поплЫвок (7 кл.) - плыть; потАму (3 кл.) -

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

там; скомпАновать студентка-филолог, безупречно грамотная, связывала со словом компания, а одна вполне взрослая дама утверждала, что пишется продАвольственный, так как это слово можно проверить словом продажа.

Ср. примеры их старых работ: "Один ученик, написавший в своей тетради прилЬжание [прилежание писалось се. - Л. П.), объяснял нам, что он в этом слове поставил Ъ, так как в слове лЪнъ пишется, Ъа это все относится к учению" [1, 110]; "В материалах совещания преподавателей я натолкнулся на факт, когда одна ученица пишет удЕвительно. Ее спрашивают: "Почему е, а не и?" - "Потому что есть слово девочка" [2, 14]; "В руках ученика Дор. правило, действительно, может превратиться в весьма опасное орудие, в духе народной этимологии освящая такие перлы словопроизводства, как мАраль, потому что есть же ведь слово замаранный" [4, 99].

Во всех случаях в основе орфографических ошибок лежит неумение правильно выделить корень слова как общую часть однокоренных слов, отождествлять корни не только на звуковом, но и на смысловом уровне. Это определяет задачу обучения правописанию безударных гласных в корне слова как задачу обучения правильному словообразовательному анализу. Эту задачу и решают предлагаемые упражнения1.

Упражнение 1. Составьте предложения с приведенными ниже словами; обозначьте в них корни.

Обвевать - обвивать, посветить - посвятить, спешите - спишите, поседеть - посидеть, разредить - разрядить, отворить - отварить, запивать - запевать, обижать - обежать, вылезать - вылизать.

Упражнение 2. Составьте предложения с приведенными ниже словами. К словам, которые различаются буквой в корне слова, подберите по три однокоренных.

Развивается - развевается, слепит - слипается, скрепил - скрипел, прожевал - проживал, весят - висят, частота - чистота, валы - волы, старожил - сторожил, вышел - вышил.

Упражнение 3. Найдите омонимичные корни, определите их значения и выпишите однокоренные слова, объединяя их в группы.

1. Вода, водный, водить, водянистый, провод, переводить, наводнение, развод, водник, завод, подводный, подводить, вводный, подводник, наводчик, безводный, отводок, водовоз, паводок.

2. Ножевой, ножной, треножник, ножницы, ножка, подножный, подножие, обезножеть, сороконожка, поножовщина, подножка, ножны.

3. Графить, граф, графический, графа, графский, графомания, графика.

4. Вино, виноватый, винодел, обвинить, извинение, виноторговля, провинность, винный, невинный.

Упражнение 4. Объедините однокоренные слова в группы.

1. Озарились, заря, зареветь, зарево, заржавел, зарылся, зарядка, заразный, заработок, зарница, зароются.

2. Горит, горилла, горб, города, горючий, загар, горностай, угарный, огород, гаркнул, гагара.

Упражнение 5. Разделите слова на группы по числу корней; обозначьте корни.

Костер, кость, костыль, костюм, бескостный, кострище, косточка, костюмер, костровой, костистый, накостылять, костлявый, костюмный, костерок, окостенеть, костылек, костюмчик, костяника, костел.

Упражнение 6. Разделите слова на группы по значениям корней.

Коса (девичья краса), косой, косарь, сенокос, наискось, коса (косить), косный, косичка, коса (песчаная отмель), косяк, косовица, косность, косить (глазом), косынька, косынка, искоса, нако-


--------------------------------------------------------------------------------

1 В некоторых упражнениях использованы материалы из пособий: Рыбникова М. А. Изучение родного языка (заметки и задачи). Вып. 1. - Минск, 1921; Земский А. М., Крючков С. Е., Светлаев М. В. Русский язык. Ч. 1. Изд. 8. - М., 1971.



стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

сить, раскосый, косить (траву), косец, косноязычный, окосеть, косилка, подкашивать, кособокий, прокос.

Упражнение 7. Подберите и запишите (кто больше?) однокоренные слова к слову вода.

Упражнение 8. Подберите к каждому из членов пары по 3 однокоренных слова, обозначьте корни.

Раскалю - расколю, выпарю - выпорю, поседел - посидел, полоскать - поласкать, палил - полил, примерял - примирял, освещать - освящать, утихание - утешение, привелось - привилось, лежу - лижу, привела - привила.

Упражнение 9. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

1. Он мне единой посв...тил рассвет печальный жизни бурной. (П.) 2. Месяц величаво поднялся на небо посв...тить добрым людям и всему миру. (Г.) 3. Ты небо недавно кругом обл...гала, и молния грозно тебя обв...вала. (П.) 4. Маменька обв...ла удивленными глазами свою комнату. (Ч.) 5. Она накинула на голову зеленый газ, обв...ла его концы вокруг шеи. (Бун.) 6. Влажный, промозглый воздух еще не успел разр...диться после ночи и был тяжел. (Ч.) 7. Р...деет облаков л...тучая гряда. (П.) 8. По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посв...тить себя кабинетным занятиям. (Купр.) 9. Желтоватый снег опилок густо порошил, нав...вая внизу сугроб. (Шишк.) 10. К тебе я стану прил...тать, / Г...стить я буду до денницы / И на ш...лковые ресницы / Сны зол...тые нав...вать... (Л.) 11. Заметив, что огарки по ночам ум...ляются, хозяйка стала изм...рять их лучинками и куда-то прятала мерки. (М. Г.) 12. В минуту ль жизни трудную, / Т...снится ль в сердце грусть, / Одну м...литву чудную / Тв...ржу я наизусть. (Л.) 13. Быстроту хода много ум...ляли разносившиеся валенки. (М. -С.) 14. Волна катится за волною в неизм...римый океан. (Н.) 15. Мой друг! Отчизне поев...тим / Души прекрасные порывы. (Н.)

Упражнение 10. Слово опасение часто пишут с ошибкой в корне, несмотря на то, что гласная корня проверяемая: опаска. Это, вероятно, происходит потому, что в словаре слов, начинающихся на опо-, в 4 раза больше, чем слов, начинающихся на опа-, и, следовательно, мы привыкли чаще писать опо-.

Перепишите слова, сопоставляя их с однокоренными; обозначьте приставки и корни.

Опоздать, опознать, опозорить, опасение, опалить, опосредованный, ополоснуть, оповестить, опадать, опоэтизировать, опахнуть опоясать, опознавательный, ополоуметь, опал, опора.

Упражнение 11. Сопоставьте слова с однокоренными и обозначьте приставки и корни в следующих словах. Будьте внимательны: здесь есть слова без приставок.

Образец: подоотдел ← отдел - значит, приставка под-, корень отдел;

подогнать ← гнать - значит, приставка подо-, корень -гн.

а) Подосиновик, подорожник, подобный, подоить, подоконник, подол, подорвать, подарок, подождать, подопытный, пойду, подорожать, подошва, подозревать, подогревать, подобие, подобрел, подожгу, подойник, подопытный, подозрение.

б) Надолбить, надорвать, надоить, надоконный, надолго, надобно, надомник, надоумить, надорваться.

Упражнение 12. Сколько приставок и какие в следующем списке слов? В каком слове нет приставки? Перепишите, обозначая приставки и корни.

Обогнать, обобщать, обогреть, обожествлять, обрисовать, обойти, обосновать, обострить, обозначить, обоз, ободрить, обозреть.

Упражнение 13. Составьте предложения со словами разосланы - разостланы, подъезд - подъест. Подберите к каждому из этих слов однокоренные, обозначьте корни. Не забывайте о чередованиях!

Упражнение 14. Подберите и запишите (кто больше?) однокоренные слова к слову земля.

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

Упражнение 15. Подберите к следующим словам однокоренные и через это определите разницу в их значениях: перчатка - рукавица, сад - роща, плетень - частокол.

Упражнение 16. Подберите: а) русские слова, соответствующие церковно-славянским: помощь, плен, ладья; б) церковно-славянские, соответствующие русским: деревня, ягненок, правая и левая рука.

Упражнение 17. Определите, как произошли следующие названия растений: колокольчик, пахучка, перекатиполе, подорожник.

Упражнение 18. Проверьте выделенные гласные, подобрав однокоренные слова; перепишите, обозначая корни.

Черта - чертит, хвала, опасение, прелесть, чахотка, достижение, показалось, преподаватель, запах, выпадал, повар, пастух, попечение, сожаление, объединение, уплатить, уплотнить, воплотить, проглотить, отщепенец, ущипнуть, отдаление, долина, гостиница, иссякать, исчезать, пощадить, восставать, извини, до свиданья, осознавать, превозмогать.

Упражнение 19. Подберите и запишите (кто больше?) однокоренные слова к слову свет. Помните о чередованиях [т] // [ч'] // [ш':]!

Упражнение 20. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите по 3 однокоренных слова к каждому слову с пропущенной буквой.

1. Посв...тить фонарем - посв...тить работу памяти учителя; прим...рять костюм - прим...рять враждующих; ум...лать о помощи - ум...лять заслуги.

2. Ехать д...линой - ехать д...леко; упл...тить долг - упл...тнить рабочий день; раек...лить железо - раск...лоть полено; прор...дить всходы - разр...дить ружье.

3. Приятно пол...екать дитя или собаку, но всего необходимее пол...екать рот. (К. Прутков)

Упражнение 21. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая корни. В скобках напишите по нескольку однокоренных слов.

1. Раздавать подарки - разд...вить комара; зап...вать песню - зап...вать лекарство; одол...вать противника, дол...вать чайник.

2. Раздр...бить камень; осозн...вать вину, обосн...вать просьбу; над...вать шубу, уд...вляться новому.

Упражнение 22. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая корни. В скобках напишите проверочное слово.

Д...лина, ограждение, зар...ждаться, исп...рение, обн...жать, обог...щаться, объединение, ознаменование, погл...щать, ед...ница, раек...ленный, сл...паться, сокращение, ув...дать, утр...жать, по-п...чение, уд...ляться, р...няет, оч...рованье, отд...лять, перел...тел, прит...ился, увлажненный, св...зали, выгл...нуть, вытр...сла, угн...тали, объединились, нар...лились, сопост...вление.

Упражнение 23. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Ч...рта, хв...ла, оп...сение, прел...сть, ч...хотка, достижение, пок...залось, препод...ватель, зап...х, вып...дал, пов...р, п...стух, поп...чение, сож...ление, объединение, упл...тить, упл...тнить, вопл...тить, прогл...тить, отщ...пенец, ущ...пнуть, отд...ление, д...лина, гостиница, исс.кать, исч...зать, пощ...дить, восставать, изв...ни, до св...данья, осозн...вать, превозмогать.

Упражнение 24. Прав ли Козьма Прутков, утверждающий: "Иностранное слово аудиенция весьма удобно может быть заменено русским словом уединенция"? Для ответа на вопрос найдите корень того и другого слова, подобрав к каждому однокоренные слова (слово аудиенция происходит от латинского глагола audio - "слушаю"). Что обозначает каждое из слов соответственно значению корня?

Упражнение 25. У Марины Цветаевой есть стихотворение:



Трудно и чудно - верность до гроба!
Царская роскошь - в век площадей!
Стойкие души, стойкие ребра -
Где вы, о люди минувших дней?!





стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------



Рыжим татарином рыщет вольность,
С прахом р...вняя алтарь и трон.
Над пепелищами - рев застольный
Беглых солдат и неверных жен.





Стихотворение написано в 1920 году, в революционной России. Это было время разрушения традиционного уклада жизни, культуры, нравственности - всей материальной и духовной жизни России - об этом болит душа поэта, и об этом - стихотворение.

Вопрос: в каком значении здесь слово равняя: конкретном (ровняя) или отвлеченном (равняя)? Иными словами, каков смысл строки: 1) сводить ценность, значения алтаря и трона к нулю или 2) уничтожить, сровнять с землей?2

Литература

1. Алферов А. Д. Обучение правописанию // Родной язык в средней школе (Опыт методики). - М., 1916.

2. Афанасьев П. О. О морфологическом анализе слова как основе развития орфографических навыков // Вопросы орфографии в школе. - М., 1936.

3. Ванслова М. Л. Как бороться с ошибками в безударных гласных // Русский язык в школе. 1936. - N 2.

4. Оральников Н. Орфографическое правило и грамотность // Русский язык в советской школе. 1931. - N 1.


--------------------------------------------------------------------------------

2 Примечание. В опубликованном тексте стихотворения - равняя.



стр. 59


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Л. Б. ПАРУБЧЕНКО, Правописание гласных в корне // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207223783&archive=1207225877 (дата обращения: 25.04.2017).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии