СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ ПО КАРТИНЕ К. ВАСИЛЬЕВА "НАШЕСТВИЕ"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. И. НОВИКОВА

найти другие работы автора

Одно из важнейших умений, необходимых современному человеку, - умение корректно и аргументированно высказывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение. Именно на выработку такого умения направлен данный урок.

Выбранная нами картина представляет собой благодатный материал для сочинения на дискуссионную тему. Она символична, а используемые в ней символы возможно трактовать и читать по-разному. Кроме того, тема сочинения сформулирована таким образом, что она имеет неоднозначный, дискуссионный характер: "Можно ли назвать картину К. Васильева "Нашествие" живописным протестом против войны?". С положением, заключенным в названии, можно согласиться, но можно и поспорить, что предоставляет восьмиклассникам широкие возможности для определения своей позиции и изложения ее в тексте сочинения.

Картина посвящена событиям Великой Отечественной войны. Память о них должна жить в сознании людей для того, чтобы вырабатывалось неприятие войны как таковой. Для нынешних восьмиклассников события Великой Отечественной войны - история, и важно сохранять и активизировать историческую память как дань уважения к погибшим, как преклонение перед героями, почтение к тем, кто выжил в этой страшной войне, как неприятие фашизма, несущего смерть и разрушения.

Особенностью данного урока является то, что важным элементом работы над картиной является анализ ее названия - концепта "нашествие", что позволяет учащимся более глубоко и полно прочувствовать замысел художника, понять его, а затем отразить в размышлениях на предложенную тему.

Оборудование урока: - репродукция картины К. Васильева "Нашествие";

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

- отрывок из книги А. Доронина "Руси волшебная палитра" (раздаточный материал);

- репродукции картин К. Васильева "Встреча у окна", "У ворот", "Северный орел", "Ожидание", "Парад 41-го", "Прощание славянки", из композиций цикла "Русь былинная" и других.

Ход урока

Вступительное слово учителя

- Поэт А. Твардовский в стихотворении 1944 г. так поэтически охарактеризовал слово война:


Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет...




Как вы думаете, почему такие разноплановые характеристики дал поэт слову "война" (жестокое, печальное и... святое)! (То, что слово жестокое и печальное - это понятно, так как война - это зло, на войне гибнут люди, она приносит горе и несчастье в каждый дом и никого не щадит. А святое, вероятно, потому, что за этим словом стоит память о павших защитниках Родины, скорбная и святая.)

- Мы говорим об этом слове не случайно. Сегодня на уроке нам придется вспомнить о войне, потому что мы будем работать с картиной художника К. Васильева, которая посвящена прошедшей Великой Отечественной войне.

Рассказ о художнике.

Родился Константин Васильев 3 сентября 1942 года в городе Майкопе. Детство, юность и зрелые годы прошли в небольшом поселке Васильево, недалеко от Казани.

С ранних лет мальчик стремился к рисованию, а когда ему исполнилось 11 лет, он сдал вступительные экзамены и поступил в Московскую среднюю художественную школу-интернат имени В. И. Сурикова. Затем он продолжает учебу в Казанском художественном училище, где учится на театрального декоратора. Дипломной работой художника стали эскизы к драме А. Н. Островского "Снегурочка". Закончив училище с отличием, он не останавливается на достигнутом, а продолжает искать свой стиль, свой путь в живописи.

В ранних произведениях он обращается к фольклору и пишет цикл картин "Русь былинная".

Другая тема, которая была близка художнику, - нравственная природа человека. Высокими человеческими чувствами преисполнены его картины "Встреча у окна", "У ворот", "Северный орел", "Ожидание" и другие.

Особое место в творчестве К. Васильева, рожденного в годы военного лихолетья, занимают картины о войне. Они словно продолжают созданный автором цикл о богатырях русских. Он пишет картины "Парад 41-го", "Тоска по Родине", "Прощание славянки", "Маршал Советского Союза Г. К. Жуков", "Нашествие"...

Трагический случай оборвал жизнь молодого талантливого художника, прожившего всего 34 года, но его жизнь продолжается в картинах, которые он успел подарить людям.

Рассмотрим его картину "Нашествие".

Беседа по картине.

- Картина называется "Нашествие". Что такое нашествие? (Нашествие - это вторжение неприятеля в страну.)

- Мы определили лексическое значение слова, но его смысл всегда гораздо глубже. Как вы думаете, почему художник выбрал именно это слово для своего произведения, а не назвал картину просто - "Война"? (В слове "война", как мы уже говорили, есть и что-то жестокое, и печальное, но в то же время святое. В слове "нашествие" святости нет.)

- А что есть в этом слове? ("Есть грубая бессмысленная сила". "В нем есть что-то неудержимое, неосознанное, почти стихийное". "Слово "нашествие" какое-то неотвратимое. Оно означает что-то, что трудно остановить".)

- Какие синонимы вы могли бы подобрать к слову нашествие? (Вторжение, интервенция, агрессия.)

- Почему не эти слова выбрал художник? (Наверное, потому, что в каждом из синонимов есть что-то осознаваемое, управляемое, а в "нашествии" больше стихийности, неуправляемой злобной силы.)

- Мы лучше почувствуем особенность этого слова, если вспомним, в каких словосочетаниях оно употребляется в русском языке. Приведите примеры

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

знакомых вам и наиболее часто встречающихся словосочетаний с этим словом. (Татаро-монгольское нашествие. Нашествие Наполеона. Нашествие вражеских орд. Нашествие саранчи на поля...)

- Верно. Чаще всего слово употребляется именно в этих выражениях. Произнося их, мы понимаем, что речь идет о чем-то неотвратимом, о чем-то сильном и страшном. Вспомните, как охарактеризовал слово война Твардовский. А как бы вы охарактеризовали слово нашествие? Оно светлое или мрачное, тихое или громкое, дружественное или враждебное? ("Это мрачное, тяжелое, какое-то давящее слово". "Тихое, предательское слово, как будто оно обозначает то, что происходит исподтишка".)

- А какого... цвета это слово? ("Темное". "Черное". "Темно-серое". "Грязно-синее".)

- Теперь, когда мы столько увидели в слове-названии картины, всмотритесь в саму картину. Что необычного в ее цветовом решении? (Она не яркая, не многоцветная, в ней всего два основных цвета: серый различных оттенков и белый.)

- Действительно, картина названа серым словом, и в самом полотне преобладает серый цвет. Подумаем, случайно ли это, для чего поразмышляем над словом серый. Скажите, что окрашено в серый цвет? (Земля, пепел костра, грозовые тучи.)

- Но серый цвет окрашивает не только предметы. Давайте подберем синонимы к слову серый в различных словосочетаниях:

(серое настроение - ... плохое, грустное настроение;

серый день - ... пасмурный, чаще дождливый день;

серое лицо - ... бледное, с землистым оттенком;

серая жизнь - ... посредственная, ничем не замечательная жизнь;

серый человек - ...малокультурный, необразованный человек).

Итак, серый цвет - это цвет печали и грусти в нашей жизни. Наверное, далеко не случайно, что и название картины, и ее основной тон - серые. Этот цвет задает определенное настроение, с которым мы воспринимаем содержание картины. Какое же это настроение? (Тяжелое, гнетущее.)

- Мы пока не говорили о композиции картины и ее содержании. Что же на ней изображено? (Картина поделена на две части. Справа изображены полчища захватчиков. Их так много, что не видно конца. Слева - руины храма. Над храмом и головами захватчиков - серое с синеватыми и грязно-фиолетовыми разводами небо. В разрыве туч - холодный, бледный, какой-то мертвенный свет, освещающий трагедию.)

- Соответствует ли содержание тому настроению, которое мы с вами определили и которое, как мы выяснили, задается названием и цветом? (Соответствует.)

- Известно, что художник не раз менял замысел картины и, соответственно, ее композицию. Прочитайте отрывок из книги А. Доронина "Руси волшебная палитра", в котором рассказывается об этом:

Художник долго вынашивал замысел картины и не один раз переписывал начатое. Первоначально это была многофигурная композиция с изображением отчаянной битвы тевтонов со славянами. Но, постепенно сфокусировав главную идею и переведя конфликт в план идейно-символический, Васильев упразднил батальные сцены, заменяя их как бы двумя сконцентрированными духовно противоборствующими силами.

На холсте остаются лишь два символа. С одной стороны стоит остов разрушенного Успенского собора Киево-Печерской лавры с немногими сохранившимися на нем ликами святых, которые поют сомкнутыми губами неслышимые нами, но какие-то грозные гимны. А с другой - мимо проходит, извиваясь змеей и размеренно чеканя шаг, железная колонна разрушителей....

- Каков был первоначальный замысел картины? (Сначала художник создал многофигурную композицию, представляющую батальную сцену битвы тевтонов и славян.) Представим себе это в виде схемы:



стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

- Как изменился замысел и композиция картины? (Художник показал две духовно противоборствующие силы: с одной стороны - разрушенный собор с ликами святых, с другой - захватчики.) Покажем это схематически:



- В тексте сказано, что эти силы - символы. Как вы понимаете слово символ? (Символ - это то, что служит условным знаком какого-то отвлеченного понятия, например голубь - символ мира.)

- Что лее символизируют эти силы на картине? (Добро и Мир, Зло и Войну.) Мы можем это показать на нашей схеме:



- Наши рассуждения находят подтверждение в книге А. Доронина, который писал: "...в мощном символическом контексте сталкиваются в исполинской борьбе два извечных противоборствующих начала - Добро и Зло, которые имеют конкретную земную форму: Мы и Они".

- Когда идет борьба реальная, противоборствуют зримые силы (те же тевтоны и славяне), все понятно, а как понять: духовно противоборствующие силы? (Здесь тоже есть столкновение, но в нем побеждают не мечи или другое оружие, а сила духа.)

- Рассмотрим более внимательно, как изобразил художник духовное противостояние Добра и Зла, какую реальную форму приняли эти понятия на картине. Символ Зла, как мы сказали, - захватчики. Как изобразил их художник? (Это сплошная серая масса, одинаковые лица, одинаковое выражение лиц, одинаковые каски и форма.)

- Самое главное вы заметили - одинаковость. Все захватчики на одно лицо, у них нет индивидуальности, нет чувств, мыслей, настроений. Они - единое целое. Они - нашествие. Говорят, глаза - зеркало души человека. Показана ли душа у тех человеческих фигур, которые мы видим на картине? (Мы не видим их души, как не видим их глаз, которые скрыты низко надвинутыми касками.)

- Как вы считаете, случайно ли художник не показывает нам глаза захватчиков? (Может быть, он хотел показать как раз отсутствие души тех, кто участвует в нашествии, их бездушие.)

- Глаза человека предназначены для того, чтобы видеть. Видят ли захватчики то, что они делают? (Создается такое впечатление, когда смотришь на картину, что они этого не видят.)

- Наверное, именно о такой силе в русском языке говорится - слепая сила. Сила, которая не ведает, что творит, не видит, что делает. Результат деяний этой силы - слева. Что же мы видим? (Мы видим разрушенный храм, видим обломки стены с ликами святых. Кое-где сохранился орнамент, которым был украшен храм, но в основном его стены превратились в пыль и камни...)

- Попробуйте представить себе, как мог выглядеть этот храм до разрушения. ("Я думаю, что это был традиционный для Руси белый храм с золотыми куполами-луковицами и крестами на куполах". "Я представляю себе белый храм на фоне чистого мирного голубого неба. Его купола поблескивают на солнце. На колокольне - колокола...")

- Такую или подобную картину, наверное, видел не один раз и сам художник. Но он пишет разрушенный храм - храм, лишенный былой красоты и величия. Как вы думаете, какие чувства он испытывает? ("Наверное, боль за поруганную святыню". "Желание остановить нашествие, чтобы никогда больше и ничего захватчики не могли разрушить". "Быть может, он думал о том, что нельзя забывать войну, так как то, что было, не должно повториться". "Художник испытывал горечь и боль, так как писал храм, который создавался

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

на века, но был разрушен безжалостной силой".)

- Если вспомнить нашу историю, то, всякий раз, когда враги нападали на русскую землю, они в первую очередь уничтожали, разрушали именно храмы. Как вы думаете, почему? ("Каждый храм - это святыня для человека, место, в котором люди искали моральной поддержки, утешения". "Русские храмы - часть культуры нашего народа". "Каждый храм - это часть истории народа, так как на Руси возводили храмы в честь каких-то событий в истории".)

- Храм, который мы видим на полотне Васильева, разрушен. Как вы думаете, случайно ли художник показывает нам фигуры святых неповрежденными, целыми? ("Я думаю, что это не случайно. Святые - это немые свидетели произошедшего". "Мне кажется, что художник специально показал нам, что они уцелели, потому что эти фигуры символизируют духовную силу народа, который все вынесет и возродится снова". "Я думаю, что они не просто святые, они судьи, которые все видят, все запоминают, все, что происходит, оценивают".)

- Наверное, здесь любое понимание будет правильным. Когда вы смотрите на картину, она не диктует вам единственно верный ответ, но настраивает на определенную волну. Мы с вами настроены на волну высшей справедливости, которая восторжествует, в непоколебимую силу народа, который все перенесет и выстоит. Все это смог передать нам художник. Почему же мы так уверены в силе, справедливости, конечной победе над нашествием? (Когда мы смотрим на картину, то не возникает чувства страха. Мы не боимся нашествия, какую бы огромную силу оно ни представляло. Есть чувство боли за разрушенный храм, за погубленные жизни, но страха нет. Это нашествие, как и все остальные, тоже захлебнется. Свидетели этого - святые, которые смогли уцелеть в страшном разрушении.)

- Есть такое пожелание у людей: пожелание мирного неба над головой. Можно ли небо на картине Васильева назвать мирным? (Нет, это не мирное небо. Это небо, которое видит результат нашествия и скорбит вместе со всеми.)

- Каким нам показывает небо войны художник? (Оно выполнено теми же красками, что и вся картина. Темные серые тона, грязно-синие и фиолетовые переливы делают его еще более мрачным.)

- Как бы вы охарактеризовали просвет на небе? ("Это мертвенный, никого не согревающий свет"; "Свет холодный, серебристо-серый. Он освещает трагедию, словно показывая: смотрите, помните, этого нельзя забывать".)

- Можно ли простить то, что происходит на картине, оправдать это нашествие? (Ему нет оправдания и прощения.)

- Какие чувства, мысли возникают у вас, когда вы смотрите на картину К. Васильева? ("Я чувствую боль от увиденной трагедии и радость, что тогда, шестьдесят лет назад, нашествие фашистов было остановлено и мы можем спать под мирным небом. Но эта картина, как заноза, она словно напоминает: так было, это может повториться, нашествие возможно во все времена..."; "Я думаю о том, что война - страшное зло, и для того чтобы понять это, достаточно посмотреть на скорбные лики святых на картине. Я хочу, чтобы войны не было на земле, не было боли и разрушений, чтобы нашествие не повторилось больше никогда".)

- Действительно, сила художника в том, что он, показывая нам трагические страницы истории, передал свою боль за поруганные святыни, а кроме того, помог каждому из нас, кто не пережил войну, почувствовать ее зловещее дыхание, задуматься о будущем, сделать все для того, чтобы война никогда не повторилась.

Словарно-стилистическая работа.

Учащимся предлагается выполнить ряд заданий:

1. Подберите антонимы к словам и подумайте, с какими существительными их можно использовать в тексте сочинения:

Позитивный, положительный - ... (негативный, отрицательный; отрицательное отношение к войне, к нашествию).

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

2. Какое слово из двух синонимичных больше подойдет к стилю вашего сочинения: негативный или отрицательный? (Отрицательный, так как первое слово носит научный или официальный характер.)

3. Подберите определения к словам облака (какие?) - ... (легкие, воздушные, летящие, невесомые, белые...);

тучи (какие?) - ... (тяжелые, мрачные, свинцовые, грозовые...)

Выберите словосочетания, которые помогут описать детали картины.

4. Подберите синонимы к словам захватчики - ... (завоеватели, агрессоры, полчища врагов...)

руины - ... (развалины).

5. Выберите из ряда синонимов слова, которые стилистически верно помогут вам охарактеризовать детали картины:

лицо - лих - застывшая маска. Составьте простые предложения с выбранными словами.

6. При перечислении аргументов, приводимых в доказательство своих мыслей, можно воспользоваться специальными словами. Продолжите их ряд:

во-первых... (во-вторых, в третьих...);

сначала ... (кроме того, еще одно, наконец...)

Составьте несколько предложений с вводными словами.

7. Подберите вводные выражения, которые позволят вам указать на то, что вы высказываете собственные мысли:

Я думаю ... (я считаю, мне кажется, я полагаю...)

Составьте предложение с одним из выбранных выражений.

8. Запишите вводные слова, которые смягчают категоричность суждений (возможно, вероятно, наверное, скорее всего...)

Составьте предложение с одним из выбранных слов.

9. Продолжите предложения так, чтобы получились простые распространенные предложения с однородными членами:

Слово "нашествие" обозначает...

Нашествие несет людям...

В картине преобладают...

Работа над текстом сочинения.

- Наша задача - написать сочинение на дискуссионную тему. Предлагаемая тема "Можно ли назвать картину К. Васильева "Нашествие" живописным протестом против войны?" Но сначала разберемся с понятием "дискуссия". Как вы понимаете это слово? (Дискуссия - это обсуждение какого-то вопроса.)

- Раз дискуссия - это обсуждение, следовательно, по одному и тому же вопросу могут быть высказаны отличающиеся друг от друга точки зрения, а иногда противоположные. Означает ли это, что какая-то из них неправильная? (Наверное, в дискуссии каждый может высказывать свое мнение.)

- Верно. Каждый имеет право высказать свое мнение. Главное требование - доказательность, убедительность изложения ваших мыслей. Причем в сочинении у вас может быть воображаемый противник, с которым вы спорите, доказывая свою правоту, пытаясь убедить его в правильности своего мнения (так называемые доказательства от противного). Давайте попробуем высказать свое мнение, определить позицию по предложенной теме. ("Я считаю, что эту картину можно назвать живописным протестом против войны. В качестве доказательства я бы привела название, цветовое решение картины и рассказала о ее содержании". "Мне кажется, что это чересчур прямолинейно. Я бы сказал, что картина художника - это его дань памяти прошлому своего народа". "Мне кажется, что картина не протест, а напоминание о том, что было...") Таким образом, ваше сочинение может представлять собой как положительный (да, может), так и отрицательный ответ на предложенный в теме сочинения вопрос.

- Каков будет основной тип речи, используемый в сочинении? (Рассуждение.)

- Вспомните, какова структура рассуждения. (Выдвигается тезис, приводятся доказательства, аргументы, в конце подводится итог, делается вывод.)

- Каким будет ваш тезис? ("Тезис - это краткая формулировка основной мысли сочинения. Я считаю, что картину художника можно назвать протес-

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

том против войны". "Я думаю, что эта картина написана не ради протеста, она - дань памяти прошедшей войне".)

- Как вы будете эти тезисы доказывать? (С помощью анализа названия картины, цветовой гаммы, выбранной художником, композиции, содержания картины.)

- Будете ли вы использовать при доказательстве тезиса описание как тип речи? (Да, описание картины нам будет нужно, чтобы через краски и содержание доказать свою мысль.)

- Что представляет собой вывод сочинения? (Это своеобразный итог рассуждений, высказывание чувств, мыслей, вызванных картиной.)

- Какой стиль вы выберете для своего сочинения? (Публицистический стиль.)

- Вспомните и назовите основные признаки этого стиля. (Цель текста, написанного в публицистическом стиле - воздействие на слушателей и читателей посредством выражения своего мнения. Основная форма - монолог. Лексика используется самая разнообразная: нейтральная, сниженная или высокая в зависимости от цели высказывания. Текст публицистического стиля, как правило, эмоционален. Кроме того, используются разнообразные изобразительные средства языка для создания яркости и большей образности текста. Разнообразны морфологические и синтаксические средства текста.)

Составление плана сочинения (можно предложить учащимися самостоятельно составить схему плана):

1. Тезис: картина как протест против войны. (Картина - дань памяти погибшим в войне.)

2. Доказательства - особенности картины:

а) название;

б) цветовая гамма;

в) композиция и содержание картины.

3. Вывод.

Задание на дом. Написать сочинение-рассуждение на тему дискуссионного характера "Можно ли картину К. Васильева "Нашествие" считать живописным протестом против войны?"

стр. 60


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Л. И. НОВИКОВА, СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ ПО КАРТИНЕ К. ВАСИЛЬЕВА "НАШЕСТВИЕ" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207223319&archive=1207225877 (дата обращения: 23.11.2017).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии