УРОК ПО ТЕМЕ "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ Е-И В ПРИСТАВКАХ ПРЕ-, ПРИ-"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© И. В. СОРОКИНА

Цели для учителя

Отработка навыка правописания букв е-и в приставках пре-, при-;

- формирование орфографической зоркости;

- отработка навыков словообразовательного разбора и разбора слов по составу;

- формирование у учащихся логического мышления;

- развитие монологической речи учащихся;

- эстетическое развитие учащихся на основе художественных тестов.

Цели для учащихся

В конце темы учащиеся должны знать:

- правило правописания букв е-и в приставках пре-, при-;

- значение слов с изученными приставками.

В конце темы учащиеся должны уметь:

- правильно писать слова с изученной орфограммой;

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

- графически обозначать изученную орфограмму;

- разбирать по составу слова, начинающиеся с пре-, при-;

- производить их словообразовательный разбор;

- употреблять в речи слова, имеющие в своем составе пре-, при- в начале слова, в соответствии с их лексическим значением.

Ход урока

Цели и задачи урока (1 - 2 мин.)

1.

Цели. Повторить правило правописания гласных в приставках пре-, при-; уметь привести примеры на данное правило (5 - 7 мин.).

Работа в парах

Расскажите своему партнеру правило правописания букв е-и в приставках пре-, при-, затем поменяйтесь ролями.

Общеклассная работа

Прочитайте отрывок из художественного текста, содержащий слово с данной орфограммой, выслушайте ответ одноклассника, объясняющего правописание данного слова, оцените правильность ответа.

(Задание подготовить, тексты учащиеся получали на дом.)

Индивидуальная работа (выполняется в тетрадях; тексты проецируются на экран через графопроектор).

Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их правописание.

Приведите свои примеры слов с такими же значениями приставок.


Мох не пр...поднят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей,
Около пня не блестит
Пурпур брусничных кистей.

(Майков)

Над не...ступной крутизной
Повис туманный небосклон;
Там гор зубчатою стеною
От юга север отделен.

(А. Толстой)

Я пришел к тебе с при...ветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.

(А. Фет)




Проверьте свою работу по ключу N 1.

Работа в группах (5 - 7 мин.)

2.

Цели. Закрепить навык практического применения правила правописания гласных в приставках пре-, при-.

Уметь отличать слова с приставками пре-, при- от слов с другим составом.

Закрепить навыки разбора слов по составу и словообразовательного разбора.

Вставьте пропущенные буквы (выполняется в тетради).

1. Укажите "лишнее" слово, исходя из значения, которое слову придает приставка.

Пр...ползти, пр...ломиться, пр...бежать, пр...косновение.

2. Установите соответствия между способами образования слов и данными словами.

Работа в группах

* Произведите словообразовательный разбор слов. Приведите свои примеры слов, образованных такими же способами.

А. Приставочный
1. Привоз

Б. Суффиксальный
2. Прибрежный

В. Приставочно-суффиксальный
3. Преогромный

Г. Бессуффиксный
4. Приложение






Проверьте свою работу по ключу N 2.

3. Работа с текстом (8 - 10 мин. Работа выполняется на данном листе)

Цели. Уметь применять на практике изученное правило, уметь графически обозначать изученную орфограмму. Уметь определять слово по его лексическому значению.

Вставьте буквы, графически обозначьте орфограммы.

Прогулка по осеннему лесу - удивительное пр...ключение. Как красиво и загадочно вокруг! Если, гуляя по лесу, ты будешь внимательно пр...сматриваться и пр...лушиваться, то лес подарит тебе множество пр...ятных впечатлений. До

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

чего, напр...мер, интересно наблюдать за падающей листвой! Налетит порыв ветра, вздрогнут листья, оторвутся от веток и полетят непр...рывным ярким потоком. Бордовые, оранжевые, коричневые и желтые-пр...желтые листья покрыли землю, шуршат под ногами, словно приговаривают: "Осень пр...шла, осень..."

Течет, пр...одолевая пр...грады, вода в лесном ручье, поет свою песенку. Пр...касаются к воде ветви пр...брежной ивы, а тоненькие побеги орешника пр...гнулись, всматриваются в прозрачную голубизну, пр...глашают и тебя полюбоваться ее красотой.

Много тайн пр...открылось тебе, и, уходя, ты говоришь: "Спасибо тебе, лес, за пр...красный день!"

Дополнительные задания

Индивидуальная работа (выполняется в тетрадях).

Уровень задания и вариант (А, Б) выбирают учащиеся.

Уровень 1. Найдите в тексте слова по лексическому значению.

а) Происшествие, неожиданный случай в жизни.

б) Напрячь внимание, слух, чтобы услышать что-то.

в) Сопровождать что-то словами.

Уровень 2А. Запишите слова со следующими лексическими значениями.

а) Очень высоко ценить, слишком расхваливать.

б) Придать иной вид, перевести в другое состояние.

в) Занимать господствующее положение, превосходить размером, числом.

Проверьте работу по ключу N 3. Оцените свою работу.

Уровень 2Б. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Какие слова вы не можете записать, не зная контекста? Определите возможные значения этих слов, в случае необходимости пользуйтесь словарем. Составьте с данными словами предложения так, чтобы был понятен их смысл.

Пр...чудливый, пр...дать, пр...ходящий, пр...крутить, пр...неприятный. Проверьте свою работу по ключу N 4. Оцените свою работу.

4. Работа с рисунками, изображающими фразеологизмы (5 - 7 мин. Общеклассная устная работа)

Цель. Знать фразеологические обороты, уметь употреблять их в речи.

Рассмотрите рисунки. Какие фразеологизмы имели в виду художники?

Индивидуальная работа (выполняется в тетради).

Запишите эти фразеологизмы, составьте с ними предложения, определите, каким членом предложения они являются.

5. Подведение итогов урока (1 - 2 мин.)

6. Тест (8 - 10 мин.)

Цель. Проверить знания учащихся по изученной теме.

I. Установите соответствия между значениями, которые придает слову приставка, и приведенными словами

А. Значение близости
1. пр...усадебный

Б. Значение неполного действия
2. пр...поднять

В. Сходно со значением приставки пере-
3. пр...открыть

4. пр...рвать






II. Укажите слово с приставкой пре-

1. пр...дел 2. пр...задуматься 3. представлять 4. пр...быстрый.

III. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

1. презабавный 2. пригорок 3. пристроился 4. предложение.

IV. Найдите ошибки

1) прибить - пишется и, так как приставка со значением присоединения;

2) предназначать - в слове приставка пред-;

3) прескакать - пишется е, так как приставка близка к пере-;

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

4.) предание - синонимично слову предательство.

V. Объясните значение слов и составьте с ними предложения:

пребывать_________________

прибыть_________________

Ключи

Ключ N 1

Приподнят (неполн. дейст.)

неприступный (приближ.)

пришел (приближ.) привет

Ключ N 2

1. Преломиться (сходно со значением приставки пере-)

2.

А3
привоз ← привозить

Б4
прибрежный ← берег

В2
преогромный ← огромный

Г1
приложение ← приложить






Ключ N 3

Приключение, присматриваться, прислушиваться, приятный, например, непрерывный, желтые-прежелтые, приговаривать, пришла, преодолевая, преграда, прикасаются, прибрежный, пригнулись, приглашают, приоткрылось, прекрасный.

Уровень I

а) приключение, б) прислушаться, в) приговаривать.

Уровень II

а) превознести, б) превратить, в) преобладать

Нормы оценок

Нет орфографических ошибок и верно определены слова по их лексическим значениям - "5".

1 - 2 орфографические ошибки, 1 слово неверно определено - "4", 3 орфографические ошибки, 1 слово неверно определено - "3", большее количество ошибок - "2".

Ключ N 4

Причудливый, предать и придать, преходящий и приходящий, прикрутить, пренеприятный.

Придать - сделать каким-либо по виду, характеру; усилить, прибавить.

Предать - изменить, нарушить верность.

Преходящий - временный, недолговечный.

Приходящий - являющийся куда-нибудь на время для выполнения каких-либо обязанностей.

Нормы оценок

Нет орфографических ошибок и верно определены значения слов - "5".

1 орфографическая ошибка и 1 неверно определенное значение слова - "4".

1 орфографическая ошибка и значения 2-х слов определены неверно - "3".

Большее количество ошибок - "2".

Ключ к тексту.

I. А1;

Б2, 3;

В4.

II. 4.

III. 2.

IV. 3, 4.

V. "Пребывать" - находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии. (Пребывать в горах.)

"Прибывать"

1) Прийти, приехать (поезд прибывает к станции).

2) Увеличиться, умножиться (вода прибывает).

стр. 53


Похожие публикации:



Цитирование документа:

И. В. СОРОКИНА, УРОК ПО ТЕМЕ "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ Е-И В ПРИСТАВКАХ ПРЕ-, ПРИ-" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207223286&archive=1207225877 (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии