СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В ТАТАРСТАНЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© А. Ю. ХАБУТДИНОВ, М. М. ХАБУТДИНОВА

Третий номер журнала "Русская словесность" за 2006 год для нашей редакции, надеемся, и для наших читателей - исторический. Этот номер - первый региональный. В нем представлены статьи, авторы которых - ученые, методисты, учителя Республики Татарстан. Выбор, как вы понимаете, для первого регионального номера неслучаен. Вклад специалистов из Татарии еще с советских времен в российскую педагогическую копилку трудно переоценить. Сегодня, когда многое в нашей российской жизни распалось на две трудно сопоставимые области - внутри Садового кольца и за его пределами, - особенно важно показать многополярность живой методической мысли, особенности каждой методической школы со всеми ее особенностями, с тем, что творит она опытом, талантом, профессиональной культурой специалистов разных поколений. Наш журнал гордится широкой географией своих авторов, от Магадана до Калининграда, от мегаполисов до маленьких деревушек. Но никто не отменял и не сможет отменить понятие центра.

Одним из таких центров и является Республика Татарстан. Опыт педагогов-русистов из этой республики и общеинтересен, и уникален. Вернее, потому и интересен всем, что по-настоящему уникален.

Среди публикуемых материалов есть и такие, которые представляют в большей мере интерес для национальной школы. Но этот, казалось бы, специфический материал, на наш взгляд, должен быть востребован всеми: он заставит учителей в Смоленске и Якутске, Архангельске и Элисте, задуматься о менталитете наших школьников, искать и находить новые подходы к подаче учебного материала. Региональные номера, которые мы обязательно сделаем регулярными, позволят осмыслить успехи отдельной школы в контексте российского образования. Наши коллеги из Республики Татарстан, надеемся, продемонстрировали, что нужно сделать для того, чтобы современный ребенок осознавал себя гражданином Татарстана, гражданином России, гражданином мира. Другого пути к миру и согласию у нас сегодня нет.

И этот путь начинается с уроков. В данном случае - с уроков русского и татарского языков, русской и татарской литературы.

Республика Татарстан и ее столица Казань демонстрируют пример многовекового взаимодействия прежде всего мусульманской татарской и православной русской культур. Празднование 1000-летия Казани и проходивший в его рамках саммит стран СНГ отчетливо выявил евразийское положение Казани, ее периодически возникающую связующую роль для былых пространств Российской империи и СССР. Впрочем, юбилей всего лишь дал представление о некоторых аспектах жизни Татарстана и Казани, но не привел к значительным изменениям. В целом же в последнее пятнадцатилетие в республике увеличивается, прежде всего, роль религиозного и национального фактора. И в этой статье мы постараемся уделить внимание тем изменениям в социально-культурной ситуации в РТ, которые получили максимальное развитие в последние годы. Вместе с тем не стоит забывать, что, несмотря на все особенности, республика является одним из регионов Федерации и ее развитие в целом находится в рамках общероссийских тенденций.

Если учесть, что ислам начал распространение в Поволжье в середине VIII века, в эпоху Хазарского каганата, а проникновение христианства в Поволжье преимущественно связано с крещением Руси в 988 г., то мы получаем почти тысячелетний опыт взаимодействия этих цивилизаций. Старейшая мечеть Татарстана в Биляре относится к X веку, а старейшие церкви и соборы - к середине XVI века. Эти архитектурные сооружения - свидетели расцвета тюрко-татарской и русской цивилизаций. Для татарской культуры региона мы можем выделить три периода расцвета:

1. Булгарский - XII - 1-я треть XIII в., ассоциируемый прежде всего с именем Кул Гали и его поэмы "Кыйсса-и-Юсуф", ставшей морально-нравственным кодексом мусульман-татар.

2. Золото-ордынско-казанский - середина ХР/-XVI в., связанный с тюркской литературой Поволжья и расцветом средневековой поэтической традиции.

3. Классический - конец XVIII - начало XX в., когда мусульманская философская и литературная традиция критически осваивает концепции и жанры

стр. 2


--------------------------------------------------------------------------------

Нового времени в европейской культурной традиции, в лице прежде всего русской цивилизации.

Третий период стал временем не только расцвета русской литературы, но и зарождения целой плеяды ее классиков, тесно связанных с Казанью: Державина, Каменева, Лажечникова, Льва Толстого, Мельникова-Печерского, Боборыкина, Чирикова, Горького, Хлебникова, Алексея Толстого1 . Образ Казани в русской литературе традиционно связан с высокими жанрами: одой, трагедией, эпосом. Это четко видно от "Арфы" Державина и "Громвала" Каменева до "Крутого маршрута" Гинзбург и "Жизни и судьбы" Гроссмана. Образ послевоенной Казани уже не встречается в классических произведениях русской литературы. Да и в татарской культурной традиции облик Казани связан прежде всего с кровавыми событиями: от бойни октября 1552 г. до "большого террора" 1937 г.2 В целом советская эпоха после 1930-х гг., по не понятным до конца причинам, оказалась немилосердна к Казани, и она перестала быть городом, где формировались классики как русской, так и татарской литератур.

В советскую эпоху Казань, бывшая до этого интеллектуальным центром для огромных территорий на Севере и Юге, все больше превращалась в столицу автономной республики, объединившей только четверть татар. Индустриализация и урбанизация все больше стали затрагивать титульное население. В 1920 г. в городах жили 8% населения (4% татар), в 1989 г. - 73% (63% татар). Сегодня, после бурных событий начала 1990-х, республика кажется одним из наиболее стабильных российских регионов, все более сосредоточивающимся на своих проблемах и все менее реагирующим на события извне. После массового возвращения прежде всего татар из Средней Азии (ок. 166 тыс. прибыло в 1989 - 2002 гг.) республика отличается все большей стабильностью населения. Несмотря на весьма скептическое отношение большинства населения к концепции татарстанизма (формирования особой общности татарстанцев), большинство молодого и среднего поколения свыклось с идеей, что их жизнь пройдет в Татарстане. Вхождение республики в первую десятку российских регионов по объему промышленного производства, количеству валового регионального продукта (ВРП) на душу населения и самой численности населения скорее подтверждает эти прогнозы. Несмотря на все кризисы перестроечной и постсоветской эпох, Татарстан с сентября 1989 г. управляется одним лидером - ныне президентом РТ М. Ш. Шаймиевым, твердо контролирующим систему власти, что добавляет стабильность в жизнь региона. Поэтому социально-культурная ситуация в Татарстане является одновременно стабильной в среднесрочном измерении, но и весьма отличающейся от ситуации любого предыдущего периода.

Нынешний образ жизни татарстанцев в огромной степени определяется урбанистической революцией 1950- 1970-хх гг., затронувшей не только регион Казани, но и большую часть территорий на Юго-Востоке, в районе традиционного проживания большинства татар республики. Сегодня татары по своей социальной структуре близки к русским, да и национальная интеллигенция Татарстана имеет явно более полиструктурный и более сходный с русской интеллигенцией состав, чем во многих других республиках. Это сходство проявляется в том, что у татар значительна доля производственной интеллигенции (по данным переписи 1989 г. - 44,7% в составе городской интеллигенции у татар и 49,8% у русских). Выявлена также возникшая в 1980-е гг. тенденция увеличения доли административно-управленческой интеллигенции у татар, а также интеллигенции художественно-творческой, преподавателей вузов, работников печати. К началу 1990-х гг. доля занятых в партийно-государственном аппарате у татар была более чем в полтора раза больше, чем у русских, так же как и доля художественно-творческой интеллигенции. В целом, по подсчетам исследовательской группы под руководством Л. Дробижевой, директора Института социологии РАН, доля татарской интеллигенции по сравнению с 1960-ми гг. выросла в два раза. При этом урбанизация татар СССР уже в 1959 г. достигла 42%, что сравнимо с процентом

стр. 3


--------------------------------------------------------------------------------

горожан марийцев и башкир к 1989 г. К 1989 г. численность татар-горожан достигла 65,79%. В Татарстане больше четверти татарского населения живет в центре субъекта Федерации, а еще около четверти - в других крупнейших индустриальных центрах: Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске. Русское население в результате затопления мест его расселения (после 1952 г.) по берегам больших рек и миграций из пригородных поселений в города все больше превращается в чисто городское население. Характерно, что уже по результатам переписи 1989 г., население Казани превышает все сельское население республики.

В целом в РФ численность населения в мусульманских республиках увеличивается. Даже в давшей наименьший процентный прирост Республике Татарстан оно увеличилось в 1989 - 2002 гг. с 3 млн. 641 тыс. до 3 млн. 779 тыс. при росте татарской общины на 250 тыс. человек. Теперь уже два крупнейших региона ПФО: Татарстан и Башкортостан имеют мусульманские общины, превышающие 2 миллиона человек. Русское население РТ уменьшилось с 1 млн. 575 тыс. до 1 млн. 492. тыс. преимущественно за счет естественной убыли наделения. Однако исчерпание резервов миграционного роста приводит к наметившейся тенденции сокращения населения. В январе - сентябре 2005 г. в РТ родилось 27714 человек, умерло 39 099 человек. Естественная убыль населения составила 11385 человек3 .

Уже по данным микропереписи 1994 г., среди титульного населения Республики Татарстан приостановился процесс ассимиляции. В результате принятых мер, по данным переписи 2002 г., из 2 млн. 116 татар и 18 тыс. 760 кряшен РТ родным языком владеют 2014517. В Приволжском Федеральном округе (ПФО) на 4063720 этнических татар имеется 4355618 человек, владеющих татарским языком. В Башкортостане на 990702 татар (по результатам переписи 2002 г.) приходится 1396947 человек, владеющих татарским языком, а из 1221302 башкир только 1056871 человек владеет башкирским языком. Таким образом, седьмая часть населения ПФО и абсолютное большинство мусульман округа владеют татарским языком. Конечно, уровень владения родным языком бывает весьма разным, но татары сохраняют верность своему языку и этнокультурной идентичности4 .

Интегративный потенциал татарского языка слабо используется. Со времен Екатерины II он преподавался в гимназиях и военно-учебных заведениях от Владикавказа до Омска. Николай I, приехав во Владикавказ, дал чиновникам только один совет: "Учите татарский!" К сожалению, в 1860-е гг. преподавание татарского языка было изъято из программы государственных учебных заведений. Советский режим вначале поддерживал реформирование грамматик и словарного состава тюркских языков азиатской части СССР по татарскому образцу в целях облегчения проникновения государственной идеологии. В результате татарский язык к 1960-м гг. стал одним из 14 мировых языков. Но в годы застоя была выдвинута доктрина "слияния наций", проводившаяся в жизнь прежде всего в автономиях. В итоге татарский язык и культура потеряли свои интегративные функции для других тюркских языков СССР, что лишь помогло развалу СССР и победному шествию на его былых пространствах турецкого языка5 .

В 2003/2004 учебном году, по данным Минпроса, в Татарстане 51% детей-татар обучалось на родном языке (65,6% на селе, 39% в городе). Это является большим прогрессом, так как в 1992/1993 учебном году в Татарстане лишь 20% детей-татар (7% в городе) обучалось на родном языке. В конце 1980-х гг. национальные школы отсутствовали в индустриальных городах республики. В 2003/2004 учебном году в первые татарские классы поступило 58% детей-татар. Впрочем, это не означает падение уровня знания русского языка: по переписи 2002 г., о владении им заявили 1 858 238 татар республики (92,9%). В Республике Татарстан одновременно действовало 19 школ (260 классов) с этнокультурным компонентом (146 чувашских, 44 удмуртских, 23 марийских, 4 мордовских).

Высшее и среднее профессиональное образование традиционно остается рус-

стр. 4


--------------------------------------------------------------------------------

скоязычным, однако и здесь наметились изменения. В вузах РТ профессиональное высшее образование на татарском языке получают около 8,5 тысяч студентов (10%), около одной тысячи из них в инженерно-технических вузах. Хуже обстоит ситуация с профессиональным образованием, так как там только около 2000 учащихся (4%) изучают 15 специальных предметов на татарском языке.

В соответствии с законодательством в масштабах всей России основой языковой политики сегодня является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия. Ведь двуязычие - это важнейший аспект общечеловеческой культуры, ибо оно стыкует разные языки и, стало быть, разные формы мышления и, следовательно, разные мироощущения. Федеральная программа "Русский язык" на 2001 - 2005 годы нацелена не столько на усовершенствование сложившегося содержания и подходов к обучению русскому языку, сколько на обеспечение всестороннего развития и распространения русского языка в Российской Федерации, укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения. Разработанная на основе федеральной республиканская программа "Русский язык в Татарстане" позволит в дальнейшем реализовать целостное обучение родному и русскому языкам в аспекте диалога культур. По результатам Всероссийской переписи населения 2002 г., татары составляют более 53% жителей республики. Однако если, по данным переписи 2002 г., 92,9 % татарского населения Республики Татарстан указало на свободное владение русским языком, то лишь 1,1% русских свободно владеют татарским языком. Впрочем, по некоторым опросам, до двух третей нетатарского населения РТ признают определенную степень владения татарским языком. Это мало говорит о фактическом уровне владения языком (речь обычно идет о знании нескольких фраз), но показывает атмосферу мирного культурного сосуществования национальных общин.

Сложная ситуация сложилась с владением родным языком татарами, особенно в больших городах. Согласно некоторым социологическим исследованиям, в 2001 г. только 65,1% татар свободно владели татарским языком. За последние годы в основных городах республики процент татарского и русского населения практически сравнялся, татары составляют большинство среди студенчества, что способствует более частому использованию языка детьми и молодежью. Преподавание основ языка, литературы, истории и культуры татар в условиях непрекращающихся конфликтов на пространствах бывшего СССР является одним из механизмов сохранения мира и стабильности в республике. Не только сельчане, но и молодые горожане все чаще начинают говорить на обоих государственных языках, хотя уровень знания русского языка пока выше. Знание обоих языков и культур становится предметом гордости и показателем уровня интеллектуального развития. Двуязычие в республике превратилось в улицу с двусторонним движением.

На культурную ситуацию в республике оказывает влияние и религиозный фактор, преимущественно в лице ислама и православия. На 1 января 2005 г. в Республике Татарстан, по данным Главного управления МЮ РФ по РТ, зарегистрировано 1327 религиозных организаций, из них: 999 мусульманских, 225 православных РПЦ Московского Патриархата. С конца 1980-х гг. начался процесс массовой передачи республиканскими властями храмов верующим. Всего верующим в 1989 - 2000 гг. было возвращено более 100 культовых зданий, включая 28 мечетей и 69 церквей. В настоящее время местные власти оказывают значительное содействие вначале в землеотводе, а затем в строительстве православных комплексов в Казани и Набережных Челнах, собора в Альметьевске. Во всех этих городах главами администраций являются татары. Особое внимание в последнее десятилетие властями уделяется монастырскому строительству. В республике действуют 9 монастырей, из них мужских - 6, женских - 3 (8 в Казани и пригородах).

В этом году в рамках празднования 1000-летия Казани открытие мечети Кул-

стр. 5


--------------------------------------------------------------------------------

Шериф стало своеобразным прологом к вступлению России в Организацию Исламская Конференция (ОИК), а передача верующим Казанско-Богородицкого монастыря для хранения списка иконы Казанской Божьей Матери стала всероссийским событием. Президент РТ М. Шаймиев был удостоен патриархом Алексием II ордена Сергия Радонежского I степени6 .

В республике выстроена целая структура мусульманского образования. После прерывания традиции мусульманского образования у татар в 1920-е гг. с 1990-х гг. ряд шакирдов начали получать образование за рубежом. По некоторым данным, это около 200 человек из числа имамов РТ, в 2001 г. за границей находилось более 60 шакирдов из Татарстана. К сожалению, ряд зарубежных преподавателей оказались связаны с экстремистскими организациями, поэтому были высланы с территории РФ. Вот почему в последнее время наметилась тенденция к обучению шакирдов внутри России и к получению ими светского образования, особенно теми имамами, кто учился за рубежом. К сожалению, в РТ, несмотря на ряд попыток, не удалось наладить стабильного параллельного обучения шакирдов в светских гуманитарных вузах с целью повышения их уровня адаптации к современным условиям. Количество обучаемых шакирдов и преподавателей в профессиональных медресе РТ на начало 2004/2005 учебного года составило 1237 шакирдов и 143 преподавателя. Крупнейшими из них являются: "Мухаммадия" (Казань) - около 650 шакирдов; преподавателей - 19; "им. Р. Фахретдина" (Альметьевск) - 82; преподавателей - 13; РИУ (Казань) - 231, преподавателей - 37; "1000-летия принятия ислама" (Казань) - 54; преподавателей - 16. Конечно, эта цифра несопоставима с числом учащихся в светских средних профессиональных и высших учебных заведениях, но она несопоставима и с 2 - 3 шакирдами медресе из ТАССР в годы СССР7 .

До сих пор отсутствует статистика даже по РТ о числе учащихся в мектебах (воскресных школах), так как это обучение не требует лицензирования. Здесь ситуация весьма различается по районам. Зоной максимального распространения является Заказанье. Например, в 2000/ 2001 учебном году в райцентре Кукмор число учащихся составляло порядка 200 человек, преимущественно школьников и пенсионеров. В некоторых районах, вроде Балтасинского, большинство школьников обучается и в мектебах8 . Социально-культурная ситуация в современном Татарстане остается динамичной и развивающейся. В последние годы все большее значение приобретает образовательное и культурное взаимодействие между русской и татарской общиной республики при одновременном росте влияния религиозного фактора. Параллельно среди молодежи уходит в прошлое патриархальная община - модель взаимоотношений, характерная для старшего поколения, особенно для татар - выходцев из села. В настоящее время не до конца понятно, какая модель городской цивилизации будет складываться в республике. Но взаимопонимание, терпимость и взаимное уважение дают возможности для оптимизма в грядущем развитии республики.

Литература

1. Крайне избирательная коллекция текстов и отрывков из текстов: Казань в художественной литературе. - Казань, 1977.

2. Сравним с образом из русской песни про события 1552 г.: "Город Казань на костях стоит", что перекликается с образом Петербурга-Ленинграда.

3. http://www.kabmin tatar.ru/prav/socpol/0510.htm?DNSID=de23fd91214f80bc031 fed00c8eb

4. Аниканов М. В., Степанов В. В., Сусоколов А. А. Титульные этносы Российской Федерации. - М., 1999. - С. 99 - 111; Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 1990-х гг. - М., 1996. - С. 55.

5. Хабутдинов А. Ю., Мухетдинов Д. В. Общественное движение мусульман-татар: Итоги и перспективы. - Нижний Новгород, 2005. - С. 50 - 54.

6. Хабутдинов А. Тюрко-татарскаяполитика по отношению к Русской православной церкви // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. - 2005. - N 2.

7. Хабутдинов А. Ю., Мухетдинов Д. В. Указ. соч. С. 55 - 56.

8. Хабутдинов А. Современный Татарстан: между национализмом и исламизмом // Конфликт - Диалог - Сотрудничество. - 2000. - Бюллетень N 2.

стр. 6

Похожие публикации:



Цитирование документа:

А. Ю. ХАБУТДИНОВ, М. М. ХАБУТДИНОВА, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В ТАТАРСТАНЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207222173&archive=1207225877 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии