Как сделать изучение морфологии интересным, полезным, значимым для школьника? Рассмотрение слова как одной из функциональных единиц языка предполагает усвоение функционального диапазона данной единицы, т.е. совокупности отдельных функций (М. А. Шелякин)1 . В статье, описывающей особенности функционально-системного подхода и его реализацию при изучении глагола, были обозначены и охарактеризованы этапы в изучении морфологической темы: мотивационный, ориентировочный, исполнительный, контрольный, корректирующий2 .
В данной публикации представлены особенности изучения лексико-грамматических разрядов имен прилагательных в V или VI классах (в зависимости от учебной программы) на основе функционально-системного подхода.
Сведения о лексико-грамматических разрядах прилагательных - новый для учащихся материал. Опираясь на имеющиеся морфологические знания, путем аналитических действий, учащиеся могут сравнить имена прилагательные и увидеть различия между определенными группами слов.
На мотивационном этапе школьникам предлагается текст для анализа.
Задание. Выразительно прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Какова роль имен прилагательных в тексте? На какие группы можно разделить прилагательные, учитывая их грамматические особенности? (Учитель обращает внимание на возможность или невозможность образования кратких форм, наречий, - отвлеченных существительных.)
Все слышно, все видно!..
...На северном холме снег еще вовсе не трогался, а здесь почти все сошло, и земля между деревьями греется, и пень черный стал уже таким теплым, что так и просит прохожего присесть на себя и послушать ручей.
Отсюда все слышно и все видно. Говор весеннего ручья - это все понимают, но, кроме говора, время от времени слышатся какие-то шарашки. И вы знаете, что это такое? Скорее всего, вы знаете, если когда-нибудь слушали первый весенний ручей. Все это шутки старого мороза, все это ночью он натворил, а теперь ручей разрушает. За ночь мороз постарался закрыть ручей цветным одеялом, а теперь ручей его разбивает, и когда рушатся белые цветы мороза в воду, то и слышатся эти шарашки.
...Посмотрите, что сделал мороз с маленькими, в ладонь, густыми, как щетка, молодыми елочками! Он их так обледенил, такое нагромоздил на них, что только очень внимательный глаз узнает под сосульками и цветами мороза тесное стадо молодых елок. (М. М. Пришвин)
На ориентировочном этапе учащиеся под руководством учителя выписывают
стр. 67
--------------------------------------------------------------------------------
словосочетания с зависимыми словами - именами прилагательными, характеризующими предметы, явления, за которыми наблюдал автор, слушая ручей. Для выработки навыка классификации языковых единиц с учетом их грамматических показателей предлагаем оформить запись в виде таблицы (в качестве образца приведены два словосочетания из текста (см. табл. внизу страницы).
В процессе заполнения таблицы выявляются основные функции имен прилагательных: одни прилагательные - качественные - обозначают признаки предметов как переменные, изменчивые в количестве, они могут быть присущи предметам в большей или меньшей степени (черный, теплым, старого, белые, густыми, молодыми, внимательный, тесное); другие имена прилагательные - относительные - обозначают постоянные признаки предмета, которые количественно не меняются (северном, весеннего, цветным).
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных определяются после того, как выписаны и проанализированы все словосочетания с прилагательными. Это исполнительный этап, предполагающий аналитические действия учащихся. Заполнив последнюю графу таблицы, школьники определяют, прилагательные какого разряда преобладают в тексте. Учитель подводит ребят к мысли о том, что употребление качественных прилагательных характерно для текстов, имеющих личностный характер, именно эти прилагательные придают образность описанию предметов.
Обращаясь к учебнику, учащиеся сравнивают полученную информацию о разрядах прилагательных с имеющейся в книге и знакомятся с притяжательными прилагательными. Говоря о стилистических свойствах прилагательных, обращаем внимание на то, что притяжательные прилагательные с суффиксами -ов - (дедов), -ев - (Далее), -ин - (сестрин), -ын- (курицын) обычно имеют разговорный характер.
Аналитические упражнения, предлагаемые на данном уроке, способствуют осознанию и усвоению функций прилагательных разных лексико-грамматических разрядов.
Подчеркнем, что, говоря о функциях, мы прежде всего имеем в виду грамматические значения части речи.
Задание. Каковы функции имен прилагательных в тексте? Чем объясняется преобладание качественных прилагательных в тексте?
Ель и березка
Ель хороша только при сильном солнечном свете: тогда ее обычная чернота просвечивает самой густой, самой сильной зеленью. А березка мила и при солнце, и в самый серый день, и при дождике. (М. М. Пришвин)
При выполнении задания учитель обращает внимание школьников на то, что функции качественных и относительных имен прилагательных в текстах связаны с семантикой слов. Мера проявления признака, обозначаемого качественными прилагательными, устанавливается говорящим (самой густой, самой сильной зеленью, самый серый день). Из синонимических рядов, образуемых именно качественными прилагательными, выбирается наиболее точное слово (густой - плотный, сплошной). Примерами из текста учащиеся подтверждают мысль ученых-лингвистов о субъективированном, личностном характере текстов, в кото-
Прил. + сущ.
Имя прилагательное
Лексико-грамматический разряд
обозначает
имеет
переменный признак
постоянный признак
полную и краткую формы
только полную форму
(на) северном холме
+
+
относительное
черный пень
+
+
качественное
стр. 68
--------------------------------------------------------------------------------
рых использованы качественные прилагательные. Относительные прилагательные обозначают неизменяющиеся свойства предметов и реже, чем качественные, имеют синонимы (например, в тексте "Все слышно, все видно..." - на северном холме), употребление связано "с сообщением объективной, внеличностной информации"3 .
Задание. Подберите эпитеты к существительным ель и береза. Продолжите текст "Ель и березка", включив в описание эпитеты.
После того как учащиеся попробуют самостоятельно подобрать эпитеты к данным словам, можно познакомить их со "Словарем эпитетов русского литературного языка" К. С. Горбачевича (СПб., 2000), в котором к существительному ель приводится 95 определений (из них 85 - эпитеты), большинство из которых - качественные прилагательные (высокая, гибкая, громадная, густая, стройная, задумчивая, царственная и пр.); к слову береза подобраны 59 эпитетов, причем качественных прилагательных (кудрявая, нарядная, ясная, ласковая, нежная, печальная и др.) в семь раз больше, чем относительных (белоствольная, белобокая, прямоствольная, столетняя, зеленокосая). Приведенные в словаре прилагательные характеризуют форму деревьев, цвет, возраст, впечатления, производимые ими. Кроме эпитетов, в словарной статье после знака * даны логические определения, в основном - прилагательные относительные: болотная, горная, городская, праздничная, школьная (ель); бородавчатая, каменная, карельская, карликовая, светолюбивая (береза).
Творческая работа, связанная с продолжением данного текста, выполняется на контрольном этапе урока. Создав миниатюры, сравнив свое описание с другими сочинениями (коррекционный этап), учащиеся убеждаются в том, что использование качественных прилагательных придает образность высказываниям.
Исследование функций лексико-грамматических разрядов имен прилагательных продолжается при выполнении домашнего задания, построенного также на текстах М. М. Пришвина, удивительно тонко чувствовавшего природу.
Открытие
Яркий луч попал в темный лес и открыл, что этой ночью паук с молодых верхних листиков от макушки маленькой рябины протянул к молодому дубу сверкающий путь.
Такое солнце, такие лучи пробили даже и густую темную зелень елок, и там в густоте блеснул, как зеркало, мокрый от сока пень срезанной березы.
Капля росы
На лесной дорожке на зеленой травинке, острым кончиком, как штыком, пробивающей себе среди прошлогодней суши и всякого желтого хлама путь к небу и солнцу, заметил на самом штыке каплю росы.
Осенние птицы
Наступило время, когда из мокрых, холодеющих лесов синицы приближаются к домам человеческим.
В кусту шевельнулся лист желтый - от капли он шевельнулся или за листом птичка?
Вдруг с одного цветка мальвы на другой пониже капнуло, и соединенные капли упали на тяжелый жасминовый лист, и он, желтый, свалился.
Тогда открылось, что за листом была хохлатая головка, и мы по ней узнали синичку: это был королек, и это он тогда первый шевельнул листик жасмина, а капля добила, и листик упал.
В предложенных текстах встречаются причастия (сверкающий путь; срезанной березы; на травинке, пробивающей путь и др.). Учитель может сообщить о частеречной принадлежности подобных слов. Информация, даваемая с опережением программы, как правило, осознается и запоминается большинством учащихся.
Функционально-системный подход предполагает рассмотрение морфологических категорий во взаимосвязи между собой. Опорный конспект "Имя прилагательное", используемый на разных этапах урока, позволяет показать место каждого признака в общей системе категорий. Более эффективно использовать данное средство в компьютерном вари-
стр. 69
--------------------------------------------------------------------------------
анте (см.: Алгазина Н. Н., Пашкова Г. И., Стрыгина Т. В., Федотова Ю. Г., Новикова Т. Ф. и др. Русский язык. 5 класс: Электронное учебное пособие. - М., 2005).
Умение описать предмет Д. Н. Мамин-Сибиряк называл великим искусством, "которое приобретается... от наблюдения предмета воочию, тем большее искусство заключается в умении охватить характеристику предмета несколькими словами - это уже дело великих мастеров слова и художников, а обыкновенным людям приходится удовлетворяться обыкновенными пространными описаниями"4 . Опыт показывает, что целенаправленная реализация функционально-системного подхода при изучении лексико-грамматических разрядов имен прилагательных способствует обогащению, совершенствованию "обыкновенных описаний", знания по морфологии становятся действительно значимыми для ребенка.
--------------------------------------------------------------------------------
1 См.: Шелякин М. А. Функциональная грамматика русского языка. - М., 2001. - С. 6.
2 См.: Стрыгина Т. В. Время глагола (функционально-системный подход к изучению) // Русская словесность. - 2005. - N 2. - С. 45 - 49.
3 Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология: Учебное пособие. - М., 1997. - С. 360.
4 Мамин-Сибиряк Д. Н. Собрание сочинений: В 10 т. - Т. 10. - М., 1958. - С. 346.
стр. 70