РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т. В. СТРЫГИНА

Как сделать изучение морфологии интересным, полезным, значимым для школьника? Рассмотрение слова как одной из функциональных единиц языка предполагает усвоение функционального диапазона данной единицы, т.е. совокупности отдельных функций (М. А. Шелякин)1 . В статье, описывающей особенности функционально-системного подхода и его реализацию при изучении глагола, были обозначены и охарактеризованы этапы в изучении морфологической темы: мотивационный, ориентировочный, исполнительный, контрольный, корректирующий2 .

В данной публикации представлены особенности изучения лексико-грамматических разрядов имен прилагательных в V или VI классах (в зависимости от учебной программы) на основе функционально-системного подхода.

Сведения о лексико-грамматических разрядах прилагательных - новый для учащихся материал. Опираясь на имеющиеся морфологические знания, путем аналитических действий, учащиеся могут сравнить имена прилагательные и увидеть различия между определенными группами слов.

На мотивационном этапе школьникам предлагается текст для анализа.

Задание. Выразительно прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Какова роль имен прилагательных в тексте? На какие группы можно разделить прилагательные, учитывая их грамматические особенности? (Учитель обращает внимание на возможность или невозможность образования кратких форм, наречий, - отвлеченных существительных.)

Все слышно, все видно!..

...На северном холме снег еще вовсе не трогался, а здесь почти все сошло, и земля между деревьями греется, и пень черный стал уже таким теплым, что так и просит прохожего присесть на себя и послушать ручей.

Отсюда все слышно и все видно. Говор весеннего ручья - это все понимают, но, кроме говора, время от времени слышатся какие-то шарашки. И вы знаете, что это такое? Скорее всего, вы знаете, если когда-нибудь слушали первый весенний ручей. Все это шутки старого мороза, все это ночью он натворил, а теперь ручей разрушает. За ночь мороз постарался закрыть ручей цветным одеялом, а теперь ручей его разбивает, и когда рушатся белые цветы мороза в воду, то и слышатся эти шарашки.

...Посмотрите, что сделал мороз с маленькими, в ладонь, густыми, как щетка, молодыми елочками! Он их так обледенил, такое нагромоздил на них, что только очень внимательный глаз узнает под сосульками и цветами мороза тесное стадо молодых елок. (М. М. Пришвин)

На ориентировочном этапе учащиеся под руководством учителя выписывают

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

словосочетания с зависимыми словами - именами прилагательными, характеризующими предметы, явления, за которыми наблюдал автор, слушая ручей. Для выработки навыка классификации языковых единиц с учетом их грамматических показателей предлагаем оформить запись в виде таблицы (в качестве образца приведены два словосочетания из текста (см. табл. внизу страницы).

В процессе заполнения таблицы выявляются основные функции имен прилагательных: одни прилагательные - качественные - обозначают признаки предметов как переменные, изменчивые в количестве, они могут быть присущи предметам в большей или меньшей степени (черный, теплым, старого, белые, густыми, молодыми, внимательный, тесное); другие имена прилагательные - относительные - обозначают постоянные признаки предмета, которые количественно не меняются (северном, весеннего, цветным).

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных определяются после того, как выписаны и проанализированы все словосочетания с прилагательными. Это исполнительный этап, предполагающий аналитические действия учащихся. Заполнив последнюю графу таблицы, школьники определяют, прилагательные какого разряда преобладают в тексте. Учитель подводит ребят к мысли о том, что употребление качественных прилагательных характерно для текстов, имеющих личностный характер, именно эти прилагательные придают образность описанию предметов.

Обращаясь к учебнику, учащиеся сравнивают полученную информацию о разрядах прилагательных с имеющейся в книге и знакомятся с притяжательными прилагательными. Говоря о стилистических свойствах прилагательных, обращаем внимание на то, что притяжательные прилагательные с суффиксами -ов - (дедов), -ев - (Далее), -ин - (сестрин), -ын- (курицын) обычно имеют разговорный характер.

Аналитические упражнения, предлагаемые на данном уроке, способствуют осознанию и усвоению функций прилагательных разных лексико-грамматических разрядов.

Подчеркнем, что, говоря о функциях, мы прежде всего имеем в виду грамматические значения части речи.

Задание. Каковы функции имен прилагательных в тексте? Чем объясняется преобладание качественных прилагательных в тексте?

Ель и березка

Ель хороша только при сильном солнечном свете: тогда ее обычная чернота просвечивает самой густой, самой сильной зеленью. А березка мила и при солнце, и в самый серый день, и при дождике. (М. М. Пришвин)

При выполнении задания учитель обращает внимание школьников на то, что функции качественных и относительных имен прилагательных в текстах связаны с семантикой слов. Мера проявления признака, обозначаемого качественными прилагательными, устанавливается говорящим (самой густой, самой сильной зеленью, самый серый день). Из синонимических рядов, образуемых именно качественными прилагательными, выбирается наиболее точное слово (густой - плотный, сплошной). Примерами из текста учащиеся подтверждают мысль ученых-лингвистов о субъективированном, личностном характере текстов, в кото-

Прил. + сущ.
Имя прилагательное
Лексико-грамматический разряд

обозначает
имеет

переменный признак
постоянный признак
полную и краткую формы
только полную форму

(на) северном холме
 
+
 
+
относительное

черный пень
+
 
+
 
качественное


стр. 68


--------------------------------------------------------------------------------

рых использованы качественные прилагательные. Относительные прилагательные обозначают неизменяющиеся свойства предметов и реже, чем качественные, имеют синонимы (например, в тексте "Все слышно, все видно..." - на северном холме), употребление связано "с сообщением объективной, внеличностной информации"3 .

Задание. Подберите эпитеты к существительным ель и береза. Продолжите текст "Ель и березка", включив в описание эпитеты.

После того как учащиеся попробуют самостоятельно подобрать эпитеты к данным словам, можно познакомить их со "Словарем эпитетов русского литературного языка" К. С. Горбачевича (СПб., 2000), в котором к существительному ель приводится 95 определений (из них 85 - эпитеты), большинство из которых - качественные прилагательные (высокая, гибкая, громадная, густая, стройная, задумчивая, царственная и пр.); к слову береза подобраны 59 эпитетов, причем качественных прилагательных (кудрявая, нарядная, ясная, ласковая, нежная, печальная и др.) в семь раз больше, чем относительных (белоствольная, белобокая, прямоствольная, столетняя, зеленокосая). Приведенные в словаре прилагательные характеризуют форму деревьев, цвет, возраст, впечатления, производимые ими. Кроме эпитетов, в словарной статье после знака * даны логические определения, в основном - прилагательные относительные: болотная, горная, городская, праздничная, школьная (ель); бородавчатая, каменная, карельская, карликовая, светолюбивая (береза).

Творческая работа, связанная с продолжением данного текста, выполняется на контрольном этапе урока. Создав миниатюры, сравнив свое описание с другими сочинениями (коррекционный этап), учащиеся убеждаются в том, что использование качественных прилагательных придает образность высказываниям.

Исследование функций лексико-грамматических разрядов имен прилагательных продолжается при выполнении домашнего задания, построенного также на текстах М. М. Пришвина, удивительно тонко чувствовавшего природу.

Открытие

Яркий луч попал в темный лес и открыл, что этой ночью паук с молодых верхних листиков от макушки маленькой рябины протянул к молодому дубу сверкающий путь.

Такое солнце, такие лучи пробили даже и густую темную зелень елок, и там в густоте блеснул, как зеркало, мокрый от сока пень срезанной березы.

Капля росы

На лесной дорожке на зеленой травинке, острым кончиком, как штыком, пробивающей себе среди прошлогодней суши и всякого желтого хлама путь к небу и солнцу, заметил на самом штыке каплю росы.

Осенние птицы

Наступило время, когда из мокрых, холодеющих лесов синицы приближаются к домам человеческим.

В кусту шевельнулся лист желтый - от капли он шевельнулся или за листом птичка?

Вдруг с одного цветка мальвы на другой пониже капнуло, и соединенные капли упали на тяжелый жасминовый лист, и он, желтый, свалился.

Тогда открылось, что за листом была хохлатая головка, и мы по ней узнали синичку: это был королек, и это он тогда первый шевельнул листик жасмина, а капля добила, и листик упал.

В предложенных текстах встречаются причастия (сверкающий путь; срезанной березы; на травинке, пробивающей путь и др.). Учитель может сообщить о частеречной принадлежности подобных слов. Информация, даваемая с опережением программы, как правило, осознается и запоминается большинством учащихся.

Функционально-системный подход предполагает рассмотрение морфологических категорий во взаимосвязи между собой. Опорный конспект "Имя прилагательное", используемый на разных этапах урока, позволяет показать место каждого признака в общей системе категорий. Более эффективно использовать данное средство в компьютерном вари-

стр. 69


--------------------------------------------------------------------------------

анте (см.: Алгазина Н. Н., Пашкова Г. И., Стрыгина Т. В., Федотова Ю. Г., Новикова Т. Ф. и др. Русский язык. 5 класс: Электронное учебное пособие. - М., 2005).

Умение описать предмет Д. Н. Мамин-Сибиряк называл великим искусством, "которое приобретается... от наблюдения предмета воочию, тем большее искусство заключается в умении охватить характеристику предмета несколькими словами - это уже дело великих мастеров слова и художников, а обыкновенным людям приходится удовлетворяться обыкновенными пространными описаниями"4 . Опыт показывает, что целенаправленная реализация функционально-системного подхода при изучении лексико-грамматических разрядов имен прилагательных способствует обогащению, совершенствованию "обыкновенных описаний", знания по морфологии становятся действительно значимыми для ребенка.


--------------------------------------------------------------------------------

1 См.: Шелякин М. А. Функциональная грамматика русского языка. - М., 2001. - С. 6.

2 См.: Стрыгина Т. В. Время глагола (функционально-системный подход к изучению) // Русская словесность. - 2005. - N 2. - С. 45 - 49.

3 Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология: Учебное пособие. - М., 1997. - С. 360.

4 Мамин-Сибиряк Д. Н. Собрание сочинений: В 10 т. - Т. 10. - М., 1958. - С. 346.

стр. 70

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т. В. СТРЫГИНА, РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207221570&archive=1207225877 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии