НИКОЛАЙ РУБЦОВ ДЛЯ ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. В. ТИМАШОВА

В наше время у школьников наблюдается спад интереса к истории культуры, к чтению классических произведений.

Знакомство учеников с творчеством Николая Рубцова, на наш взгляд, может стать почвой для общей активизации чтения русской классической литературы. Сам нравственно-эстетический пафос, накал чувств его творчества близок отроческому и юношескому мироощущению.

В данной статье предлагаю вариант планирования поэтапного развития восприятия творчества Н. М. Рубцова.

С целью органичного вхождения в художественный мир поэта целесообразно использовать для младшего школьного возраста детские стихи поэта: "Воробей", "Ласточка", "Коза", "Жеребенок", "Медведь", "Про зайца", "Маленькие Лили" и другие. Перечисленные произведения Н. М. Рубцова хорошо воспринимаются и дошкольниками, так как маленькие дети склонны к эмоциональному восприятию действия и ритма. Стихи привлекают интерес простотой и естественностью передачи жизненных впечатлений ребенка, а также окружающих его явлений действительности. Кроме того, в начальной школе стоит познакомить учащихся со стихотворениями поэта "Хлеб", "Моя родина милая", "По дрова", "Утро" - о повседневной жизни и красоте родной природы.

Чтение подростка начинает выражать взрослую модель восприятия, аналитические возможности которого способны заглушать чувства. Если мы стремимся наладить органичную связь между аналитическими способностями личности читателя и его чувственной сферой, достижение творческого восприятия может стать реальностью. Характеру личностных предпочтений подросткового читателя в большей мере соответствует ранняя лирика Н. М. Рубцова, к примеру, "Оправдание", стихи о море; для изучения в школе целесообразно предложить и другие стихотворения поэта: "В горнице", "Тихая моя родина", "Чудный месяц плывет над рекою", "Добрый Филя", "Стихи на волю гонят нас", "Звезда полей", "О Московском Кремле", "Ферапонтово" (5 - 7 классы); "Русский огонек", "Старая дорога", "Зеленые цветы", "Доволен я буквально всем!", "Привет, Россия", "В минуты музыки", "Душа хранит" (8 - 9 классы).

Комментарии к некоторым стихотворениям могут стать основой работы на уроке.

"Звезда полей" - одно из самых известных и в то же время непонятных стихотворений Н. М. Рубцова. Поэтический образ "звезда полей" видится путеводной звездой, ангелом-хранителем Родины. Она напоминает рождественскую звезду. Вспомним текст из второй главы Евангелия от Матфея: "И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец". Данное толкование образа раскрывает глубокий духовный смысл стихотворения и согласуется со свидетельством современника поэта о том, что впервые Н. М. Рубцов прочитал "Звезду полей" в начале 60-х гг. в дни Рождества, как бы продолжая стихами размышления о сущности поэтического творчества. Поэзия, сказал он тогда, - это "возвращение словам их первоначального смысла". Теперь приходит на память известный текст из первой главы Евангелия от Иоанна: "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".

Ощущение неотделимости от матери-земли и природы унаследовано поэтом от русской классики. "Человек связан с природой тысячью нерасторжимых нитей", - говорил И. С. Тургенев. Давно отмечено, что родина, народ, природа, добро (добро, добрый род) - родственные слова. "Именно тогда, когда человек начинает ощущать себя частью природы, Божьего мира, когда начинает сознавать свою ответственность за судьбу этого мира, он становится Личностью, духовным существом. Именно тогда он пости-

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

гает, что природа - это язык, на котором Господь разговаривает с человеком"1 . Духом соборного единения проникнуты строки Н. Рубцова о "самой жгучей, самой смертной связи" человека с "каждой избою и тучею, с громом, готовым упасть" ("Тихая моя родина"). В "Старой дороге" открывает автор истоки национальной жизни России, вечности "русского духа":

Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошел,
Перекликаясь с теми, кто проходит...
Здесь русский дух в веках произошел,
И ничего на ней не происходит.
Но этот дух пойдет через века!
В прошлом находит поэт разгадку тайны - величия и красоты родной земли. При этом он не устремляется в прошлое, а видит сегодняшний день в его исторической объемности. Представляемые картины хранят в памяти облака над дорогой: они "в пыли веков мгновенны и незримы". Перекличка душ становится реальностью жизни, когда думаешь о том, что поэт часто ходил пешком по бескрайним российским просторам, преодолевая многие километры...

Поэт - не историк. Он не стремится к последовательному изложению тех или иных исторических событий. "Для него главное: "схватить" и художественно выразить дух времени, т.е. главные, наиболее характерные черты эпохи, которые дают нам, читателям, наиболее яркое и целостное представление об этой эпохе, делают нас как бы соучастниками тех или иных исторических событий"2 . Черты времени передает нам Н. М. Рубцов: тема войны была личной для "поколения безотцовщины" 60-х. В стихотворении "Русский огонек" она вырастает до большого обобщения:

Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне
И поразил
Сиротский смысл семейных
фотографий.
Огнем, враждой Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет...
Слово "Земля" здесь - не территориальное понятие, оно "идейное, духовное, нравственное, объединяющее людей в единство народа не только по признакам происхождения от единого корня, но и по их идейно-нравственному устремлению"3 . Чувство Родины, родной земли, нужд и судеб Отечества, его людей - стержневое содержание золотого века русской литературы, а затем и народно-крестьянской поэзии С. Есенина, Н. Клюева. Так сложилась их психология, так предписывали вера и традиционный уклад народной жизни. Ощущением неотделимости от матери-земли проникнута и лирика Н. Рубцова. Выражение этого чувства - сквозная тема его творчества, которую лучше всего определить словами Н. В. Гоголя, сказанными о "Капитанской дочке" А. С. Пушкина: "...простое величие простых сердец".

Твердо следует христианской заповеди - возлюби ближнего твоего, как самого себя - одинокая хранительница "скромного русского огонька". Ее образ - олицетворение многострадальной Родины, живое воплощение русского характера с его простотой, бескорыстием, природной чуткостью и честностью, верностью добру и правде. Феодосии Печерский, проповедуя терпимость и человеколюбие, говорил: "Подвигайся к своей вере добрыми делами и милостью одаряй не только единоверцев, но и чужих. Если видишь раздетого и голодного, или от стужи или от беды какой страдающего... - всякого помилуй и от беды избавь, и не будешь лишен воздаяния от Бога"4 . Потеряв близких в войну, женщина не ожесточилась сердцем, душа ее по-прежнему излучает свет материнской любви: "Вот печь для вас и теплая одежда..." - просто, как будто предполагая чье-то появление, встречает она незнакомца. И провожает: "Господь с тобой! Мы денег не берем!" - точно зная, что "чужою бедою не разживешься" (Н. Лесков, "Пугало"). Разговор героя с хозяйкой - обжигающее прикосновение к самой народной душе, на которую наложила свой неизгладимый след война, ее утраты:

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------
- Скажи, родимый,
Будет ли война? -
И я сказал: - Наверное, не будет.
- Дай бог, дай бог...
Ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет... -
И вдруг опять:
- Не будет, говоришь?
- Нет, - говорю, - наверное, не будет...
Стихотворение имеет реальную историю создания. Асфальтированная дорога к родному селу поэта появилась не так давно, а во времена Н. Рубцова нужно было пройти многие километры пешком через леса и поля, чтобы добраться до Николы (Тотемский район Вологодской области). Зимой, в мороз, оказавшись к ночи далеко от дома, в ботинках, поэт нашел приют в скромной крестьянской избушке, нашлись там и валенки для него... Русский огонек - это не только светящееся оконце избушки, это символ доброты, братства, милосердия, который имеет манящую животворную силу: горит "как добрая душа... во мгле" - и нет ему покоя.

Вернемся к поэтапному планированию и подчеркнем, что чтение Рубцова старшими школьниками наиболее сложный и ответственный процесс. Обращение к лирике поэта в выпускном классе происходит на фоне изучения отечественной истории и литературы XX в., что создает благодатную почву для духовно-нравственного, эстетического осмысления творчества поэта. Волнующие темы: прошлое и будущее России, жизнь и судьба человека, гармония природы, вечные человеческие ценности - наиболее ярко воплощены в стихотворениях Н. М. Рубцова "Видения на холме", "Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...", "Жар-птица", "Журавли", "Над вечным покоем", "В старом парке", "Поезд", "Прощальная песня", "Выпал снег", "Природа", "Осенние этюды".

Эстетический идеал поэта, восприятие мира, понимание русской судьбы, осмысление той связи времен, которая стала основой его поэтического мироощущения, воплощены в "Видениях на холме".

Взбегу на холм
и упаду
в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!..
С некоей завоеванной высоты - "упаду" в глубину истории России; при этом само "падение" - погружение в глубь веков - подчеркнуто и ритмом, и даже графически - разбивкой первой строки, что у Н. М. Рубцова встречается довольно редко. Холм за деревенской околицей, конечно, не высота; но с него поэту видна вся Родина - не в территориальном, а в историческом, во временном плане, вплоть до монголо-татарского нашествия, принесшего Руси столько горя. Возвращаясь из глубины веков к современности, поэт будто связывает в единое целое разные исторические эпохи, оттого его сегодняшние картины глубоко историчны.

За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Это признание в сыновней преданности Отчизне выражено очень простыми словами, и в этом союзе "звуков, чувств и дум" предстает образ тысячелетней России. Оно как бы отодвигает в небытие "тупой башмак скуластого Батыя". Признание в любви к Родине здесь - реально выраженная сила добра, противостоящая силе зла. Лирическое "я" поэта здесь сливается с множеством других "я" - людьми былых веков, которые отодвинули когда-то от лика земли своей "тупой башмак" не одного завоевателя и с которыми поэт ощущает "самую смертную связь" в любви к Родине.

Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы.
Здесь оживает история войны, надвигающейся на человека:

Они несут на флагах черный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов
В окрестностях
России.
стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

Некоторые исследователи творчества Рубцова не без основания склонны рассматривать "Видения на холме" как пророчество поэта, которое сбылось сейчас, в наши дни. "Иных времен татары и монголы", по их мнению, - нынешние разрушители России. Главное же здесь то, что страшное видение, символ недавних (настоящих или будущих!) бед Родины, прерывается неожиданно просто - спокойным пейзажем, вселяющим надежду, успокоение и веру в Россию:

И надо мной -
бессмертных звезд Руси,
Спокойных звезд безбрежное мерцанье...
К этим и другим произведениям (по выбору учителя и учащихся) целесообразно обратиться в школе. Нельзя не сказать и о верных помощниках учителя - литературных музеях. Общение с поэзией Николая Рубцова на уроках литературы логично сочетать с посещением московских юношеских библиотек N199 СЗАО и N95 ЮЗАО, в которых базируются "Рубцовские центры". Их экспозиция располагает уникальными материалами о жизни и творчестве поэта. Музей привлекает необычным оформлением, его "поэтический пояс" окружает посетителя и уносит в мир поэзии.

Общение с лирикой Н. М. Рубцова - прикосновение к миру русской души и вечным человеческим ценностям. Это предопределяет актуальность приобщения юных читателей к его творчеству в современной социокультурной ситуации.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Сохряков Ю. И. Благодатный дух соборности (о соборном характере русского художественно-философского мышления) // Русская литература и христианство. Под общей ред. В. И. Кулешова. - М., 1997. - С. 59.

2 Прокушев Ю. Л. С. Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. - М., 1979. - С. 253.

3 Селезнев Ю. И. Глазами народа. Размышления о народности русской литературы. - Москва, 1986 // Бараков В. Н. Н. Рубцов и русская советская поэзия 60 -80-х годов. - М., 1990. - С. 11.

4 Цит. по: Троицкий В. Ю. Духовность слова. - М., 2001. - С. 21.

стр. 49

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. В. ТИМАШОВА, НИКОЛАЙ РУБЦОВ ДЛЯ ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207221377&archive=1207225877 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии