ЛИТЕРАТУРНАЯ ЗАГАДКА В РОССИИ XVIII ВЕКА

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е. А. МОРОЗОВА

Для нашего литературоведения XX в. характерно представление о загадке исключительно как "жанре народно-поэтического творчества", предмете "забавы и полезного досуга детей"1 . Вместе с тем история отечественной словесности знает немало страниц, связанных с загадкой как общепризнанным и достаточно популярным литературным жанром, к которому охотно обращались даже видные наши писатели, а загадки были предметом "забавы и полезного досуга" самого широкого круга читателей.

Как самостоятельные произведения литературные загадки впервые появляются у нас во второй половине 1750 - начале 1760-х гг. И не случайно. Вторая половина XVIII в. - время повышенного интереса русской общественности ко всему народному, отечественному, вызванного стремлением создать литературу на национальной основе. Именно в народном творчестве, в освоении жанров и стилистики русского фольклора наши писатели находят новый, собственный, отличный от западноевропейских художественных образцов, источник вдохновения. И литература обогащается авторскими сказками, песнями, загадками.

Авторами литературных загадок были И. Ф. Богданович, М. И. Попов, А. А. Ржевский, А. П. Сумароков и М. М. Херасков, перу которого принадлежит первая опубликованная у нас литературная загадка:

Я вдруг из ничего рождаюсь,
И вдруг я в силу прихожу,
Со всеми смело я сражаюсь,
И всех в смятенье привожу;
Быстрее птиц я промелькаю,
И что в пути я не встречаю,
Клоню, срываю и ломлю;
Незапно силы все гублю,
И сам не знаю, где деваюсь2.
(Ветер)

Херасков сохраняет специфические особенности фольклорного жанра. Как большинство народных загадок, она рифмована, не содержит прямого вопроса, а дает замысловатое описание предмета (явления), по которому надо отгадать, о чем идет речь, при этом само описание признаков дается от первого лица - от лица отгадываемого предмета. Однако ни лексика, ни ее стилистика не имеют ничего общего с фольклорной поэтикой. Подобным образом устроены загадки и других писателей XVIII в. Для сравнения приведем загадку И. Ф. Богдановича:

Я сделан как Адам, хотя не так давно,
Царю и пастуху я надобен равно.
Наполненна меня огонь не истребит!
Хоть в воду попаду, вода не попортит.
Лежит во мне металл, бывает и творог;
Узнает, кто вскричит: неужто ты...3
(Горшок)

В последней четверти XVIII в. интерес к загадкам лишь усиливается, публикуются не только отдельные произведения, но и целые сборники загадок: "Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени" (1773) В. А. Левшина, "Универсальные загадки со нравоучительными отгадками, состоящие в стихах" Аполлоса (Байбакова, 1781), "Сто и одна загадка" (1790)4 , "Детский гостинец, или 499 загадок с ответами в стихах и прозе" (1794) и др.

Все многообразие литературных загадок, в соответствии с принятой в современной фольклористике классификацией, можно подразделить на группы по тематическому принципу. Самую многочисленную группу составят загадки о наиболее распространенных, повсеместно и часто наблюдаемых явлениях природы, а также загадки о времени и временах года:

Хоть я и не огонь, но снег с земли сгоняю;
Луга, долины все цветами украшаю,
Даю зеленую одежду древесам,
Лазури чистой цвет даю я небесам5.
(Весна)

В ту же группу войдут и загадки о небе, воздухе, земле, воде и огне.

стр. 11


--------------------------------------------------------------------------------
Как без воды, земли не могут люди жить,
Так без меня и их не могут вещи быть.
Моя малейша часть их раздражает;
При солнце блеск мой тускл, а ночью освещает.
Коль шерсти я коснусь, пойдет и смрад и вонь;
Так кто же я такой? Конечно что...6
(Огонь)

Чуть меньше загадок о предметах обихода, окружающих человека в быту и ежедневно используемых им. Среди них есть следующая загадка про стул:

Ходить я не могу, однако ж не лежу;
Согнутым я ногам подпорою служу.
Мя часто носят все, стою же весь свой век;
А пользую тогда, устал коль человек.
Равно как с женщиной, с мужчиной я ласкаюсь
И только лишь к одной спине их прилепляюсь.
Устанешь как когда, кричишь: меня подайте,
А как меня зовут, вы сами отгадайте7.
Следом идут загадки о животных (в том числе о птицах и насекомых), в которых нашли отражение наблюдения за их повадками и образом жизни:

Я путешествуя мой дом ношу с собой
И не страшуся в нем погоды никакой.
Хожу тихохонько: без моего жилища
Никто нигде меня не узрит никогда;
Живу одна всегда,
И даже самая в мой дом не входит пища;
Однако ж там зимой,
Запершись, не терплю я нужды никакой.
Я странно создана: природа так хотела,
Чтоб я ни рук, ни крыльев не имела;
Но голову могу высоко возносить,
Глаза куда хочу могу стремить,
И лучше я людей на небеса взираю.
Великую при том я редкость заключаю:
Имея дар плодотворить,
Имею силу я плодородить8.
(Улитка)

Следующую по численности группу составляют загадки о человеке, к этому же типу относятся загадки о частях тела - про глаза, уши, нос, руки, разум и т.д. В том числе и такая:

Что? Десять работают,
А двое надзирают;
Ничего ж никто не знает,
Как один управляет.
(Руки, глаза, разум) 9

Самая малочисленная группа - это загадки о растениях (цветах, деревьях и грибах):

Ничто меня на свете не прельщает;
Водою я живу, вода меня питает;
И воду я люблю. А дневное светило
Уж оченно-то мне мило, уж оченно не мило;
Как скоро лишь лучам его я виден стал,
С большою трусостью свой колпачишко снял.
(Гриб) 10

Литературная загадка XVIII в. дает нам образцы как стихотворной, так и прозаической формы, однако и те и другие значительно отличаются от произведений, созданных в народной среде. Народная прозаическая загадка состоит, как правило, из одного-двух простых, часто неполных, назывных или безличных предложений, без развернутых дополнений, вводных слов и т.д. Литературные прозаические загадки составлены из сложных предложений, содержащих придаточные и вводные конструкции. Например, загадка о свече из сборника В. А. Левшина: "Во время торжества, да и всякой простой день не можно никак без меня обойтися. Монархи в своих спальнях дают мне место. Огонь есть моя душа, но он съедает мое тело, и с пролитием горячих слез кончается моя жизнь". Или загадка о солнце из того же сборника: "Я есмь прекрасное тело без тени; полезно и вредно для животных. Служу глазом для многих тел: но у меня оных нет. Других я освещаю; а себя не вижу"11 . И первая, и вторая загадки содержат избыточную информацию о загадываемом предмете, причем пространное описание признаков предмета дается от первого лица. В загадке о предмете (явлении) следовало называть только то, что поможет его узнать, никаких дополнительных замечаний или рассуждений быть не должно. Краткость, лаконичность высказывания, ориентация на легкое запоминание - основные требования, предъявляемые загадкам в народной среде. Для сравнения приведем народную загадку о солнце, опубликованную М. Д. Чулковым в "Парнасском щепетильнике" несколькими годами ранее сборника Левшина: "Кругленько, маленько, всему свету миленько"12 .

Подавляющее большинство загадок, увидевших свет в конце XVIII в., - стихотворные. В отличие от ритмизованных народных образцов этого жанра, для литературной стихотворной загадки характерны рифма и единый размер.

стр. 12


--------------------------------------------------------------------------------

Большинство из них написаны по правилам силлабо-тонического стихосложения.

Литературные стихотворные загадки по своей форме были утвердительные (или констатирующие), предлагавшие замысловатое описание предмета, но не задавая конкретного вопроса. Такие загадки преобладали:

Чем больше из меня таскают,
Тем больше становлюся я;
Боится вверх смотреть, кто ходит близ меня,
И многие, меня страшася, объезжают13.
(Яма)

И вопросительные, содержащие прямой вопрос о загадываемом предмете.

Что редко видит царь: пастух то зрит всегда;
А Бог не видывал от века никогда?14
(Себе подобного)

Наличие вопроса само по себе не являлось чем-то необычным для данного жанра, новизна заключалась в другом: некоторые литературные загадки, содержащие вопрос, включали (или подразумевали) обращение автора к читателю:

Скажите: как назвать дорогу эту должно,
Которой ходим мы и летом и зимой,
По коей никому проехать невозможно?
Когда идут по ней увечный и хромой,
Аршинах на пяти раз десять отдыхают:
Тут и здоровые частенько упадают15.
(Лестница)

Большинство литературных загадок построены в виде рассказа. Это описательные загадки, причем в основном от первого лица, т.е. отгадываемый предмет сам рассказывает о своих особых приметах, в то время как в народной традиции характеристика признаков предмета, его происхождения, назначения и т.д., преимущественно дается от третьего лица. Например: в загадке из сборника Аполлоса заяц говорит о себе следующее:

В один год бел и сер, а уши как рога;
Страшливей всех зверей, я всех дрожу, боюся,
Хоть кажется моя всем жизнь недорога,
Но в коже я для всех, и в пище пригожуся16.
Как видно из приведенных выше примеров, литературная загадка содержит разного рода "лишние" подробности. Для народной загадки про зайца было бы достаточно только первой или только второй строчки четверостишия из сборника Аполлоса.

Что касается средств и приемов художественной выразительности, следует отметить, что в литературных загадках часто используются очень редкие в народной среде сравнения с союзом "как":

Как злейший крокодил, я рот свой разеваю
И, что ни бросят мне, все надвое терзаю.
Пять мальчиков меня к тому злу побуждают,
А без того мои и члены не владают17.
(Ножницы)

В литературных загадках, хотя и нечасто, встречаются устойчивые формулы, характерные для языка народной поэзии. Так, загадка П. М. Карабанова про лед и по форме, и по способу выражения ориентирована на фольклорную традицию. Она представляет собой короткое, состоящее из двух суждений, сообщение, в основе которого традиционное фольклорное сравнение (лед - алмаз) и типичная для народной загадки формула "родится - рождает":

Чист, ясен, как алмаз, но дорог не бываю:
Рожусь от матери, и сам ее рождаю18.
(Лед)

Богатый материал имеется в сборнике "Сто и одна загадка". Если в большинстве сборников не прослеживается какой-либо системы в расположении загадок, то автор "Сто и одной загадки" стремился выдержать тематический принцип группировки материала. Его открывают загадки о солнце и небе, за ними следуют загадки о временах года, которые в свою очередь сменяются загадками о временах суток и т.д. Сборник завершается загадкой о загадке:

Здесь всех считаемся, помножь десятком десять,
А после к ним еще одну меня придай.
Где будет всех числом, скажи, читатель, сколько,
А я молчу о том, ты сам-то отгадай.
Да верно, как сочтешь, и я скажу, что столько.
Коль без погрешности числом нас сосчитаешь,
А там меня легко и скоро отгадаешь19.
Загадка написана в форме акростиха, где начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, составляют отгадку.

Каждая из загадок сборника сопровождается рифмованной отгадкой, при-

стр. 13


--------------------------------------------------------------------------------

чем и загадки, и отгадки написаны от первого лица. Примечательно, что эти стихотворные отгадки по своей структуре ближе к народной загадке, чем собственно загадки из этого сборника. Например, отгадка к загадке о часах:

Мы в зданьях ставимся для время и красы,
И называемся от смертных всех Часы20.
Приведенная отгадка по композиции представляет собой типичную народную загадку, в которой ритмический строй формирует само загаданное слово. А загадка о часах основана на описании внешних признаков и функции загадываемого предмета:

Я в свете вещь полезна,
А не одушевленна,
Даю знать сколько дня
И ночи я, звоня;
С наружности кажусь живая я,
Так что ж есмь таковая?
Имею две ноги и больше иногда,
Когда они со мной, то действую всегда21.
С течением времени изменялись и сами загадки, и их общественное назначение. Загадки касаются предметов и явлений, окружающих человека в его повседневной жизни, всегда сориентированы на определенные условия, образ жизни человека и чутко реагируют на их изменение - исчезают произведения, в которых требовалось отгадать предметы, встречающиеся редко или малоизвестные, а их место занимают новые - о современных предметах обихода. Так появляются загадки про циркуль, микроскоп, монгольфьеров шар, игральные карты, карнавальные маски22 и т.д., то есть про то, что было более близко, лучше знакомо писателю и читателю. Например, загадка М. И. Сушкова про поцелуй:

Я в царстве нежностей известен,
И там всегда прелестен.
Коль враг меня дарит,
То хочет показать, что больше не сердит,
В игрушке коль отец отказывает чаду,
То много думает подать ему отраду;
Обычай иногда давать меня велит,
Но я тогда лишь знаменит,
Когда красавица не юную подругу
Меж ласки подарит,
Но мною за услугу
Красавца наградит23.
Некоторые из загадок, сочиненных в конце XVIII в., сегодня отгадать крайне затруднительно. Одну нам так и не удалось разгадать:

Доколе я жива, гнусна всем жизнь моя:
Почти никто смотреть не хочет на меня,
И именем моим мерзятся все, браня,
И чтоб кто ни сшалил, кричат, виновна я,
И наконец из всех бесед меня гоняют,
Но кончу только жизнь, за стол меня сажают24.
К счастью, многие авторы сопровождали свои загадки отгадками.

Любой жанр, как известно, существует только до тех пор, пока в обществе есть в нем необходимость. Но уже в самом конце XVIII в., не выдерживая конкуренции с чтением романов и стихов, разгадывание литературных загадок перестает быть интересным препровождением времени для многих читателей. Сыграв свою роль в художественном развитии нашей литературы, теряя свою былую привлекательность для самих писателей, загадка как литературный жанр постепенно оставляет поля "изящной словесности", возвращаясь к своему привычному фольклорному бытию.

-----

1 Аникин В. П. Загадка // Краткая литературная энциклопедия. - Т. 2. - М., 1964. - Стлб. 970 - 971.

2 Херасков М. М. Загадка // Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие. - СПб., 1755. - Ноябрь. - С. 444.

3 Богданович И. Ф. Загадки // Полезное увеселение. - М., 1761. - Июнь. - С. 216.

4 Автор этого сборника, подписавшийся инициалами "Г. Б.", в настоящее время не установлен. По нашему предположению, им может быть Григорий Богданов (автор "Безвредной ворожеи, или Верного способа гадания").

5 Сто и одна загадка. - М., 1790. - С. 4. - N 5.

6 Там же. - С. 6. - N 12.

7 Львов Н. А. Загадки // Львов Н. А. Избранные сочинения. - СПб., 1994. - С. 25. - N 7.

8 Карабанов П. М. Двадцать две загадки с отгадками // Стихотворения П. М. Карабанова. - Ч. 1. -М., 1812. - С. 274 - 275. - N 11.

9 Львов Н. А. Загадки. - С. 24. - N 1.

10 Там же. - С. 26. - N 8.

11 Левшин В. А. Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени. - М., 1773. - С. 8. - N. 17; С. 4. - N5.

12 Древния русския простонародныя загадки // Парнасский щепетильник. - СПб., 1770. - Май. - С. 48. - N 9.

стр. 14


--------------------------------------------------------------------------------

13 Карабанов П. М. Двадцать две загадки с отгадками. - С. 278. - N 17.

14 Ржевский А. А. Загадки // Полезное увеселение. - М., 1761. - Апрель. - С. 120.

15 Карабанов П. М. Двадцать две загадки с отгадками. - С. 272. - N 4. См. также: С. 273. - N7.

16 Аполлос (Байбаков). Универсальные загадки со нравоучительными отгадками, состоящие в стихах. - М., 1781. - С. 28. - N 88.

17 Львов Н. А. Загадки. - С. 25. - N 4.

18 Карабанов П. М. Двадцать две загадки с отгадками. - С. 276. - N 12.

19 Сто и одна загадка. Загадки. - С. 46. - N 101.

20 Там же. Отгадки. - С. 55. - N 53.

21 Там же. Загадки. - С. 23. - N 53.

22 Львов Н. А. Загадки. С. 25 - 26. - N 6, 9, 10; Карабанов П. М. Двадцать две загадки с отгадками. - С. 279. - N 22; Сто и одна загадка. - С. 32. - N71.

23 Сушков М. И. Загадки // Память брату, или Собрание сочинений и переводов М. Сушкова. - М., 1803. - С. 100 - 101. - N 2.

24 Попов М. И. Загадки // Досуги, или Собрание сочинений М. Попова. - Ч. 1. - СПб., 1772. - С. 28.

стр. 15

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Е. А. МОРОЗОВА, ЛИТЕРАТУРНАЯ ЗАГАДКА В РОССИИ XVIII ВЕКА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207221113&archive=1207225877 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии