Поэма М. Ю. Лермонтова "Демон" и ее художественное воплощение в творчестве Н. А. Врубеля и А. Г. Рубинштейна

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. П. Шматкова

Урок 1. "Собранье зол его стихия..." Поэма М. Ю. Лермонтова "Демон"

...Это сатанинская улыбка на жизнь... это с "небом гордая вражда", это - презрение рока и предчувствие его неизбежности... Львиная натура! Страшный и могучий дух!

В. Г. Белинский



И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня...





М. Ю. Лермонтов. Мой демон

1. Вступительное слово учителя

В мировом искусстве есть темы и образы, которые волновали людей на протяжении многих веков и будут волновать всегда. Одна из таких вечных тем - бесконечный поединок добра со злом, выражающийся в противостоянии Бога и Сатаны. Величайшие мастера искусства размышляли в своих произведениях о причинах и сути этого противоборства, бились над вопросами: вечно ли зло? как его победить? где брать силы, чтобы избежать искушений?

Образ Демона волновал М. Ю. Лермонтова с юного возраста и не покидал его на протяжении всей творческой жизни. Еще в стенах Московского Благородного пансиона в 14 лет поэт стал делать наброски произведения о Демоне. Более десяти лет отдал Лермонтов работе над поэмой, но при его жизни она так и не была напечатана.

Творческий процесс был мучителен. Менялся не раз жанровый замысел: ранние стихотворные наброски перемежаются заметками, свидетельствующими о колебаниях автора между лироэпическим повествованием, прозой или сатирической повестью в стихах о приключениях злого духа. От редакции к редакции изменялись место действия и характер героя. И лишь к последнему варианту 1839 года окончательно определился замысел, идейное зерно которого высказалось в первой строке поэмы: "Печальный Демон, дух изгнанья..." Но даже и эту редакцию произведения Лермонтов не считал окончательно завершенной: уж слишком необъятен и могуч образ Демона, который слишком много зла приносит человечеству. Поэтому Лермонтов и восклицал в стихотворении "Мой демон":



И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня...





Поэма М. Ю. Лермонтова - сложнейшее философское произведение, полное размышлений о добре и зле, о жизни и смерти, о земле и небе, о гордости и презрении к людям, о ненависти и любви. Все подвергается в ней сомнению, в ней звучат горькие слова о жизни людей и их пороках, раскрывается трагизм безверия, гордыни, изгнанничества.

Перед нами на уроке стоит цель, по сложности своей соответствующая поэме Лермонтова: внимательно вчитываясь в текст произведения, проникнуть в замысел автора, проследить за художественным решением вечных проблем, обогатить себя духовно и нравственно.

2. Работа с текстом поэмы "Демон"

Поэма "Демон" начинается строчкой, которая неизменной сохранялась во всех редакциях этого произведения:

Печальный Демон, дух изгнанья...

Определение "печальный" является ключевым для понимания сущности Демона: в его душе неразрешимый конфликт, он раздираем противоречивыми чувствами.

page 85

--------------------------------------------------------------------------------

Прочитайте 2-ю строфу из первой части. В чем суть внутреннего конфликта Демона?

Демон - дух тьмы, служитель злодейства, и творимое им зло должно приносить ему радость или, во всяком случае, удовлетворение, но: "Ничтожной властвуя землей, / Он сеял зло без наслажденья... зло наскучило ему".

В этих строчках поэмы заключается философское понимание Лермонтовым Зла. Оно не радость, наслаждение и душевная гармония, а вечные муки, неудовлетворенность, печаль и уныние. Зло приносит тому, кто его творит, внутреннее беспокойство и в конце концов разъедает душу изнутри.

Согласитесь, необычное понимание духа ада: скука, печаль, презрение и неудовлетворенность, мука. У Лермонтова в Демоне переплетаются сатанинские и человеческие черты, которые еще не стерлись окончательно. И все же душа его уже почти омертвела, он пугающе равнодушен.

Что является подтверждением этому в первых строфах поэмы?

М. Ю. Лермонтов описывает необыкновенные по своей красоте картины Кавказа, но великолепие окружающего Божьего мира не трогает Демона:



Но, кроме зависти холодной,
Природы блеск не возбудил
В груди изгнанника бесплодной
Ни новых чувств, ни новых сил;
И все, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.





Первый признак омертвения души - равнодушие к красоте природы.

Последний всплеск человеческого в душе Демона - его любовь к Тамаре. Что он почувствовал, впервые увидев ее?



Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг,
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук -
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!
То был ли признак возрожденья?





Но способен ли Демон на любовь и готов ли он к возрожденью, об этом мы поговорим чуть позже.

Известно, что место действия в поэме "Демон" М. Ю. Лермонтов изменял от редакции к редакции - от абстрактно-космического пейзажа к условно-географическому, - и наконец избрал реальный Кавказ.

Как вы думаете, почему именно Кавказ? Какие картины горного края, по-вашему, наиболее соответствуют "демоническому духу" поэмы?

В первых редакциях поэмы до 1838 года Лермонтов обозначал место действия космически абстрактно: "Печальный Демон, дух изгнанья, // Блуждал под сводом голубым". Но голубой небосвод - местожительство ангелов, на небе, ясном и чистом, нет места злому духу. Поэт "спустил" Демона с неба и приблизил его к "грешной земле", и это закономерно: смысл существования "врага человеческого" - находиться среди людей и сеять между ними ненависть, раздор, сомнения и разочарования. Лермонтов предупреждает нас: опасность рядом с нами, зло безжалостно!

В последних вариантах поэмы местом действия становится Кавказ, потому что величие и мощь горного края соответствуют грандиозности образа Демона. Хоть Демон и равнодушен к красоте окружающей его природы, у читателей захватывает дух от великолепия описанных поэтом пейзажей, от них веет своеобразным "демоническим" духом (часть 1, строфа 3 "Под ним Казбек, как грань алмаза...", часть 2, строфа 4 "Вершины цепи снеговой...", эпилог "На страже черные граниты...").

Какое впечатление произвела на вас Тамара? Чем она тронула мятежную, но холодную душу Демона?

Необыкновенной красотой:



С тех пор, как мир лишился рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.





Но Демон видел не только внешнюю прелесть Тамары, а также ее душу, глубокую, целомудренную.

Выразительное чтение описания пляски Тамары (часть 1, строфы 6, 8).

Встреча с Тамарой, как мы уже говорили, "на мгновенье" разбередила душу Демона. Лермонтов пишет:



В нем чувство вдруг заговорило
Родным когда-то языком.





Как вы понимаете эти строки?

В начале поэмы, в 1-й строфе, поэт рассказывает нам о том, что Демон - это падший ангел, прежде бывший "чистым херувимом" и обитавший в "жилище света". Два главных чувства были основой его души - "он верил и любил". Но сомненья и злоба, зародившиеся в нем, убили веру и любовь и привели к падению.

page 86

--------------------------------------------------------------------------------

Любит ли ныне Демон Тамару? Способен ли он на любовь в нашем, человеческом понимании этого высокого чувства?

Поначалу читателю кажется, что любовь Демона действительно глубока и способна обновить его душу. Об этом говорят и возродившиеся "мечты о прежнем счастье", и робость у стен монастыря, когда "долго он не смел / Святыню мирного приюта / Нарушить", и "нечеловеческая слеза", пролитая Демоном у кельи Тамары и прожегшая насквозь камень...

И все же Демон - дух зла. Один раз отступив от Бога, Добра и Любви, уже невозможно вернуться к ним, потому что Зло держит душу в вечном плену.

Какие эпизоды поэмы заставляют нас сомневаться в глубине чувств Демона?

Гибель жениха Тамары, которого "лукавый Демон возмущал", искушение души героини, приносившее ей не "восторги чистые", а лишь страдания и слезы. Но Демона не трогают муки Тамары, жалость ему недоступна. Разве это проявления истинной, самоотверженной любви?

Демон - бесплотный дух, мы не видим, а лишь слышим его, чувствуем злое присутствие. Какие поэтические приемы использует Лермонтов, чтобы помочь читателю зримо представить себе "дух отрицанья"? В поэме нет портрета Демона. Вместо зрительного образа поэт использует ассоциативно-цветовые характеристики космического фона, на котором является Демон. Выделите в тексте эти характеристики. О чем они говорят читателю?

Действительно, поэт не дает нам зрительного образа Демона. Когда он является Тамаре, мы судим о нем по обобщенным, абстрактным впечатлениям героини: "Пришлец туманный и немой, / Красой блистая неземной...", "Он был похож на вечер ясный: / Ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет!..", "С глазами, полными печали..."

Вместо зрительного портрета Лермонтов использует ассоциативно-цветовые характеристики космического фона, на котором является Демон: "в лазурной тишине чернея...", "мрак полночи глубокой", бездна со "следом кровавым", багровые всполохи вихря, одетого "молньей и туманом", лиловая темнота "громовых туч". Мрачные краски, на фоне которых дан Демон, вызывают у читателей чувства страха, опасности, предвещают зло, кровь, смерть.

Когда мы окончательно понимаем, что любовь не возродит Демона, что она лишь мнимая надежда на возвращение чистого, безмятежного прошлого?

Когда Демон встречает в келье Тамары ее ангела-хранителя.

Чтение 9-й строфы из 2-й части поэмы.

Многие читатели поэмы недоумевают, почему ангел-хранитель бросает Тамару на произвол судьбы, позволяет ей стать жертвой Демона. Что вы думаете по этому поводу?

Вероятно, ангел силен лишь на небе, а на грешной земле Демон сильнее его. К тому же душа Тамары в смятении, сомнении, муке, то есть она уже подвластна духу ада, а не своему хранителю

Кульминация поэмы - исповедь Демона перед Тамарой, его клятвы. Послушайте эту сцену. В чем дух искренен с героиней, в чем нет? Зачем ему нужно сломить сопротивление Тамары? Чем соблазняет он ее?

Выразительное чтение в лицах сцены в келье Тамары (часть 2, строфа 10-я).

Убедительно ли прочитана эта сцена? Сумели ли чтецы передать тот накал чувств и страстей, которые присущи этому эпизоду?

Обсуждение чтения учащимися.

Так в чем же искренен Демон перед Тамарой?

Демон дает верную характеристику самому себе:



Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы...





Демон с таким огромным чувством описывает свой духовный разлад, неудовлетворенность собственным существованием, что поневоле сочувствуешь ему:



О! если б ты могла понять,
Какое горькое томленье
Всю жизнь, века без разделенья
И наслаждаться и страдать,
За зло похвал не ожидать,
Ни за добро вознагражденья;
Жить для себя, скучать собой
И этой вечною борьбой
Без торжества и примиренья!
Всегда жалеть и не желать,
Все знать, все чувствовать, все видеть,
Стараться все возненавидеть
И все на свете презирать!..





page 87

--------------------------------------------------------------------------------

В чем и почему лукавит Демон перед Тамарой?

Встреча с ангелом-хранителем в келье Тамары окончательно убила в душе Демона все жалкие остатки того чистого и святого, что было у него до падения. Теперь обладание Тамарой для него - это вызов Богу, желание доказать, что именно он властитель душ человеческих. Слова Демона:



Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом -





это обман, как обман и страстные клятвы, что он хочет примириться с небом, любить, молиться, веровать добру. Стремясь спасти Демона, Тамара отдает ему свою любовь, себя, и это подвиг самопожертвования - высшее проявление любви, но злой дух не может этого оценить, как и сам не способен на жертвы.

Почему поцелуй Демона оказался для Тамары смертельным? Могла ли их встреча не обернуться для героини трагедией?

Поцелуй Демона оказался для Тамары "смертельным ядом лобзанья", потому что невозможна гармония между адским духом и любящей невинной душой, они герои из разных миров. Демон достиг своего ("злой дух торжествовал"), а Тамара осознала напрасность своей жертвы.

Если на земле могут победить жестокость, обман, предательство, то на небесах торжествуют лишь Добро и Справедливость - в этом убеждает нас Лермонтов в конце поэмы. Какова ее развязка?

Выразительное чтение строфы 16-й из части 2-й.

Демон смог добиться любви Тамары, и его демоническая страсть убила героиню. Теперь между ним и Ангелом разгорается самая главная борьба - за бессмертную человеческую душу. Каким теперь предстает перед нами Демон?

Это настоящий дух ада:



Каким смотрел он злобным зглядом,
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца, -
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица.





Как ярчайшее произведение романтизма, поэма построена на контрастах: добро и зло, земля и небо, вечное и бренное, борьба и гармония, любовь земная и любовь небесная. Все эти контрасты сводятся к основному противопоставлению - Бога и Демона. Но самого Господа на страницах поэмы нет, его волю олицетворяет Ангел - главный противник злого духа.

Какие слова-спутники сопровождают эти образы? Какие чувства вызывают "словесные фоны"?

Проверка домашнего задания.

Ангел
Демон

Луч божественного света, пространство синего эфира, золотые крылья, сладкая речь упованья, блистающий, светлый, радость, сиянье неба
Пустынный мир без приюта, ничтожная земля, зло, холодная зависть, грудь бесплодная, грусть, презирать, ненавидеть, мрак ночи, угрюмая тень, грех, нечистый взор, злое предвещанье, коварно усмехнуться, ненависти яд, злобы мрачные забавы, бездна, злобный взгляд, смертельный яд, вражда, могильный хлад, надменный, без упованья и любви






Насколько контрастны "словесные фоны" для образов Ангела и Демона, настолько противоположны чувства, которые они вызывают. Демон - это страдание, злоба, ненависть, смерть духовная и физическая. Ангел - это добро, надежда, утешение и спасение. В поэме нет прямых авторских оценок героев, об отношении Лермонтова к ним мы судим благодаря именно "словесным фонам" для образов.

Душа Тамары спасена Ангелом. Но почему? Ведь она совершила тяжелейший грех - отдала свою любовь Демону?

Ангел говорит, что искуплением Тамары стали ее сомнения, муки, слезы и жертвенная любовь, цена которой высока - жизнь:



Ценой жестокой искупила
Она сомнения свои...
Она страдала и любила -
И рай открылся для любви!





В этих строках заключается философское (и религиозное!) понимание поэтом любви: только любовью искупаются человеческие грехи! А Демон вновь побежден и повержен.

Выразительное чтение эпилога поэмы.

- В эпилоге поэт вновь, как и в начале произведения, дает нам картину - панораму Кавказских гор, Койшаурской долины. Но если в первой части мы видим окружающий мир глазами Демона, то здесь его нет, Демон покинул эти места. И все же эмоциональный строй стихов, то, что описывает Лермонтов ("седой паук", "осторожная змея", "черные плиты" - стражники старинной церкви, громады обвалов, "могильные плиты", "угрюмый Казбек"), троекратное повторение союза "но", противопоставляющего мрачные картины замка, храма

page 88

--------------------------------------------------------------------------------

и раскинувшегося невдалеке аула, - все вызывает какое-то томительное, тревожное чувство. Как вы думаете, с чем это связано?

Да, Демона сейчас здесь нет, но он может вернуться, а каждое его появление губительно для человека, не умеющего ему сопротивляться.

Вот и прочитана нами поэма М. Ю. Лермонтова "Демон" - одно из самых глубоких и сложных произведений не только великого поэта, но и всей русской классической литературы. Главное свойство настоящего творения искусства заключается в том, что оно заставляет человека откликаться, размышлять, извлекать уроки.

Работая сегодня на уроке, вы, вероятно, сделали для себя какие-то выводы. Расскажите о них. Почувствуйте себя философами и постарайтесь афористично поделиться своими мыслями.

Философская минутка.

- Зло может скрываться под очень привлекательной личиной. Пытайся проникнуть в суть вещей и явлений!

- Сомнения во всем и ирония над всем порождают в душе опустошенность и зло. Нельзя терять веру в добро, справедливость, любовь!

- Самоотверженная любовь искупает все грехи!

- Равнодушие к Красоте ведет к омертвению человеческой души.

- Вся жизнь человека суть постоянные метания между Богом (Добром и Светом) и Демоном (Злом и Тьмою). Путь Добра - это созидание, он сложен. Путь Зла - это разрушение, разрушать всегда легко. Ты человек - венец природы, не ищи легких путей!

- Как вы думаете, что нового привнес М. Ю. Лермонтов в мировую демониану?

3. Итоги урока. Задание на дом.

Индивидуальные задания для четырех искусствоведов-консультантов:

1) подготовить сообщение о работе М. А. Врубеля над циклом иллюстраций к поэме М. Ю. Лермонтова "Демон";

2) подготовить сообщение об истории создания картины "Демон сидящий";

3) подготовить сообщение о творческой истории картины "Демон поверженный".

Урок 2. "..Я пишу Демона".

Образ Демона в творчестве М. А. Врубеля

Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый.

М. А. Врубель

1. Вступительное слово учителя

Многое в жизни взаимосвязано, иногда самым непостижимым, "демоническим" образом. Это утверждение в полной мере относится к двум величайшим личностям русской культуры - поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову и художнику Михаилу Александровичу Врубелю. Общее, что их связывает и объединяет, - образ Демона, однажды вошедший в их творческое сознание и не покинувший мастеров до самой смерти.

А началось все со случайных совпадений (а может быть, неслучайных?). В 1856 году, когда через 15 лет после гибели М. Ю. Лермонтова впервые была напечатана его поэма "Демон", в Омске, в семье военного юриста, родился Михаил Врубель. Необычайно одаренный мальчик, он с детства был увлечен русской литературой. Любимый писатель - А. П. Чехов, обожаемый поэт - М. Ю. Лермонтов.

В 1891 году к 50-летию гибели великого поэта фирма Кушнерева готовила к изданию собрание сочинений Лермонтова. Иллюстрации к этому собранию предложено было выполнить известнейшим русским художникам В. К. Сурикову, В. М. Васнецову, К. Е. Репину, В. А. Серову, К. Коровину - и М. А. Врубелю. Молодой художник с головой окунулся в творчество. Он создал рисунки к роману "Герой нашего времени", поэме "Демон", стихотворениям "Русалка", "Еврейская мелодия". Его работы буквально потрясли современников. "Возьмем т. н. "иллюстрации" Врубеля к Лермонтову, - писал художник М. В. Нестеров, - ведь это не иллюстрации к поэту Лермонтову, а сам возродившийся Лермонтов, это его двойник, с теми же признаками гения..." Подчеркивая творческую близость художника и поэта, искусствовед и историк книги А. А. Сидоров даже вспоминал знаменитые лермонтовские строки - "звезда с звездою говорит".

page 89

--------------------------------------------------------------------------------

Центральное место в иллюстрациях М. А. Врубеля занимает поэма "Демон", которая не давала ему покоя с середины 80-х годов. Говоря о демониане художника, следует помнить, что к ней относятся не только рисунки к поэме Лермонтова, иллюстрирующие главные события произведения, но и живописные полотна, главный герой которых - Демон - плод размышлений Врубеля над сущностью этого образа, художественный диалог и даже в некоторой степени спор с М. Ю. Лермонтовым.

Цель нашего сегодняшнего урока - всмотреться в картины М. А. Врубеля, сравнить его Демона с Демоном Лермонтова, определить, что взял художник у великого поэта для своего главного героя и в чем не согласен с ним.

Но вначале несколько слов о цикле иллюстраций к поэме "Демон". Обращаюсь за помощью к искусствоведам-консультантам.

2. Беседа об опере

Первый искусствовед-консультант

Лермонтовская тема вошла в сознание художника с середины 80-х годов XIX века. Именно с этого времени М. А. Врубель проявляет огромный интерес к творчеству великого поэта, пристально изучает материалы о его личности и судьбе. Более всего художника занимает образ Демона, который воспринимается Врубелем как носитель Зла поневоле.

Свыше двадцати листов в технике черной акварели создает он к полюбившейся поэме. Работы неоднозначны, различны по степени завершенности и настроению. Но стоит заметить, что по силе выразительности, глубокой эмоциональности, подлинной живописности иллюстрации Врубеля очень близки литературному произведению, потому что художник смог проникнуть в душу лермонтовской поэмы, пропустить ее через себя.

К наиболее глубоким и совершенным можно отнести иллюстрации "Голова Демона" ("И вновь остался он, надменный..."), "Пляска Тамары" ("В последний раз она плясала"), "Несется конь быстрее лани", "Люби меня!", "Тамара в гробу".

Учащиеся рассматривают на стенде иллюстрации Врубеля.

После М. А. Врубеля уже почти никто не пытался иллюстрировать поэму М. Ю. Лермонтова: слишком сросся в нашем представлении лермонтовский Демон с врубелевским, другого мы, пожалуй, уж и принять не сможем.

Учитель

- Да, действительно, иллюстрации Врубеля по своему духу, мощи, драматичности равновелики поэме М. Ю. Лермонтова, но нас сейчас более интересуют два живописных полотна - "Демон сидящий" и "Демон поверженный", потому что их главный герой - не портрет лермонтовского "духа изгнанья", а плод раздумий, поисков, осмысления самого художника. Каков же он, Демон Врубеля?

Второй искусствовед-консультант

Картине "Демон сидящий", написанной в 1890 году, предшествовали долгие годы мучительных поисков художественного воплощения этого могучего и загадочного образа. П. К. Суздалев в книге "Врубель и Лермонтов" писал: "В течение пяти лет Врубель сроднился с Демоном как своим духовным двойником, с чем-то или кем-то, кто жил не только в образном воображении художника, но как будто и вне его, сам по себе".

Картина создавалась на рубеже двух веков - XIX и XX. Эта эпоха вошла в русскую культуру под названием Серебряного века - эпоха отмечена сложнейшими сдвигами и в социальной, и в духовной жизни общества. Неприятие современной действительности, воплотившейся в капиталистической цивилизации, главные ценности которой - расчет и выгода, остро ощущаемое приближение революционных катастроф обуславливали общее настроение и весь пафос творческой деятельности русской интеллигенции. Проблема личности в условиях буржуазной цивилизации, судьба человеческого в человеке - вот что прежде всего волнует наиболее чутких и мыслящих русских художников на рубеже веков.

В вихре нарастающих событий у поэтов и художников появилось ощущение непрочности представлявшихся ранее вечными моральных и эстетических норм. Социальный и политический строй казались шаткими, даже законы бытия стали зыбкими, грозившими разрушиться. Именно в этот период и стало возможным появление такого образа, как Демон - знак времени и его символ.

Учитель

Вот он перед вами - "Демон сидящий". В письме к своей сестре от 22 мая 1890 года Михаил Александрович Врубель так описывал героя картины: "... полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами".

page 90

--------------------------------------------------------------------------------

А как бы вы описали Демона? Что для вас самое главное в его портрете? Фигура? Поза? Взгляд?

Демон - прекрасный юноша, он действительно полуобнажен, но крыльев у него нет. Тело Демона могуче, поражают его крепкие, мускулистые руки с судорожно сцепленными пальцами. В позе чувствуются уныние, безнадежность и какое-то напряжение. Но более всего зрителей, конечно, привлекает лицо героя. Он необычайно красив, но это какая-то неземная, "демоническая" красота: крупные чувственные губы, нос с горбинкой, копна черных вьющихся волос, брови вразлет. А глаза! Они полны такой неизбывной тоски, нечеловеческой печали, блеска непролитых слез, что в них больно смотреть. Все в Демоне - страдание.

Какие строки из поэмы М. Ю. Лермонтова, по вашему мнению, наиболее созвучны созданному Врубелем образу?



Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой...





Если выбрать эти строки, то получается, что перед нами герой, тоскующий по прежней жизни, по утраченной вере и чистоте, то есть перед нами Демон раскаивающийся. Но верно ли это было бы и по отношению к Демону Лермонтова, и по отношению к Демону Врубеля?

Нет. Герой, однажды усомнившийся в совершенстве мироздания и Бога, создавшего его, вряд ли способен вернуться к прежней вере. Скорее, он будет все более убеждаться в своем праве отрицать добро, свет, веру.

Тогда откуда же печаль, страдание? Что об этом пишет Лермонтов?



Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта...
О, если б ты могла понять,
Какое горькое томленье
Всю жизнь, века без разделенья
И наслаждаться и страдать,
За зло похвал не ожидать,
Ни за добро вознагражденья;
Жить для себя, скучать собой
И этой вечною борьбой
Без торжества, без примиренья!..





Истоки печали и страданий Демона в его разладе с самим собой, в его абсолютном одиночестве, в понимании бессмысленности и бесцельности своего существования. Таким видел художник героя и так его охарактеризовал: "Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый".

Свое видение сущности Демона Врубель раскрывает всем художественным строем полотна: композиционными особенностями, своеобразием колорита. Как лермонтовский Демон весь соткан из противоречий, так и картина построена на контрастах. Попробуем определить их. Что вы можете сказать о композиции произведения?

В центре вытянутой по горизонтали картины помещена могучая фигура Демона. Он один во всем пространстве полотна, но ему все равно тесно в таком формате, поэтому художник как бы обрезает фигуру героя сверху и снизу, оставляя простор лишь по бокам. Благодаря этому художественному приему зритель ощущает, как тесно Демону в этом мире, как скован он душевной печалью, скорбью одиночества.

В чем своеобразие пейзажа картины?

Демон изображен на фоне гор среди цветущего луга. Горы символизируют физическую мощь героя, его титанические силы, для которых он не может найти достойного применения. Но самым удивительным в окружающем пейзаже являются цветы, потому что они... каменные. Невиданные сказочные цветы сверкают пурпурными, золотыми, изумрудными самоцветами, и все же они искусственные, холодные, мертвые. В этом приеме один из многочисленных контрастов картины - печальный Демон с живой страдающей душой и бездушный каменный мир вокруг него, что еще раз подчеркивает одиночество героя. А может быть, в этом контрасте заключен иной смысл? Все, к чему прикасается "дух изгнанья", умирает: остается оболочка, а души нет...

Необычна цветовая гамма полотна Врубеля. Александр Блок, высоко ценивший эту картину художника, писал: "Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше название тех преобладающих цветов, которым еще "нет названья" и которые служат лишь знаком (символом) того, что таит в себе сам Падший: "И зло наскучило ему". Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля".

Еще раз внимательно всмотритесь в полотно. О каких трех основных цветах Врубеля пишет поэт? Что они, по-вашему, символизируют?

Трудно дать точные определения оттенкам этих красок, ведь сам Блок говорит, что им "нет названья", но, без сомненья, речь идет о синем, красном

page 91

--------------------------------------------------------------------------------

и золотом цветах. Холодный синий цвет (одежда Демона и голубые блики на его торсе) контрастирует с теплым розовым и оранжево-золотистым цветом заката, солнечных лучей, которые пронизывают кристаллы каменных цветов. Таким образом, холодные краски картины - это способ характеристики Демона, а теплые цвета ассоциируются с солнцем, жизнью и шире - с Богом.

Итак, подведем итоги анализа картины "Демон сидящий". Художественный способ характеристики главного героя основан на контрастах. Коротко сформулируйте и запишите основные из них.

Демон Лермонтова и Демон Врубеля - какие сходные и в то же время разные герои! Чем же, по-вашему, отличается врубелевский Демон от лермонтовского?

1. Демон красив, молод, полон физических сил,
НО
весь его облик выражает печаль, скорбь, одиночество.

2. В центре большого, вытянутого по горизонтали полотна изображен один лишь Демон,
НО
ему тесно в формате картины, его фигура как бы срезана сверху и снизу, что рождает ощущение скованности, придавленности.

3. Демона окружает яркий, пронизанный лучами солнца, сказочно-прекрасный пейзаж,
НО
этот пейзаж окаменевший, холодный, бездушный.

4. Мир на картине согрет солнечными лучами заката (теплые розовые и оранжевые цвета),
НО
от фигуры Демона веет холодом (холодный синий цвет).






Демон Врубеля - фигура трагическая. Он символизирует вечную борьбу добра и зла, мучительные противоречия человеческого духа, постоянную неудовлетворенность собой и окружающим миром, бесконечное одиночество. Это действительно "печальный Демон, дух изгнанья", невольно вызывающий у зрителей сострадание, а не злой дух Лермонтова, "царь познанья и свободы", рождающий трепет и страх своей злобой и коварством.

Картина "Демон сидящий" никого не может оставить равнодушным, она заставляет зрителей вглядываться, вдумываться, откликаться.

Демониана Врубеля не завершается картиной "Демон сидящий". Еще долгие годы на холстах, в глине, на обрывках бумаги появляется незабываемое лицо: косматая львиная грива, узкий овал, излом бровей, трагический рот, горящие глаза - но каждый раз с иным оттенком выражения. То он бросает исступленный вызов миру, то "похож на вечер ясный", то становится жалок. И вот рождается новая картина художника - "Демон поверженный".

Третий искусствовед-консультант

Картина "Демон поверженный" была написана в 1901 - 1902 годах. Несомненно, Врубель хотел создать нечто патетическое и грандиозное, способное потрясти. О замысле этого произведения, по мнению художника, вернее всего судил М. Суздалевский: "Демон - не злой дух, а радужно-крылатый гений человечества, поверженный серостью обыденной жизни; но поверженный на горах, униженный - он остается могуч и верен своим чудным до ослепления мечтам".

На выбор сюжета повлияли, конечно, обстоятельства жизни самого художника: нападки критики, которые в начале XX века были очень острыми, увлечение философией Ницше с его проповедью "сильной личности", первые признаки психического расстройства.

Врубель работал над этим полотном с маниакальной исступленностью, по двадцать часов в сутки. Он считал его главным своим творением, называл иконой. Когда картина была уже выставлена, Врубель ежедневно приходил на вернисаж и дописывал ее. Вот как рассказывала об этом Е. И. Ге: "Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное... В это время картину "Демон" перевезли в Петербург для выставки "Мира искусства", и Михаил Александрович, несмотря на то что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, когда "Демон" был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота... Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо".

Представьте себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с "духом зла", им созданным, но уже от него отделившимся; представьте, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле... Но, как пишет НАДмитриева, автор замечательной книги о Врубеле, Демон владел уже художником больше, чем он - Демоном.

Учитель

М. А. Врубель хотел, чтобы его новая картина потрясла зрителей, и она действительно потрясает. Чем? Опишите картину.

Перед нами не печальный юноша со страдающими глазами, а фантастическое существо с из-

page 92

--------------------------------------------------------------------------------

ломанным судорогой полуптичьим телом в россыпи павлиньих перьев. Демон низринут в ущелье среди скал. Его затопляет лиловый сумрак, сияют лишь вершины гор, сверкают венец на голове и сказочные перья его поломанных крыльев. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом.

Демон изломан, но сломлен ли его дух?

Нет. Об этом говорит взгляд его страшных, горящих глаз. В них ярость, гнев, отчаяние. Глядя в эти глаза, невольно вспоминаешь Александра Блока: "Что мгновенные бессилья! / Время - легкий дым! / Мы опять расплещем крылья! / Снова отлетим!.."

Как бы вы охарактеризовали цветовую гамму картины?

Она сходна с гаммой картины "Демон сидящий". Чтобы создать феерическое зрелище, Врубель использует самые излюбленные свои цвета: золотой, сумрачно-синий, млечно-голубой, лиловый, розовый.

- Какие строки из поэмы М. Ю. Лермонтова "Демон" вспоминаются вам, когда вы рассматриваете это полотно?



И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
Один, как прежде, во Вселенной
Без упованья и любви!..





Но если Демон Лермонтова, потерпев поражение в борьбе за душу Тамары, способен на новое зло, то Демону Врубеля уже не подняться никогда: слишком страшно его падение, абсолютно безжизненным кажется нам его деформированное тело.

- Картина "Демон сидящий", как мы уже говорили, построена на художественных контрастах. А о каком контрасте задумывается зритель, знающий предысторию картины "Демон поверженный" и рассматривающий ее?

О контрасте между замыслом и воплощением. Врубель хотел показать гордую непобежденность Демона даже в падении, но его герой получился ожесточенным, отчаявшимся, разбитым и потому вызывающим жалость и сострадание, а это оскорбительно и для Демона, и для замысла художника.

- Подведем итоги нашего урока. Что объединяет Демонов Врубеля?

Демоны разные, но в них есть то, что их объединяет, - трагизм. Души героев полны муки и страданий от одиночества, раздирающих противоречий между неприятием мира и невозможностью его изменить.

- Что взял Врубель для своих Демонов из поэмы М. Ю. Лермонтова и в чем его образы противоречат лермонтовскому персонажу?

Конечно, Демон Лермонтова сильно повлиял на Врубеля. Художник создал образы существ могучих, властных, одиноких и всегда неудовлетворенных.

И все же Демоны различны. "Печальный дух" Врубеля более человечен, мы не можем представить, чтобы его Демон мог быть подлым искусителем, готовым сеять вокруг себя лишь раздоры, ненависть, злобу, смерть. Поэтому и Демон сидящий, и Демон поверженный вызывают у зрителей понимание, жалость, сострадание, тогда как Демон Лермонтова внушает читателям чувство опасности, страха, неприятия.

3. Заключительное слово учителя

Образ Демона волновал творческое сознание художника М. А. Врубеля более двадцати лет. Итогом многолетних размышлений, поисков, титанической работы воображения стали великолепные иллюстрации, замечательные картины, многочисленные наброски. Лишь душевная болезнь и ранняя смерть художника в 1910 году положили конец его демониане. Некоторые исследователи даже говорят, что именно мучительная работа над образом Демона способствовала расстройству психики Врубеля, ведь "дух ада" коварен: он способен подчинять себе тонкие творческие натуры, отравлять сознание человека.

Как бы то ни было, Демон Врубеля, как и Демон Лермонтова, заставляет нас думать о судьбе человеческой души. А еще он приоткрывает нам душу самого художника: всегда мятущегося, неудовлетворенного собой, находящегося в постоянном поиске и обладающего поистине "демоническим" талантом.

4. Задание на дом.

Индивидуальные задания для двух музыковедов-консультантов:

1) подготовить сообщение о творческой истории оперы А. Г. Рубинштейна "Демон";

2) подготовить сообщение о лучших исполнителях партии Демона в одноименной опере Рубинштейна.

page 93

--------------------------------------------------------------------------------

Урок 3. "И проклял Демон побежденный мечты безумные свои..."

Опера А. Т. Рубинштейна "Демон"

Рубинштейн обращается к массе, говорит языком понятным и простым и встречает сочувственный отклик.

Г. А. Ларош

1. Слово учителя

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с выдающимся русским композитором, пианистом и педагогом Антоном Григорьевичем Рубинштейном, автором многих известных музыкальных произведений, непревзойденным пианистом-виртуозом, которого называли "Богом за роялем".

Антон Рубинштейн со своим братом Николаем приложили немало усилий для открытия в России первых консерваторий: Антон Григорьевич - в Петербурге, Николай Григорьевич - в Москве. Это было сделано без всякой помощи со стороны правительства, единственным источником сил было лишь воодушевление русских музыкантов, преподавателей и профессоров, готовых на любые жертвы.

С триумфом гастролируя по миру, Антон Рубинштейн, к сожалению, не всегда имел успех и встречал понимание у себя на родине, в России, поэтому последние годы своей жизни он провел в Дрездене. Умер выдающийся композитор в Петергофе в 1894 году, похоронен в Александро-Невской лавре.

В наше время творчество Рубинштейна мало востребовано. Произведения многих других русских композиторов оказались глубже и долговечнее. Но затмить значение деятельности Рубинштейна не могут никакие перемены музыкальной моды. Он один из основателей русской школы пианистов-исполнителей, создатель Петербургской консерватории, автор целого ряда прекрасных музыкальных произведений, одно из которых - опера "Демон" - до сих пор с успехом ставится на сценах знаменитых оперных театров всего мира.

2. Беседа об опере

Первый музыковед-консультант

Поэма М. Ю. Лермонтова "Демон" оказала огромное влияние на многих композиторов. На ее сюжет написаны опера Б. Фитингофа-Шеля "Тамара", музыкальная картина "Демон" П. Бларамберга, третья симфония "Демон" Э. Направника, одноименный балет С. Цинцадзе. Но самым лучшим воплощением лермонтовского произведения по праву считается опера Антона Григорьевича Рубинштейна.

Любовь к творчеству М. Ю. Лермонтова проходит через всю жизнь композитора. Замысел "Демона" возник у Рубинштейна в 1871 году, но ему не сразу удалось найти либреттиста - автора словесного текста оперы: сотрудничество с Аполлоном Майковым, а затем с Яковом Полонским закончилось неудачей. Автором либретто стал исследователь творчества Лермонтова П. А. Висковатов. Либреттист пытался точно передать дух лермонтовских образов, но, поскольку он был лишен поэтического дара, сочиненный им стихотворный текст не отличается высокими художественными достоинствами.

Что же явилось для композитора главным в образе Демона? Рубинштейн воспринимает его как романтического героя, посмевшего бросить вызов обществу и самому Богу. Поэтому он одинокий страдалец. Свое художественное внимание композитор заострил на лирической стороне сюжета поэмы - на взаимоотношениях Демона и Тамары. Демон Рубинштейна в большей степени человек, чем злой дух, как это изображено у Лермонтова, любовь прекрасной грузинки должна примирить его с миром и Богом, вернуть прежнюю гармонию. Но Бог не прощает отступничества, поэтому Тамара от поцелуя Демона умирает, душу ее Ангел уносит в рай, а Демон в который раз проклинает весь мир.

Хотя опера Рубинштейна и не передает в полной мере мятежный дух гениальной поэмы, музыка завораживает слушателей невероятной красотой мелодий и яркой инструментовкой. Многие эпизоды "Демона" принадлежат к лучшим страницам русской оперной лирики. Ярко и проникновенно воссоздал Рубинштейн колорит Кавказа (во время работы над произведением композитор изучал кавказские, в особенности грузинские, национальные мелодии), очень хороши его горские танцы. Высокими достоинствами отмечены хоры. Действие и характеры даны в развитии.

Опера была написана в 1871 году, но ее долго запрещала к постановке театральная цензура, ведь в православной России произведение с таким названием могло вызвать существенные нарекания со стороны синодальных чиновников.

page 94

--------------------------------------------------------------------------------

Лишь в 1875 году опера была с успехом поставлена в Петербурге, а потом и в Москве.

Учитель

Прочитайте внимательно либретто или краткое содержание оперы "Демон" и сделайте вывод, в чем основное сюжетное несоответствие поэмы Лермонтова и оперы Рубинштейна?

Автор либретто и композитор пытались придерживаться фабулы лермонтовской поэмы, основное несоответствие - это разная трактовка образа Демона. В опере он не злой дух, исчадие ада, а скорее романтический герой, борец-одиночка, для которого главная ценность - это личная свобода. Мы не видим зла, творимого Демоном. Он искренне полюбил Тамару и уверен, что ее любовь возродит его душу и примирит с небом. Поцелуй Демона погубил героиню, ее душа попадает в рай, а Демону нет прощения. В эпилоге герой даже достоин сочувствия, ведь он действительно хотел измениться, отречься от злых помыслов, переродиться. Почему Бог не увидел этого, не помог раскаявшемуся? Ярость Демона в финале вполне оправданна, у зрителей должно остаться чувство неудовлетворенности, несправедливости.

- А теперь вы будете слушателями оперы А. Г. Рубинштейна "Демон". Вы услышите несколько наиболее важных сцен, которые помогут вам составить общее впечатление от произведения. Вслушайтесь в музыку, постарайтесь проникнуть в ее характер, поделитесь своими впечатлениями.

Первый фрагмент. Пролог к опере.

Оркестр имитирует волнение грозовой природы. Затем звучит тема струнных инструментов, которая станет в дальнейшем лейтмотивом Демона. На нее накладываются мощные звуки хора, подражающего голосам самой природы. После хора следует речитатив-монолог Демона, он ропщет на весь мир. Появляется Ангел, и звучит его диалог с Демоном.

Прослушивание первого фрагмента.

Второй фрагмент. Хор девушек "Ходим мы к Арагве светлой" и сцена Тамары.

(Из действия первого, картины второй.)

Этот эпизод можно считать завязкой оперного действия: Демон впервые видит Тамару, вместе с девушками идущую к Арагве за водой. Мелодия арии Тамары удивительно светлая и проникновенная, полная изысканных оборотов. Ее пение сопровождается звуками скрипок. Голос Демона слышен на втором плане. Он восхищен Тамарой, мелодия его партии отличается особой страстностью.

Прослушивание второго фрагмента.

Третий фрагмент. Демон в келье Тамары. (Из действия второго, картины четвертой.)

Демон исполняет арию "Я тот, которому внимала". По характеру мелодии она близка к городскому романсу, ее интонации довольно сентиментальны. Постепенно ариозо становится все более драматичным и переходит в дуэт с Тамарой. Партия Демона достигает высшей страсти. Тамара сопротивляется чувствам Демона. Этот дуэт - кульминация всей оперы.

Прослушивание третьего фрагмента.

Четвертый фрагмент. Эпилог.

Тамара при появлении Ангела вырывается из объятий Демона и умирает. С помощью ударных и низких духовых инструментов создается мрачная картина. Оркестру вторит хор, его звуки очень четки и динамичны. Венчают оперу несколько резких аккордов.

Прослушивание четвертого фрагмента. Учащиеся делятся музыкальными впечатлениями об услышанных эпизодах оперы.

Второй музыковед-консультант

Следует сказать несколько слов об исполнителях заглавной партии в опере, ведь роль Демона - самая яркая и зрелищная в этом музыкальном произведении. Каждый певец, исполнявший партию главного героя, понимал ее по-своему и подчеркивал наиболее важные (как он считал) черты.

Первые исполнители Демона И. Мельников и Б. Корсов не смогли найти верный ключ к этой партии. Они исходили лишь из внешнего рисунка роли: выступали с тяжелыми, нелепо-огромными крыльями, затруднявшими движения и отвлекавшими зрителей.

Настоящему успеху оперы способствовал выдающийся талант замечательного русского певца П. Хохлова. Обладающий голосом редкой красоты, актер-художник, он понял и выразил глубокую тоску, нежность и скорбь Демона. Образ, им созданный, был полон высокой, одухотворенной лирики.

Новая страница в сценической истории Демона - исполнение Ф. И. Шаляпина, впервые выступившего в этой роли в канун революции 1905 года. Не лирическое начало, а мятеж, богоборчество, гордый вызов небу, революционная стихия восстания определяли характер исполнения Шаляпина. Во внешнем облике артист исходил из

page 95

--------------------------------------------------------------------------------

картин и рисунков Врубеля. Певец восхищался художником: "И писал же он своих Демонов! Крепко, страшно, жутко и неотразимо... От Врубеля мой Демон". Но Демон Шаляпина не был поверженным, сломленным. Гениальный певец и артист сумел переинтонировать оперную партию, творчески пересоздать ее. Он отразил в своей трактовке поднимающуюся революцию, так и поняли это зрители. А. Тихонов оставил описание исполнения Шаляпиным партии Демона: "Фантастическое видение... с исступленным ликом архангела и светящимися глазницами. Смоляные до плеч волосы, сумасшедший излом бровей и облачная ткань одежд закрепляют его сходство с "Демоном" Врубеля... Взмахом несуществующих крыльев... Демон перебрасывает себя с одной скалы на другую и поднимается там во весь рост - могучий, крылатый воитель, вождь небесных революций. На груди у него блестит боевой панцирь... Он готов еще раз сразиться с небесами и ждет достойного противника".

Шаляпин показывал сложный и мучительный путь Демона к добру, борьбу темного, злого и светлого в душе своего героя. Трактовка Шаляпина была дерзостно смелой, новаторской, но она не во всем находила опору в музыке, поэтому шаляпинский Демон не получил продолжения.

Лучшие исполнители партии Демона в XX веке - Г. Бакланов, А. Батурин, Г. Отс, Д. Гнатюк, Б. Штоколов - продолжили традиции П. Хохлова с его лиричностью, проникновенностью, драматизмом.

Учитель

Давно замечено, что один шедевр искусства способен рождать второй, третий... Ведь настоящее художественное произведение находит глубокий отклик в душах читателей, зрителей, слушателей, заставляет размышлять, находить собственные решения знакомых образов, сюжетов...

Поэма М. Ю. Лермонтова "Демон", сложнейшее философское произведение, вызвала к жизни превосходные рисунки и картины М. А. Врубеля, подвигла А. Г. Рубинштейна на создание оперы "Демон". На протяжении трех уроков мы встречались с образом Демона в разных воплощениях: поэтическом, живописном, музыкальном. Погружаясь в мир каждого из произведений, убедились, что мастера видят одного и того же героя по-своему, и в этом разнообразии взглядов - диалектика искусства. Мы же с вами должны уметь разобраться в сути произведений, понять то, что хотели донести до нас авторы, составить свое представление о прочитанном, увиденном, услышанном... Мне думается, что эту задачу мы с вами выполнили.

3. Задание на дом (на выбор):

1. Любителям поэзии:

а) прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова "Мой демон", сравните его героя с Демоном из одноименной поэмы. В чем сходство и различия двух демонов?

б) прочитайте стихотворение А. А. Блока "Демон" (1916 года) и сравните его с эпизодом "Демон в келье Тамары. Клятва Демона" из поэмы М. Ю. Лермонтова (часть 2, строфа 10). Что обещает Демон Тамаре в награду за ее любовь в стихотворении Блока и в поэме Лермонтова? Различны ли произведения по звуковой организации стиха, ритмическому рисунку и эмоциональному настрою?

2. Любителям живописи.

Вы - художник будущего анимационного фильма "Демон". Подготовьте эскизы портретов главных героев - Демона, Тамары, Ангела.

3. Любителям музыки.

Придумайте оформление афиши оперы А. Г. Рубинштейна "Демон", обязательно включите в нее аннотацию оперы.

Литература для подготовки к уроку

1. История русской литературы. В 4 томах. Т. 2: От сентиментализма к романтизму и реализму. - Л., 1981.

2. Касаткина В. Бесконечный поединок Добра со Злом // Литература. - 2000. - N 17.

3. Скляревская Г. Н. Словарь православной церковной культуры. - СПб., 2000.

4. Скрябина Т. "В пространстве брошенных светил..." // Литература. - 2001. - N 31.

5. Дмитриева Н. А. Михаил Врубель: Жизнь и творчество. - М., 1988.

6. Ельшевская Г. Главная тема // Искусство. - 1999. - N 20.

7. Медкова Е. Неисчерпаемость и беспредельность // Искусство. - 2005. - N 21.

8. Петрова Н. В. Демон в творчестве Лермонтова и Врубеля // Литература в школе. - 2001. - N 8.

9. Балашша И., Гал Д. Ш. Путеводитель по операм. Кн. 3. Русская и советская опера. - М" 1993.

10. Гозенпуд А. А. Краткий оперный словарь. - Киев, 1989.

11. Шедевры мировой классической музыки. - М., 2004.


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. П. Шматкова, Поэма М. Ю. Лермонтова "Демон" и ее художественное воплощение в творчестве Н. А. Врубеля и А. Г. Рубинштейна // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207134353&archive=1207225877 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии