Односоставные и неполные предложения в поэзии Пушкина

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Г. А. Яковлева

Обучение русскому языку на современном этапе развития школы все более требует подхода к изучению языковых единиц не только со стороны их грамматической сущности, но и с точки зрения той роли, которую они выполняют в процессе коммуникации - в разных сферах человеческой деятельности, в различных стилевых и жанровых разновидностях речи. Функционально-стилистическая ориентация при изучении языковых единиц проявляется прежде всего в усилении внимания к воспитанию стилистического чутья у школьников - с целью создания ими собственных речевых произведений.

Разработанные нами уроки обобщающего характера по изучению односоставных и неполных предложений строятся на материале текстов художественного стиля. Учитель стремится познакомить учащихся с целесообразным использованием этих типов предложений в произведениях художественной литературы, выяснить, в каких жанрах и с какой стилистической целью они употребляются. Кроме того, осуществляя межпредметные связи,

page 62

--------------------------------------------------------------------------------

учитель помогает учащимся акцентировать внимание на изобразительно-выразительных особенностях односоставных и неполных предложений.

Цели уроков определялись и стремлением углубить и систематизировать знания учащихся по пройденному материалу, поставив восьмиклассников в новые условия. Одним из важных этапов обобщающих уроков является формирование умения точно определять структуру предложений, чтобы у учащихся не возникало ошибочное мнение, что неполными могут быть только двусоставные предложения, чтобы ученики четко отграничивали, в частности, назывные предложения от неполных двусоставных и т.п.

Уроки проводились в Гуманитарном лицее г. Пскова. Чтобы ученики могли определить, какую стилистическую роль выполняют односоставные и неполные предложения в художественных произведениях, в качестве домашнего задания им было предложено выбрать и записать примеры этих видов предложений из поэтических произведений, так как отрывки из прозы использовались в качестве дидактического материала при изучении односоставных и неполных предложений. Учащиеся решили обратиться к творчеству А. С. Пушкина. К уроку-семинару они выполнили домашнюю работу группового характера: каждая группа выписывала и анализировала примеры на заданный вид предложений.

Урок был сдвоенным не только по причине сложности темы, но и потому, что учащиеся подобрали обширный материал из произведений А. С. Пушкина. Учитель подчеркнул, что односоставные предложения являются ярким выразительным средством русского языка. Нередко они выступают как синтаксические синонимы двусоставных предложений, отличаясь от последних большей степенью эмоциональности. Различаются односоставные и двусоставные предложения и сферой употребления.

1-я группа учащихся познакомила класс со следующими определенно-личными предложениями:



Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой...

Пора, красавица, проснись.
Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.





Определив морфологическую природу главных членов, проанализировав строки Пушкина, учащиеся отметили, что определенно-личные предложения более лаконичны, энергичны по сравнению с двусоставными. Некоторые стихи, такие как "В Сибирь" или "Пророк", могут рассматриваться как художественно-публицистические произведения, а определенно-личные предложения придают им характер призывности, выражая волеизъявление поэта; им свойственна собирательность, обобщенность на основе высокой гражданственности.

Кроме того, учащиеся обратили внимание на то, что почти все определенно-личные предложения осложнены обращением, часто - распространенным, которое помогает уточнить адресата речи. Чтобы учащиеся не путали подлежащее и обращение, был использован прием сравнения: Мой друг, отчизне посвятим... Мой друг посвятил отчизне души прекрасные порывы. Был произведен синтаксический разбор предложения "Во глубине сибирских руд...", так как некоторые учащиеся неверно определили вид этого предложения, обозначив "терпенье" как подлежащее, ошибочно назвав не В. п., а Им. п.

На уроке необходимо подчеркнуть, что каждый тип и вид предложений должен употребляться уместно, с определенной целью, поэтому учитель сравнивал вышерассмотренные примеры с теми стихами А. Пушкина, в которых невозможно обойтись без двусоставных предложений: в произведениях глубоко личных необходимо назвать или выделить имя лирического героя, а иногда нужно противопоставить одно лицо другому. Такие предложения звучат более плавно, мягко. Не следует отрицать и тот факт, что выбор вида предложения в поэзии может мотивироваться структурой стиха.

Для сравнения учащимся были предложены такие стихи:



Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных, -
Я предаюсь моим мечтам.





page 63

--------------------------------------------------------------------------------



Не я
Увижу твой могучий поздний возраст.

Я помню чудное мгновенье...

Я верю: я любим...





Вторая группа учащихся подбирала и анализировала неопределенно-личные предложения;

ученики установили, что некоторым из этих предложений свойственно обобщенное значение.



И на обломках самовластья
Напишут наши имена.

Дни поздней осени бранят обыкновенно...

Ведут ко мне коня...

Сначала все к нему езжали,
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги...





Учащиеся отмечают, что этот вид односоставных предложений обладает разговорной экспрессией; обращают внимание на то, как важно поэту выразить общие суждения, без отношения к определенному лицу. Примеров использования Пушкиным неопределенно-личных предложений оказалось немного.

Безличные предложения распространены в различных стилях речи не в равной мере и выполняют разные функции. В научных текстах они приобретают окраску долженствования, в официально-деловом стиле используются с целью предписания, в художественной речи характерно их использование с эмоционально-экспрессивной окраской.

Учащиеся обратили внимание на одну важную особенность: безличные предложения часто выражают такие смысловые, функционально-стилистические и изобразительно-выразительные оттенки, которые не могут быть переданы средствами двусоставных предложений, - в этом заключается их стилистическое своеобразие. Осознание этой специфики позволяет учащимся тщательно отбирать данные конструкции с учетом содержания и стиля речи.

Так, в разговорном и, особенно, в художественном стилях безличные предложения служат средством создания образности, передают конкретно-чувственные представления героя, душевное и физическое состояние человека, природы.

Нередко безличные предложения выражают желание или нежелание, необходимость - иногда роковую, - не зависящую от воли человека. Эти предложения, обладающие высокой экспрессией, широко используются в поэзии. Немалое место, как выяснилось, занимают они и в стихах А. Пушкина:



Иной в нас мысли нет.

И жаль зимы-старухи.

Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

Но надо знать и честь...

Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми.

...для сердца нужно верить

Мне грустно и легко...

...Со мною друга нет.

И страшно ей; и торопливо
Татьяна силится бежать:
Нельзя никак.

Но в них не видно перемены...

Но ей нехорошо на новоселье.

Но дружбы нет и той меж ними...





Большое внимание уделялось на уроке определению способа выражения главного члена в безличных предложениях, особенно детально анализировались примеры со словами состояния в роли главного члена и неизменяемым словом "нет". Кроме того, внимание учащихся было обращено на те примеры, в которых Пушкин сопоставляет или противопоставляет состояние героев в разных ситуациях.

Назывные предложения - яркое стилистическое средство, широко используемое в художественных и публицистических текстах. Они выступают в качестве живописующего средства и способа эмоциональной оценки изображаемого. Чаще всего они представляют собой зарисовку, отражающую в статике какой-то важный для сюжета момент. Вот примеры из произведений А. С. Пушкина:



Мороз и солнце...

Какая ночь!

А зимних праздников блестящие тревоги!





(скрытая неполнота).

page 64

--------------------------------------------------------------------------------



Унылая пора!

Волшебный край!..





Иногда такие предложения выполняют композиционно-стилистическую роль, способствуют стремительному развитию сюжета; в произведениях А. С. Пушкина номинативные предложения используются с целью создания пейзажа и передачи эмоционального его восприятия.

Как показал опыт, работа по выбору и анализу - синтаксическому и стилистическому - проходит несколько сложнее при рассмотрении неполных предложений. Учащиеся вспоминают, что неполные предложения характерны для разговорной речи, используются в диалогических высказываниях, где пропуск членов предложения легко восстанавливается из предыдущих реплик. Учащимся известны, кроме того, ситуативно и контекстуально неполные предложения. Этот тип предложений отличается краткостью, динамичностью, решает задачу экономии языковых средств. В художественном тексте они, как и назывные предложения, могут выполнять изобразительную функцию, сосредоточивая внимание на времени действия или месте нахождения предмета, героя. Нередко используемый в разговорном и художественном стилях эллипсис позволяет сформулировать мысль лаконично, а пауза при отсутствующем члене (чаще - сказуемом) способствует выделению наиболее важных для содержания текста слов. Неполные предложения придают художественному произведению лирическую взволнованность, стилистическую приподнятость.

Многие из вышеизложенных черт обнаружили учащиеся в выписанных ими примерах из произведений А. Пушкина:



И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.





Учащиеся отмечают, что в стихотворении "Осень" поэт рассказывает о любимом времени года, когда его посещало вдохновение; здесь неполные предложения помогают выразить порыв, стремление Пушкина быстро записать рождающиеся строки. Предложения очень коротки: "перо к бумаге" - просится; "минута" - пройдет, пробежит, промелькнет. Учитель обращает внимание учащихся на возможную ошибку: в некоторых случаях слово-предложение "минута" неверно рассматривают как назывное предложение. Следует указать и на особенности семантики, и на интонационное оформление этого предложения.



Громада двинулась и рассекает волны.
Плывет...

И брызжет кровь на щит.
Сразились. Русский - победитель.

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.

Идет направо - песнь заводит.
Налево - сказку говорит...





Восстановление недостающих членов предложения не представляло трудности, поскольку помогает контекст. Схематически отсутствие какого-либо члена предложения обозначали v.

Некоторые учащиеся, обратившиеся не только к стихам, но и к роману "Евгений Онегин", заметили, что в этом эпическом произведении автор редко использует односоставные и неполные предложения - в отличие от лирических. Объясняли они это тем, что в таком произведении важен сюжет, описание эпизодов, а в них - конкретных лиц, поэтому почти не встретились, например, определенно-личные предложения (за исключением некоторых лирических отступлений или диалогов):



Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.

Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне...
Что, Таня, что с тобой?
- Мне скучно...
Поговорим о старине...





Итак, в тексте романа А. С. Пушкина находим и безличные, и определенно-личные, и неполные двусоставные предложения, но их количество незначительно. Вот пример из письма Татьяны, которое представляет собой в этой части как бы диалог в монологе:



Другой! Нет, никому на свете...

Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю.
Но мне порукой Ваша честь,
И смело ей себя вверяю...





Обратились и к сцене дуэли, в которой описана напряженнейшая ситуация:



И каждый взял свой пистолет.
"Теперь сходитесь".





page 65

--------------------------------------------------------------------------------

Учащиеся отмечают, что двусоставное предложение здесь было бы неуместно, расплывчато, не отражало бы описываемую обстановку.

Подводя итоги, учащиеся охарактеризовали односоставные и неполные предложения как средство речевой выразительности в текстах поэтических произведений А. С. Пушкина. Трансформация односоставных предложений в двусоставные не всегда возможна и необходима, так как каждый вариант будет отличаться стилистически. Так, безличным предложениям, в отличие от синонимичных двухсоставных, может быть присущ оттенок пассивности, инертности, тогда как личные конструкции содержат элемент активности, проявления воли действующего лица.

Неполные предложения, особенно эллиптического типа с нулевым сказуемым, обладают повышенной экспрессией, поэтому используются в произведениях художественной литературы с целью описания события в динамике, окрашивают повествование эмоционально; используются в авторских ремарках и т.д. По сравнению с неполными полные двусоставные предложения в таких текстах звучали бы вяло, в замедленном темпе, менее выразительно; особенно это характерно для поэзии - с учетом ее ритма, рифмы, строфики и, разумеется, целевой установки автора.

Имя существительное, образующее главный член назывного предложения, совмещает в себе образ предмета и идею его существования в плане настоящего. Отсюда богатые экспрессивные возможности номинативных предложений и широкое их использование в статических описаниях, а в повествованиях - для передачи быстрой смены явлений и предметов.

Такой урок позволяет, на наш взгляд, воспитывать у учащихся внимательное, чуткое отношение к родному слову - таким образом можно развивать ценностный взгляд на русский язык и реализовать гуманизацию школьного обучения. Оптимальное соединение лингвистического познания и речевого общения как двух сторон учебного процесса, осуществляемого на родном языке, тем успешнее, чем лучше обеспечено единство языкового образования и речевого развития.


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Г. А. Яковлева, Односоставные и неполные предложения в поэзии Пушкина // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207134158&archive=1207225877 (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии