Современная приключенческая литература для подростков и юношества на уроках в школе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. Е. Кутейникова, Т. А. Енукова

найти другие работы автора

Проблема детского, подросткового и юношеского чтения в современном мире за последние 3 - 4 года явно выдвинулась на первые позиции при обсуждении проблем воспитания и образования детей в XXI веке, проблем культурного наследия и развития страны. Попытки как обозначить, так и разрешить данную проблему предпринимались и учеными-методистами, и учителями-практиками, и библиотекарями, и православными гражданами России, и широкой общественностью (см., например, дискуссию на страницах "Литературной газеты" и еженедельника "Аргументы и факты" за 2006 г.). К сожалению, на сегодняшний день не существует объединяющего начала и тех сил, которые действительно были бы способны повлиять на решение данной проблемы.

Однако одним из путей решения проблемы "нечтения детей", на наш взгляд, может стать пересмотр содержания современных программ по литературному чтению в 1 - 4 классах и по литературе в 5 - 9 классах, а также введение элективных курсов в профильных (10 - 11 классы) и предпрофильных классах (8 - 9 классы), ориентирующих учеников в мире литературы, нацеленных на формирование этико-эстетических предпочтений учащихся и помогающих читателю-школьнику легче и лучше воспринимать классическую художественную литературу. При этом стоит вспомнить хорошо забытое старое: квалифицированными читателями становятся лишь те люди, кто в детстве увлекался детской литературой, а в старшем подростковом и юношеском возрасте - литературой детской, подростковой и параллельно классикой, чаще всего изучаемой в данный момент в школе.

Вопрос о воспитательном и образовательном значении детской и подростковой литературы

page 36

--------------------------------------------------------------------------------

поднимался в России начиная с 30-х гг. XIX столетия, однако до сих пор в школьном изучении явное предпочтение отдается литературе, не соответствующей психолого-физиологическим возможностям и особенностям того или иного возраста, психологии восприятия и информированности ребенка XXI в. "В современных условиях трудно переоценить воспитательное значение традиционной высокохудожественной детской книги. Детское восприятие переживает сейчас небывалое давление видео-, аудио- и полиграфической продукции коммерческо-развлекательного характера, в основном лишенной какого-либо национального духа (выделено нами. - Н. К., Т. Е.), затрагивающей самый поверхностный, примитивный уровень эмоций и почти не требующей умственных усилий для восприятия"1. Более того, сегодня книжная, журнальная и видеопродукция сознательно приучает детей к магии, им насильственно прививают любовь к "темным силам", иначе говоря, к силам зла (жанры массовой литературы и соответственно киноискусства - оккультная фэнтези (частично - героическая и готическая фэнтези2), "ужастики", "мистические" триллеры и т.п.). Детям и подросткам навязывается американский стереотип поведения, сознательно формируется стремление к достижению "американской мечты", культ вещей и жизненного успеха любой ценой. Тогда как традиционная детская и подростковая литература всегда воспитывала своего читателя на положительных примерах, представляя в рамках традиционных для данной литературы жанров варианты жизненного пути индивида, отвечающие нравственным нормам поведения человека в обществе.

Именно поэтому, на наш взгляд, необходимо пересмотреть "учительско-интеллигентское" отношение к приключенческой литературе как литературе малохудожественной, даже низкопробной. Приключенческая литература - явление очень сложное, до сих пор не получившее однозначной оценки в литературоведении, но признанное большинством литературоведов как органичная составляющая всего литературного процесса. Более того, многими литературоведами и большинством педагогов признается познавательная функция данной литературы, пробуждающая у детей интерес к жизни, к истории и географии, к постижению тайн Вселенной и современных научных знаний.

Сложность раскрытия термина "приключенческая литература" заключается в том, что не совсем ясно, с жанром или явлением приходится иметь дело. В литературоведении довольно часто можно встретить выражения - "жанр приключенческой литературы", "приключенческие жанры". Долгое время в качестве синонима определению "приключенческая литература" использовался термин "авантюрная литература", что приводило к усложнению понимания этих двух терминов. Однако даже в "Словаре юного литературоведа", предназначенного для чтения детьми 9 - 15 лет, разводятся эти два понятия: "литература приключенческая" и "литература авантюрная".

А. Наркевич в статье, помещенной в КЛЭ, дает такое объяснение: "Приключенческая литература - понятие, не имеющее строго очерченных границ, применяемое для многих литературных жанров, объединяемых лишь приключенческой тематикой, фабулой (сюжетом) или мотивами (выделено нами. - Н. К., Т. Е.)"3.

Наиболее точное определение, по нашему мнению, дано в ЛЭС: "Приключенческая литература - художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях (выделено нами. - Н. К., Т. Е.)"4.

В начале XXI столетия под термином "приключенческая литература" стали понимать литературу, объединяющую произведения "с острыми сюжетными ситуациями, напряженным действием, обыгрыванием разного рода загадок и тайн"5. Однако и в XX, и в начале XXI в. подчеркивается, что чаще всего "приключенческая литература соотносима с жанрами путешествия, детектива, научной фантастики"6. Теми самыми жанрами, которые чаще всего востребованы подростками и юношеством.

По мнению многих литературоведов, понятие "приключенческая литература" начинает складываться в середине XIX столетия. Л. Мошенская связывает появление приключенческой литературы с возникновением массового читателя, а также "с вытеснением авантюрного контекста из большой литературы" и, таким образом, "в результате сложения этих двух сил возникает качественно новое явление, возникает современная приключенческая литература"7. Но именно в это время наблюдается небывалый всплеск в развитии отечественной детской и подростковой литературы, интерес к ней общественности и педаго-

page 37

--------------------------------------------------------------------------------

гов. Как раз в середине XIX в. появляется и массовый детский читатель, интересы и предпочтения которого во многом совпадают с интересами массового взрослого читателя, иначе говоря, с модой на ту или иную литературу. Поэтому приключенческая литература всегда была востребована массовым читателем разных возрастных групп. Более того, она использовалась государством и писателями для ненавязчивой пропаганды своих идей, формирования общих представлений о нравственности, типе поведения человека в обществе.

Одним из доминирующих признаков приключенческого жанра является острый, динамический сюжет, который "почти не допускает при этом психологизма и описательности - и то и другое тормозит стремительное развитие действия"8. При таком типе сюжета развитие действия происходит напряженно и стремительно, "в событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателя, сюжетные элементы четко выражены, а развязка несет огромную смысловую нагрузку"9. В приключенческом романе именно сюжет определяет характеры, диктует, каким быть герою. Этим отличаются произведения приключенческой литературы от неприключенческой.

Задача приключенческого романа - создать и сохранить на протяжении всего произведения эмоциональное напряжение, заставляющее читателя следить за перипетиями повествования, заранее зная его концовку, так как читающий не сомневается в благополучном завершении тех испытаний, через которые должен пройти герой или герои. И такая уверенность объясняется самой природой приключенческого жанра.

Согласимся с Л. О. Мошенской, сопоставившей сказку и приключенческую литературу: "Связь сказки и приключенческой литературы прослеживается достаточно четко и по многим линиям, - считает исследователь, - и это объясняется ее генезисом. Приключенческая литература взяла из накопленного художественного опыта и сознательно культивировала всё то, что помогло ей создать свой особый мир"10. Схожесть между произведением фольклора и произведением литературы проявляется прежде всего на содержательном уровне: на уровне сюжета, системы персонажей, а также на уровне формы. Во многом именно этим и объясняется популярность приключенческой литературы среди читателей разных возрастных групп, различного уровня литературной подготовки.

Итак, завязкой приключенческого романа обычно является та задача, которую должен решить герой. Затем следуют бесконечные его приключения, своего рода игра в судьбу. Каждая новая ситуация усиливает эмоциональное напряжение повествования. На пути у положительного героя (или героев) непременно встает антигерой, который всячески мешает достижению цели. Отрицательный персонаж совершает какой-либо проступок: это может быть похищение человека, убийство или кража драгоценностей, важного документа, семейной или государственной реликвии.

Главный герой приключенческого произведения всегда стремится преодолеть все невзгоды и несчастья, однако ему чаще всего помогает случай (в сказке эту функцию выполняют волшебные средства). Роль случая очень велика в приключенческой литературе. На роль случая в далеком предшественнике приключенческого романа - греческом романе - указывал М. М. Бахтин: "...причинно осмысленный ход событий прерывается и дает место для вторжения чистой случайности с ее специфической логикой. Эта логика - случайное совпадение"11. Действительно, с обычными персонажами что-то происходит, а с приключенческими приключается случайно и неожиданно. Кроме того, функцию помощников могут выполнять и другие персонажи, которые, прежде чем помочь, испытывают главного героя (главных героев) произведения: главные герои приключенческих произведений всегда проходят ряд испытаний. Затем герой, так же как герой в сказке, переносится к месту нахождения искомого, преодолевая огромные пространства. Напряжение повествования не ослабевает, так как вслед за одной, успешно разрешенной ситуацией, следует другая - это идет борьба героя и антигероя, которая завершается победой положительного персонажа. Однако на этом повествование не заканчивается, начинается новый этап приключений: преследование героя, а затем его спасение. В финале по законам жанра отрицательный персонаж наказывается, а герой начинает новую, спокойную жизнь.

Учитывая специфику данной функционально-жанровой системы и интерес к ней современного читателя, отечественные прозаики начала XXI столетия стали активно создавать новую приклю-

page 38

--------------------------------------------------------------------------------

ченческую литературу, часто эклектичную, сочетающую в себе идейно-художественные особенности литературы приключенческой, научно-художественной и фэнтези. При этом явно сохраняются традиции отечественной приключенческой литературы XX в., создававшейся А. Грином, В. Катаевым, А. Гайдаром, В. Кавериным, А. Беляевым и др., стоявшей на стыке художественной и массовой литературы. Привлечение такого рода литературы, безусловно, относящейся сегодня к виду массовой литературы, к процессу образования и воспитания в школе, по нашему убеждению, будет способствовать активизации познавательного интереса учащихся в области литературы вообще, следовательно - и на уроках литературы в школе.

Так, введя в "Списки для самостоятельного чтения" произведения современной детской и подростковой литературы, в том числе и приключенческой, а затем выборочно проанализировав их на уроках внеклассного чтения или на элективных курсах, мы сможем частично разрешить на практике обозначенные выше проблемы. Например, школьникам 13 - 15 лет, в силу своего возраста любящих острые, динамичные сюжеты и увлекающихся сильными личностями (выбирающими образец для подражания в юношестве и более зрелом возрасте), будут интересны романы Елены Чудиновой "Ларец" и "Лилея"12. Созданные по канонам приключенческого романа XIX - XX вв., но с элементами фэнтези, они повествуют о веке XVIII, о времени правления императрицы Екатерины Великой. ""Ларец" - первый роман из дилогии, посвященной великой битве между добром и злом, в котором приключения трех девочек чудесным образом переплетаются с судьбой России и Православия. В погоне за необыкновенным ларцом, девочки раскрывают ужасающую тайну, грозящую гибелью России, встречаются с секретным орденом, борющимся со злом, и побеждают таинственного господина Бенедиктова, соблазняющего и губящего всех, кто столкнулся с ним на своем жизненном пути"13. Писательница переносит нас то в XVIII век, то во времена правления Ивана Грозного или эпоху Петра I, при этом показывая известные исторические события и факты или с точки зрения обыкновенных людей, современников этих событий, или с точки зрения самих участников исторического действия. Во многом такие различные взгляды на одно и то же явление способствуют возникновению у читателя потребности самому поразмышлять над "фактом", узнать иную точку зрения из другой литературы - учебной, научной, научно-популярной.

На наш взгляд, очень точно высказалась о романе "Ларец" Ольга Голосова: "...автор пользуется русской историей как канвой, по которой вышивает свою картину"14. Отмечая это достоинство романа, О. Голосова подчеркивает: "...именно глубокое знание русской истории, любовь к ней позволяют автору так свободно и увлекательно плести живую ткань своего повествования. Главные героини этой книги, живя в православной России XVIII века, меньше всего знают именно о православии. И в этом тоже знамение нашего времени. Много ли знает о Боге среднестатистический российский подросток из семьи неверующих родителей? А вот о гороскопах, демонах и магии он весьма наслышан. Девочка Нелли, обладая странными способностями - умением видеть в драгоценных камнях прошлое, развлекает себя волшебными историями, как поступил бы любой ребенок на ее месте. Она даже не задумывается о том, хорошо это или плохо, как не задумываясь многие взрослые балуются куда более опасными игрушками. Именно эти необычные способности и вовлекают Нелли Сабурову в опасную борьбу с господином Бенедиктовым - древним финикийским демоном Хоммутабалом. И тогда все становится на свои места. Зло, нарядившись в самые заманчивые и соблазнительные одежды, оказывается злом, а необычные способности нужны героям, чтобы преодолеть его, хотя, к удивлению героинь, главными оказываются все-таки человеческие качества: мужество, верность, преданность"15.

Роман Е. Чудиновой "Лилея" повествует о приключениях уже подросших героинь - дворянки Нелли Сабуровой, в замужестве Елены Кирилловны Росковой, супруги французского изгнанника Филиппа де Роскоф, ее верной подруги-горничной Параши и цыганки Кати. Через десять лет подруги оказываются снова в водовороте событий, их приключения становятся все более опасными, "так как теперь против них не только демонические силы, но и целое государство, охваченное кровавым безумием, - революционная Франция"16. Анализируя этот роман на уроке внеклассного чтения, можно не только остановиться на идейно-художественных особенностях приключенческой литературы, но и на проблеме ответственности человека за свои поступки.

page 39

--------------------------------------------------------------------------------

Здесь же можно затронуть (более глубоко или лишь пропедевтически) тему взаимоотношений человека и государства, тему революции, а также подробно остановиться на теме выбора жизненного пути и жизненных приоритетов.

Предложив в 11 классе в качестве внеклассного чтения современные приключенческие романы Ивана Тырданова17 и Елены Чудиновой18, мы, с одной стороны, сможем восстановить духовную связь между разными поколениями россиян - разбудить "генетическую память" поколений, постараемся пробудить у старшеклассников интерес к истории Отечества, его культурному и духовному наследию, затронем ряд проблем идейно-нравственного порядка, а с другой стороны, подготовим учащихся к чтению высокохудожественной литературы той же тематики, например, после прочтения романа Е. Чудиновой "Держатель знака" легко перейти к чтению литературы о Гражданской войне в России начала XX века, затем - к теме репрессий 1920 - 1930-х гг., к теме "Человек и государство в литературе XX - XXI вв.".

После предварительного прочтения заданного на дом произведения Елены Чудиновой "Держатель знака" можно провести в классе аналитическую беседу как в рамках текущих уроков литературы, так и на специально выделенном уроке внеклассного чтения. Данная беседа может быть проведена и на занятиях в профильных классах, в контексте изучения элективных курсов: "Современная литература России: истоки, традиции и тенденции развития"19, "Современная отечественная литература для подростков и юношества", "Приключенческая литература на рубеже XX - XXI вв." и др. В последнем случае вопросы и задания можно предложить учащимся заранее20: либо в распечатанном виде (выбрав из предложенного списка соответствующие общему и читательскому уровню подготовки школьников), либо вывесить на стенде "К уроку":

Вопросы и задания к аналитической беседе 21

Чудинова Елена "Держатель знака"

Вы только что прочитали роман Елены Чудиновой "Держатель знака". Можете ли вы рассказать, о каком времени и о каком государстве в нем идет речь?

Понравился ли вам роман Елены Чудиновой "Держатель знака"? Почему? Аргументируйте свой ответ.

Какова основная тема данного произведения?

Затронула ли вас основная тема романа "Держатель знака" - тема Гражданской войны в России начала XX столетия! Почему? Попытайтесь понять свои ощущения, найти им разумное объяснение, а затем - логично и аргументированно изложить аудитории.

*Как вы полагаете, почему сегодня, в начале XXI в., появилось много произведений на данную тему: мемуаров, исторических исследований, исторических повестей и романов, произведений массовой литературы разных жанров?

Актуальна ли, на ваш взгляд, основная тема романа Е. Чудиновой в наше время?

**Какие еще произведения о Гражданской войне в России 1918 - 1920 гг. вы читали? Как называются эти произведения? Кто их авторы?

**В чем сходство и в чем заключается различие между прочитанными вами произведениями о Гражданской войне в России, написанными писателями начала - середины XX века, и романом начала XXI столетия?

Что нового вы узнали о Гражданской войне в России начала XX века (1918 - 1920 гг.) из произведения Елены Чудиновой "Держатель знака"?

Кто главный герой этого произведения? Как вы это определили?

Может быть, в романе несколько главных героев? Попытайтесь доказать или оспорить данную точку зрения.

*Кого из героев также можно отнести к категории "главных"? Докажите это примерами из текста.

Как автор описывает офицеров-дворян? Можно ли такое описание назвать реалистическим!

Каково отношение автора к большевикам? Откуда это видно?

Есть ли в данном произведении реальные исторические лица либо персонажи, явно имеющие конкретные прототипы в русской истории? Назовите их. Расскажите, чем ваше представление о данных людях отличается (или отличалось) от художественного образа, созданного писательницей.

Кто из героев произведения Елены Чудиновой вам больше всего понравился? Почему? Аргументируйте свой ответ.

page 40

--------------------------------------------------------------------------------

Как вы полагаете, для чего автор использует сложную композицию!

Что вы можете сказать о сюжете произведения? Сколько в романе "Держатель знака" сюжетных линий? Как вы полагаете, для чего они даны?

К какому жанру или виду литературы вы бы отнесли роман Елены Чудиновой "Держатель знака"? Аргументируйте свой ответ.

Можно ли определить, на чьей стороне Елена Чудинова? Почему?

*На чьей "стороне" были вы во время чтения романа? Сразу ли определились ваши предпочтения? Как вы полагаете, с чем это связано: с незнанием исторических фактов; наоборот, с хорошим знанием истории и уже устоявшимися предпочтениями; со сложившимися в семье и/или обществе стереотипами; с нежеланием становиться на ту или иную "сторону"?

Что вы знаете о событиях эпохи двух революций (Февральская и Октябрьская революции 1917 г.) и Гражданской войны (1918 - 1920 гг.)?

Совпали ли ваши сведения о крахе Российской империи с содержанием произведения Елены Чудиновой? Как вы думаете, почему?

*Каково ваше отношение к описываемым событиям после прочтения романа "Держатель знака"? Совпадает ли впечатление от книги с теми знаниями и представлениями о революциях 1917 г. (Февральской и Октябрьской) и Гражданской войне, которые были у вас до прочтения произведения Е. Чудиновой "Держатель знака"? Почему? Как вы это можете объяснить? Откуда в основном вы раньше получали сведения о данном периоде нашей истории? Заинтересовали ли они вас тогда? Как вы полагаете, почему?

**Каково ваше впечатление от самого произведения? Поделитесь с окружающими своими мыслями, чувствами, сомнениями и размышлениями.

Заинтересовал ли вас данный период в развитии истории нашей Родины? Хотели ли вы прочитать художественные или научно-популярные произведения об этом времени? Почему?

Хотелось бы вам прочитать другие произведения этого автора?

**Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном в письменной форме. Напишите либо эссе "Человек в эпоху перемен", либо сочинение-рассуждение "Отечественные писатели XX - XXI вв. о Гражданской войне в России 1918 - 1920 гг.: проблема выбора и авторский взгляд на события".

Знание истории своей страны и ее традиций необходимо каждому народу, каждому человеку. Данное знание играет неоценимую роль в формировании личности человека. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народов в будущем. Через самобытность культуры своего народа раскрывается многообразие мирового культурного опыта. Какими путями идет раскрытие этого опыта от поколения к поколению? Существуют ли проблемы в передаче этого опыта, который может рассматриваться в качестве жизнеопределяющих принципов? Таких проблем несколько.

Проблема первая - разрушен институт передачи опыта в семье, который предполагал эту передачу от старших к младшим, и здесь неоценима роль книги, которая при помощи интересного сюжета, ярких персонажей, нетривиального показа истории передает читателю опыт предшествующих поколений, их взгляд на мир и человека. Вторая проблема - изменение миропонимания людей, подмена ценностного начала, которая связана с переоценкой ценностей. Во главу угла современным человеком зачастую поставлена материальная составляющая, духовное ушло на второй или даже третий план. Подросток часто не видит иной точки зрения, не задумываясь впитывает в себя навязываемые стереотипы, приключенческая литература начала XXI столетия дает ему пищу для размышлений, ненавязчиво подталкивает к анализу различных точек зрениях, различных жизненных позиций, которые затем глубже и подробнее можно будет рассмотреть на примере литературы классической. Третья проблема - разрушение национальной культуры, первым признаком которого является оскудение родного языка, обращение к модным шаблонам западного образца, расцвет сленговой культуры, появление второсортной литературы, нежелание школьников читать классическую литературу еще и потому, что она непонятна. Современная приключенческая литература для детей и юношества написана хорошим русским языком, с дозированным введением архаизмов, историзмов и диалектизмов, а также сленга и профессионализмов там, где это необходимо по сюжету или для лучшей речевой характеристики образа персонажа. Более того, все приключенческие произведения, на наш взгляд, можно разделить на два

page 41

--------------------------------------------------------------------------------

потока - литературу массовую и беллетристику, или литературу второго порядка. В. Е. Хализев определяет положение беллетристики как "срединное" между классической и литературой "низа"22. Однако беллетристика, по мнению В. Е. Хализева, "отличается от безликой массовой продукции. В ней неизменно присутствует авторская индивидуальность. Вдумчивый читатель всегда видит различия между авторами"23 разных произведений, а поверхностный читатель постепенно учится думать и анализировать.

Вариантов включения в уроки литературы, внеклассного чтения и развития речи (5 - 9 классы), а также в элективные курсы современной приключенческой литературы для подростков и юношества - множество. Задача учителя заключается лишь в том, чтобы, с одной стороны, не увлечься чтением и изучением только такого рода литературы, ибо в школе мы должны в первую очередь изучать образцы высокохудожественной литературы, но при этом расширять общий и читательский кругозор учеников, формировать систему их этико-эстетических ценностей. С другой стороны, включение такого рода литературы в процесс обучения или в списки литературы для самостоятельного чтения должно быть дозированным, для того чтобы не подменить данной литературой все многообразие книг для детей - художественных, научно-познавательных, массовых.

Литература

1. Барская Н. А. Наши дети и художественная литература. - М., 2005.

2. Вознесенская Ю. Юлианна, или Игра в киднеппинг. - М., 2005.

3. Вознесенская Ю. Юлианна, или Опасные игры. - М., 2005.

4. Вронский Ю. П. Странствие Кукши за тридевять морей: Роман. - М., 2006.

5. Тырданов И. В. Битва пророков. - М., 2006. (Роман-миссия).

6. Чудинова Е. П. Держатель знака. - М., 2006. (Роман-миссия).

7. Чудинова Е. П. Ларец: Роман. - М., 2004. (и др. издания).

8. Чудинова Е. П. Лилея. - М., 2006.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Детская литература: Учебник / Е. Е. Зубарева, В. К. Сигов, В. А. Скрипкина и др.; Под ред. Е. Е. Зубаревой. - М., 2004. - С. 10 - 11.

2 Классификацию жанров фэнтези см.: Русская фантастика XX века в именах и лицах: Справочник /Под ред. М. И. Мещеряковой. - М., 1998.

3 Наркевич А. Приключенческая литература. - Краткая литературная энциклопедия. Т. 5. - М., 1978. - Стб. 9. - С. 973.

4 Литературный энциклопедический словарь /Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М., 1987. - С. 305.

5 Литературная энциклопедия терминов и понятий /Гл. редактор и составитель А. Н. Николюкин. - М., 2001. - Стб. 806.

6 Там же. - Стб. 806.

7 Мошенская Л. О. Жанры приключенческой литературы (генезис и поэтика): Диссертация ...канд. филол. наук. - М., 1983. - С. 12.

8 Гуляев Н. А. Теория литературы. - М., 1977. - С. 147.

9 Там же. - С. 147.

10 Мошенская Л. О. Жанры приключенческой литературы (генезис и поэтика): Диссертация ...канд. филол. наук. - М., 1983. - С. 146.

11 Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 242.

12 Чудинова Е. П. Ларец: Роман. - М., 2004 (и др. издания); Чудинова Е. П. Лилея. - М., 2006.

13 Чудинова Е. П. Ларец: Роман. - М., 2004. - С. 4.

14 Там же. - С. 745.

15 Там же. - С. 745.

16 Чудинова Е. П. Лилея. - М., 2006. - С. 4.

17 Тырданов И. В. Битва пророков. - М., 2006.

18 Чудинова Е. П. Держатель знака. - М., 2006.

19 Для гуманитарного профиля.

20 Знаком * отмечены вопросы повышенной трудности для учащихся 11 класса негуманитарного профиля.

21 Знаком ** отмечены вопросы и задания для учащихся профильных гуманитарных классов.

22 Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник. - М., 2002. - С. 167.

23 Там же. - С. 167.


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Н. Е. Кутейникова, Т. А. Енукова, Современная приключенческая литература для подростков и юношества на уроках в школе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207133969&archive=1207225892 (дата обращения: 21.07.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии