ПРОБЛЕМА УСТНОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. А. ЗАХАРОВА

найти другие работы автора

Современная школа ощущает настоятельную потребность в решении проблемы совершенствования речевой деятельности учащихся и повышения их речевой культуры, которая является не только основой общей культуры, но и средством формирования социально успешной личности, обладающей нравственно-эмоциональной культурой, способной к эффективному речевому взаимодействию.

Что включает в себя понятие речевая культура? Сразу оговоримся, что понятие "речевая культура" для нас не является тождественным понятию культура речи. Под речевой культурой мы понимаем уровень владения языковыми, лингвистическими, коммуникативными и риторическими знаниями и умениями, позволяющими осуществлять эффективную речевую деятельность на нравственно-ценностной основе.

В государственном стандарте по русскому языку (2003) и стабильной программе определены три задачи школьного курса русского языка - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций. Овладение данными компетенциями в совокупности с риторической и означает, в нашем понимании, овладение учащимися речевой культурой.

Формирование языковой компетенции предполагает овладение нормами русского литературного языка, его функциональными стилями и умением пользоваться ими в речи. Коммуникативная компетенция включает в себя развитие умений в области четырех видов речевой деятельности (говорение, слушание и понимание, чтение, письмо), овладение основными умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения, развитие умения создавать и воспринимать тексты - продукты речевой деятельности. Лингвистическая компетенция предполагает усвоение знаний о языке и речи, речеведческих понятий, теоретических основ культуры речи. Хотя риторическая компетенция не упоминается в государственных школьных стандартах, мы полагаем, что она является важнейшим компонентом речевой культуры. Под риторической компетенцией мы понимаем владение технологией устного монологического высказывания, системой аргументации и культурой диалога.

Сейчас в школе особую остроту приобрела проблема устной речевой культуры. Развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи - необходимое условие современной системы развития речи. Взаимосвязь устной и письменной речи - важнейшее требование методики. Однако, несмотря на это и имеющиеся авторитетные исследования в области методики развития устной речи [5, 6 и др.], существующий курс русского языка традиционно направлен, в основном, на развитие письменной речи и совершенствование знаний и умений учащихся в использовании книжных функциональных стилей (преимущественно художественного и публицистического). Долгое время бытовало мнение о том, что "разговорный стиль - причем в устной диалогической форме - единственный из всех функциональных стилей, которым дети овладевают еще до школы практическим путем. Обучать устной диалогической речи - задача неактуальная для школы" [8: 291]. В современных же условиях обучение культуре устной речи, диалогической особенно, - задача чрезвычайной важности.

В школьном преподавании русского языка по традиции основное внимание уделяется текстам и примерам из художественной литературы. Порой художественные тексты противопоставляются газетно-информативным, научным и деловым как "живые", творческие - "мертвым", казенным, однако художественный стиль так же непригоден для науки и делопроизводства, как сугубо деловой и научный стили для художественного произведения. В современных условиях вхождения общества в правовое поле

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

"повышается роль документов, регулирующих нашу жизнь, наши общественные отношения" [1:2]. Школа фактически не выполняет данный социальный заказ. Владение научным стилем, в свою очередь, является залогом успешной познавательной деятельности субъекта, которая, как известно, не завершается по окончании школы. Выпускники, став студентами, попадают в мир научных дискуссий, статей, рефератов, курсовых. Кроме того, профессиональная деятельность требует постоянного совершенствования, повышения квалификации, то есть познавательной деятельности. Следовательно, "деловой" и "научный" русский - это требование времени, это помощь молодому человеку в более комфортном освоении жизненного пространства" [1:3].

Овладение культурой устной монологической речи - важнейший социальный заказ. Обучать устной монологической речи преимущественно на примерах художественных текстов вряд ли правомерно. Говорить так, как писали великие художники слова, нельзя, и сами они, конечно, не говорили так, как писали, поскольку говорение и письмо - разные виды речевой деятельности. Кроме того, это разные формы речи. Даже в пределах одного стиля письменная и устная формы различаются [11: 14].

Письменная и устная формы речи имеют разную материальную основу: движущиеся слои воздуха (звуки) - в устной речи, и краска (буквы) - в письменной речи. С этим различием связаны богатые интонационные возможности устной речи и значительно более ограниченные в письменной речи. Интонация устной речи создается мелодикой произношения, местом логического ударения, его силой, изменениями в темпе речи, в интенсивности (громкости) звука, степенью четкости произношения, наличием или отсутствием пауз.

В основе устной речи лежат кинестезические и слуховые ощущения, в основе письменной речи - зрительные и моторные.

По-разному устная и письменная формы речи служат коммуникации. Устная речь используется в процессе непосредственного общения людей в конкретной жизненной ситуации, письменная же речь обычно отвлекается, абстрагируется от непосредственной конкретной обстановки. Устная речь протекает, как правило, в форме беседы, диалога (устный монолог также, скрыто или явно, диалогичен (Бахтин М. М.). Устная речь имеет конкретного адресата. Письменная же речь по природе своей монологическая. Адресат мыслится абстрактно.

Использование письменной формы означает возможность продумывания речи, перестроек предложения, замены слов, их длительного поиска, даже обращения к словарям и справочникам. Устная форма речи не имеет таких возможностей, за исключением устных подготовленных высказываний, которые характерны, в основном, для устной официальной речи. Однако ситуация живого общения всегда предполагает элемент непредсказуемости. Устная речь позволяет широко использовать невербальные средства [мимику, жесты и т.д.]. Кроме того, конкретные обстоятельства ситуации общения (экстралингвистические условия) способствуют пониманию диалога. Все это позволяет утверждать, что ситуативность является отличительной чертой устной речи.

У говорящего часто нет времени на продумывание фразы, он вынужден мыслить и говорить одновременно. С этим связан ряд языковых особенностей устной речи: меньшая лексическая точность, синтаксические ограничения длины и сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, появление необычных для письменной речи конструкций, заполнителей пауз, а также наличие речевых ошибок. Следует учесть, что нормой для устной разговорной речи являются непринужденность, естественность, наличие импровизации, отсутствие сугубо книжной лексики и грамматики.

Устная речь делится на разговорную и неразговорную (книжную, кодифицированную). Неразговорная устная речь, в свою очередь, подразделяется по прин-

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

ципу стилевой принадлежности: 1) научная, в школе - учебно-научная (научная дискуссия, речь преподавателя, ответ ученика у доски); 2) публицистическая (публичная лекция, выступление на собрании); 3) деловая (деловая беседа, телефонный разговор, деловые переговоры и т.д.); 4) художественная (устные рассказы, анекдоты). Школа нуждается в четком осознании отличий устной формы традиционных книжных стилей от их письменной формы.

Некоторые лингвисты (Е. А. Земская, Е. Н. Ширяев) выделяют в неразговорной (официальной) устной речи публичную речь (один говорящий и много слушающих) и непубличную (официальную, но лично адресованную, персональную, с меной ролей говорящий - слушающий). [См.: 2: 62 - 63]. Во многом это деление совпадает с делением на монологическую речь, которая значительно ближе к письменной, характеризуется своей организованностью, целостностью, и диалогическую, в которой даже в официальных условиях обнаруживается очень большая близость к разговорной речи.

Устная форма книжных стилей чаще всего связана с разговорным стилем, поэтому на ней неизбежно сказывается влияние разговорной речи, даже если это речь монологическая, официальная, публичная. Поэтому в устной форме неуместно употребление канцелярита, книжных слов и оборотов, сложных синтаксических конструкций, делающих разговорную речь искусственной и невыразительной. Напротив, характерное для устной речи частотное ипользование коммуникативно актуальных фразеологизмов, крылатых слов, пословиц, поговорок, присловий, говорящих имен, названий и т.д. (логоэпистем - см.: [9: 17 - 23]) делает речь более выразительной.

Как мы уже говорили, устная речь всегда протекает в контексте действительности, то есть в ситуации общения, следовательно, для успешного речевого взаимодействия необходимо учитывать все компоненты речевого акта. Речевая культура предполагает овладение культурой бытового и делового диалога, а это включает в себя не только умелое использование знаний о речевом этикете, но и овладение стандартами речевого общения, так называемыми социальными ролями. Как известно, каждой роли соответствует свой тип речевого поведения, свой набор языковых средств, однако данные вопросы фактически не находят полноценного освещения в современной школе. Таким же образом обстоит дело с формированием чрезвычайно важного для устной речевой культуры умения - умения слушать, поскольку устная речь рассчитана на слуховое восприятие смысла высказывания.

Фундаментом речевой культуры является этическая культура каждого индивидуума в отдельности и общества в целом. Вопрос о нравственно-ценностной основе современного речевого общения является недостаточно разработанным, несмотря на имеющиеся исследования в области философии речи и риторики (учение об этосе), исследования о толерантности общения [4, 12]. Это связано с изменением прежней идеологической парадигмы в российском обществе и с недостаточной разработанностью новой. Мы полагаем, что вопрос об этической культуре чрезвычайно важен именно в аспекте устной речевой культуры, поскольку устное общение, являющееся спонтанным, непосредственным, обычно неподготовленным, зачастую выявляет самую суть человеческих характеров, их глубинно-нравственные структуры. "Ни в чем не проявляется столь достоверно точно характер человека и все особенности его личности, как в устной речи" [3: 55]. Никакая техника диалога и монолога, никакие знания речевых стандартов не сделают речевое общение эффективным без владения говорящим нравственной культурой.

В формировании устной речевой культуры, а значит, и нравственной, большую роль играет речевая среда. Многие исследователи отмечают явное неблагополучие в этой сфере. Так, А. А. Мурашов, анализируя влияние современной эстрады на подростков, отмечает примитивность текстов песен и с тревогой констатирует, что "эстрадная музыка для нынешнего подростка с пле-

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

ером, наушниками и аудиоколонками дома - не только возможность "оторваться", потенциальный "тус" и "стопудовое зависалово", но и информационно-экспрессивный код, своего рода призма, через которую подросток воспринимает мир" (7).

Речь подростков во внеурочное время перенасыщена сленговыми "словечками", жаргонизмами (круто, офигенный, прикол, офонареть, блин, лох, понты, потрясно, отстой и т.п.), широко употребительны прозвища, нередко обидные, много лишних слов (короче, типа, это самое и т.п.). Нельзя не согласиться с И. Б. Серебряной, что "жаргонизмы романтизируют в глазах подростков уголовную эстетику, приводят к отклонениям от норм поведения, отрицательно влияют на психику и мировоззрение" [10].

Разговорная речь - некодифицированная, но нормированная разновидность литературного языка. Поэтому важно научить подростков понимать отличие разговорного литературного стиля от разговорного просторечного и грубого (жаргон, арго, сленг и т.д.), находящихся за пределами литературного языка. Вместе с тем учителю необходимо бережно относиться к богатым возможностям речи школьников, считаться с ее своеобразием, настойчиво формируя хороший речевой вкус, развивать, а не подавлять языковую интуицию.

Школьный курс русского языка имеет раздел культуры речи, а также дает учащимся сведения о функциональной стилистике, однако недостаточно уделяет внимания особенностям устного разговорного стиля и устной форме книжных стилей.

Задача школы - помочь учащимся осмыслить устную речевую стихию, научить бережно относиться к богатствам родного языка, разумно использовать его ресурсы в речевой деятельности, то есть помочь учащимся овладеть устной речевой культурой.

В связи с вышеизложенным, мы полагаем, что для решения проблемы формирования устной речевой культуры необходимо решить следующие задачи:

- осмыслить нравственно-ценностную основу речевой культуры;

- в учебно-педагогических комплексах необходимо более последовательно отразить принципиальное отличие устной формы речи от письменной;

- в школьных учебниках более четко определять место разговорного языка в системе современного литературного языка, последовательнее показывать отличие разговорного литературного стиля от разговорного просторечного и грубого (жаргон, арго, сленг и т.д.), находящихся за пределами литературного языка;

- уяснить нормы именно устной разговорной речи, отличающие ее от устных разновидностей других стилей, поскольку "разговорная речь - некодифицированная, но нормированная разновидность литературного языка. Нормы разговорной речи основываются на тех ее особенностях, которые широко распространены в речи культурных носителей русского языка и не вызывают осуждения в условиях разговора" [11: 21];

- выявить специфику устных разновидностей таких традиционно книжных стилей, как публицистический, научный, официально-деловой, художественный, что существенно для овладения мастерством устной публичной речи;

- показать границу между разговорным стилем для неофициального общения и официального, что очень важно для осмысления культуры делового и бытового общения;

- определить крут знаний и умений, специфичных для устной речевой культуры и общих как для письменной, так и устной речевой культуры.

Отсюда вытекает необходимость в решении комплекса частных методических задач: 1) выявить речевые умения, необходимые для создания как монологической, так и диалогической устной речи, 2) продумать систему работы по формированию культуры владения невербальными средствами устной речи, 3) изучить вопросы смыслового восприятия устной речи для эффективного обучения школьников культуре мышления и слушания, 4) продумать систему работы над освое-

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

нием компонентов речевой ситуации и овладением стандартами типичных речевых ситуаций, 5) выявить специфику работы над устной речью школьников с учетом их языковых, возрастных и психологических особенностей.

Литература

Глазков А. В. "Школьный русский": прагматический аспект // Русская словесность. - 2005. - N2. - С. 2 - 3.

Земская Е. А., Ширяев Е. Н. Устная публичная речь: разговорная или кодифицированная? // Вопросы языкознания. - 1980. - N2. - С. 62 - 63.

Колесов В. В. "Жизнь происходит от слова..." - СПб., 1999.

Культурные практики толерантности в речевой коммуникации. Коллект. монография. - Екатеринбург, 2004.

Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: 1975.

Мастерство устной речи / Под ред. В. В. Голубкова. - М., 1967.

Мурашов А. А. "Муси-пуси" как речевой код современной эстрады // Русский язык в школе. - 2005. - N2. - С. 101 - 105.

Основы методики русского языка в 4 - 8 классах. - М., 1978.

Русистика и современность. Материалы международной научно-практической конференции 17 - 18 сентября 2004 г. Том 1. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. - СПб., 2005. - С. 17 - 23.

Серебряная И. Б. Методика работы по культуре речи в период педагогической практики // Русский язык в школе. - 2005. - N1. - С. 105 - 107.

Сиротинина О. Б. Русская разговорная речь. - М., 1983.

Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. Сб. статей. - Екатеринбург, 2003.

стр. 49


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Л. А. ЗАХАРОВА, ПРОБЛЕМА УСТНОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207133386&archive=1207225892 (дата обращения: 26.09.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии