"ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ БЕССОЮЗНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". КОНСПЕКТ УРОКА В 9 КЛАССЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© И. В. ВЕРИЧ

Тип урока:

1. По дидактическим целям - ознакомление с новым материалом.

2. По способу - беседа

3. По этапу - образование понятий.

Цели урока:

1. Обучающая:

а) обобщить и систематизировать знания учащихся о составе сложного бессоюзного предложения и смысловых отношениях между частями сложного бессоюзного предложения;

б) учить устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях.

2. Развивающая:

а) формировать умение определять смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения от интонации в устной речи;

б) развивать умения:

* частично-поисковой деятельности;

* вести конспект;

* составлять таблицу;

* оценивать результат выполненных действий;

* работать в должном темпе;

* приемов наблюдения;

* действовать самостоятельно.

3. Воспитывающая:

а) положительное отношение к знаниям;

б) бережное отношение к русскому языку.

Основной метод, применяемый на уроке: диалогический.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование:

* презентация на материале СД 1С: Репетитор. Русский язык;

* распечатанный материал учебника СД 1С: Репетитор. Русский язык;

* бумажный вариант теста, составленного по СД 1С: Репетитор. Русский язык.

Структура урока:

1. Сообщение темы, цели, задач урока. Мотивация учебной деятельности.

2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

3. Ознакомление с новым материалом. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений с объектом изучения.

4. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов.

План урока

1. Сообщение темы, цели, задач. Мотивация учебной деятельности. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение сложных предложений.

1-й слайд

Тема урока: понятие о сложном бессоюзном предложении.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о составе сложного бессоюзного предложения и смысловых отношениях между частями сложного бессоюзного предложения.

К концу урока должны:

1 - знать:

* определение сложного бессоюзного предложения;

* средства связи простых предложений в составе сложного бессоюзного предложения.

2 - уметь:

* определять смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;

* применять полученные знания на практике.

Это нам необходимо, чтобы правильно впоследствии расставлять знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях. В тестах централизованного тестирования и в заданиях ЕГЭ есть блоки,

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

для выполнения которых нужны эти знания. Учет знаний будем осуществлять по следующей схеме: устные ответы будут фиксировать ответственные по рядам, по письменным работам выставим среднеарифметическую оценку, сумма двух работ будет оценкой за урок

2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

(Материал для опорной карточки взят на СД 1С: Репетитор. Русский язык. В разделе "Справочные материалы" ("Словарь примеров").

2-й слайд

Задание: записать предложения в три столбика, расставив знаки препинания, составив схемы.

* По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые автомобили.

* Понимая что он не придет она все-таки не ложилась спать до самого рассвета.

* В небе грозно сверкает молния гремит гром.

* В тот день мне нездоровилось и поэтому я не стал дожидаться ужина.

* Вспомните и что он сказал и как это он это сделал.

* Звезды то мигали слабым светом то исчезали; отсырела от росы выпавшей с вечера земля.

Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Бессоюзные предложения

 
 
 


Способ проверки - самопроверка по опорной карточке.

3-й слайд

Опорная карточка

Оценивание - "5" - 0 ошибок

"4" - 2 ошибки

"3" - 3 ошибки.

"2" - 4 и более ошибок.

Дополнительные вопросы по карточке:

* Какие предложения называются сложносочиненными ?

* Какие отношения между частями сложносочиненного предложения? (Равноправные.)

* Почему в первом сложносочиненном предложении не ставится запятая? (Общий второстепенный член.)

* Какие предложения называются сложноподчиненными ?

* Какие отношения между частями сложноподчиненного предложения?

* Почему во втором сложноподчиненном предложении перед первым союзом что не ставится запятая?

(Потому что перед подчинительным союзом стоит первая часть повторяющегося сочинительного союза.)

* Чем связаны части простых предложений в составе сложноподчиненного и сложносочиненного предложений?

* Объясните знаки препинания в каждой части второго бессоюзного предложения.

3. Ознакомление с новым материалом. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений с объектом изучения.

Новый материал мы будем сегодня изучать по учебнику СД 1С: Репетитор. Русский язык.

Опорная карточка

Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Бессоюзные предложения

1. По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые автомобили. [ ] и [ ].
1. Понимая, что он не придет, она все-таки не ложилась спать до самого рассвета. [, (что), ].
1 . В небе грозно сверкает молния, гремит гром. [ ], [ ].

2. В тот день мне нездоровилось, и поэтому я не стал дожидаться ужина. [ ], и [ ].
2. Вспомните и что он сказал, и как это он это сделал. [ ] и (что), и (что).
2. Звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела от росы, выпавшей с вечера, земля. [ ];[ ].


стр. 68


--------------------------------------------------------------------------------

Задание: прочитать текст учебника самостоятельно, затем составить таблицу по образцу.

Текст учебника

(Раздается распечатанным на каждую парту)

Сложное бессоюзное предложение

Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны не союзами или союзными словами, а по смыслу, интонационно, соотношением видовременных форм глаголов и порядком следования частей (Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела (А. С. Пушкин).

Сложное бессоюзное предложение может состоять из двух и более самостоятельных частей.

Сложное бессоюзное предложение не надо путать с простым предложением, в котором есть однородные члены, соединенные бессоюзной связью. В избе у нее всегда было опрятно: стены часто подбеливались, висели на окнах натянутые гармошкой белые шторки, на подоконниках стояли оранжевые горшочки с цветами, крашеный пол пеленали домотканые половички. - (Е. Ю. Мальцев) - сложное бессоюзное предложение; Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах. - (А. С. Пушкин) - простое предложение с однородными подлежащими.

Между частями в бессоюзных сложных предложениях могут устанавливаться разнообразные смысловые отношения, например:

перечисления (Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. - А. С. Пушкин);

сопоставления (Давно наступили сумерки - она все еще сидела в гостиной. - А. Аксаков);

пояснения (Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы. - (М. М. Пришвин);

условия (Задумаю - реки большие надолго упрячу под гнет. - Н. А. Некрасов);

причины (Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно. - К. Г. Паустовский);

следствия (Мы в трауре, так балу дать нельзя. - А. С. Грибоедов);

времени (Буря прекратилась - отряд двинулся дальше) и др.

4-й слайд

Определение
Средства связи простых предложений в составе сложного бессоюзного предложения
Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении

Сложное бессоюзное предложение - это...
1.
 

2.
 

а)
 

б)
 

в)
 

г)
 

д)
 

е)
 

ё)
 

3.
 

4.
 


Проверка таблицы по образцу.

5-й слайд

(См. с. 70)

Вопросы по таблице:

* Какое предложение называется бессоюзным?

* Какое средство связи простых предложений в составе бессоюзного предложения мы знали раньше? (Интонацию.)

В бессоюзном сложном предложении велика роль интонации. Она придает синтаксической конструкции "жизнь", диктует необходимость постановки определенных знаков препинания.

Задание: выразительно прочитать предложения, проследить, как от интонации меняется знак препинания.

6-й слайд

1. Бабушка сердилась, внучка не слушалась.

стр. 69


--------------------------------------------------------------------------------
Определение
Средства связи простых предложений в составе сложного бессоюзного предложения
Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении

Сложное бессоюзное предложение - это сложное предложение, части которого связаны по смыслу, интонационно, соотношением видовременных форм глаголов и порядком следования частей.
1. Интонация
 

2. Смысл:

а) перечисление (Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. - А. С. Пушкин);

б) сопоставления (Давно наступили сумерки - она все еще сидела в гостиной. - А. Аксаков);

в) пояснение (Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы. - М. М. Пришвин);

г) условия (Задумаю - реки большие надолго упрячу под гнет. - Н. А. Некрасов);

д) причины (Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно. - К. Г. Паустовский);

е) следствия (Мы в трауре, так балу дать нельзя. - А. С. Грибоедов);

ж) время (Буря прекратилась - отряд двинулся дальше)

3. Соотношение видовременных форм глаголов

4. Порядок следования частей


2. Бабушка сердилась: внучка не слушалась.

3. Бабушка сердилась - внучка не слушалась.

Вопросы по слайду:

* Изменилась ли интонация в зависимости от знаков препинания?

* Какая интонация в первом предложении? (Перечисление, поэтому запятая.)

* Какая интонация во втором предложении? (Предупредительная, с понижением голоса в первом предложении, поэтому ставится двоеточие.)

* Какая интонация в третьем предложении? (Повышение в первом предложении и понижение во втором предложении, поэтому ставится тире.)

Вопросы по таблице:

* О каких средствах связи простых предложений в составе бессоюзного вы еще узнали?

* Докажите на данных примерах, что это действительно:

3. Я умираю - мне не к чему лгать. (Причины.)

4. Ты видишь, я без ног. (Пояснение.)

Обобщение по составленной таблице.

Бессоюзные сложные конструкции часто используются в пословицах, поговорках, афоризмах. Они помогают сжато, лаконично выразить различные смысловые отношения между предложениями.

Рефлексия

Самостоятельное решение теста. (Тест составлен по материалу СД. 1С: Репетитор. Русский язык, раздел "Учебник", "Задание N1".)

Способ проверки: взаимопроверка по образцу.

Тест

I. Укажите номера сложных предложений.

1. Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом.

2. Не раны, не больное легкое мучило его: раздражало сознание ненужности.

3. Для вас, души моей царицы, красавицы, для вас одних времен минувших небылицы, в часы досугов золотых, под шепот старины болтливой, рукою верной я писал.

стр. 70


--------------------------------------------------------------------------------

4. Мать убрала посуду и, выйдя из кухни, осторожно подошла к нему.

5. Проснулся - пять станций убежало назад.

6. Выходи замуж, живи законным порядком - я сам тебе пятьдесят в месяц платить буду.

II. Укажите номера сложных бессоюзных предложений.

1. Улыбнется - солнце красное взойдет.

2. Семь раз отбивался штыком Железняк - семь трупов оставил разгромленный враг.

3. Один пологий холм сменялся другим, поля бесконечно тянулись за полями.

III. Определите, как соединяются части сложного предложения:

а) с помощью союзного слова;

б) никак не соединены;

в) интонационно, соотношением форм вида и времени глаголов;

г) с помощью союзов.

1. Завидовал я Трусову: этот человек удивительно интересно говорил о Сибири, Хиве, Бухаре.

2. Метель не утихала, небо не прояснялось.

3. Скованная легким весенним заморозком, земля гулко и весело откликалась на каждый шаг, шушукались у обочин высохшие метелки полыни.

7-й слайд

I.
2, 5, 6.

II.
1, 2, 3.

III.
1 - в

 
2 - в

 
3 - в.


Оценивание -

"5" - 0 ошибок

"4" - 2 ошибки

"3" - 3 ошибки

"2" - 4 и более ошибок

5. Домашнее задание.

Общее: знать таблицу, прочитать учебник, работа над ошибками.

На выбор:

* записать 5 - 6 пословиц (поговорок, афоризмов), представляющих собой сложные бессоюзные предложения,

или

* выполнить упражнение по заданию.

6. Подведение итогов.

* Выполнили ли мы все цели, поставленные в начале урока? (По первому слайду.)

* Выставление оценок в учетный лист, определение индивидуального балла каждого ученика.

стр. 71

Похожие публикации:



Цитирование документа:

И. В. ВЕРИЧ, "ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ БЕССОЮЗНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". КОНСПЕКТ УРОКА В 9 КЛАССЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207133046&archive=1207225892 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии