ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. И. НОВИКОВА

найти другие работы автора

Когда-то К. Д. Ушинский с болью и горечью писал: "Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит... в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда всего более и всего ближе знаком с своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей... а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится"1 . Этого пробела система образования, к сожалению, не восполнила до сих пор. Об этом свидетельствуют результаты проведенного нами эксперимента по выявлению уровня культуроведческой компетенции школьников. По нашему мнению (и это подтверждено экспериментальными данными), если указанный вид компетенции не формировать, то его уровень будет нулевым или крайне низким и в сильных классах средней школы, и на вузовском уровне.

Мы предлагаем вниманию читателей разработанный нами диагностический комплекс культуроориентированных вопросов и заданий, который позволяет выявить уровень культуроведческой компетенции у школьников IX - XI клас-

сов. Составленные нами вопросы и задания выполняют диагностирующую функцию, позволяя определить исходный и достигнутый (если ведется работа по формированию данного вида компетенции) уровни культуроведческой компетенции учащихся. Однако роль и значение диагностического комплекса гораздо шире, чем просто диагностика.

Кроме того, что комплекс заданий и вопросов выполняет диагностирующую функцию, позволяет выявить исходный и достигнутый уровни культуроведческой компетенции учащихся, он - выполняет обучающую функцию, поскольку вопросы и задания сформулированы таким образом, что они дают школьникам определенную культуроведческую информацию, а именно - знакомят

с пословицами и поговорками других народов мира (в частности, английскими);

с зоосравнениями, показывающими отличия в культурах различных народов в их восприятии животных и обозначении качеств человека;

с символикой цвета и числа в культуре Китая;

с устойчивыми выражениями, связанными с историческими событиями и особенностями быта Древней Руси;

со словами русского языка, которых нет в других языках мира;

- выполняет контрольную функцию, проверяя наличие определенных знаний, умений и мировоззренческих установок учащихся;

- выполняет функцию актуализации знаний и ассоциаций, связанных с культурой своего народа, - актуализирует

устойчивые выражения, связанные с историческими событиями и особенностями быта Древней Руси;

слова, которых нет в других языках мира;

сведения о пословицах;

ассоциативный ряд, связанный с зоосравнениями, и т.д.

Наконец, указанный комплекс выполняет воспитывающую функцию, нацеливая учеников не только на презентацию своих знаний о языке и культуре народа, но и на размышления, предполагающие выявление и обоснование своего отношения к русской культуре.

Для заданий подбирались слова и выражения, "помнящие" о тех или иных событиях русской истории или обычаях и активно используемые носителями русского языка, в том числе и школьниками, сегодня. Некоторые слова и выражения не имеют широкого распространения в современном языке, но они встречаются в художественных произведениях, изучаемых в школе (например, выражение "бить челом" встречается в "Капитанской дочке" А. С. Пушкина). Приведем пример диагностического комплекса культуроориентированных вопросов и заданий для V - VII классов, направленного на установление исходного уровня культуроведческой компетенции учащихся (комплекс вопросов и заданий для удобства восприятия дан с примерными вариантами ответов).

Диагностический комплекс культуроориентированных вопросов и заданий. V-VII классы

1. Закончите пословицы:

Всякая птица... (свое гнездо любит).

Кто где родится... (там и пригодится).

Умные речи... (приятно и слушать).

Петь хорошо вместе... (а говорить порознь).

Грамоте учиться... (всегда пригодится).

Кто хочет много знать... (тому надо мало спать).

Не зная броду... (не суйся в воду).

Береги платье снову... (а честь смолоду).

Без хозяина земля... (круглая сирота).

Из поговорки... (слова не выкинешь).

2. Какое животное (млекопитающее, птица, рыба, насекомое) обозначает в русской культуре такие человеческие качества, как

нечистоплотность... (свинья)

глупость... (осел, волк, курица)

упрямство... (баран, козел)

трудолюбие... (пчела, муравей)

хлопотливость... (белка)

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

хитрость... (лиса)

трусость... (заяц)

лень, сонливость... (барсук, сурок)

верность... (собака)

легкомыслие... (бабочка)

3. Слово красный изначально означало "красивый". Приведите устойчивые выражения, существующие в русском языке, пословицы, поговорки, которые доказывают, что это именно так.

(Красная девица; красный угол; красно солнышко; не красна изба углами, а красна пирогами; не ради красного словца; с красной строки.)

4. Каша - это русская национальная еда, которую варят из различных круп и которая была повседневным сытным и любимым кушаньем. Приведите устойчивые выражения, существующие в русском языке, пословицы, поговорки, которые доказывают, что каша играет важную роль в русской культуре.

(Заваривать кашу; расхлебывать кашу; кашу маслом не испортишь; с (кем-то) каши не сваришь; мало каши ел; каша в голове; (сапоги) каши просят.)

5. Что обозначают выделенные слова в известных фразах из сказок А. С. Пушкина?

Царица злая, ей рогаткой угрожая, положила иль не жить, иль царевну погубить (железный ошейник с длинными шипами наружу, надеваемый на преступников)

И царица хохотать... и прищелкивать перстами... (пальцами)

В дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка (короткая женская одежда без рукавов; кика - женский головной убор с рогами)

Как наешься ты своей полбы, собери-ка с чертей оброк мне полный (каша из колосового растения; дань)

Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы (чистая, светлая комната в избе)

Наступает срок родин; сына Бог им дал в аршин (русская мера длины, равная 0,71 метра)

В колымагах золотых пышный двор встречает их (громоздкая старинная карета, коляска на летнем ходу; приближенные царя, князя)

6. Если бы вашему классу поручили написать детскую энциклопедию о людях русской культуры, о ком бы вы написали (укажите два-три имени людей русской культуры, о которых вы имеете достаточно сведений):

1) композиторы: ... ;

2) художники: ... ;

3) архитекторы, скульпторы: ... ;

4) писатели, поэты: ... ;

5) выдающиеся люди русской культуры и истории: ... .

7. Назовите несколько известных вам:

1) блюд русской кухни ...;

2) народных игр ... ;

3) ремесел, распространенных на Руси ... ;

4) народных праздников ... ;

5) названий "нечистой силы" ... ;

6) народных примет ... ;

7) древних русских имен ...;

8) русских слов, которых нет в других языках...;

9) слов, важных для русского человека ...;

10) имен языческих богов ....

8. Чем удивили вас вопросы, на которые вы отвечали? О чем заставила вас задуматься выполненная работа? Коротко напишите об этом.

Для учащихся VIII - IX классов был разработан другой комплекс вопросов и заданий.

Диагностический комплекс культуроориентированных вопросов и заданий. VIII-IX классы

1. Прочитайте данные ниже английские пословицы. Как бы вы выразили ту же мысль с помощью русских народных пословиц и поговорок?

1. A bad workman quarrels with his tools (Плохой работник с инструментами не в ладу) - ... (Дело мастера боится.)

2. A bird in the hand is worth two in the bush (Одна птица в руках стоит двух в кусте) - ... (Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.)

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

3. A burn child dreads the fire (Обжегшееся дитя огня боится) - ... (Обжегшись на молоке, будешь дуть и на воду.)

4. A friend in need is a friend indeed (Друг в беде есть настоящий друг) - ... (Друзья познаются в беде.)

5. A good beginning is half the battle (Хорошее начало - половина сражения) - ... (Доброе начало полдела откачало.)

6. A honey tomgue, a heart of gall (Медовый язык, а сердце из желчи) - ... (На языке мед, а под языком лед).

7. An hour in the morning is worth two in the evening (Один утренний час лучше двух вечерних) - ...(Утро вечера мудренее.)

8. As like as two peas (Похожие, как две горошины) - ... (Как две капли воды.)

9. As the tree, so the fruit (Каково дерево, таков и плод) - ... (Яблоко от яблони недалеко падает.)

10. Can the leopard change his spots? (Разве может леопард избавиться от пятен?) - ... (Горбатого могила исправит.)

2. Запишите 10 пословиц, в которых говорилось бы о ценностях русского народа (о родине, о труде, о хлебе, о семье, о высоких нравственных качествах человека, о свободе, о знаниях и т.д.).

(Возможные ответы:

Всякому мила своя сторона. На чужой стороне и весна не красна.

Вольному воробью и соловей в клетке завидует. Цвет в поле - человек на воле.

Встречают по одежке, а провожают по уму. Мудрость в голове, а не в бороде.

Храброму смерть не страшна. Смелый боец и в бою молодец.

Здоровьем слаб, так и духом не герой. Здоровья не купишь.

Жизнь прожить не поле перейти. Жизнь короткая, да слава долгая.

Без труда нет добра. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

От доброго корня добрая поросль. Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

Изба красна углами, обед - пирогами. Хлеб - всему голова.

Где правда, там и счастье. Кто правдой живет, тот добра наживет.

Совесть без зубов, а загрызет. Совесть спать не дает.

Азбука - к мудрости ступенька. Век живи - век учись.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Доброе слово железные ворота отопрет и т.д.)

3. В культурах различных народов животные обозначают качества человека. А какие качества обозначают эти животные в русской культуре?

1. Свинья во вьетнамской культуре означает глупость, а в русской... (нечистоплотность) .

2. Медведь в китайской культуре означает неуклюжесть, тупость и бездарность, во вьетнамской - наглость, а в русской... (неуклюжесть, силу).

3. Обезьяна во вьетнамской культуре означает нелюдимость, в японской ассоциируется с деревенщиной, а в русской... (с кривляньем).

4. Собака во вьетнамской культуре означает нечистоплотность, в японской - фискала, а в русской... (верность, лучшего друга человека).

5. Осел во вьетнамской культуре означает терпение, а в русской... (глупость и упрямство).

6. Курица во вьетнамской культуре означает трудолюбие, а в русской... (глупость, заботу о детях).

7. Слон во вьетнамской культуре означает силу, в Индии это символ стройного, грациозного человека, а в русской... (означает силу, неуклюжесть).

8. Лошадь в японской культуре означает дурака, а в русской... (бесконечный труд).

9. Пчела в казахской культуре означает злобность, недовольство, а в русской... (трудолюбие).

10. Волк в киргизской культуре добрый, грозный, сильный, храбрый, красивый, а в русской... (злой, глупый и жадный) .

4. С какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения?

1. Заткнуть за пояс - ... ( пояс считался одной из обязательных деталей одежды на Руси, за него при необходимости затыкали и рукавицы, и кнут, и топор).

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

2. Спустя рукава - ... (из обычая шить одежду с длинными (долгими) рукавами, которые при необходимости легко было засучить, чтобы выполнить какую-либо работу).

3. Лясы точить - ... (из обычая точить лясы - фигурные балясины в виде звериных голов или диковинных цветов, которые служат украшением перил, поручней, то есть делать что-то не очень-то и нужное).

4. Встать в тупик - ... (из обыкновения строить улицы не как прямее, а как удобнее, так что нередко они заканчивались тупиками).

5. Вольному воля - ... (из обычая удельных князей писать в договорах о древнем праве людей на вольную волю).

6. Канитель тянуть - ... (из особенностей работы кустарей: вытягивать из нагретых меди, золота и серебра тонкие проволочные нити - канитель).

7. Бить челом - ... (от старинного обычая кланяться государю, дотрагиваясь лбом - челом - до земли).

8. Коломенская верста - ... (связано с решением царя Алексея Михайловича (60 - 70-е гг. XVII в.) поставить высокие верстовые столбы от Москвы до села Коломенское).

9. Заговаривать зубы - ... (от популярного на Руси обычая лечить зубную боль с помощью заговора - специальных заветных слов).

10. Не выносить сор из избы - ... (из суеверия, что мусор нужно сжигать в печи, а не выносить из избы, чтобы он не достался злым людям).

5. Какие события и обычаи русских людей отразились в данных ниже словах?

1. Опростоволоситься - ... (женщине, которая должна была на людях носить платок, не показывая "простых" волос, остаться с непокрытыми волосами значило быть опозоренной).

2. Распоясаться - ... (обязательная часть одежды русского человека в древности - пояс, подпояска, ремень или кушак, перетягивавший одежду. Младенцев при крещении опоясывали ленточкой или шнурком. Ходить без пояса считалось грехом).

3. Очуметь - ... (после московской эпидемии чумы 1771 г. вошло в обиход и говорилось о человеке в состоянии болезни - чумы).

4. Брататься - ... (обычай совершенно чужих людей обмениваться нательными крестиками и становиться крестовыми, назваными братьями).

5. Пустозвон - ... (существовал обычай звонить в колокола по праздникам и воскресным дням, созывая прихожан на службу, но иногда пономарь звонил, прихожане шли на службу, а она не проводилась нерадивым или нетрезвым священником).

6. Божиться - ... (обычай клясться именем Бога).

7. Затрапезный - ... (за трапезой монастырские служители носили одежду, которая могла быть поношенной и старой).

8. Здравствуй - ... (из обычая желать здоровья при встрече).

9. Город - ... (из обычая обносить забором, огораживать).

10. Двенадцать - ... (по-древнерусски считали после десятка: один на десяте, два на десяте ...).

6. Представьте себе, что вы разговариваете с жителем Китая и он рассказывает вам о культуре своего народа. Выберите один из предложенных вариантов текста и ответьте на вопрос.

1. Значение красного цвета в культуре Китая.

Китайцы с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Мы считаем, что красный цвет тесно связан с солнцем. Солнце приносит всем существам на Земле тепло и жизнь, а потому красный цвет - это символ жизни, счастья, благополучия, света.

В день свадьбы китайская невеста надевает красное платье, красную обувь, красные носки или чулки и вплетает красные цветы в волосы. В спальне новобрачных по обычаям должны быть красная занавеска, красная простыня, красные одеяла, красные подушки и т.д., все это символизирует счастье и благополучие в семейной жизни.

В Китае красный цвет является также символом китайской революции. Китайские рабочие и крестьяне боролись за свое осво-

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

бождение под красным флагом. В дни революционной борьбы освобожденные районы назывались "красными районами".

Что бы вы смогли рассказать китайцу о символике красного цвета в русской культуре?

2. О числе, которое является важным в китайской культуре.

В китайской культуре число девять занимает важное место. В представлении китайцев число девять является священным, символизирует счастье, благополучие, безграничную власть.

В китайском языке слово "девять" созвучно со словом "долгий". Именно поэтому число девять названо числом китайского императора. У древних китайцев число девять считалось крайним пределом чисел и представителем неба. Они считали, что небосвод состоит из девяти сфер, а на Девятом небе находится небесная высь, т.е. дом, где жили императоры. Император называл себя сыном Неба, поэтому число девять является символом сына Неба. Во дворце стояла стена с изображением девяти драконов.

Какое число занимает важное место в русской культуре?

7. Если бы вашему классу поручили написать детскую энциклопедию о людях русской культуры, о ком бы вы написали (укажите два-три имени людей русской культуры, о которых вы имеете достаточно сведений):

1) композиторы: ... ;

2) художники: ... ;

3) архитекторы, скульпторы: ... ;

4) писатели, поэты: ... ;

5) выдающиеся люди русской культуры и истории: ....

8. Продолжите фразу:

1. Русский язык - это зеркало русской культуры, так как ....

2. Русский язык - это неиссякаемая сокровищница русской культуры, так как ... .

3. Русский язык - это способ передачи достижений культуры от одного поколения к другому, так как ....

4. Русский язык - это особое увеличительное стекло, показывающее нам....

5. Русский язык - это условие русской культуры, так как ....

9. Вам дали задание написать сочинение о произведении или предмете русской культуры. О чем бы вы написали (укажите одно, два-три произведения или предмета, о которых вы можете написать сочинение):

1) музыкальное произведение: ... ;

2) произведение живописи:...;

3) произведение архитектуры, скульптуры: ... ;

4) произведение народного декоративно-прикладного искусства: ... ;

5) произведение иконописи: ... ;

6) предметы национального быта: ... ;

7) предметы национальной одежды: ... ;

8) пословица, поговорка, устойчивое выражение: ...;

9) формула речевого этикета:... ;

10) слово русского языка: ....

10. Прочитайте текст и проанализируйте его по следующему плану. Поставьте знак вопроса в тех пунктах, где у вас возникают затруднения с ответом на вопрос. Ориентировочные вопросы:

1) Кто автор текста (ученый, общественный или политический деятель, писатель, искусствовед и т.д.)? Что вы о нем знаете?

2) О чем говорит автор в тексте?

3) На какие особенности (ценности) культуры обращает внимание автор текста?

4) Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?

5) Какие чувства, эмоции вызывает тексту вас?

6) Встречаются ли в тексте ключевые (важные) слова русской культуры? Каков их смысл?

7) Что, на ваш взгляд, трудно понять иностранцу, читающему этот текст?

8) Как бы вы помогли человеку другой культуры понять смысл текста?

9) Помните ли вы какие-то строки, в которых говорилось бы о свободе? Если помните, приведите примеры.

10) Помните ли вы какие-то строки, в которых говорилось бы о воле? Если помните, приведите примеры.

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

"Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная - это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством...

Что такое воля вольная, хорошо определено в русских лирических песнях, особенно разбойничьих, которые, впрочем, создавались и пелись вовсе не разбойниками, а тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами" (Д. С. Лихачев).

11. Назовите несколько известных вам

1) блюд русской кухни:... ;

2) народных игр:...;

3) названий ремесел, распространенных на Руси: ... ;

4) народных праздников: ... ;

5) названий "нечистой силы": ... ;

6) народных примет:...;

7) древних русских имен:...;

8) русских слов, которых нет в других языках: ...;

9) слов, важных для русского человека: ... ;

10) имен языческих богов: ....

12. Выскажите свое мнение по одной из проблем:

1) Является ли русский язык ценностью, которую необходимо хранить и беречь?

2) Какие ценности культуры важны для человека?

3) Нужно ли сохранять ценности культуры, чтобы передать их последующим поколениям?

4) Русский писатель И. С. Тургенев назвал русский язык "великим и могучим". Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

5) В чем заключается богатство русского языка?

13. Чем удивили вас вопросы, на которые вы отвечали? О чем заставила вас задуматься выполненная работа? Коротко напишите об этом.

После проведения диагностики полученные результаты обрабатывались, анализировались ответы на вопросы и задания диагностического комплекса и устанавливался исходный уровень культуроведческой компетенции учащихся. В соответствии с законами математической статистики мы выделили

низкий (до 25% выполненных заданий),

средний (от 26% до 50% выполненных заданий),

достаточный (от 51% до 75% выполненных заданий),

высокий (от 76% до 100% выполненных заданий) уровни культуроведческой компетенции.

При обработке результатов диагностики нами было выявлено, что абсолютное большинство учащихся экспериментальных и контрольных классов имеют крайне низкий уровень культуроведческой компетенции. Учащиеся V - VII классов относительно успешно справились с первым заданием, однако далеко не все смогли закончить все десять предложенных пословиц, не смогли правильно указать, какие животные в русской культуре обозначают нечистоплотность, упрямство, трудолюбие, лень, легкомыслие. Крайне малое число учащихся смогли привести примеры устойчивых выражений, пословиц, поговорок заданного типа.

Очень трудным оказалось задание, в котором нужно было определить, в каком значении употреблены слова в хорошо известных детям сказках А. С. Пушкина. Часть учащихся указали значения слов персты, душегрейка, оброк, светлица, аршин. Совершенно неправильно объяснялись слова рогатка, колымага, полба, двор. Многие ученики оставили эти слова без объяснения.

Анализ ответов на шестой вопрос, где было предложено указать два-три имени людей русской культуры, о которых у школьника достаточно сведений, чтобы рассказать о них ученикам начальной школы, показал, что многие номинации не были заполнены, причем особое затруднение вызвала последняя номинация (выдающиеся люди русской культуры и истории). Многие ученики спрашивали, кого можно отнести к категории "выдающиеся".

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

При ответе на седьмой вопрос крайне мало было названо блюд русской кухни, народных примет, во многих работах незаполненными остались номинации "ремесла, распространенные на Руси", "народные игры", "народные праздники", "древние русские имена", "русские слова, которых нет в других языках", "слова, важные для русского человека", "имена языческих богов". Лишь названий "нечистой силы" было приведено каждым школьником достаточное количество.

Не менее сложным оказался диагностический комплекс вопросов и заданий для учащихся VIII - IX классов. Каждое задание таило в себе те или иные трудности. Например, при выполнении задания 1 учащимся трудно было подобрать соответствующий аналог, так как они не понимают мысль, знакомую им, но высказанную несколько иначе. И даже помощь учителя, подсказывающего, в чем смысл пословицы, не позволил учащимся качественно выполнить эту работу, так как они не смогли вспомнить русские пословицы, в которых была бы заключена эта же мысль.

Задание 2 поставило нас перед фактом, что наши ученики знают крайне мало пословиц и поговорок, которые ориентированы на ценности русской культуры. Они сами писали об этом так: "Оказывается, я совсем не помню русских пословиц и поговорок. Это меня просто ошеломило".

Полное незнание исторических событий и особенностей быта Древней Руси показали ответы на вопросы 4 и 5. Некоторые ученики попытались дать ответы, но... судите сами: историю выражения вольному воля ученики связали с отменой крепостного права, появление выражения спустя рукава объяснили реформами Петра I, который укорачивал боярам рукава, выражение заговаривать зубы связали с политическими действиями, фразеологизм лясы точить поняли как ведение светских бесед... Не лучше была картина, когда ученики пытались связать с историческими событиями или обычаями предложенные слова. Так, "опростоволоситься" в их понимании связано все с тем же Петром I, который сбривал подданным бороды, слово распоясаться связали с крепостными, которые получили вольную после отмены крепостного права и распоясались, слово двенадцать объяснили тем, что у Христа было 12 апостолов, а затрапезный - это, оказывается, начавший беседу за столом, за трапезой...

Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно... Грустно было и самим учащимся, которые, отвечая на последний вопрос, писали: "Я знаю происхождение многих древнегреческих фразеологизмов, могу рассказать об истории выражений из Библии, но (и это страшно и грустно) я не могу вразумительно объяснить ни одного из выражений, связанных с нашей историей".

"Открытием", которое сделали школьники, было то, что они не могут составить даже небольшую статью практически ни об одном архитекторе, скульпторе, историческом деятеле, могут написать сочинение лишь по единичным из предложенных в задании 9 номинаций, не знают имени Дмитрия Сергеевича Лихачева, затрудняются перечислить реалии, выполняя задание 11, с трудом формулируют мысли о ценностях русской культуры и значимости языка.

Но был в выполнении этого комплекса заданий несомненный плюс: школьники сами увидели свои пробелы и задумались над этим фактом. В своих коротких рассуждениях - ответах на вопрос 13 - они писали:

- Эти вопросы заставили меня задуматься над тем, как мало я знаю о своей родной стране, о ее истории и культуре...

- Эти вопросы - самое элементарное, что должен знать каждый уважающий себя человек. Ведь если мы не будем знать свою культуру, то мы не сможем передать ее своим детям и внукам.

- Я не знаю культуры своей Родины. Я не знаю и не помню ни одного архитектора и скульптора. Я ничего не знаю!!!

- Я задумалась о том, насколько плохо и мало я знаю о русской национальной культуре. Знания мои самые поверхностные, да и те неполные. Хотелось бы узнать обо всем этом больше. Для меня это очень интересно.

- Удивили вопросы многим, но понятно стало одно, что я ничего не знаю о русской культуре. Позор!!! Ужасно стыдно!!!

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

- Очень понравились вопросы, хотя на многие из них я не знаю ответов. Эти два часа своей жизни я прожила не зря. Спасибо Вам за это!

- Я поняла, что не знаю многих фактов истории нашего народа, и мне, если честно, стало стыдно. Я говорю, что люблю свою Родину, Россию, но на самом деле знаю о ней очень мало, особенно о жизни Древней Руси...

- Меня заинтересовали вопросы и задания, они помогли понять, что я не очень хорошо знаю некоторые стороны нашей культуры, например, свой язык, культуру, живопись. А ведь нужно знать! Это наша история...

- Этот опрос заставил меня задуматься над тем, что я не так уж хорошо знаю пословицы, не знаю о происхождении слов и выражений, не знаю историю и культуру своей страны. Надо исправляться.

- Стыдно за недостаточное знание русской истории и культуры.

- ...Вопросы заставили лишний раз задуматься о том, насколько плохо я знаю русскую культуру, историю, что сильно огорчает меня и заставляет краснеть перед Вами.

- Как мало мы все же знаем о своем народе, о своем языке, о религии. Стыдно прежде всего перед самой собой, но стыдно и за народ...

- Эти вопросы удивили меня своей необычайностью, хотя они и являются актуальными. Они заставили меня задуматься над тем, что все-таки мы слишком мало знаем про свой народ, свою культуру, жизнь русского народа...

- По правде говоря, человек редко задумывается о многих обыденных вещах. Эти задания заставили меня размышлять, чувствовать, переживать. Если быть до конца честным, то на сегодняшний день я открыла для себя что-то новое, о чем раньше никогда не задумывалась. Спасибо!!!

- Оказывается, мы плохо знаем историю нашего народа. Многие фразеологизмы мы употребляем, не зная, когда и как они возникли...

- Данные задания заставили меня задуматься о том, что русская культура содержится в нашем русском языке...

- Эти два часа я думала о русской культуре, истории, традициях. Я убедилась в том, что немало важных вещей, слов, поговорок я не знаю, не могу объяснить. По-моему, люди все больше забывают то, как жили, не задумываются о том, как будут жить дальше.

Результаты более чем печальные, но хочется закончить статью на оптимистической ноте. Как часто наши ученики бравируют друг перед другом незнанием тех или иных тем школьной программы. Мы, учителя, ставим им двойки, стыдим, а им все нипочем. Но когда ученик осознает провалы в своих знаниях, испытывает от этого чувство горечи, сожаления, стыда, это замечательно. Это означает, что нам есть над чем работать, что передавать детям. Это означает, что наша культура, прошлое и настоящее для детей не пустой звук - им нужны знания о культуре и о языке. Это означает, что мы можем выполнить завет Н. К. Рериха, который еще в начале XX века писал: "...нужно именно сейчас спешно думать не только о Культуре как таковой, но прилагать этот источник жизни молодому поколению... Разве не время именно сейчас в школах, начиная от низших классов, прийти с увлекающей и вдохновляющей вестью о подвигах человечества, о полезнейших открытиях и о всем светлом Благе, которое, конечно, суждено и лишь по неосмотрительности не подобрано"2 .


--------------------------------------------------------------------------------

1 Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / Под ред. А. И. Пискунова. - М., 1974. - Т. 2. - С. 207.

2 Рерих Н. К. Избранное. - М., 1979. - С. 272 - 273.

стр. 57


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Л. И. НОВИКОВА, ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207132943&archive=1207225892 (дата обращения: 21.07.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии