СИСТЕМА РАБОТЫ С ПОРТРЕТОМ ГЕРОЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О. А. ПЕТРУНИНА

Исследования читательских интересов школьников показывают, что подростки, увлеченные сюжетом произведения, как правило, остаются равнодушными к внесюжетным элементам, пропуская при чтении "описания" (то есть портрет, пейзаж, интерьер). Такое "поверхностное" чтение зачастую ведет к непониманию читателями характеров героев, идеи произведения. Поэтому необходимо уже на раннем этапе литературного образования формировать у учащихся знания о месте и роли внесюжетных элементов в композиции литературного произведения, умение их анализировать.

Курс литературы 7 класса, центральным вопросом которого является "изображение человека как идейно-нравственная проблема литературы"1 , а одним из главных, ведущих понятий - "характер литературного героя", дает обширный материал для изучения такого внесюжетного элемента художественного произведения, как портрет.

Портрет, как отмечает Л. И. Кричевская, делает героя "видимым", "включает" его в предметно-пространственный мир произведения. Герой обладает индивидуальными чертами характера, логикой поведения. Все это неотделимо для читателя от внешних проявлений персонажа: черт лица, манеры держаться и одеваться, говорить, слушать собеседника. Характерные черты внешности, поведение помогают выявить более глубокие, внутренние свойства натуры каждого конкретного литературного героя2 .

Портрет в художественном произведении выполняет не только изобразительную, но и оценочную функцию. Одна из важнейших задач портрета - через внешние проявления показать психологическое содержание образа, внутреннюю его суть. Наряду с этим портрет героя несет в себе авторское отношение, выраженное явно, в особых замечаниях и комментариях, или скрыто, в подборе деталей портрета, в самом тоне описания. Психологический же портрет является одной из форм психологического анализа, выражающейся "в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики"3 . Таким образом, портрет - одна из важных составляющих в создании психологической характеристики героя, в постижении идеи художественного произведения.

Следовательно, исходя из особенностей психологии старших подростков (возрастающей способности к абстрактному мышлению при сохранении конкретно-образных его компонентов), необходимо формировать умение анализа данного внесюжетного элемента как одного из путей постижения идейно-тематического своеобразия художественного произведения.

При этом наиболее эффективными, на наш взгляд, будут являться следующие приемы: 1) чтение (вычленение) портретного описания; 2) "собирание" "рассредоточенного" портрета (выборочное чтение); 3) сравнение (портретов двух героев; психологических портретов, составленных разными наблюдателями, и др.); 4) работа со средствами выразительности языка; 5) стилистический анализ текста; 6) устное рисование; 7) монологическое высказывание (составление психологического портрета).

Так, при изучении былины "Вольга и Микула" работу над портретными описаниями целесообразно начать с их вычленения. Особое внимание при этом необходимо обратить на роль средств художественной выразительности. Отвечая на вопросы: "Каким предстает оратай? С помощью каких выразительных средств

стр. 23


--------------------------------------------------------------------------------

подчеркивается его превосходство над Вольгой?", учащиеся выделяют характерные для народной поэтической речи сравнения ("...кудри... // Что не скачен жемчуг рассыпаются", "глаза да ясна сокола", "брови... да черна соболя"), отмечают формы существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: "сапожки", "кафтанчик", делают вывод о том, что в былине создается традиционный портрет любимого народом героя русского фольклора. Школьники отмечают, что былина явно приукрашивает своего героя, "наряжая" мужика-земледельца в богатые княжеские одежды ("сапожки зелен сафьян", "шляпа пуховая", "кафтанчик... черна бархата"). Такая работа способствует формированию у школьников понятия о том, что через портретное описание может даваться оценка литературному герою, выражается отношение автора-сказителя к нему.

Эффективным оказывается обращение к приему сравнения при формировании навыков определения позиции автора по отношению к герою. Сравнивать можно описания портретов разных персонажей, находящихся в одной психологической ситуации, портреты одного героя, составленные разными наблюдателями, или живописные и словесные портреты.

К подобной работе мы обращаемся при анализе отрывка из поэмы Пушкина "Полтава".

При чтении и изучении произведения программа нацеливает на "сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII)", определение авторского отношения к героям. На это же направлены вопросы и задания в учебной хрестоматии и в учебном пособии "Читаем, думаем, спорим" для 7 класса (автор-составитель В. Я. Коровина).

Работа над описанием портрета Петра I начинается с вычленения портрета и его чтения, также с "собирания" других портретных деталей в тексте. Ученики работают по следующим вопросам: каким предстает русский царь-полководец? Как действенность его характера, стремительность натуры, порывистость передаются в портретной характеристике? С помощью каких средств выразительности языка показывается авторское отношение к герою?

При анализе портретного описания Петра I важно подчеркнуть нестатичность портрета и роль средств выразительности языка в создании динамизма. Учащиеся должны отметить необычность сравнений (с грозой и боем), выделить метафоры ("Его глаза / Сияют", "Он поле пожирал очами) и определить их роль в передаче внутреннего состояния героя, указать эпитеты, несущие в себе авторскую оценку героя ("прекрасен", "могущ и радостен").

Необходимо в ходе анализа эпизода художественного произведения добиваться внимания школьников ко всем составляющим портретной характеристики. Отрывок из поэмы Пушкина предоставляет богатый материал для наблюдения за стилистическими особенностями текста. Ученикам дается задание проанализировать синтаксис данного описания и сделать вывод о роли синтаксического рисунка текста в создании портрета. В процессе стилистического анализа учащиеся приходят к выводу, что, описывая Петра I, Пушкин использует односоставные, нераспространенные предложения или же предложения с одним второстепенным членом. Осложнены они (в основном) обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, что, несомненно, усиливает динамизм описания, помогает в обрисовке психологического состояния героя.

На следующем этапе работы, при анализе портрета Карла XII, ученикам предлагается самостоятельная работа по аналогии с выполненной ранее: прочитать портретное описание Карла XII, проанализировать его по плану:

1) выражение лица, поза, жесты;

2) используемые средства выразительности языка;

3) синтаксический рисунок текста;

4) авторское отношение к герою и способы его выражения.

Затем школьники должны сравнить портреты русского и шведского императоров и определить, в чем различие в изображении Петра I и Карла XII.

стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------

Вот типичные ответы учащихся: "Лицо Карла бледно, он лежит, движения его медленны. Кажется, он чем-то смущен, уже ничего не осталось от прежнего великого полководца... В отличие от Карла Петр активен и стремителен. Движения его быстры, резки... Именно ему суждено победить шведов. Он - избранный" (Вадим Л.); "В отличие от Петра Карл XII предстает перед нами больным, измученным, страдающим человеком... Для изображения короля Пушкин использует эпитеты "бледен", "недвижим", "смущенный взор", "слабым манием руки". Поэт использует распространенные, двусоставные, осложненные предложения, чтобы показать меланхоличность, нерешительность, недоумение Карла XII. Автор относится к шведскому королю с чувством жалости и презрения, и Карл XII олицетворяет все свое войско" (Мария Б.); "Я считаю, что русский царь-полководец предстает перед читателями поэмы прежде всего мужественным полководцем в отличие от Карла XII, которого Пушкин описывает как натуру слабую, бледную и немощную. И на фоне своего жалкого соперника Петр вырастает в глазах читателя" (Варвара П.).

На данном этапе целесообразно ввести понятие о психологическом портрете как портрете, раскрывающем внутреннее состояние героя в определенный момент повествования или психологическое содержание личности. С этой целью семиклассникам предлагается подумать над следующими вопросами.

Какова роль портретов полководцев? Можно ли, прочитав портретные описания, представить рост, цвет глаз и волос, черты лица, одежду героев и т.п. ? Важно ли это автору или он стремится обратить внимание читателя на что-то другое? На что и почему? Как связаны портреты полководцев с описанием битвы, ее хода и результата?

Дальнейшее наблюдение над психологическим портретом героя ведется на уроках, посвященных чтению и изучению "Песни про... купца Калашникова" Лермонтова. Основным в ходе анализа будет прием сравнения, но на этот раз - сравнение восприятия одного и того же героя разными наблюдателями. Учащимся дается задание "собрать" детали портретного описания Кирибеевича. Работа организуется по следующим вопросам: кто описывает читателю Кирибеевича, помогает "разглядеть" героя? Как описывает себя герой в автопортрете? Какие предположения о характере человека, описывающего себя таким образом, можно сделать?

Собирая "рассредоточенный" портрет героя, анализируя выразительные средства, учащиеся закрепляют умение давать характеристику героя по деталям его портрета. Дальнейший анализ позволяет продолжить накопление и углубление изученного школьниками о способах выражения авторского отношения к герою.

Отвечая на вопрос "Так ли читатель воспринимает Кирибеевича, как он описывает себя сам? Почему?", ученики отмечают, что в первой части поэмы дается не только автопортрет героя. В сцене пира читатели видят его и глазами рассказчиков-гусляров, которые, характеризуя опричника, используют не традиционный для народной речи эпитет "добрый" молодец, а говорят о нем как о "буйном" молодце. Выясняя точное значение данного эпитета, следует обратиться к толковому словарю: "Буйный. 1. Несдержанно и бурно проявляющий свои желания, чувства, склонный к насилию, необузданный. // Народно-поэтич. Дерзкий, безудержно смелый, удалой" 4 . (Примечательно, что данная словарная статья проиллюстрирована отрывком из первой части поэмы Лермонтова.)

Находят и отмечают учащиеся еще один эпитет, вложенный автором в уста рассказчиков-гусляров, - "лукавый" раб. Выполняя такую работу, школьники должны прийти к выводу, что образ опричника, отношения Кирибеевича с купцом Калашниковым оцениваются с позиций народной морали.

Следующее задание "переносит" накопленные учениками умения "чтения" портрета литературного героя в сферу самостоятельной деятельности: им предлагается найти в тексте поэмы портретное описание - подтверждение одной из характеристик (самохарактеристики или мнения рассказчика).

Необходимо обратить внимание школьников на описание портрета Ки-

стр. 25


--------------------------------------------------------------------------------

рибеевича в сцене боя с Калашниковым. Анализ средств выразительности языка позволит ученикам почувствовать неуверенность героя перед боем, страх перед противником, равным по силе, но нравственно превосходящим опричника. Такая работа подводит семиклассников к усвоению понятия контрастного портрета, то есть портрета, не раскрывающего, а "маскирующего" истинную сущность героя, к осмыслению субъективности описания, зависящего от личности наблюдателя, от его взаимоотношений с описываемым персонажем.

Как отмечает Г. В. Пранцова, "повторное обращение к тексту и его направленный анализ на уроках развития речи дают возможность для более глубокого осмысления той или иной проблемы, образов персонажей"5 . Поэтому завершить тему "Лермонтов "Песня про... купца Калашникова" следует уроком развития речи, тема которого - "Характеристика литературного героя". Задача урока - расширение представления учащихся о роли портрета героя в литературном произведении и способах выражения авторской позиции, формирование у них умений создания высказывания в жанре характеристики героя (на основе его портрета, речи, поступков).

Урок начинается с выразительного чтения и анализа исторической песни "Взятие Казани". Школьникам предлагается определить жанр прочитанного произведения, вспомнить особенности данного жанра (выражение в исторической песне отношения народа к реальному историческому событию или лицу) и определить, как песня доказывает, что царь Иван действительно Грозный.

Следующий этап урока - аналитическое перечитывание эпизодов поэмы, в которых действует Иван Грозный: сцены пира и сцены кулачного боя. Учащиеся "собирают" рассредоточенный на страницах поэмы портрет царя, анализируют средства выразительности языка и их роль в создании портретного описания. Работа может направляться такими, например, вопросами: каким мы видим царя на пиру? Прочитайте. Отметьте детали портрета, передающие смену настроения царя. Чем вызвана эта смена? Какой жест помогает понять силу гнева Ивана Грозного? Перечитайте монолог Ивана Васильевича перед кулачным боем. Что он обещает бойцам? Сдержал ли царь свое обещание? Что заставило его изменить решение? Какую речь держит Грозный после отказа Калашникова назвать причину своего поступка? Что раскрывает этот монолог в характере Ивана Васильевича? Каким вы видите, представляете царя в этот момент?

После беседы следует вновь обратиться к тексту исторической песни, предложив учащимся сопоставить фольклорный образ Ивана Грозного и образ царя, созданный Лермонтовым в поэме. Обобщая сказанное, учитель отмечает, что народ не раз обращался в своих песнях к образу Ивана IV. В частности, существует несколько вариантов песен на сюжет взятия Казани. Один из них заканчивается следующим образом: когда порох в подвале взорвался, рассерженный царь, прежде повелевший "пушкарей казнить, подкопщиков и зажигальщиков", меняет гнев на милость и говорит:

Чем же, пушкарь, тебя жаловать?
Селами тебя, али деревнями,
Али мелконькими городками?
Учащиеся должны определить, что добавляет данный вариант исторической песни к народному пониманию образа Ивана Грозного.

Подобная работа подводит школьников к пониманию того, что, создавая образ Ивана IV, Лермонтов ориентировался на фольклорную традицию, народную память о царе.

Для более полного усвоения понятия "портрет" целесообразно на данном уроке обратиться также к сравнению литературного и живописного (В. Васнецов "Царь Иван Васильевич Грозный") портретов.

Если бы при издании поэмы Лермонтова вам было необходимо подобрать живописные произведения, "вводящие" читателя в эпоху Ивана Грозного, поместили бы вы портрет кисти Васнецова в эту книгу? Аргументируйте свое мнение. Что сближает образы, созданные поэтом и художником?

стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------

Продолжает урок творческая работа - создание учениками устной характеристики литературного персонажа с опорой на собранный материал. Для актуализации имеющихся знаний школьникам предлагается вспомнить, что включает в себя характеристика героя и по какому плану она строится.

Характеристика литературного героя - выявление особенностей в характере, внешности и речи, в его деятельности. Она включает в себя сведения о принадлежности героя к тому или иному обществу, о его моральных качествах, взглядах, способностях и интересах. Приблизительный план характеристики: 1. Знакомство с героем. 2. Характеристика героя: а) внешность; б) речь; в) поступки; г) черты характера. 3. Читательское отношение к герою.

Завершается урок домашним заданием: составить устный рассказ-извлечение "Лукавый раб". Подобная работа включает анализ портрета литературного персонажа в более сложную деятельность учащихся по анализу художественного произведения, позволяет углубить их представление о месте и роли портретной характеристики в создании художественного образа.

Особо, на наш взгляд, необходимо сказать о работе над портретом-впечатлением. Он решает двойную задачу: представляет того, о ком говорят, и самого говорящего. "Мне кажется, что описать человека собственно нельзя, но можно описать, как он на меня подействовал", - писал Толстой6 . Эта особенность портрета-впечатления представляет интересные методические возможности обучения школьников составлению характеристики, психологического портрета литературного героя.

К анализу портрета-впечатления целесообразно обратиться при изучении рассказа Тургенева "Бирюк". Учащимся дается задание найти и перечитать портретное описание лесника. Работа над данным эпизодом ведется по следующим вопросам: чьими глазами мы видим Бирюка? Какой вид портрета перед нами? Какое впечатление произвел Бирюк на рассказчика?

Выполняя задание, ученики отмечают, что повествование ведется от лица охотника-рассказчика, уже знакомого семиклассникам по рассказу "Бежин луг". Его глазами мы видим главного героя произведения, лесника по прозвищу Бирюк. Рассказчик описывает человека, встреченного впервые, и описание передает его впечатление от случайного знакомого. Перед нами портрет-впечатление. Лесник поразил рассказчика своим богатырским видом. Отвечая на вопрос "Каким образом в портрете доказывается, что Бирюк относится к породе "редких молодцов"?", учащиеся выделяют такие детали описания, как "высокий рост", "могучие мышцы", "суровое и мужественное лицо".

Материал данного рассказа дает возможность для закрепления умений анализа "рассредоточенного" портрета. Так как работа над таким видом портрета неоднократно велась на предыдущих уроках, на данном этапе необходима самостоятельная деятельность учеников, для организации которой им дается следующее задание:

- Окрестные мужики прозвали лесника Бирюком. Проследите за авторскими ремарками, сопровождающими реплики Бирюка. Каким он видится охотнику на протяжении всего рассказа? Подтверждает ли своим поведением данное ему прозвище? Что может добавить портрет к характеристике героя?

Самостоятельная работа предполагает выборочное аналитическое перечитывание текста и составление монологического ответа на его основе.

Завершаются чтение и изучение рассказа Тургенева "Бирюк" творческой работой - художественным пересказом описания портрета Бирюка.

При завершении курса литературы 7 класса работа по анализу портретных описаний приобретает все более самостоятельный характер, включается в общую систему работы над образом-персонажем. Так, задание по анализу портретного описания в рассказе Платонова "Юшка" формулируется следующим образом: найдите в тексте портретные опи-

стр. 27


--------------------------------------------------------------------------------

сания Юшки. Какова роль каждого из них в композиции рассказа? Какой из портретов, по вашему мнению, ярче раскрывает внутренний мир героя? Докажите свое мнение.

В ходе выполнения данного задания проверяются знания учащихся о месте портрета как внесюжетного элемента в композиции произведения, о соотнесенности внешнего и внутреннего в образе литературного героя, умения "узнавать", "вычленять" описания портрета в тексте, сопоставлять портреты с целью более полной психологической характеристики героя.

Интересную форму работы - сопоставление портретных описаний, перевод которых сделан разными авторами, - можно использовать при изучении произведений зарубежной литературы. Мы предлагаем следующий ход анализа портретов персонажей при чтении и изучении рассказа Э. По "Лягушонок":

- Какова внешность короля и его министров? Какие эпитеты подбирает рассказчик, чтобы описать их? Оправдан ли в этом описании подбор синонимов? Какого эффекта старается достичь рассказчик? Найдите и перечитайте портрет Лягушонка (перевод М. Энгельгарда). Подробно ли описывает его рассказчик? Какие детали внешности выделяет? Почему? Какое чувство вызывает у вас это описание? Перечитайте портрет Лягушонка в сцене мести. В каком психологическом состоянии находится человек, которого можно так описать? Сравните, как этот же портрет дан в переводе Н. Галь. Какой из них точнее передает психологическое состояние героя?

Какая деталь портрета позволяет понять, почему Лягушонок поступил так жестоко? Чем можно объяснить особенности каждого перевода? От чего зависит расстановка акцентов в портретных характеристиках?

В ходе работы закрепляются навыки анализа выразительных средств, сопоставления разных психологических портретов героя.

Целесообразно, на наш взгляд, использовать прием устного рисования как завершающий этап работы над психологическим портретом героя. Так, при изучении повести Дж. Олдриджа "Последний дюйм" ученикам предлагается следующее задание: каким вы представляете Деви в начале рассказа? Устно нарисуйте его портрет, включив в него детали, помогающие понять характер мальчика. Какие черты характера вы подчеркнете и почему?

Поскольку этот урок проводится в конце учебного года, он показывает, в какой степени учащиеся способны переносить в область самостоятельной работы те знания и умения, которые формировались и закреплялись в течение учебного года.

Таким образом, главным условием успешного формирования понятия о портрете как об одном из способов характеристики литературного героя является рассмотрение портрета как компонента характеристики образа-персонажа, части целого. Это диктует необходимость включения работы по анализу портретного описания в общую систему работы над образом-персонажем.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования. 5 - 11 кл. / Под ред. Коровиной. - М., 2000. - С. 19.

2 Кричевская Л. И. Портрет героя: Пособие для учителей-словесников и студентов гуманитарных вузов. - М., 1994. - С. 6 - 8.

3 Страхов И. В. Психологический анализ в литературном творчестве. - Саратов, 1973. - С. 4.

4 Словарь русского языка: В 4 т. Т. 1. - М., 1985 - 1988. - С. 122.

5 Пранцова Г. В. Уроки литературы: Учебно-методическое пособие. - Пенза, 2001. - С. 114.

6 Цит. по: Кричевская Л. И. Портрет героя: Пособие для учителей-словесников и студентов гуманитарных вузов. - М., 1994. - С. 28.

стр. 28

Похожие публикации:



Цитирование документа:

О. А. ПЕТРУНИНА, СИСТЕМА РАБОТЫ С ПОРТРЕТОМ ГЕРОЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207132752&archive=1207225892 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии