"УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МОДЕЛИ" М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Г. В. ПРАНЦОВА

М. Е. Салтыков-Щедрин, "сердитый изобличитель", отразил в своих сказках жизнь русского общества второй половины XIX века, представив ее "в множестве картин, миниатюрных по объему, но огромных по своему содержанию"1 . Писателя-сатирика всегда привлекало несовершенство человеческой природы. По замечанию А. С. Бушмина, "поведение и психология "среднего человека"... нашли в зеркале салтыковских сказок сатирическое отражение в образах "премудрого пескаря", "самоотверженного зайца", "здравомысленного зайца", "вяленой воблы"..."2 .

Изучение темы "М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка "Самоотверженный заяц" начинается с осмысления учащимися основного понятия сказки, заключенного уже в самом ее названии, - самоотверженность. Но прежде школьникам предлагается самостоятельно определить тему щедринского произведения, продолжив предложение: "Самоотверженный заяц" - это сказка о зайце, который готов добровольно отказаться от собственной жизни (ради; из-за)...". Вариантов ответов, как показывают наблюдения, дается несколько. Большинство из них свидетельствует о поверхностном восприятии сказки, несмотря на "прозрачность" ее идеи: "ради спасения брата своей невесты"; "из-за желания сдержать данное слово"; "из-за трусости и страха перед сильным". Последний из вариантов, хотя и называет причину, побудившую зайца к самоотвержению, все же не может считаться достаточным, так как не отражает характер страха, ту степень, в которую он возведен.

Вопросы: какова роль оксюморонного названия? Что оно выражает? Каков его интерпретационный смысл? - побуждают учеников вспомнить функции разных представителей фауны в русских народных сказках. Они приходят к выводу, что заяц в русском фольклоре символизирует трусость. Совмещая же в заглавии "самоотверженность" и "трусость", Салтыков-Щедрин иронизирует над сказочным персонажем и вместе с тем заставляет читателей задуматься, какого

стр. 17


--------------------------------------------------------------------------------

рода самоотверженности следует ждать от покорных и трусливых, чем может быть вызвана их готовность отказаться от собственной жизни. Оказывается, самоотверженность зайца заключается в том, что он не хочет (боится) обманывать волка, приговорившего его к смерти, только потому, что не в состоянии преодолеть свой страх, который породил в нем "рабство духа" (Е. Трубецкой), ставшее его единственной страстью в жизни.

Разумеется, такой подход к толкованию нравственной категории "самоотверженность" не является достаточным. Ученики должны понять, что М. Е. Салтыков-Щедрин с его стремлением не просто изобразить человеческие пороки, но и с "желанием эти пороки искоренить", "тяготел к универсальным просветительским моделям"3 , стремился побудить читателей задуматься о достойных человека формах существования. Что значит поступать самоотверженно? Какими качествами надо обладать, чтобы отважиться на подобное? Может ли отказ от жизни из-за страха, рабского послушания считаться добродетелью? Каким образом писатель-сатирик, цель которого - обличать общественные и человеческие пороки, может давать (подсказывать) нравственные ориентиры читателям не только своего времени, но и грядущих веков? - вот проблемные вопросы, поиск ответов на которые должен стать "стержнем" урока.

Формы организации учебной деятельности старшеклассников могут быть различными. Сложность рассматриваемых проблем диктует учителю необходимость введения учебных диалогов, которые позволят вывести школьников на философское осмысление щедринской сатиры. Особая роль должна быть отведена дискуссии и работе учеников в малых группах. Именно такие формы организации деятельности школьников позволят им осмыслить, что такое "самоотверженность", а равно и другие нравственные категории: "страх", "рабская покорность", "совесть", "долг", "благожелательность", "духовная свобода", "личность", без внимания к которым предлагаемые великим сатириком "просветительские модели" будут не в полной мере постигнуты и поняты старшеклассниками. Задания всем группам на этапе осмысления названных понятий даются одинаковые с таким расчетом, чтобы в процессе анализа сказки молено было организовать дискуссию.

Карточка 1

1. Познакомьтесь с толкованием некоторых нравственных категорий.

"Самоотвержение - состояние человека, который жертвует всеми суетными благами, и даже жизнью своею, на пользу ближних, для частного или общего блага"4 .

"Страх есть беспокойство души при мысли о будущем зле, которое, вероятно... обрушится" (Дж. Локк)5 ; "...ужас перед смертью... возможен лишь в том случае, если есть личность"6 .

"Рабство духа - подчинение воли, мысли и чувства роковой необходимости биологического закона" (Е. Трубецкой)7 .

"Жертва собственной жизнью - высшая жертва любви" (Е. Трубецкой)8 .

"Долг - внутреннее принуждение, обусловленное идеей блага"9 .

2. Всякий ли добровольный отказ от жизни можно считать самоотверженным поступком? Что лежит в основе жертвы собственной жизнью? Каждый ли способен на самоотвержение в истинном значении этого понятия?

Уяснив значение нравственных категорий, необходимых для понимания и оценки поступка зайца, его поведения и выбора в роковой ситуации, школьники способны постичь идею щедринского произведения, те нравственные принципы, которые выведены в нем. Анализируя сказку, старшеклассники должны учитывать ее аллегорический характер. Им необходимо исходить из того, что аллегоричность как форма иносказания используется писателем для персонификации человеческих пороков (трусость, покорность, раболепие) и для выражения определенной идеи. При этом особо подчеркивается, что иносказательный способ обобщения явлений у сатирика основан на деформации жизненной реальности.

Основной прием на этапе анализа - беседа с элементами дискуссии.

стр. 18


--------------------------------------------------------------------------------

- Перечитайте начало сказки. Как ведет себя заяц, услышав волчий окрик? Что руководит им в этот момент? Почему в дальнейшем инстинкт самосохранения "не срабатывает"? Что пересиливает его?

Услышав окрик волка, заяц, испугавшись и следуя инстинкту самосохранения, "не только не остановился, а еще пуще ходу прибавил" 10 . Это вполне нормально: он защищает свою жизнь. К тому же у зайца есть и конкретная цель - спешит к невесте, и потому быть съеденным ему никак нельзя. Но вот косой у волка в лапах... И что? Заячья воля, мысли и чувства подчинены воле и желанию хищника - он сильнее. Таков биологический закон... Для зайца этот закон - принцип и норма отношений с волком. И как следствие - рабская покорность, которая пересиливает далее чувство самосохранения.

- Как ведет себя заяц, давши слово волку? А как же его мечты о женитьбе? Что противопоставляет им косой?

Заяц даже на секунду не сомневается в праве серого хищника так поступать с ним. Он "сидит... под кустом и не шевельнется", терпеливо смерти ждет, и мысли его только об одном: "Через сколько-то суток и часов смерть должна прийти". Рушились "заячьи мечты", а ведь он "жениться рассчитывал, самовар купил, мечтал, как с молодой зайчихой будет чай-сахар пить". Казалось бы, крушение надежд на личное счастье, предстоящая смерть ("и не ему одному смерть, а и ей, серенькой заиньке") должны были подвигнуть "обстоятельного зайца" на решительные действия - побег. Но нет! На "лишение живота посредством растерзания" он настроился. Приказ волка - роковая преграда, переступить через которую заяц не может: он не свободен относительно своих отношений с хищником. Косой - жертва своей покорности. Даже размышления о горькой участи не отвлекают его от ожидания смерти.

- Зачем включена в сказку история с женитьбой, если для зайца важнее его честное слово? Почему обреченный с таким упорством преодолевает преграды?

Что это в действительности: благородство, долг, совесть - чувства, достойные уважения, или же все то же "рабство духа", внутренняя несвобода?

- Какую форму маскировки выбирает заяц, чтобы завуалировать истинную причину готовности принести себя в жертву? Всегда ли подчинение внешней власти сопряжено с долгом и совестью?

Заяц спешит к невесте, руководствуясь, как ему кажется, самыми благими порывами - успокоить ее. Но преграды он преодолевает так лихо вовсе не потому, чтобы как можно раньше предстать перед суженой, "в баню сходить да жениться", а чтобы возвратиться вовремя, на верную смерть, ведь не очень-то верит заяц, что волк его "...ха-ха... помилует".

Заинька не забыта... Так и "полетел" бы к ней косой, "взял бы ее, серенькую заиньку, передними лапками за ушки, и все бы миловал". Личное счастье - было целью его жизни. Но теперь уже... важнее слово, данное волку! Сдержать его - дело заячьей чести! Свое рабское послушание ("не воротиться нельзя") заяц маскирует под совесть ("заяц своему слову - господин"!) и чувство долга ("лишь бы друга из волчьей пасти вырвать!").

Значит, с одной стороны, стремление жить достойно (иметь дом, жену, потомство), с другой - безусловное послушание, абсолютный паралич воли. При этом заяц хочет найти оправдание своему поступку - возвращению к волку. Но это опять объясняется все той же рабской психологией, а не честью, долгом, верностью слову, как кажется самому зайцу. Внутренняя несвобода формирует у зайца превратное представление о благородстве, оно - "суть гримаса" (И. Кант). Да и не только у него.

- Каково отношение родни к реакции зайца на ультиматум волка? Справедливо ли утверждение В. Соловьева: "Нет такой мерзости, которая где-нибудь и когда-нибудь не признавалась за добро"?11 . Почему, когда и при каких условиях такое возможно?

Новоявленная родня одобряет решимость жениха выполнить волчий ультиматум: "Правду ты, косой, молвил: не

стр. 19


--------------------------------------------------------------------------------

давши слова - крепись, а давши - держись! Никогда во всем нашем заячьем роду того не бывало, чтобы зайцы обманывали!". Что скрывается за словесной шелухой? Что она оправдывает? Кого, по мнению заячьего сообщества, нельзя обманывать? А разве благородно жертвовать, следуя закону биологизма, своей жизнью и требовать при этом еще и определенных жертв от близких ("Беспременно меня волк съест, - говорит он [заяц - заиньке. - Г. П. ], - такты будь мне верна")? Выскажите свою позицию, опираясь на утверждение В. С. Соловьева: "Власть над собственной плотью хороша в сочетании с благожелательностью к другим"12 .

- Перечитайте сцену женитьбы. Какова ее роль в сказке? Можно ли считать эту сцену кульминационной? Как отсутствие кульминации связано с авторской позицией?

Сцена женитьбы персонажа могла бы быть кульминационной, если бы заяц решил, что возвращаться в волчье логово не стоит. Отсутствие кульминации в сюжете сказки - выражение авторской позиции. Заяц, добровольно принявший на себя роль жертвы, лишается, по мнению автора, права на полноценную жизнь. И свадьба косого в таком случае не что иное, как желание отвлечься от мыслей о неизбежном, забыть о посрамлении и в кругу братьев по духу (рабскому!) утвердиться в собственном благородстве, которое, по его мнению и мнению новой родни, выражается в сознательном обречении себя на смерть, даже если эта смерть "не на пользу ближних" и уж тем более "общего блага".

- С какой целью писатель так подробно описывает путь зайца к невесте и обратно? Для чего понадобилось нагромождение препятствий? Что являет собой активность персонажа? Какова роль иронии, гротеска в описании заячьего путешествия "туда и обратно"?

Все усилия зайца (даже частичная реализация мечты - женитьба!) вызваны его беспокойством и устремлены на маскировку бессилия. Энергия обреченного направлена не на противостояние злу, а на выполнение приказа волка. Силы несчастной жертвы уходят на то, чтобы, наскоро женившись, примчаться в логово волка точно к назначенному сроку: "к волку на завтрак попасть". Не остановили сказочного героя ни разлив реки, "ни горы, ни долы, ни леса, ни болота", ни кипящее на его пути сражение короля Андрона с королем Никитой, ни эпидемия холеры: "Сколько раз сердце в нем разорваться хотело, так он и над сердцем власть взял, чтобы бесплодные волнения его от главной цели не отвлекали". С помощью гротеска автор показывает, какие титанические усилия прикладывал заяц в своем стремлении... угодить волку.

- Какова роль открытого финала? Справедливо ли утверждение, что "...раб периодики Щедрин всегда сочинял для очередного номера журнала. Все его книги - собрание "фельетонов", каждый из которых написан в расчете на чтение "за раз"..."13 ? Подтвердите или опровергните его?

Открытый финал сказки не случаен. Волк хвалит зайца за честность и сообщает свою резолюцию: "...сидите, до поры до времени, оба под этим кустом, а впоследствии я вас... ха-ха... помилую". Читатель, по наивности предположивший, что волк выполнит обещание, найдет ответ в сказке "Бедный волк". В начале произведения сообщается, что "из всех хищников... волк всего менее доступен великодушию... потому что комплекция у него каверзная: ничего он, кроме мясного, есть не может" 14 . Композиционное единство двух произведений помогает понять активную позицию писателя-сатирика. Салтыков-Щедрин был убежден, что социальная несправедливость заложена в самой природе человека. Он оставляет за читателем право решать, "кто больше... презрения заслуживает - жрецы или жертвы начальнической формулы"15 .

Следующий этап работы над произведением - это постижение особенностей его формы. Учащимся предлагается подумать над вопросами, связанными с поэтикой щедринской сказки. Эффективной формой организации учебной деятельности школьников здесь опять же

стр. 20


--------------------------------------------------------------------------------

является работа в малых группах. Задания группам даются разные, но "работающие" на реализацию главной задачи.

Карточка 2а

1. Познакомьтесь с высказыванием Ю. Айхенвальда об особенностях языка произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина: "О художественности Щедрина говорит самый язык его страниц. Удивительно русский - этот язык. <....> Из самых недр народного духа течет река его речи, клад для Даля..."16 .

2. Подтвердите справедливость утверждения критика. Проиллюстрируйте свои доказательства примерами из текста сказки.

Карточка 2б

1. Характеризуя мастерство Щедрина-сатирика, критик Ю. Айхенвальд писал: "Такие слова, такие сочетания слов, такие ситуации придумывал он, чтобы занять собою одну из вершин эстетической комики"17 . Какие же слова, сочетания слов, ситуации в сказке позволили писателю обличить пороки? Выделите лексические и синтаксические средства создания комического.

2. Какие еще средства создания комического используются М. Е. Салтыковым-Щедриным в сказке? Отметьте их.

3. Докажите, что сатира Салтыкова-Щедрина - это образное отрицание современной ему действительности.

Карточка 2в

1. "Кто так пишет, кто владеет этой стихийной россыпью языка, тот проявляет свою глубинную заинтересованность родной стороною, ее недугами и надеждами"18 . Эта мысль высказана Ю. Айхенвальдом в статье, посвященной творчеству сатирика. Какие особенности Щедрина-гражданина выделяет критик? Обоснуйте справедливость такой оценки личности писателя.

2. Какие человеческие и общественные недуги являются объектом сатиры в сказке "Самоотверженный заяц" и других известных вам произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина?

- Что сближает щедринскую сказку с народной? В чем отличие? - вот вопросы, которые побуждают учащихся проследить не только фольклорные основы сатирических сказок писателя, но и рассмотреть проблему традиции и новаторства в его творчестве.

Отмечается, что сказка "Самоотверженный заяц" имеет черты сходства с народной. Писатель использует народные присказки: "ни в сказке сказать, ни пером описать", "скоро сказка сказывается", "бежит, земля дрожит", "тридевятое царство". Персонажи-животные, как и в фольклорных сказках, наделены свойствами людей: заяц посватался, перед свадьбой в баню сходил, свадьбу справил, перед разлукой попрощался с молодой женой.

Язык произведения насыщен просторечными словами и выражениями: "играючи подбегут", "сердце закатится", "с другим слюбилась", "волк слопал", "невеста помирает" и др. Как и народные сказки, произведение Салтыкова-Щедрина украшают пословицы и поговорки: "Пальца в рот не клади", "Пустился, как из лука стрела".

Как и в фольклорных сказках, в "Самоотверженном зайце" используется магическое число "три". Три препятствия встретил заяц на обратном пути, три у него врага: волки, лисы, совы. Трижды подгонял себя заяц словами о том, что друг его находится в беде...

Гипербола, распространенный фольклорный прием, помогает автору усилить сатирическую характеристику героя: "Ни горы, ни долы, ни болота - все ему нипочем! Сколько раз сердце в нем разорваться хотело, так он и над сердцем власть взял...".

Тем не менее сказка "Самоотверженный заяц" отличается от народной. Во-первых, в ней нет положительного героя, а добро не победило зло. Во-вторых, в произведении писателя-сатирика имеются конкретно-бытовые детали и приметы реального исторического времени: приснилось зайцу, что он при волке стал "чиновником особых поручений", "жил он открыто, революций не пущал, с оружием в руках не выходил". В-третьих, Салтыков-Щедрин использует книжные слова и выражения, и чем ничтожней повод, тем более высокая лексика употребляется: "светящееся волчье око", "осужденный... преобразился", "заалел восток", "сердце измученного зверюги".

стр. 21


--------------------------------------------------------------------------------

Художественное своеобразие сказки "Самоотверженный заяц" обусловлено не столько цензурными запретами, сколько стремлением писателя-сатирика в доступной для всех форме осудить порок. Салтыков-Щедрин разоблачает рабскую покорность. Прибегая к аллегории, сатирик убедительно показывает, что человек с "заячьей" психологией, с надуманным, искаженным представлением о добродетели выглядит полным ничтожеством, так как попирает собственное достоинство. "Беззаветно отдаться какой-нибудь ограниченной форме существования человек... не имеет права, ибо он может это сделать лишь в ущерб своему человеческому достоинству", - утверждал В. С. Соловьев19 . Какою же силою может держаться достоинство? Только ли от самого человека это зависит? Вне сомнения, сохранить достоинство, "внутреннюю ценность существования" (В. Соловьев) должен сам человек. Но, что тоже бесспорно, сможет он это сделать только в обществе. М. Е. Салтыков-Щедрин "словом отрицания" давал понять своим читателям, что в обществе должны быть созданы условия, обеспечивающие действительное развитие человеческой нравственности.

Утверждая нравственные идеалы, писатель ограничивался своим временем, "не завещал себя новым поколениям" (Ю. Айхенвальд). Сатирик так говорил об этом: "...писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-то ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация к этой современности"20 . На заключительном этапе урока учащиеся должны подтвердить или опровергнуть это утверждение писателя.

В качестве домашнего задания старшеклассникам предлагается написать высказывание либо в жанре литературно-критической статьи - "Мастер насмешки", либо в жанре эссе - "Он - крепкий, терпкий, его не забудешь...".


--------------------------------------------------------------------------------

1 Бушмин А. С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. - М., 1976. - С. 193.

2 Там же. - С. 204.

3 Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности: Сборник литературно-критических эссе. - М., 1995. - С. 150.

4 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Т. 4. - СПб., 1999. - С. 134.

5 Цит. по: Гуревич П. С. Современный гуманитарный словарь-справочник. - М., 1999. - С. 397.

6 Там же. - С. 399.

7 Трубецкой Е. Н. Смысл жизни // Русские философы (конец XIX - середина XX века): Антология. Вып. 2 / Сост. С. Б. Неволин, Л. Г. Филонова. - М., 1994. - С. 270.

8 Там же. - С. 267.

9 Гуревич П. С. Указ. соч. - С. 140.

10 Здесь и далее цитаты из сказки выделены курсивом и приводятся по: Салтыков-Щедрин М. Е. Самоотверженный заяц // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 10 т. - Т. 8. - М., 1988. - С. 348 - 353.

11 Цит. по: Гарин И. Пророки и поэты. - Т. 3. - М., 1994. - С. 528.

12 Там же. - С. 529.

13 Вайль П., Генис А. Указ. соч. - С. 145.

14 Салтыков-Щедрин М. Е. Бедный волк // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. В 10 т. - Т. 8. - М., 1988. - С. 353.

15 Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей / Предисл. В. Крейда. - М., 1994. - С. 270.

16 Айхенвальд Ю. Указ. соч. - С. 270.

17 Там же. - С. 270.

18 Там же. - С. 271.

19 Соловьев В. С. Оправдание добра (Нравственная философия) //Из истории мировой гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классов общеобразоват. учреждений / Сост. А. Ф. Малышевский и др. - М., 1995. - С. 294.

20 Цит. по: Айхенвальд Ю. Указ. соч. - С. 269.

стр. 22

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Г. В. ПРАНЦОВА, "УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МОДЕЛИ" М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207132720&archive=1207225892 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии