Цели.
1. Познавательные:
- повторить сведения о придаточных изъяснительных и определительных.
2. Практические:
- закрепить умение находить придаточные определительные и изъяснительные;
- закрепить умение анализировать текст.
3. Общепредметные:
- воспитывать интерес к языку;
- развивать умение самостоятельно пополнять свои знания;
- воспитывать уважение к слову;
- формировать языковую личность.
Тип урока: закрепление изученного.
Языку мы учимся и должны
учиться до последних дней
своей жизни.
К. Паустовский
Объявляю тему, цели, форму проведения урока. Обращаю внимание детей на эпиграф. Учащиеся делятся на "экипажи" по 4 человека: командир, штурман, 2 пилота (командиров учитель готовит заранее). Командир каждого "экипажа" тянет номерок, а затем - карточку с заданиями (карточки изготовлены по тексту В. Сухомлинского).
Работа в группах.
1. Все члены команд переписывают содержание карточки в рабочие тетради.
2. Командир слушает ответ штурмана, который письменно дает характеристику предложения, рисует схему. Пилоты слушают, дополняют, исправляют, если потребуется. Командир ставит оценку штурману.
3. Работа в парах. Командир и штурман проверяют пилотов: один из них делает пунктуационный разбор предложения, второй - орфографический. Дополнительные вопросы пилотам по теории: одному - характеристика сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, другому - с определительным. Командир и штурман ставят оценки пилотам.
1-я команда
Нас учит...лей очень тр...вож...т что (некоторая часть выпускников общ...образ...вательных школ плохо вл...деет языком4 .
Ч...ловек к...торый (не)любит языка р...дной матери которому н... чего (не)г...ворит р...дное слово это ч...ловек без рода и плем...ни.
2-я команда
Слушая жалк...ю иск...ж...н(нн)ую речь я думаю что в хорош...м к...нцертн...м зале играют на ра(с, ее) трое (н, нн) ой скрипке или пытают(?)ся выр...зать из дер...ва фигуру кр...савиц... выщ...рбле(н, нн)ым ржавым т...пором4 .
3-я команда
Скудная убогая речь отупля...т оглуп-ля...т ч...ловека дела...т его мышление пр...м...тивным.
Язык это сво...образное окно через к...торое ч...ловек в...матривает(?)ся в мир постигает ж...знь4 .
Но что он увид...т и п...стигн...т через окно к...торое опута(н, нн)о п...утиной?
4-я команда
Любовь к Родине (не)возможна без любви (к) р...дному слову. Только тот мож...т п...стигнуть сер...ц...м и разум...м кр...соту в...личие и м...гущ...ство наш...й Родины кто дор...жит р...дным словом4 .
4. Анализ текста.
Все группы получили карточки с заданиями других команд:
а) из отдельных предложений воссоздать текст, доказать, что это текст; определить его тему, идею, стиль, тип речи; выделить смысловые части, озаглавить;
б) во время этой работы учитель проверяет 1-е задание пилотов и штурманов, подтверждает или снижает выставленные оценки;
стр. 55
--------------------------------------------------------------------------------
в) анализ текста вслух, основную мысль озвучить словами автора;
г) синтаксический разбор 4-го предложения - по желанию на доске.
Словарная работа - письмо с комментированием, предлагаю учащимся назвать слова на тему "Речь, слово". Одна команда называет, другая комментирует: доклад, сообщение, оратор, реферат, диалог, монолог, дискуссия, информация, конференция, эксперимент, автор, искусный, искусство, поражать, профессия, резолюция, талантливый, традиция, фантазия.
Р/р. Предлагаю учащимся создать свои тексты, используя данные слова:
а) советы, пожелания, как надо относиться к языку;
б) моя речь вчера, сегодня, завтра;
в) согласен ли я с Сухомлинским?
Работа по выбору, но условие общее: по возможности использовать сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. К одному предложению построить схему (по выбору). Проверка написанного, оценивают учащиеся.
Итог урока - прошу это сделать учащихся: мы повторили, обобщили знания о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными, определительными; продолжали формировать умения по анализу текста и созданию собственных работ; задумались, как надо относиться к слову.
Домашнее задание.
1. Творческое - "Слова и люди".
2. Найти текст о слове, речи, сделать его анализ, разобрать синтаксически сложное предложение.
стр. 56