СМЕШИВАЕМЫЕ НАПИСАНИЯ. КОРНИ, РАЗЛИЧАЮЩИЕСЯ СОГЛАСНОЙ БУКВОЙ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т. И. КУРОПАТКИНА

Среди написаний, требующих дифференциации, многочисленны случаи неразличения и смешения между собою корней. Написание совпадающих в произношении корней, различающихся одной согласной буквой, - это одно из важнейших звеньев в системе смешиваемых написаний, пронизывающих нашу орфографию.

Преобладающими в данной группе написаний являются корни, которые различаются одной согласной, обозначающей звуки, парные по звонкости-глухости (луг - лук) .

Приведем материал к упражнениям, который нацеливает учащихся на дифференциацию данных языковых явлений1 .

-баз- (БАЗа) или -бас- (БАСы) ?

-раз- (РАЗы) или -рас- (РАСа)?

1. Девичий смех и неокрепший ...
Разносятся вокруг спортивных....
Соревновались здесь не ...
Спортсмены разных стран и ....

2. Среди катков и лыжных ...
На зимних играх мощный ...
Звучал торжественно не ... :
- Привет спортсменам разных ...!
-бес- (БЕСы) или -без- (предлог) ?

Любит кофе старый ....
Пьёт и с сахаром, и ....
-вез- (ВЕЗут) или -вес- (ВЕДут) ?

1. Нужно себя достойно ...ти,
Тогда и в жизни вам будет ...ти.

2. Пора машину за...ти,
Дровишек деду за...ти.
-глаз- (ГЛАЗа) или -глас- (ГОЛОСа) ?

Пословица - народа ...,
И бьёт она не в бровь, а в ... .
-грузд- (ГРУЗДи) или -груст- (ГРУСТить)?

1. - Что такое ...ь?
- Дурное настроение.
- А что такое ...ь?
- Чудесное растение!

2. ...ный ёж увидел ...ь -
И прошли печаль и ...ь.

3. Иду из леса я - на сердце ...ь:
Один-единственный в корзине ...ь.
-дог- (ДОГи) или -док- (ДОКи) ?

Ремонт. Корабль поставлен в ... .
В восторге капитанский ... .
-дров- (ДРОВа) или -дроф- (ДРОФа)?

1. Из вольеры убежали
Два десятка пёстрых ...,
И пока мы их поймали,
Наломали много ....

2. Степь без ... - что печь без ... .
-дуж- (ДУЖек) или -душ- (ДУШек)?

Зайчиха лапки потирала:
Она нашла что потеряла.
От серёжки ...ка!
С серьгой зайчиха -...ка.
-код- (КОДы) или -кот- (КОТы)?

1. Научился умный ...
Набирать на входе....

2. Я набрать пытался ...
Возле ног вертелся ... .
... не поддавался -
... помочь старался.

3. В доме жил серьёзный ... .
У него на двери ... .

4. ... под дверью : "Мяу! Мяу!
Как же хочется домой!"
Только ... в двери упрямый.
Ты попробуй-ка, открой!
-коз- (КОЗы) или -кос- (КОСы) ?

1. Молоко получают от коров и от ... .
Сено заготовляют при помощи ....

2. В лугах сверкает много ... .
Обильный будет корм для ... .

--------------------------------------------------------------------------------

1 Материал для упражнений в разграничении корней, различающихся на письме согласной буквой, см. в N 8 за 2003 г.

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

-лез- (ЛЕЗут) или -лес- (ЛЕСа) ?

1. Сквозь бурелом топтыгин ...,
Трещали сучья на весь ....

2. К закату художник на крышу за...
Взглянуть, как спускается солнце за ...
-луг- (ЛУГа) или -лук- (ЛУКовка) ?

1. Летним зноем дышит ... .
Брат на кухне чистит ... .

2. В огороде я пропалываю ... ,
А у речки ждёт меня душистый ... .

3. Заставил плакать всех вокруг,
Хоть не драчун он вовсе, ... .
-маг- (МАГи) или -мак- (МАКи)?

1. Посмотрел в горшочек ...
- Вырос тут же красный ....

2. Брат мой Петька - просто ...!
Вырастил он дивный ....

3. Красным стал, совсем как ...,
От своей работы ... .
-меж- (переМЕЖать) или -меш- (переМЕШать) ?

1. Тетрадки и книжки лежат впере...ку.
Кусты и деревья растут впере...ку.
-мог- (МОГут), -мок- (МОКнут) или -мох- (МОХнатый) ?

1. Чебурашка встать не ... .
Под дождем сидел и ... .

2. ... я под дождем. Мок и мягкий ... .
Выбился из сил я и идти не ... .
-молод- (МОЛОДой) или -молот- (МОЛОТок) ?

1. В кузнице огромный ...,
А кузнец силён и ... .

2. Ты, дружище, слишком ...,
Чтоб держать кузнечный ... .
-мороз- (МОРОЗить) или -морос- (МОРОСить)

С утра блестела из...ь
На ветках серебром,
А днем туман и из...ь
И отдалённый гром.
-обед- (ОБЕДать) или -обет- (ОБЕЩать) ?

1. Папа маме дал ...
Каждый день варить... .

2. Наш ослик дал вчера ...
Съесть семь морковок на ... .
-плод- (ПЛОДы) или -плот- (ПЛОТы) ?

1. Туристы прикатили брёвна,
На берегу сложили ровно.
Труды друзей приносят ... :
Почти готов отличный ....

2. Поплывёт по речке ...,
Повезёт заморский ....
-порог- (ПОРОГи) или -порок- (ПОРОКи)?

1. Не ступят пусть на твой ...
Болезни, бедность и....

2. Есть у меня один ... -
я спотыкаюсь о ....
-пруд- (ПРУДы) или -прут- (ПРУТья)?

1. Погнал Макар телят на ...,
Сломал в дороге длинный ... .
И, зацепившись за свой ... ,
Упал Макар, да прямо в ... .

2. Пастух нашел хороший ...,
Погнал коров на дальний ... .
-пядь- (ни ПЯДи земли) или -пять- (ПЯТак) ?

1. Хотя от роты нас осталось только ...,
Враг не пройдёт!
Мы не отступим ни на ....

2. Сколько вершков составляют ... ?
Если ответишь - получишь "...".
(Ответ: четыре вершка.)

-рог- (РОГа) или -рок- (РОКовой) ?

1. В бою мне отломили ...! -
Кричит, рыдая, носорог.

- Увы! Какой несчастный я!
Злой ... преследует меня!"
2. Коррида

Арена. Бык. Жестокий ...!
Тореро падает на ... .
-род- (РОДы) или -рот- (РОТик) ?

1. Нам учитель объясняет,
Что такое средний ...,
Ах как это интересно!
Слушаем раскрывши ....

2. Никому не покоряться,
Не смотреть начальству в ... -
Правил сих привык держаться
Наш старинный гордый ... .
стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

-роз- (РОЗы) или -рос- (РОСли) ?

1. Сад заброшен, весь за... .
Среди ... репейник... .

2. В саду кусты душистых ...,
Где раньше лишь репейник ....

3. На солнце у берёз ... кустик диких....
-столб- (СТОЛБы) или -столп- (СТОЛПы)?

1. Впервые в Петербурге
Глаза раскрыл и встал, как ...:
Могуч Александрийский ...!

2. Василий вкопал электрический ...
И гордо сказал: "В этом деле я - ...!")
-строг- (СТРОГий) или -строк- (СТРОКи)?

Учитель что-то уж слишком ... :
Поставил пару за пару ... .
-труб- (ТРУБы) или -труп- (ТРУПы) ?

На пустыре железный лом,
И листья жёлтые кругом,
И в ямке между ржавых ...
Кузнечика усохший ... .
-уз- (УЗы) или -ус- (УСы) ?

1. Крепче нету брачных ... -
Намотай себе на ....

2. Гусар красивый крутит ...,
Он знает цену братских ....

3. Покручивая длинный...,
Сказал мне дед сурово:
"Дороже нету кровных....
Запомни это, Вова!"
При изучении слов с непроизносимыми согласными целесообразно отработать правописание таких корней, как -кос- и -кост-, -сл- и -стл-, -час- и -част-, -ше- и -шеф-. Для дифференциации написаний этих корней можно предложить следующие упражнения, в которых сходные языковые единицы вводятся в одно упражнение, нацеливая на выбор нужной морфемы.

-кос- (КОСный) или -кост- (КОСТный)?

Столяр Борис привержен взглядам ...ным.
Он пользуется клеем только ...ным
-сл- (поСЫЛать) или -стл- (ПОСТИЛать)?

1. Бабушка Зима метелицу по...ала,
Чтоб она ковёр нам снежный разс...ала.

2. За гостями мы по...али,
Скатерть чистую по...али.
-час- (ЧАСы) или -част- (ЧАСТи) ?

Наша фирма ...ная - суета все...ная!
УчаСТВовал и чуВСТВовать?

Я у...вовал в борьбе - силу ...вовал в себе.
-ше- (ШЕствие) или -шеф- (ШЕФы) ?

1. Как хотелось на параде
С транспарантом ...ствовать,
А пришлось остаться дома -
Над малышкой ...ствовать.
Некоторые корни пишутся с удвоенной согласной. Учащиеся смешивают их с корнями, в которых есть та же согласная или парная ей, но без удвоения. Дадим перечень этих корней: -бал- и -балл-, -бос- и -босс-, -вил- и -вилл-, -гриб- и -грипп-, -груб- и -групп-, -дрож- и -дрожж-, -муз- и -мусс-, -сор- и -ссор-, -тон- и -тонн-, -труп- и -трупп-. Изучая в словарном порядке правописание слов с удвоенными согласными, полезно одновременно давать корни без удвоенных согласных, с которыми учащиеся могут их перепутать.

-бал- (БАЛы) или -балл- (БАЛЛы) ?

1. Различайте: развлеченье - это ...,
А оценка за ученье - это ....

2. Кто получит низкий ...,
Не пойдёт на школьный ....
-бос- (БОСой) или -босс- (БОССы)?

1. Хоть Федька наш и гол, и ...,
Средь нас он - настоящий ... .

2. Вспоминал о молодости ...,
Когда был он голоден и ... .
-вил- (ВИЛы) или -вилл- (ВИЛЛы) ?

1. На Ривьере звезды покупают ...ы,
Дед мой покупает для работы ...ы.
-гриб- (ГРИБы) или -грипп- (ГРИППовать) ?

1. Муравьишка занемог - должно быть,... .
У него одно лекарство - белый ... .
стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------
2. От всех болезней чайный ...,
Излечит кашель он и ... .
-груб- (ГРУБый) или -групп- (ГРУППы) ?

1. Преподаватель был сегодня ... .
Устал: зачёт сдавало много ....

2. Воспитатель зол и ... .
В садике так много ...!
-дрож- (ДРОЖать) или -дрожж- (ДРОЖЖи) ?

1. Не ...и, найдем, что есть.
Есть мука, и ...и есть.

2. Купи ...и и муку.
Сделай тесто к пирогу.
Да не бойся, не ...и,
Руки только приложи.
Будет вкусным пирожок.
Постарайся-ка, дружок!
-сор- (СОРить) или -ссор- (ССОРить)?

1. Если в доме много ...а,
в доме может вспыхнуть ...а.

2. Если ...ить перестанем,
реже мы ...иться станем.
-тон- (инТОНировать) или -тонн- (ТОННа)?

1. Скажите, не повысив ...а,
Что больше - центнер или ...а?

2. Ах, от вашего резкого ...а
Нервов тратится целая ...а.
Корни -свет- и -цвет-, -чищ- и -щищ- смешиваются учащимися в результате неумения производить лексико-семантический анализ слов. Для выработки умения их дифференцировать предлагаются следующие упражнения:

-свет- (расСВЕТать) или -цвет- (расЦВЕТать) ?

1. Здравствуй, ранний весенний рас...!
Здравствуй, новый природы рас...!

2. В мае рано рас...ает -
В пять часов уже светло.
В мае роза рас...ает -
Аромат на всё село.
-чищ- (заЧИЩатъ) или -щищ- (заЩИЩать) ?

Монтёр контакты за...ает,
Удара током не боится:
Его надёжно за...ает
Резиновая рукавица.
Таким образом, для предотвращения ошибочных написаний в этой группе корней мы даем учащимся упражнения, в которые включаем смешиваемые корни или слова. Сопоставляя их и выбирая нужный вариант, учащиеся учатся устанавливать правильные соотношения между изучаемыми лингвистическими единицами.

стр. 61

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т. И. КУРОПАТКИНА, СМЕШИВАЕМЫЕ НАПИСАНИЯ. КОРНИ, РАЗЛИЧАЮЩИЕСЯ СОГЛАСНОЙ БУКВОЙ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207131968&archive=1207225892 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии