Среди написаний, требующих дифференциации, многочисленны случаи неразличения и смешения между собою корней. Написание совпадающих в произношении корней, различающихся одной согласной буквой, - это одно из важнейших звеньев в системе смешиваемых написаний, пронизывающих нашу орфографию.
Преобладающими в данной группе написаний являются корни, которые различаются одной согласной, обозначающей звуки, парные по звонкости-глухости (луг - лук) .
Приведем материал к упражнениям, который нацеливает учащихся на дифференциацию данных языковых явлений1 .
-баз- (БАЗа) или -бас- (БАСы) ?
-раз- (РАЗы) или -рас- (РАСа)?
1. Девичий смех и неокрепший ...
Разносятся вокруг спортивных....
Соревновались здесь не ...
Спортсмены разных стран и ....
2. Среди катков и лыжных ...
На зимних играх мощный ...
Звучал торжественно не ... :
- Привет спортсменам разных ...!
-бес- (БЕСы) или -без- (предлог) ?
Любит кофе старый ....
Пьёт и с сахаром, и ....
-вез- (ВЕЗут) или -вес- (ВЕДут) ?
1. Нужно себя достойно ...ти,
Тогда и в жизни вам будет ...ти.
2. Пора машину за...ти,
Дровишек деду за...ти.
-глаз- (ГЛАЗа) или -глас- (ГОЛОСа) ?
Пословица - народа ...,
И бьёт она не в бровь, а в ... .
-грузд- (ГРУЗДи) или -груст- (ГРУСТить)?
1. - Что такое ...ь?
- Дурное настроение.
- А что такое ...ь?
- Чудесное растение!
2. ...ный ёж увидел ...ь -
И прошли печаль и ...ь.
3. Иду из леса я - на сердце ...ь:
Один-единственный в корзине ...ь.
-дог- (ДОГи) или -док- (ДОКи) ?
Ремонт. Корабль поставлен в ... .
В восторге капитанский ... .
-дров- (ДРОВа) или -дроф- (ДРОФа)?
1. Из вольеры убежали
Два десятка пёстрых ...,
И пока мы их поймали,
Наломали много ....
2. Степь без ... - что печь без ... .
-дуж- (ДУЖек) или -душ- (ДУШек)?
Зайчиха лапки потирала:
Она нашла что потеряла.
От серёжки ...ка!
С серьгой зайчиха -...ка.
-код- (КОДы) или -кот- (КОТы)?
1. Научился умный ...
Набирать на входе....
2. Я набрать пытался ...
Возле ног вертелся ... .
... не поддавался -
... помочь старался.
3. В доме жил серьёзный ... .
У него на двери ... .
4. ... под дверью : "Мяу! Мяу!
Как же хочется домой!"
Только ... в двери упрямый.
Ты попробуй-ка, открой!
-коз- (КОЗы) или -кос- (КОСы) ?
1. Молоко получают от коров и от ... .
Сено заготовляют при помощи ....
2. В лугах сверкает много ... .
Обильный будет корм для ... .
--------------------------------------------------------------------------------
1 Материал для упражнений в разграничении корней, различающихся на письме согласной буквой, см. в N 8 за 2003 г.
стр. 58
--------------------------------------------------------------------------------
-лез- (ЛЕЗут) или -лес- (ЛЕСа) ?
1. Сквозь бурелом топтыгин ...,
Трещали сучья на весь ....
2. К закату художник на крышу за...
Взглянуть, как спускается солнце за ...
-луг- (ЛУГа) или -лук- (ЛУКовка) ?
1. Летним зноем дышит ... .
Брат на кухне чистит ... .
2. В огороде я пропалываю ... ,
А у речки ждёт меня душистый ... .
3. Заставил плакать всех вокруг,
Хоть не драчун он вовсе, ... .
-маг- (МАГи) или -мак- (МАКи)?
1. Посмотрел в горшочек ...
- Вырос тут же красный ....
2. Брат мой Петька - просто ...!
Вырастил он дивный ....
3. Красным стал, совсем как ...,
От своей работы ... .
-меж- (переМЕЖать) или -меш- (переМЕШать) ?
1. Тетрадки и книжки лежат впере...ку.
Кусты и деревья растут впере...ку.
-мог- (МОГут), -мок- (МОКнут) или -мох- (МОХнатый) ?
1. Чебурашка встать не ... .
Под дождем сидел и ... .
2. ... я под дождем. Мок и мягкий ... .
Выбился из сил я и идти не ... .
-молод- (МОЛОДой) или -молот- (МОЛОТок) ?
1. В кузнице огромный ...,
А кузнец силён и ... .
2. Ты, дружище, слишком ...,
Чтоб держать кузнечный ... .
-мороз- (МОРОЗить) или -морос- (МОРОСить)
С утра блестела из...ь
На ветках серебром,
А днем туман и из...ь
И отдалённый гром.
-обед- (ОБЕДать) или -обет- (ОБЕЩать) ?
1. Папа маме дал ...
Каждый день варить... .
2. Наш ослик дал вчера ...
Съесть семь морковок на ... .
-плод- (ПЛОДы) или -плот- (ПЛОТы) ?
1. Туристы прикатили брёвна,
На берегу сложили ровно.
Труды друзей приносят ... :
Почти готов отличный ....
2. Поплывёт по речке ...,
Повезёт заморский ....
-порог- (ПОРОГи) или -порок- (ПОРОКи)?
1. Не ступят пусть на твой ...
Болезни, бедность и....
2. Есть у меня один ... -
я спотыкаюсь о ....
-пруд- (ПРУДы) или -прут- (ПРУТья)?
1. Погнал Макар телят на ...,
Сломал в дороге длинный ... .
И, зацепившись за свой ... ,
Упал Макар, да прямо в ... .
2. Пастух нашел хороший ...,
Погнал коров на дальний ... .
-пядь- (ни ПЯДи земли) или -пять- (ПЯТак) ?
1. Хотя от роты нас осталось только ...,
Враг не пройдёт!
Мы не отступим ни на ....
2. Сколько вершков составляют ... ?
Если ответишь - получишь "...".
(Ответ: четыре вершка.)
-рог- (РОГа) или -рок- (РОКовой) ?
1. В бою мне отломили ...! -
Кричит, рыдая, носорог.
- Увы! Какой несчастный я!
Злой ... преследует меня!"
2. Коррида
Арена. Бык. Жестокий ...!
Тореро падает на ... .
-род- (РОДы) или -рот- (РОТик) ?
1. Нам учитель объясняет,
Что такое средний ...,
Ах как это интересно!
Слушаем раскрывши ....
2. Никому не покоряться,
Не смотреть начальству в ... -
Правил сих привык держаться
Наш старинный гордый ... .
стр. 59
--------------------------------------------------------------------------------
-роз- (РОЗы) или -рос- (РОСли) ?
1. Сад заброшен, весь за... .
Среди ... репейник... .
2. В саду кусты душистых ...,
Где раньше лишь репейник ....
3. На солнце у берёз ... кустик диких....
-столб- (СТОЛБы) или -столп- (СТОЛПы)?
1. Впервые в Петербурге
Глаза раскрыл и встал, как ...:
Могуч Александрийский ...!
2. Василий вкопал электрический ...
И гордо сказал: "В этом деле я - ...!")
-строг- (СТРОГий) или -строк- (СТРОКи)?
Учитель что-то уж слишком ... :
Поставил пару за пару ... .
-труб- (ТРУБы) или -труп- (ТРУПы) ?
На пустыре железный лом,
И листья жёлтые кругом,
И в ямке между ржавых ...
Кузнечика усохший ... .
-уз- (УЗы) или -ус- (УСы) ?
1. Крепче нету брачных ... -
Намотай себе на ....
2. Гусар красивый крутит ...,
Он знает цену братских ....
3. Покручивая длинный...,
Сказал мне дед сурово:
"Дороже нету кровных....
Запомни это, Вова!"
При изучении слов с непроизносимыми согласными целесообразно отработать правописание таких корней, как -кос- и -кост-, -сл- и -стл-, -час- и -част-, -ше- и -шеф-. Для дифференциации написаний этих корней можно предложить следующие упражнения, в которых сходные языковые единицы вводятся в одно упражнение, нацеливая на выбор нужной морфемы.
-кос- (КОСный) или -кост- (КОСТный)?
Столяр Борис привержен взглядам ...ным.
Он пользуется клеем только ...ным
-сл- (поСЫЛать) или -стл- (ПОСТИЛать)?
1. Бабушка Зима метелицу по...ала,
Чтоб она ковёр нам снежный разс...ала.
2. За гостями мы по...али,
Скатерть чистую по...али.
-час- (ЧАСы) или -част- (ЧАСТи) ?
Наша фирма ...ная - суета все...ная!
УчаСТВовал и чуВСТВовать?
Я у...вовал в борьбе - силу ...вовал в себе.
-ше- (ШЕствие) или -шеф- (ШЕФы) ?
1. Как хотелось на параде
С транспарантом ...ствовать,
А пришлось остаться дома -
Над малышкой ...ствовать.
Некоторые корни пишутся с удвоенной согласной. Учащиеся смешивают их с корнями, в которых есть та же согласная или парная ей, но без удвоения. Дадим перечень этих корней: -бал- и -балл-, -бос- и -босс-, -вил- и -вилл-, -гриб- и -грипп-, -груб- и -групп-, -дрож- и -дрожж-, -муз- и -мусс-, -сор- и -ссор-, -тон- и -тонн-, -труп- и -трупп-. Изучая в словарном порядке правописание слов с удвоенными согласными, полезно одновременно давать корни без удвоенных согласных, с которыми учащиеся могут их перепутать.
-бал- (БАЛы) или -балл- (БАЛЛы) ?
1. Различайте: развлеченье - это ...,
А оценка за ученье - это ....
2. Кто получит низкий ...,
Не пойдёт на школьный ....
-бос- (БОСой) или -босс- (БОССы)?
1. Хоть Федька наш и гол, и ...,
Средь нас он - настоящий ... .
2. Вспоминал о молодости ...,
Когда был он голоден и ... .
-вил- (ВИЛы) или -вилл- (ВИЛЛы) ?
1. На Ривьере звезды покупают ...ы,
Дед мой покупает для работы ...ы.
-гриб- (ГРИБы) или -грипп- (ГРИППовать) ?
1. Муравьишка занемог - должно быть,... .
У него одно лекарство - белый ... .
стр. 60
--------------------------------------------------------------------------------
2. От всех болезней чайный ...,
Излечит кашель он и ... .
-груб- (ГРУБый) или -групп- (ГРУППы) ?
1. Преподаватель был сегодня ... .
Устал: зачёт сдавало много ....
2. Воспитатель зол и ... .
В садике так много ...!
-дрож- (ДРОЖать) или -дрожж- (ДРОЖЖи) ?
1. Не ...и, найдем, что есть.
Есть мука, и ...и есть.
2. Купи ...и и муку.
Сделай тесто к пирогу.
Да не бойся, не ...и,
Руки только приложи.
Будет вкусным пирожок.
Постарайся-ка, дружок!
-сор- (СОРить) или -ссор- (ССОРить)?
1. Если в доме много ...а,
в доме может вспыхнуть ...а.
2. Если ...ить перестанем,
реже мы ...иться станем.
-тон- (инТОНировать) или -тонн- (ТОННа)?
1. Скажите, не повысив ...а,
Что больше - центнер или ...а?
2. Ах, от вашего резкого ...а
Нервов тратится целая ...а.
Корни -свет- и -цвет-, -чищ- и -щищ- смешиваются учащимися в результате неумения производить лексико-семантический анализ слов. Для выработки умения их дифференцировать предлагаются следующие упражнения:
-свет- (расСВЕТать) или -цвет- (расЦВЕТать) ?
1. Здравствуй, ранний весенний рас...!
Здравствуй, новый природы рас...!
2. В мае рано рас...ает -
В пять часов уже светло.
В мае роза рас...ает -
Аромат на всё село.
-чищ- (заЧИЩатъ) или -щищ- (заЩИЩать) ?
Монтёр контакты за...ает,
Удара током не боится:
Его надёжно за...ает
Резиновая рукавица.
Таким образом, для предотвращения ошибочных написаний в этой группе корней мы даем учащимся упражнения, в которые включаем смешиваемые корни или слова. Сопоставляя их и выбирая нужный вариант, учащиеся учатся устанавливать правильные соотношения между изучаемыми лингвистическими единицами.
стр. 61