ОДИН ИЗ ПРИМЕРОВ УСВОЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Г. И. КАНАКИНА

Усвоение русского языка в школе - это прежде всего изучение его грамматики. Изучение грамматики дает учащимся возможность осознать сущность языка, развивает их мышление, способность к абстрагированию и обобщению. Как считал академик Ф. И. Буслаев: "Для детей логические категории являются гораздо понятнее в языке, в грамматике, чем в отвлеченных умствованиях".

В то же время русский язык по степени абстрактности многих его категорий, особенно грамматических, не уступает математике. А. М. Пешковский считал грамматику "одной из отвлеченных наук".

Грамматические понятия, в силу специфических особенностей грамматики вообще, ввиду отвлеченности и абстрактности, осознаются и усваиваются учащимися постепенно, поэтапно. Важно развивать грамматическое мышление школьников, предполагающее узнавание грамматических явлений, умение правильно их квалифицировать, классифицировать по грамматическим признакам и т.д.

Учителя-словесники в целях сознательного усвоения изучаемых лингвистических фактов, понимания природы языковых явлений используют ряд вспомогательных, мнемонических, приемов: рифмованные правила, схемы, таблицы, символы, волшебные фразы для запоминания и т.п.

В основу осмысления теории сложного предложения, на наш взгляд, может быть положен прием использования символики чисел, в частности числа "три" и чисел, кратных ему. Многолетний опыт педагогической деятельности убеждает нас в том, что лучше осмысливается и быстрее запоминается материал упорядоченный, приведенный в систему и в некоторых случаях даже поддающийся счету.

Итак, вернемся к синтаксису сложного предложения. Прежде всего, в русском языке существует три типа сложных предложений: сложносочиненное предложение (ССП), сложноподчиненное предложение (СПП), бессоюзное сложное предложение (БСП). Далее, ССП в зависимости от характера союзов делятся на три вида: с соединительными союзами, разделительными союзами и противительными союзами.

СПП имеют двенадцать (число кратное трем) видов придаточных: определительные; изъяснительные; присоединительные; образа действия, меры и степени; времени; места; причины; цели; условия; уступки; сравнения; следствия. Далее: только три вида придаточных предложений распространяют слово или словосочетание в главном: определительные, изъяснительные, образа действия, меры и степени; остальные девять видов (снова число кратное трем) присоединяются ко всему главному предложению.

Средством связи придаточных предложений с главным в трех случаях (определительные, присоединительные, места) являются только союзные слова, в трех случаях - союзы и союзные слова (изъяснительные; образа действия, меры и степени; уступки), а в шести только союзы (времени, условия, причины, цели, сравнения, следствия). Знание этого факта иногда может иметь решающее значение. Так, при определении вида придаточного предложения в конструкциях типа: При мысли, что я снова возвращаюсь в родной город, меня охватывало волнение - учащимся достаточно обратить внимание на средство связи придаточного с главным, чтобы не допустить ошибки. Наличие контактного существительного в главном предложении позволяет учащимся, не задумываясь, ставить вопрос: ... мысли какой? - и квалифицировать придаточное как определительное. И только знание того, что придаточное определительное не может присоединяться союзом, заставит учащихся обратиться к семантике и самого

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

существительного (имеет значение мысли, речи), и придаточного предложения (изъясняет, дополняет смысл данного существительного), а значит, к нему правильно задать вопрос:... мысль о чем? - и квалифицировать придаточное как изъяснительное.

Таким образом, при определении видов придаточных предложений основополагающими являются следующие три момента: вопрос к придаточному; отнесенность ко всему главному предложению, слову или словосочетанию о нем; средство связи придаточного предложения с главным. Это позволяет правильно квалифицировать придаточные предложения с учетом их семантики и структуры (структурно-семантический подход к характеристике языковых явлений).

Только придаточное предложение следствия позволяет отступить от этого принципа: определить его можно по одному опознавательному признаку - союзу так что, который является единственным средством связи придаточных этого вида с главным: Бурей вырвало дерево, так что образовалась яма. В других случаях для правильной квалификации придаточного предложения важны все три вышеназванных момента. Например, обратимся к внешне похожим конструкциям и попытаемся определить в них все виды придаточных предложений:

1. Весной, когда цветет черемуха, все наполняется ее ароматом.

2. Ранней весной, когда набухают почки на деревьях, появляются первые подснежники.

3. Меня радует, когда я вижу пробуждающуюся к жизни природу.

4. Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои (Н. В. Гоголь).

Формальный подход к квалификации придаточных предложений не позволит увидеть различий в семантике и правильно определить их вид. И только совокупность структурно-семантических признаков даст возможность установить, что в первом предложении придаточное относится к наречию весной, отвечает на вопрос когда?, присоединяется союзным словом когда и является придаточным времени. Во втором предложении придаточное определяет существительное весной (характеризует один из признаков ранней весны), отвечает на вопрос какой?, присоединяется союзным словом когда и является придаточным определительным. В третьем предложении дополняет глагол радует, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом когда и является придаточным изъяснительным. В четвертом предложении, как и в первом случае, - придаточное времени отвечает на вопрос когда?, уточняет обстоятельство времени при тихой погоде, находящееся в главном предложении, и присоединяется союзным словом когда.

Характер отношений между простыми предложениями в составе БСП, выражающий в постановке знаков препинания, также укладывается в три типа:

,; - перечислительные отношения;

: - причинные, пояснительные, изъяснительные отношения;

- - противительные, условные отношения.

Таким образом, вся теория сложного предложения может быть представлена в виде стройной, логической системы. А числовая символика поможет учащимся быстрее осмыслить и запомнить этот сложный лингвистический материал.



стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

II. Сложноподчиненные (12)

Виды придаточных
1. Вопросы
2. К чему относятся
3. Средства связи

Определительные
какой? который? чей?
к сущ. (прил., прич.) - опред. к мест. - мест. -опред.
союзн. сл. кто, что, какой, который, чей, где, когда, куда, откуда, чей

Изъяснительные
падежные вопросы
к глаг. (сущ., прил., прич., деепр., нареч.)
союзн. сл. кто, что, какой, который, чей, где, куда, откуда, когда союзы что, чтобы, как, словно, будто частица ли

Обстоятельственные
1. Образа действия, меры и степени
как? каким образом? в какой степени?
к нареч. (глаг. + нареч., прил. + нареч., нареч. + нареч., мест. + нареч.)
союзн. сл. как, насколько, союзы что, чтобы, как, будто, словно

2. Места
где? куда? откуда?
Ко всему главному предложению
союзн. сл. где, куда, откуда

3. Времени
когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
союзн. сл. когда (см. примечание) союзы когда, едва, пока, как только, с тех пор как

4. Условия
при каком условии?
союзы если, когда, коли, раз, ежели

5. Причины
почему? отчего? по какой причине?
союзы так как, потому что, оттого что, вследствие того что, ибо

6. Цели
зачем? для чего? с какой целью?
союзы чтобы, с тем чтобы, для того чтобы

7. Уступки
несмотря на что? вопреки чему?
союзн. сл. кто ни, что ни, какой ни, как ни, сколько ни союзы хотя, несмотря на то что

8. Сравнения
как? чем что? подобно чему?
союзы как, точно, словно, будто, как будто, чем - тем

9. Следствия
что из этого следует?
союз так что

Присоединительные
 
союзн. сл. что, о чем, зачем, отчего, почему




Примечание к таблице. Слово когда в придаточном времени может быть союзным словом только в том случае, если оно соотносится с наречием в главном предложении (тогда, однажды, теперь, утром, вечером, летом и др.): Когда придешь, тогда и поговорим.

Демонстрируя логические связи между явлениями языка, число не только организует теоретический материал, но и

дисциплинирует мысль учащихся, тренирует их память.

стр. 50

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Г. И. КАНАКИНА, ОДИН ИЗ ПРИМЕРОВ УСВОЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207131903&archive=1207225892 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии