ОБ ИЗУЧЕНИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е. И. ЛИТНЕВСКАЯ

Формальные различия между производной и производящей основой (процессы, сопровождающие словообразование)

Существуют четыре вида дополнительных формальных различий между производной и производящей основой, которые условно могут называться процессами, сопровождающими словообразование. Это:

1) чередование гласных и согласных: кошка -> кошеч-к-а (чередования к/ч, (#/е), лев -> льв-иц-а (чередования в/в', е/#),

2) интерфиксация: пар + + ходить -> пар-о-ход-Ø,

3) усечение производящей основы (не путать с сокращением как способом словообразования, при котором одно только сокращение образует новое слово): резать -> рез-к-а,

4) наложение морфем: лиловый -> лиловатый (ср.: красный -> красн-оват-ый).

Все эти процессы связаны с взаимоприспособлением морфем в слове.

Наиболее распространенным процессом взаимоприспособления морфем является чередование. Школьная грамма-


--------------------------------------------------------------------------------

Продолжение. Начало см. "Русская словесность". - 2005. - N 4.

стр. 37


--------------------------------------------------------------------------------

тика не предполагает изучения абстрактных и конкретных единиц языка (морфема как минимальная значимая часть языка и морф как минимальная значимая часть слова или словоформы), поэтому значительные сложности у учащихся вызывает проблема отождествления в одну морфему сегментов разного буквенного (фонемного) состава. Формальное различие морфов в составе одной морфемы вызвано нефонетическими чередованиями гласных и согласных, и знание этих чередований позволяет правильно определить состав морфемы (см., например, корневые морфемы в словах люб-ить и любл-ю, кошк-а и кошеч-ка, с-ня-ть и с-ним-а-ть), особенно если в морфеме представлено чередование одного согласного с двумя, чередование гласного с нулем или чередование более чем одной фонемы.

Материал по чередованию гласных и согласных входит во все 3 комплекса, однако он изучается в конце раздела, после изучения способов словообразования; представляется, что более целесообразным было бы обращение к этому теоретическому материалу в начале изучения морфемики.

В каждом из комплексов представлено достаточное количество чередований, материал сведен в наглядные таблицы и снабжен примерами. Например, в комплексе 2 он выглядит следующим образом:

При образовании и изменении слов в корне слова может происходить чередование отдельных звуков (гласных и согласных) и сочетаний звуков.

Чередование гласных в корне слова:

1. о - е: воз-и-ть - вез-ти; пой - пе-ть

2. о - а: пере-брос-и-ть - пере-брас-ыва-ть

3. о - ы: вой - вы-ть

4. о - е - и: с-бор - со-бер-у - со-бир-а-ть

5. о - ы - у: сох-нуть - за-сых-ать - сух-ой

Гласные о, ев корне слова могут чередоваться с нулем звука: сон - сн-а, день - дн-я. Такие гласные называются беглыми.

Гласные могут чередоваться с нулем звука в приставках и суффиксах: с-ры-вать - со-рвать.

Чередование согласных в корне слова:

1. к - ч: рук -а - руч-к-а

х - ш: сух-ой - суш-ить

г - ж - з: друг - друж-ить - друз-ей

д - ж - жд: вод-и-ть - вож-ак - вожд-ени-е

2. б - бл: люб-и-ть - любл-ю

п - пл: куп-и-ть - купл-ю

в - вл: лов-и-ть - ловл-ю

ф - фл: граф-а - графл-ю

м - мл; корм - кормл-ю

Чередование звуков может быть и в суффиксах: друж-ок - друж-оч-ек.

Хотелось бы обратить внимание на следующее: в комплексах 1 и 2 речь идет о чередовании звуков (в комплексе 3 просто о чередовании гласных и согласных). Но изучаемые чередования не являются фонетическими, и их надо отделять от последних. Поэтому было бы правильнее говорить не о чередовании звуков, а о чередовании букв (поскольку понятие фонемы в стабильном курсе русского языка не вводится) или просто о чередовании гласных и согласных. Этот момент требует уточнения. Условия чередований (позиция), изучаемых в морфемике и словообразовании, отличаются от условий фонетических чередований: это зависимость не от фонетической позиции, а от позиции перед (для -чик/-щик - после) определенной морфемы, что можно наглядно продемонстрировать следующим примером: рук-а + -к- -> руч-к-а; руч-к-а + -к- --> руч-еч-к-а.

Кроме того, чередования рассматриваются преимущественно в корнях. В комплексе 1 лишь при описании беглых гласных говорится, что чередование гласного с нулем возможно также в приставках и суффиксах; остальные чередования заявлены только применительно к корню (задание также предоставляет материал с чередованиями только в корнях). В комплексе 2 даже параграф назван "Чередование звуков в корне слова", правда, в примечании к нему говорится, что "чередование может быть представлено и в суффиксах" (почему только в суффиксах? а в приставках?). Комплекс 3 также привязывает чередования только к корню. С практической точки зрения это понятно: эта тема свя-

стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------

зана с орфографической темой "Правописание гласных в корнях с чередованиями", но с точки зрения теории и практики морфемного и словообразовательного разбора материал, касающийся чередований, безусловно, надо распространить и на другие виды морфем.

Вторым процессом, сопровождающим словообразование, является интерфиксация. При соединении морфем в слове могут быть использованы незначимые соединительные элементы, называемые интерфиксами. Основным видом интерфиксов являются соединительные элементы, используемые при образовании сложных слов: -о- (сам-о-лет), -е- (пол-е-вод), -ух- (дв-ух-этаж-ный), -ёх- (тр-ёх-этажный), -и- (пят-и-этажный). Такие соединительные элементы на стыке корней не являются морфемами в общепринятом понимании (хотя ряд ученых-лингвистов считают их морфемами с особым, соединительным значением). Часто термин "интерфикс" используется для описания более широкого круга явлений - всех соединительных элементов, использующихся в словообразовании и словоизменении. При этом выделяют следующие виды интерфиксов:

в словообразовании:

1) соединительные элементы, используемые при образовании сложных слов: -о- {сам-о-лет), -е- (пол-е-вод), -ух- (дв-ух-этажный), -ёх- (тр-ёх-этажный), -и-(пят-и-этажный) и другие;

2) согласные-прокладки, вставляемые между корнем и суффиксом или между двумя суффиксами; -л- (жи-л-ец), -в- (пе-в-ец), -j- (кофе-й-ный), -т- (арго-т-иче-сий), -ш- (кино-ш-ный);

в словоизменении:

-j- (листь-j-я), -ов- (сын-овь-я), -ер- (мат-ер-и), -ен- (плем-ен-а), -ес- (чуд-ес-а). Функцию незначимых прокладок в словоизменении также выполняют гласные, не имеющие значения и закрывающие глагольную основу: -а- (пис-а-ть), -е- (гор-е-ть), -о- (пол-о-ть), -и- (люб-и-ть). Гласный, закрывающий глагольную основу, - тематический гласный, или тема, - является интерфиксом не всегда. В ряде случаев в конце глагольной основы стоит видовой суффикс (реш-и-ть - реш-а-ть) или суффикс, имеющий дополнительное значение кратности (прыг-а-ть - прыг-ну-ть), разнонаправленности (лет-е-ть - лет-а-ть) или направленности действия на объект / на самого себя (бел-е-ть - бел-и-ть). Многие ученые, как и школьная грамматика, все закрывающие глагольную основу тематические гласные считают суффиксами, отмечая, что среди них есть как значимые, так и незначимые.

Вопрос о статусе интерфиксов решается в лингвистике неоднозначно. Существуют следующие точки зрения на статус интерфиксов:

1) интерфиксы являются незначимыми межморфемными прокладками - не морфемами, а строевыми единицами;

2) интерфиксы являются линейными наращениями морфов, преимущественно аффиксальных, и формируют производные аффиксы;

3) интерфиксы являются линейными наращениями, но не аффиксальных морфем, а корневых, поскольку основное направление приспособления морфем в русском языке регрессивное: суффикс вызывает чередование в производящей основе или требует ее усечения;

4) интерфиксы являются морфемами с соединительным значением.

Третьим процессом, сопровождающим словообразование, является усечение производящей основы, сопровождающее суффиксацию. Некоторые суффиксы вызывают усечение (чита-ть + ец --> чт-ец), некоторые - нет (чита-ть + тель -> чита-тель).

Усекаться могут следующие звуки или их сочетания:

1) конечный гласный основы несклоняемых существительных: самбо --> самб-ист, пальто --> пальт-ишк-о, резюме --> резюм-ирова-ть;

2) гласный, стоящий в конце глагольной инфинитивной основы: реза-ть --> рез-к-а, бега-ть --> бег-ун, писа-ть --> пис-ец;

3) группа звуков в конце производящей основы склоняемых существитель-

стр. 39


--------------------------------------------------------------------------------

ных: космос --> косм-ическ-ий, Челябинск --> челябин-ец.

Четвертое явление - наложение морфем. Если усечение производящей основы легко выявляется при формальном сопоставлении производной и производящей основы, то наложение как средство взаимоприспособления морфем можно выявить только в морфемном квадрате:



Наложение - средство избежания повтора в слове одинаковых звуковых отрезков: лиловый + оват --> лиловатый вместо *лилововатый.

Наложение может быть на стыке корня и суффикса (лиловатый) или двух корней (лермонтовед <-- Лермонтов + ведать; ср.: пушкин-о-вед). Помимо частичного наложения морфем, возможно полное наложение: Курск + -ск- --> курский (ср.: Москва + -ск- --> москов-ск-ий).

Как данный материал отражен в учебных комплексах?

Чередования изучаются во всех трех комплексах, причем достаточно подробно и приблизительно одинаково (см. выше). В комплексах 1 и 3 они представлены при изучении морфемики. Было бы целесообразно вернуться к этому материалу в процессе изучения словообразования, особенно это касается комплекса 1, в котором разделы морфемики и словообразования разнесены по разным классам. В комплексе 2 чередования изучаются после материала о способах словообразования.

Интерфиксация затрагивается во всех трех комплексах (без введения термина "интерфикс") при описании образования сложных слов.

Так, комплекс 1 отмечает, что "при образовании сложных слов чаще всего используются соединительные гласные о и е , а также и (шестилетки)". При этом предлагается следующая система записи: верхолаз <- верх, лазить, т.е. интерфикс подчеркивается.

Комплексы 2 и 3 выделяют "соединительные гласные о и е ", используемые при образовании сложных слов.

Как мы видим, все комплексы выделяют только один вид интерфиксов - соединительные элементы на стыке корней, при этом рассматриваются только наиболее распространенные интерфиксы - о и е . Комплекс 1 также говорит об элементе и, однако он так же частотен, как и ух, ех (являющиеся по происхождению окончаниями количественных числительных: шестилетки, двухлетки, трехлетки), и его выделение из этого ряда неоправданно.

Непонятно, как комплексы 2 и 3 предлагают обозначать соединительные гласные при морфемном и словообразовательном разборе слова (комплекс 1 предлагает подчеркивание). Помимо подчеркивания, можно предложить выделять соединительный элемент скобками: лес(о)степь. Такое обозначение, может быть, даже более целесообразно, поскольку оно графически отделяет, как бы выводит интерфикс из состава морфем слова. Основу слова интерфикс не прерывает.

Поскольку интерфиксы на стыке корня и суффикса или на стыке двух суффиксов не упоминаются, логично предположить, что они должны быть присоединены к соседней морфеме. Но к какой? Это должно быть решено с опорой на алгоритм морфемного членения, предложенный в данном комплексе. Если морфемное членение осуществляется с опорой на словообразовательную цепочку (как в комплексах 1 и 3), то интерфикс, естественно, должен быть присоединен к последующему суффиксу, поскольку он отсутствует в производящей основе и присутствует в производной: пе-вец <-- петь. Комплекс 2 при морфемном разборе в первую очередь выделяет корень как общую часть родственных слов. При таком подходе интерфикс также отходит к суффиксу, поскольку он отсутствует в родственных словах.

Интерфиксы, используемые в словоизменении существительных, принято считать наращениями корня (мать - матер-и), а тематические гласные в глаголе обозначать как суффиксы (чит-а-ть).

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

Наложение морфем ни в одном из комплексов не рассматривается, и это оправданно, так как наложение является очень редким явлением в языке.

Об усечении производящей основы при присоединении суффикса также не сказано, хотя в методических рекомендациях к комплексу 1 упоминается об усечении производящей основы как о возможном средстве, сопровождающем словообразование. Представляется, что информация о возможности усечения производящей основы при словообразовании не является лишней, поскольку ее отсутствие затемняет вопрос о том, с каким сегментом производящего слова надо сравнивать производную основу.

Комплекс 1 в производящих предлагает выделять только ту часть основы, которая вошла в производное, например, верх, лазить -> верхолаз.

Комплекс 3 поступает аналогичным образом. Так, например, в нем приводятся такие схемы-иллюстрации:

покупа-ть + тель --> покупатель,

переплет-ать + чиц --> переплётчица.

Как мы видим, в первом случае производящая основа полностью вошла в производную, а во втором - нет. Это дезориентирует учащихся. Поэтому целесообразно использовать такую систему записи: в производящем выделить его основу полностью, затем сопоставить ее с основой производного слова. Если часть производящей основы не вошла в производную основу, перечеркнуть не вошедший сегмент: переплетать + чиц --> переплётчиц-а.

Дальше мы предполагаем рассмотреть образование слов разных частей речи, в том числе интерпретацию производности слов, исторически образованных переходом из одной части речи в другую, а также предложить учителю материал, касающийся выразительных средств морфемики и словообразования.

Образование слов различных частей речи

Слова любой части речи (как самостоятельной, так и служебной) могут быть непроизводными или производными.

В русском языке представлены следующие синхронические способы образования самостоятельных частей речи:

Существительное

приставочный, при котором происходит образование существительных от существительных: город --> при-город,

суффиксальный, при котором происходит образование существительных от

- существительных: стол --> стол-ик,

- прилагательных: синий --> син-ев-а, синь-Ø,

- глаголов: бежать --> бег-отн-я, бег-Ø,

- числительных: сто --> сот-н-я, двое -> двой-н-я,

- наречий: сообща --> сообщ-ник, почему -> почему-чк-а,

приставочно-суффиксальный, при котором существительные образуются от

- существительных: окно --> под-окон-ник,

- глаголов: служить --> со-служи-вец,

- прилагательных: полярный --> за-поляр-j-е,

сложение, в том числе с сокращением: лес + степь --> лесостепь, Московский государственный университет --> МГУ,

усечение: специалист --> спец,

субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий (субстантивированные причастия, как уже было сказано, могут считаться суффиксальными производными от глаголов),

сложение с суффиксацией: земля + делать --> земл(е)дел-ец.

Прилагательное

приставочный, при котором прилагательные образуются от прилагательных: огромный --> пре-огромный,

суффиксальный, образующий прилагательные от

- прилагательных: синий --> син-еньк-ий,

- существительных: осень --> осен-н-ий,

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

- глаголов: читать --> чита-льн-ый,

- числительных: двое --> двой-н-ой,

- наречий: внутри --> внутр-енн-ий, приставочно-суффиксальный: берег --> при-бреж-н-ый,

сложение: русский + английский --> русско-английский;

сложение с суффиксацией: кривой + бок --> крив(о)бок-Ø-ий.

Числительное

Числительные образуются от числительных следующими способами:

суффиксальный: два --> дв-адцать, пять --> пят-надцать, два --> дв-oj-e,

сложение: три + сто --> триста.

Местоимение

Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь: кто --> никто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь.

Глагол

приставочный - от глаголов: бежать --> про-бежать,

суффиксальный, при котором глаголы образуются от

- глаголов: перечитать --> перечит-ыва-ть,

- прилагательных: красный --> красн-е-ть,

- существительных: партизан --> партизан-и-ть,

- числительных: двое --> дво-и-ть (' разделять надвое'),

- междометий: ах --> ах-а-ть,

постфиксальный - от глаголов: мыть --> мыть-ся,

приставочно-суффиксальный, которым глаголы образуются от

- существительных: тень --> за-тен-и-ть,

- прилагательных: прямой --> вы-прям-и-ть,

- числительных: трое --> у-тро-и-ть,

- глаголов: любить --> недо-любл-ива-ть,

приставочно-постфиксальный - от глаголов: прыгать --> рас-прыгать-ся,

суффиксально-постфиксальный - от прилагательных и существительных: видный --> видн-е-ть-ся, толпа --> толп-и-ть-ся,

приставочно-суффиксально-постфиксальный - от существительных и глаголов: банкрот --> о-банкрот-и-ть-ся, звонить --> пере-зван-ива-ть-ся;

сложение: труд + устроить --> труд(о) устроить,

сложение с аффиксацией: мир + творить --> у-мир(о)творить.

Наречие

приставочный - от наречий: долго --> не-долго, как --> кое-как,

суффиксальный, которым наречия образуются от

- существительных: зима --> зим-ой,

- прилагательных: хороший --> хо-рош-о,

- числительных: три --> тр-ижды,

- глаголов: лежать --> леж-а,

- наречий: хорошо --> хорош-енько, приставочно-суффиксальный, которым наречия образуются от

- прилагательных: новый --> по-новому, давний --> из-давн-а,

- существительных: верх --> в-верх-у,

- числительных: двое --> в-дво-ем,

- глаголов: догонять --> в-догон-ку,

- наречий: долго --> по-долг-у, постфиксальный - от наречий: как --> как-нибудь,

сложение с аффиксацией: мимо + ходить --> мимоход-ом.

Служебные части речи, как и самостоятельные, могут быть непроизводны и производны. При описании производных служебных частей речи в большинстве пособий представлена их классификация в соответствии с исторической производностью. Составление синхронической классификации способов словообразования служебных частей речи представляет значительную сложность.

Предлог

Большинство производных предлогов образовано конверсией - переосмыслением словоформ других частей речи, используемых для оформления подчинительных отношений между словами в

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

словосочетании. Производные предлоги обычно делят в зависимости от генетического родства (исторической производности) на следующие группы:

наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль,

отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу,

отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.

При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия/отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) - Я обошел вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их семантике - производный отглагольный предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) - Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие). Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили семантическую связь с базовым существительным, например ввиду, в течение, путем, насчет, по мере; синхронически эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу. Такие предлоги "Русская грамматика" (М., 1980) называет предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость (в роли кого - в функции чего), возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли умиротворителя). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом "опредложивания" именных сочетаний.

В силу этого представление синхронической классификации предлогов представляет значительную сложность. Некоторые предлоги являются непроизводными, если утрачена смысловая связь между ними и их историческими производящими (например, благодаря не мотивируется через благодарить или в течение через течение), или производны, если семантическая связь жива. Можно выделить следующие способы образования предлогов:

суффиксальный - от глаголов: ис-ключа-я <-- исключать,

приставочно-суффиксальный - от существительных: во врем-я <-- время,

сложение - от предлогов: из-за <-- из + за.

Союз

Исторически союзы могут быть произведены из самостоятельных частей речи (хотя, чтобы, итак) или образованы сложением. Союзы первой группы с точки зрения современного языка нельзя считать производными. Союзы второй группы образованы сложением

- непроизводных союзов: как будто,

- указательного слова из главной части и простого союза: для того чтобы,

- указательного слова, метаслова и союза: до тех пор пока, в то время как.

Частица

Среди частиц встречаются исторически производные, но синхронически первообразные частицы: бишь, мол, дескать, неужели, нехай, чай. Производные в современном языке частицы образованы конверсией и имеют тесные связи со словами других частей речи: наречий (вовсе, вон, просто), местоимений (какое, всё, это), глаголов (бывает, давай, знай), союзов (а, да, даже, пусть), компаративов (более, скорее), предлогов (вроде), междометий (эк, спасибо). Среди производных союзов можно выделить группу составных, образованных сложением, например: вот бы, едва ли не, нет-нет да и. При анализе словообразования частиц используется та же логика, что и при анализе предлогов и союзов.

(Окончание в следующем номере.)

стр. 43

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Е. И. ЛИТНЕВСКАЯ, ОБ ИЗУЧЕНИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207131845&archive=1207225892 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии