ЛЮБОВЬ В ПРОЗЕ И. БУНИНА: ДИАЛОГ С ПРЕДШЕСТВЕННИКАМИ И СОВРЕМЕННИКАМИ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© В. А. МЕСКИН

Тема любви объединяет все наиболее значительные создания И. Бунина. Поэт и прозаик видит любовь силой, предопределяющей поведение, важные поступки людей, силой прихотливой, созидающей и разрушающей. Бунинские лики любви удивляют своей неоднозначностью, амбивалентностью: здесь перемежаются святость и греховность, красота и безобразие, жизнь и смерть. В освещении интимных вопросов русская классика была стеснительна и немногословна. И. Бунин, осознавая, что для искусства нет запретных тем, что истинно художественное слово не может быть пошлостью, нарушил эту традицию. В середине XX в. многие думали иначе, поэтому при жизни автора не все произведения об отношениях мужчины и женщины, созданные нобелевским лауреатом, доходили до читателя. В 1942 г. нью-йоркское издательство "Новая земля" из двадцати рассказов о любви, переданных автором из оккупированной фашистами Франции для публикации, по соображениям "нравственного порядка" отвергло девять рассказов. Первое относительно полное издание сборника рассказов "Темные аллеи" (именно его урезали американцы) вышло в 1946 г. в Париже. Позже автор добавил в сборник, объединивший тридцать восемь произведений, еще два и до конца жизни подправлял, совершенствовал все эти тексты. Не случайно буниноведы, говоря о чувственных отношениях в творчестве И. Бунина, обязательно соотносят свои суждения с "Темными аллеями".

Это не просто сборник малой прозы, книга обладает внутренним единством, она представляет собой то, что литературоведы называют циклом. Художественной завершенностью, эстетической значимостью здесь обладает каждое взятое по отдельности произведение, однако все вместе они образуют поле взаимовлияния, взаимоосвещения, контекст, который существенно обогащает содержательный план каждого отдельного произведения и всей совокупности произведений. Только сорок рассказов включил автор в книгу "Темные аллеи", хотя с 1937 по 1944 год, когда она была создана, им были написаны и другие рассказы о любви. Сорок диалогических позиций, но все вместе они - сокровенный ответ художника на им же поставленный вопрос. Более точно определяют жанр составляющих этот цикл произведений исследователи, которые называют их новеллами. Автор прибегает к характерному для новеллы обостренному центростремительному сюжету, который обрывает неожиданная, нередко парадоксальная концовка. Он поэтизирует отдельные события, которые странным образом предопределяют судьбы его персонажей. Тон повествования о метаморфозах жизни взволнованный, композиция в целом, выбор слова носят как бы спонтанный характер. Все это, конечно, усиливает впечатление жизненной убедительности, достоверности описываемых событий.

Возможно, для той же достоверности автор не стремится к смене повествовательного плана. В большинстве произведений он почти не меняется и строится на воспоминаниях об утратах молодости, обостренных осознанием напрасно прожитой жизни. Но глубинное содержание картин вариативно: одно повествование дополняет другое, прозаик создает своеобразное мозаичное панно под названием "Любовь".

Впервые в русской прозе И. Бунин рисует все бытие человека в мистическом освещении и в зависимости от "солнца любви" (В. Соловьев). Здесь, по выражению Ф. Сологуба, "интимное стало всемирным". Автор-повествователь предельно откровенен, увлекает и убеждает читателя. Сословность, карьера, долг и даже разум - все пасует перед чувством страсти. Бунинские персонажи, пораженные высокой болезнью, случается, ставят знак равенства между любовью и

стр. 20


--------------------------------------------------------------------------------

жизнью. "Он был очень влюблен, - рассуждает ребенок в новелле "Часовня", - а когда очень влюблен, всегда стреляют в себя". Тема любви здесь обретает полную автономность, подчиняет себе все другие темы.

Художественное мастерство тонкого описания И. Буниным философско-психологических граней вечной темы общепризнано. Его голос услышан: любовь - жизнь жизни. Многие персонажи, перебирая в памяти прошлое, признают не напрасно прожитым только то время, когда они любили и были любимы. При этом есть в "Темных аллеях" произведения, которые, на первый взгляд, не очень уместны в этом разговоре, по определению самого автора, о "прекрасной, но мимолетной гостье на нашей земле". "Степа" (1938), "Красавица" (1940), "Дурочка" (1940), немногие другие. Например, последнее из названных произведений, думается, уместнее бы смотрелось в ряду более ранних рассказов, рядом с "Игнатом" (1912). Дьяконов сын, насильник из "Дурочки", - вариант того же Игната, уединявшегося в риге с борзой Стрелкой, в Лесу - с нищей, дурочкой Фионой. Однако автор включил их в "Темные аллеи", и они образуют свое эмоциональное поле. Популярный в те годы прозаик и друг, Л. Андреев, обращаясь к таким сюжетам, говорил о "черных безднах" не любви, а человеческого естества. И. Бунин сомневается: так ли это? Он подталкивает читателя к размышлениям на эту спорную, не укладывающуюся в рамки словесности тему. Скорее всего, автор вводит эти немногие произведения в свой изящный цикл "энциклопедии любви", чтобы оттенить то главное, что он хотел сказать.

Вряд ли можно создать нечто новое, оригинальное, творя, так сказать, в монологическом уединении, не вступая в диалог со своими предшественниками, не усваивая и не преодолевая их достижения. И. Бунин прекрасно знал мировую литературу, очень большое влияние на него оказала отечественная "школа" Л. Толстого и А. Чехова. Об этом немало сказано исследователями, самим художником слова1 .

До сих пор нет обстоятельных работ о влиянии И. Тургенева на творчество И. Бунина, а между тем в описании стихии любви автор "Темных алей" наследует и его традиции. И. Тургенев - писатель острого социального зрения, умевший уловить новое накануне его действенного проявления, но любовь всегда играла большую, нередко решающую роль в его произведениях. Она помогала автору улавливать "моменты истины": каков персонаж в любви - таков он и в главном деле своей жизни. У И. Бунина такие моменты освещают нужным светом все повествование, для него нет ничего существеннее "темных аллей" любви как в известном цикле, так и во многих других произведениях. У И. Тургенева, как потом у И. Бунина, любовь мистифицирована, ею повелевает коварный случай, нередко любовь у того и другого связана с уходом из жизни. Оба писателя прибегали к эффектным новеллистическим финалам за рамками основного сюжета, но представляющим этот сюжет в нужном освещении.

И. Тургенева называют "певцом любви", создателем "гимна первой любви", указывая на повести "Ася" (1858), "Первая любовь" (1860), "Вешние воды" (1872). В правоте такого обобщения, думается, есть основание сомневаться. Только в отношении последней повести эти определения не вызывают возражений, две первые вещи слишком драматичны для таких мажорных определений. Основательную типологическую общность с бунинскими произведениями о любви имеет отчасти автобиографическое повествование "Первая любовь". И дело даже не во внешних номинативных или сюжетных совпадениях, хотя и в них, как свидетельствах памяти наследника традиций, тоже.

У И. Бунина есть небольшой рассказ-зарисовка, в котором повествователь возвращается в прошлое, в "именье в лесном западном краю". Автор рисует яркое, знойное лето в местах узнаваемых, на Орловщине, на родной для него и для Тургенева земле. Он воспроизводит тургеневскую дачную ситуацию: раненный любовью "маленький кадетик" и

стр. 21


--------------------------------------------------------------------------------

"гордая, довольная" девочка. Так Бунин делает свой эскиз к повести "Первая любовь". Это, конечно, не эпигонство, это выражение благодарности, уважения одного мастера к другому мастеру, признание жизненной правды в образах предшественника и земляка. А чтобы читатель не обманулся, Бунин дает рассказу и тургеневское название - "Первая любовь" (1930).

Конфликт повести Тургенева "Первая любовь" завязан на сильных чувствах к одной женщине отца, мужчины средних лет, и юноши-сына. У Бунина есть новелла "Ворон" (1944), построенная на том же драматическом конфликте. Примечательная деталь: повесть И. Тургенева начинается с подробного описания охоты молодого человека на "ненавистных" ему ворон2 . И. Бунин наделяет отца другим характером, не романтическим, волевым, высокомерным, как у предшественника, а филистерским, малодушным, мелочным. Но - не это главное, а то, что оба писателя показали любовь-наваждение, с которой персонажи не могут совладать. Оба повествования представляют собой воспоминания от первого лица, что придает им характер глубокой искренности. Драматические события туманной юности переживаются в зрелые годы как важнейшие события жизни, но - без сожалений. Счастьем и отравой называет любовь тургеневский персонаж, сочетание того и другого в отношениях мужчины и женщины всегда особенно важно было подчеркнуть И. Бунину.

Центральный персонаж повести "Первая любовь" - красавица бесприданница Зина Засекина. Этот сильный эксцентричный характер, кажется, не очень вписывается в ряд тургеневских женщин, их сила обычно проявляется иначе, духовнее. Такой тип характера найдет дальнейшее развитие у Бунина, автора повестей "Митина любовь" (1924), "Дело корнета Елагина" (1925), "Лика" (1933) и т.д. Зина - образ противоречивый. В отдельных суждениях, поступках этого трагического образа просматривается нечто демоническое. Она искушает подростка, заставляя спрыгнуть с крыши оранжереи, мучает ложными обещаниями, испытывает чувства, выдергивая прядь волос, и т.д. Для Бунина не очень характерна такая экспрессия, типологически близкий Зине Засекиной, пожалуй, даже еще более эксцентричный образ актрисы Марии Сосновской из "Дела корнета Елагина" - нечастое исключение, но, под черно-белым солнцем любви, многие его женщины отмечены печатью именно такой неоднозначности. Борьба антиномий в их мятежных душах прорывается в "случайной" фразе, в усмешке, в бескомпромиссности, в пассивном отношении к страданиям нелюбимого или ставшего нелюбимым ближнего. Таковы его сильные, красивые женщины в упомянутых произведениях, в новеллах "Кавказ", "Муза", "Руся", "Натали" (все - 1943), "Волки", "Дубки", "Пароход "Саратов"" (все - 1946) и т.д.

У Бунина в произведениях о любви, как ни у какого другого автора, много мужчин-убийц, но пусковой механизм насилия скрывается в женщине, они жертвы, но жертвы своеволия, скрытого или явного магнетизма. В "поединке роковом" у него "сильный пол" проигрывает "слабому полу", часто страдает комплексом неполноценности, этого не лишен даже автобиографический характер в повести "Лика". У И. Бунина мужчина идет на убийство вследствие своей слабости. Сложные мужские характеры редко встречаются в произведениях И. Бунина о любви3 . Мужчины выступают здесь, как правило, на втором плане, достаточно полно раскрываются в своих монологах.

Образы слабых, несчастных женщин, конечно, встречаются у И. Бунина, но редко. В повествовательной композиции они играют, как правило, вспомогательную роль. Например, к рожденным на страдания, безропотным женщинам он может обращаться, чтобы рассказчик вспомнил что-то важное из своей прошлой жизни, например бедную юность, как в новелле "На одной знакомой улице" (1946). Объект художественного анализа здесь - другие женщины, незаурядные, соблазнительные, в них главная тайна любви. Кажется, из генетической

стр. 22


--------------------------------------------------------------------------------

памяти художника не уходил библейский сказ о Еве, внимавшей дьявольским шепотам. Да и житейская его память вряд ли полностью освободилась от любовных страданий, пережитых в ранней молодости. Отец возлюбленной был категорически против брака с выходцем из "нищего" семейства, сама "милая Варюшечка" отличалась трудным, неуравновешенным характером... Все это отражено в переписке И. Бунина с В. Пащенко4 . На склоне лет, в годы создания "Темных аллей", еще большие переживания принесла поздняя любовь к другой "сестре Евы", Галине Николаевой. Ее открытое присутствие было особенно мучительно для жены писателя5 . Вряд ли этот жизненный опыт не отразился на творческих исканиях писателя.

Мастерство Бунина-художника проявляется, в частности, в отсутствии назидательности, он не указывает, что хорошо, а что плохо, часто прибегает к умолчаниям, не перегружая читателя какими-либо подробностями. На двух - шести страницах писатель говорит все самое главное о своем персонаже, обозначает проблему, вопрос. Может быть, напрасно литературоведы не связывают принцип "айсберга" с творческой манерой И. Бунина. Создавая абрис портрета, характера, обстановки, событий, автор повелевает читателю ощутить остроту скрытой борьбы. Самый яркий пример - "Чистый понедельник" (1944), новелла о столкновении тьмы и света в душе женщины. Неторопливое орнаментальное повествование неожиданно обрывается таинственным "уходом" красавицы в послушницы. Недоговоренность, непредсказуемость персонажей несет здесь особую художественную нагрузку. Более полувека этот литературный ребус разгадывают исследователи, а автор, кажется, с улыбкой Моны Лизы взирает на все попытки объяснить "смысл"... Но можно ли объяснить то, что сам художник хотел представить именно как тайну, - душу, страсть, любовь? Даже для близкого человека, даже для себя "она была загадочна". "Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?" - говорит женщина, которая уходит в монастырь от скачущей "козлом" Москвы, уходит от любви греховной к любви божественной.

Замыслом, рефлексивным типом центрального персонажа эта новелла тесно связана с повестью "Дело корнета Елагина". В основе сюжета лежит повествование об убийстве молодым человеком своей возлюбленной, которая отвечала ему взаимностью, об убийстве, спровоцированном самой жертвой. Основное пространство повести отдано тщетным попыткам разобраться в том, что произошло. В повествование включаются речи десятков свидетелей, признания подсудимого, интимный дневник, но ни формалист-прокурор, ни проницательный рассказчик не могут понять побудительные мотивы ее поступка, ее "ухода". Автор заставляет и читателя размышлять вместе с собой: "Все было у нее: красота, молодость, слава, деньги, сотни поклонников... В силу чего?" Тайна.

Своеобразие бунинского подхода к решению вечной темы наглядно проявляется при сопоставлении его произведений с произведениями А. Куприна. Современник, близкий друг автора "Темных аллей" писал о "ямах" любви, но в литературе утвердился прежде всего как художник, поэтизировавший "бескорыстную любовь", идеальную: "Олеся" (1898), "Суламифь" (1907), "Гранатовый браслет" (1910), др. Мало кто другой умел так воспеть "вешние воды" чувств. Повесть "Олеся" А. Куприна и рассказ "Темные аллеи" (1938) И. Бунина написаны на одну тему, есть некоторые схождения и в сюжетных линиях, в проблематике. В отличие от бунинских, характеры купринских любящих женщин, как правило, лишены раздвоенности, в этом их сила и - художественная слабость. А. Куприн смотрит на любовь как на "закон красоты", И. Бунин - иначе6 .

"Олеся" - одно из самых проникновенных произведений о любви. Сюжет повести прост. Барин из города приезжает в провинцию, очарован красотой селянки-"дикарки", которая тоже теряет голову от обходительного, много знающего жителя столицы. Любовные отношения развиваются быстро и бурно, однако их роман обречен. Принадлеж-

стр. 23


--------------------------------------------------------------------------------

ность к разным сословиям, разный уровень образования, привычка к разным стилям жизни - все против их союза. Наступает разрыв. Сюжет из "бродячих", на котором многие зарубежные и отечественные классики строили свои произведения. Естественно, каждый писатель давал сюжету свой "поворот". По-своему оригинален и А. Куприн. Обычно, не выдержав давления обстоятельств, "охладев", уходит мужчина, женщина же, в ореоле авторских и читательских симпатий, остается наедине со своими бедами, раскаянием. Иван Тимофеевич и Олеся расстаются на пике своих чувств, убежденные в том, что разлука сделает их несчастными на всю оставшуюся жизнь, расстаются, хотя барин готов пренебречь мнением света и вступить в маргинальный брак. Инициатором расставания у А. Куприна выступает женщина, она по-христиански жертвует собой и совершенно не сожалеет о том, что случилось.

И. Бунин сложнее представляет женщин, любовь. В рассказе "Темные аллеи" И. Бунина все начиналось похоже, иным был разрыв. (Случись купринским героям встретиться через много лет, их встреча явно была бы другой.) Несчастная любовь Надежду ожесточает и слепит. Олесю несчастная любовь делает альтруистичнее, проницательнее. Одно произведение создано по канонам романтической поэтики, другое - по канонам поэтики реалистической, но в том и другом случае авторские позиции обозначены достаточно определенно. Олеся уходит, чтобы Иван Тимофеевич никогда не смотрел бы на нее так, как смотрел, годы спустя, на Надежду Николай Алексеевич, вольно или невольно сопоставляя, что есть и что было: "Ах, как хороша ты была!.. Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза!"

Симпатии читателей на стороне Надежды, но малозаметными штрихами автор создает в характере женщины ту нехристианскую, хотя и вполне объяснимую, понятную суровость, которая снижает и усложняет этот образ. Хозяйка постоялой горницы занимается ростовщичеством. "Но крута! Не отдал вовремя - пеняй на себя", - говорит о Надежде кучер. Речь ее, обращенная к некогда любимому человеку, полна хлесткой иронии, сопровождается "недоброй улыбкой". Примечателен финал их диалога: "- Лишь бы Бог простил. А ты, видно, простила... - Нет, Николай Алексеевич, не простила..."

Понятно, оба писателя далеки от банальных оценок "плохой" или "хороший" тот или другой персонаж, они говорят прежде всего о том, что жизнь сложнее этических формул, что вина и беда человека могут сливаться в одно целое. Вина и беда выведенных в этих произведениях характеров уходит корнями в существование разных взглядов на "темные аллеи", на природу, на человека, на самого Бога.

Бунин был знаком и с В. Розановым, известным писателем, публицистом, который много писал о силе и великом значении любви, но - иначе. Он рассматривал проблему взаимоотношения полов в аспекте нравственности, религиозно-бытовой этики. Для Бунина этот аспект был важным, но неглавным.

Думается, только В. Соловьев, старший современник, религиозный философ, поэт, публицист, придавал любви такой же космический статус, как и И. Бунин. Сознание человека глубоко мифологично, тем более художественное и религиозно-философское, мифы, творимые Буниным и Соловьевым, особенно вариативным в своих поисках, естественно, где-то сходятся, где-то расходятся.

В трактате "Смысл любви" (1892- 1894) В. Соловьев "открывает" Бога прежде всего как силу светлой любви. В ней Его содержание, она Его мотивация. Он доказывает, что любовь, в частности любовь мужчины к женщине, женщины к мужчине, имеет одно предназначение: объемлет добро, истину, красоту, восстанавливает целостность человека и мира, вводит в бессмертие. Такое понимание любви можно найти в художественном мире А. Куприна, Б. Зайцева. У Бунина же любовь амбивалентна. Следуя за Платоном, отводившим эросу роль моста между миром идей и чувственным миром, в близости мужчины и женщины В. Соло-

стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------

вьев видел богоданную возможность продолжения рода и нечто более высокое: принятие одного другим в единстве "его духовного и материального существа". Он полагал, что эрос снимает противоположность духовного и материального. С такой трактовкой любви В. Соловьевым согласились не все его последователи, особенно с возвышением половой любви, которая, по мнению несогласных, лежит в сфере временной, а не вечной действительности. Бунинское слово о любви - аргумент в пользу оппонентов В. Соловьева.

В. Соловьев и И. Бунин оба писали о солнце любви, но при этом солнце младшего современника имело черно-белое сияние. Любовь как божий дар и дьявольское искушение, наваждение, как горько-сладкий плод познания? Очень похоже. Эмблематично одно жестокое бунинское повествование, синтез анекдота и притчи "Рассказ горбуна" (1930). Горбун, получив нежное послание, идет на первое свидание, он на вершине блаженства, о котором не смел мечтать. Любовный трепет сменяется шоком: анонимным автором была неприглядная горбунья. Рассказ венчает короткое резюме от автора: "Беспощаден кто-то к человеку!".

Однако "Смысл любви" В. Соловьева - книга итоговая, самая идеалистическая, в том смысле, что автор говорит об идеальном мироустройстве, о человечестве, достигшем или почти достигшем цели мирового процесса - божественного Всеединства. Если говорить о других работах В. Соловьева, например "Чтениях о Богочеловечестве" (1877 - 1878), выражающих его взгляды на абсолютные начала, эволюцию, историю, человечество, и тем более, если говорить о его поэзии, то можно наблюдать схождения философа-поэта и прозаика8 .

По Соловьеву, и София ("Вечная Женственность", "Божественная Премудрость"), сочетает в себе двойственную природу, она есть, как говорится в девятом чтении, "божественное начало и тварное бытие". Она - человечество в Боге, воплощение грядущего Богочеловечества - вольна пребывать в той или другой своей природе. Пребывая в ипостаси "тварного бытия", становясь частью отпавшего от божества мирового целого (мира сего), она путается в терниях хаотической материи, отдаляется от Бога, страдает, несет на себе печать этого целого. Положительный духовный потенциал Софии может обращаться в свою противоположность. В мире она пребывает во зле и становится причастной этому злу9 . Здесь намечается определенное сближение В. Соловьева и И. Бунина.

Типологическая связь И. Бунина, "скрытого модерниста", с символизмом в основном расскрыта10 . Но связь эта поддается конкретизации. В частности, бунинский подход к раскрытию темы любви в связи с его специфическим видением женской природы подводит, и, кажется, весьма близко, к символистскому постижению мистической сущности любви и женщины. Более, чем на философском поле, В. Соловьев и И. Бунин сходятся на поле художественного творчества.

В поэзии В. Соловьев говорит о "двойственной природе" женского начала. Это начало связанно с тем, что в его учении принято как божественная идея. Поэт говорит о драматизме Ее пребывания здесь, в мире, в "становящемся абсолютном": "О, как в тебе лазури чистой много // И черных, черных туч! // Как ясно над тобой сияет отблеск Бога, // Как злой огонь в тебе томителен и жгуч" ("О, как в тебе лазури чистой много...", 1881). Еще пример, из многих возможных: "В этом мире лжи - о, как ты лжива! // Средь обманов ты живой обман. // Но ведь он со мной, он мой, тот миг счастливый, // Что рассеет весь земной туман" ("О, что значат все слова и речи...", 1892). Наличие адресата во многих его стихах говорит о том, что автор соединяет в них горнее и дольнее. Это соединение, характерное для символистов, свойственно и И. Бунину.

Может ли быть счастливой любовь в несовершенном мире? Задаются риторическим вопросом лирические герои поэтов-символистов. "Разве бывает несчастная любовь? - Несколько иначе ставит вопрос бунинская Натали (рассказ "Натали"). - Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья? " Вопрос давний, яв-

стр. 25


--------------------------------------------------------------------------------

но волновавший самого автора. Какой же ответ следует из всего им о любви сказанного? Может быть, и такой: любовь наполняет человека энергией жизни, трагедия же предопределена тем, что правит ею "беспощадный кто-то к человеку".

-----

1 И. Бунин говорит о своих учителях в жанре литературных воспоминаний: "Чехов" (1904, 1914), "Толстой" (1931). О влиянии Л. Толстого на творчество И. Бунина наряду с другими исследователями много писал О. Михайлов. См., например: Михайлов О. Н. Бунин. Жизнь и творчество. - Тула, 1987. Из многих публикаций о внимании И. Бунина к творческой манере А. Чехова выделим книгу: Гейдеко В. Чехов и Бунин. - М., 1976.

2 Вспомним, герой бунинской новеллы, по определению его сына, был похож на ворона.

3 Заметим, сам автор обладал характером сильным, волевым, бескомпромиссным.

4 Бунин И. А. Собр. соч.: В 5 т. - М., 1956. - Т. 4. - С. 458 - 464.

5 Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. - М., 1989. - С. 482 - 485.

6 Ближе других к А. Куприну в этом смысле стоял Б. Зайцев, обожествлявший, христианизировавший любовь.

7 Любовь и семья - вот основная проблема художественных ("Уединенное" (1911), "Опавшие листья" (в двух частях, "коробах", 1912), др.) и публицистических ("Люди лунного света. Метафизика христианства" (1913), др.) работ В. Розанова.

8 Научно-популярное изложение основных идей великого философа см. в переизданной в России книге племянника В. Соловьева: Соловьев С. М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. - М., 1997.

9 Следует сказать, что этот раздел соловьевской софиологии, в котором автор следует за учением отстоящих от церкви гностиков первых столетий христианства, - об отпадении и падении "божественного зона" (божественного начала) - критиковали как противоречащее христианству даже его почитатели, например А. Лосев. Согласно учению валентинских гностиков, София-Эон сошла на землю, чтобы помочь страдающим людям, но сама запуталась в терниях материи и ждет своего спасителя. Гностики - философствующие богословы - верили в возможность мистического проникновения в мир сверхчувственный, божественный, так они стремились обосновать христианскую веру. Существовали две школы гностиков: одна отстояла от церкви, другая была близка церкви.

10 Одним из первых показал символистское мировидение И. Бунина, связь его его творчества с поэтикой символизма в своей книге Ю. Мальцев (Иван Бунин. - Париж, 1994).

стр. 26

Похожие публикации:



Цитирование документа:

В. А. МЕСКИН, ЛЮБОВЬ В ПРОЗЕ И. БУНИНА: ДИАЛОГ С ПРЕДШЕСТВЕННИКАМИ И СОВРЕМЕННИКАМИ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207131730&archive=1207225892 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии