ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕКСТЫ НА УРОКАХ ЛЕКСИКИ. VI КЛАСС

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. А. ТУРАНИНА

Изучение и освоение духовных ценностей народной культуры в процессе формирования языковой личности школьника является одной из важнейших задач современного гуманитарного образования. Важно, чтобы постоянно в процессе изучения родного языка учащиеся погружались в мир символики народных праздников и верований; знаковых систем в декорировании национальной одежды, дома; ритуальной пищи наших предков. Все эти знания необходимы для того, чтобы научиться прочитывать в национальном костюме или убранстве русского дома элементы культуры этноса, национальную картину мира. Соединение этнокультурного материала с преподаванием русского языка поможет донести до детей глубину, богатство, благозвучие, творческую неисчерпаемость родного языка.

С целью постижения русского языка как духовной ценности народа, как составной части национальной культуры нами разработана система уроков по формированию языковой личности на этнокультурном материале. Предлагаемая система органично вплетается в существующую программу по русскому языку для всех классов средней школы, дополняя и обогащая ее. Основные трудности разработки и внедрения в учебный процесс этнокультурного материала связаны с отбором материала, составлением и адаптацией текстов. Примерная тематика текстов:

1. Русский дом как малая модель Вселенной.

2. Строительная культура русской избы.

3. Обереги русского дома.

4. Внутреннее убранство русской избы.

5. Печь - сакральный центр дома.

6. Предметы быта и народные приметы.

7. Русская национальная одежда.

8. Русская кухня.

9. Народная игрушка.

10. Воспитание детей в русской семье.

11. Ремесла и промыслы России. И другие.

Работая над текстами этой тематики, учитель постоянно демонстрирует связь языка и культуры, что способствует формированию этнического сознания школьников. Этнокультурный материал может включаться практически на каждом уроке для проведения диктантов, орфографической работы, комплексного анализа текста. Предлагаем учителю примерную систему уроков по русскому языку для VI класса на материале этнокультурных текстов. Особенностью уроков такого типа является наличие двух тем: этнокультурной и грамматической, над которыми учитель работает в течение урока. Предлагаемые фрагменты уроков дают возможность формировать этнокультурную и лингвистическую компетентность ученика постоянно, а не эпизодически.

Урок N 1.

Грамматическая тема:

"Слово и его значение"

Этнокультурная тема:

"Русская глиняная игрушка"

Фрагмент текста

Из глубины веков дошли до наших дней глиняные игрушки. Такие игрушки традиционно лепились в форме животных или людей. При раскраске глиняных игрушек использовались анилиновые и акварельные краски. Ремесло гончара обычно передавалось по наследству, гончарным делом занималась вся семья. Нередко глиняная игрушка являлась символом, олицетворяющим солнце, плодородие, здоровье. В игрушке выражалась связь народа с землей и родным очагом. Постепенно из обрядово-культового предмета эти удивительные кони, всадники, птицы, барашки, коровки, медведи превратились в просто забавные игрушки.

Задания к тексту:

1. Перескажите текст и озаглавьте его.

2. С какой целью создавались русские глиняные игрушки?

3. Какие виды глиняных игрушек вы знаете?

4. Объясните значение слов: обряд, культ, ремесло.

5. Подчеркните слова, имеющие в русском языке несколько значений (многозначные).

Урок N2.

Грамматическая тема: "Синонимы" Этнокультурная тема: "Русская изба"

Фрагмент текста

Русский крестьянский дом - это особое явление народной культуры, он служил человеку защитой от сил природы, создавал безопасное пространство. Человек наделял свой дом человеческими чертами, видел в нем подобие человека. Для крестьянина в понятие "дом" часто включалось все хозяйство: жилая изба,

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

дворовые постройки. Недалеко от избы находились погреб, хлев, сенник. Во дворе всегда был сарай, в котором хранился рабочий инвентарь: сохи, бороны, косы, вилы, грабли, а также телеги и сани.

Не все деревья подходили для строительства избы. Нельзя было строить дом из старого дерева, молодого незрелого леса. Не использовали для постройки избы дуплистые деревья и деревья с необычной формой ствола. По народной традиции дом должен строиться из зрелых и здоровых деревьев.

Задания к тексту:

1. Что включает в понятие "дом" каждый из нас ?

2. Какое значение для крестьянина имел дом?

3. В каком стиле написан текст?

4. Объясните значение слов: традиция, сенник, борона.

5. Найдите в тексте синонимы, к какой части речи они относятся?

6. Подберите синонимы к словам: необычный, служить.

7. Подберите антонимы к словам: зрелый, здоровый, строить.

Урок N3.

Грамматическая тема: "Общеупотребительная и диалектная лексика"

Этнокультурная тема: "Женский народный костюм"

Фрагмент текста

Главной и самой известной частью женского национального костюма является сарафан. Его носили на Руси и в будни и в праздники. Изготавливали сарафан из холста, домотканого сукна, шелка и парчи. В праздничный девичий наряд вместе с парчовым или шелковым сарафаном, кокошником и украшениями входили и душегреи - "епанечки", "коротены" - коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики. Праздничный девичий костюм включал и "передник" или по-друтому "запон", "занавеска", "нагрудник", так называли его в разных районах России. Передник украшался вышивкой, в которой предпочтение отдавалось красному цвету.

Задания к тексту:

1. Что вы можете рассказать о национальном костюме девушки?

2. Выпишите из толкового словаря значения тех слов, которые вам неизвестны.

3. Приведите из текста примеры общеупотребительных слов.

4. Найдите в тексте диалектные слова, выпишите их и объясните значение.

При изучении определенной грамматической темы на этнокультурном материале необходимо учесть региональные особенности народной культуры. Возможен также диалог с другими славянскими культурами. Такие уроки дают учителю возможность применять целый ряд неиспользованных методов пробуждения интереса к родному языку и в целом - и культуре своего народа. Русский философ И. А. Ильин говорил о том, что "язык вмещает в себя таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа"1 . Заинтересованное постижение языка на этнокультурном материале - самый эффективный путь к овладению фундаментальной частью национальной культуры2 . Введение в учебно-воспитательный процесс изучения и освоения народного творчества России поможет духовному воспитанию ребенка, формированию языковой личности школьника в условиях модернизации российского образования.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Ильин И. А. Собр. соч. В 10 т. Т. 1 - М., 1996. - С. 202.

2 См.: Туранина Н. А., Маркович О. Н. Этнокультурологические тексты на занятиях по русскому языку. - Белгород, 2003.

стр. 57

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. А. ТУРАНИНА, ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕКСТЫ НА УРОКАХ ЛЕКСИКИ. VI КЛАСС // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207131483&archive=1207225892 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии