УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В X-XI КЛАССАХ (Карточки по творчеству М. Ю. Лермонтова)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. А. ЗАЙЦЕВА

Перед учащимися выпускных классов стоит несколько задач. Во-первых, надо вспомнить ранее изученный литературный материал, во-вторых, уметь логично, доказательно и грамотно построить свою работу, проявив умение мыслить, оценивать, обобщать и приводить примеры. Ученик на экзамене должен показать, насколько глубоко он понял, а не только запомнил содержание произведения, как умеет использовать критические материалы, посвященные этому произведению, насколько самостоятельно может дать оценку тому или иному литературному явлению. Этим задачам посвящены упражнения, которые мы предлагаем ученикам после прочтения текста. Они могут выполняться в классе и дома, носить форму зачетных работ и, конечно, использоваться для подготовки к сочинениям.

К1

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вместо прочерка вставьте подходящие по смыслу слова, а вместо (?) введите цитату, соответствующую высказываемой мысли.

"Дневник Печорина" это ________ главного героя. На его страницах Печорин говорит обо всем (по) настоящему искре..не но он полон п..симизма так как развитые обществом пороки и скука толкают его на стра..ные поступки а природные задатки его души остаются (не) востребованными (не) находят себе применения в жизни (по) этому в характере героя существу..т двойстве..ность. По собстве..ному признанию Печорина в нем живут ________: один ________ а другой ________.

Трагизм героя в том что он (не) вид..т причин своей душевной (не) полноценности и обв..няет мир людей и время в своем духовном рабстве. Дорожа своей свободой он говорит: (?). Но истинной свободы духовной он (не) знает. Он ищет ее в одиночестве в бесконечных скитаниях в перемене мест т.е. лиш.. во внешних проявлениях. Но везде оказывается лишним.

1. Какими природными задатками был наделен Печорин? Почему они оказались невостребованными?

2. Что вы понимаете под "душевной неполноценностью"? Как она проявляется в Печорине?

3. Что такое "духовное рабство"? В чем "духовное рабство" героя?

К2

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

"Наполеоновская проблема" центральная нравственно (психологическая) проблема романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек отказывающийся судить себя по тем (же) законам по которым судит окружающих теряет нравственные ориентиры утрачивает критерии добра и зла. Печорин не только несет (не) счастья другим но и сам (не) счастен.

1. Что такое индивидуализм"? Чем он отличается от эгоизма? (Для ответа используйте толковый словарь.)

2. Можно ли согласиться с тем, что Печорин отказывается судить себя по тем же законам, что и всех? Аргументируйте свое мнение.

3. Какими нравственными ориентирами должен руководствоваться в жизни человек? Есть ли они у Печорина?

4. Как вы поняли выражение "утратить критерии добра и зла"? Что такое критерии! В случае затруднения обратитесь к толковому словарю. Утратил ли Печорин такие "нравственные критерии" ?

К3

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Современный исследователь творчества М. Ю. Лермонтова И. Виноградов писал Историей жизни Печорина Лермонтов ра..казал нам читателям о том что путь индивидуализма противоречит природе человека ее действительным запросам. Он еще раз убедил нас что подли..ные и высшие радости полноту жизни живая человеческая душа начинает обр..тать лиш.. там где связь между людьми строится по законам добра бл..г..родства справедливости гу..анизма. Он поведал нам о том что только на этом пути свобода воли самостоятельность решений обрете..ная человеком осознавшим свою сув..ре. .ность ра..крывает свою исти..ную цену. Так (же) как и трезвость мысли р..алистичность взглядов на мир глубокое и трезвое знание человеческого сердца.

1. Каково лексическое значение слова суверенность"?

2. Согласны ли вы с тем, что несчастья Печорина заключаются в его индивидуализме?

3. В чем, по вашему мнению, состоит человеческое счастье?

4. Почему Печорин не смог обрести истинного счастья? Только ли его в этом вина?

5. Что, по вашему мнению, должно лежать в основе взаимоотношений людей?

6. Всегда ли свобода, воля и самостоятельность могут принести счастье человеку?

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

К4

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы, вставляя вместо прочерков нужные слова для подтверждения мысли. Вместо (?) запишите цитату.

Печорин понял что з условиях самодержавного деспотизма для него и его поколения осмысленная деятельность во имя общего блага (не) возможна. Это и обусловило свойстве..ный ему безудержный скептицизм и п..симизм убеждение что жить "скучно и гадко". Сомнения опустошили Печорина до того что у него осталось только два убеждения: рождение ________ а смерть ________. Разошедшийся со "средой" к которой он принадлежит по рождению и воспитанию обличающий ее он творит жестокий суд ________. (Не) довольный ________ страс..но жаждущий идеала но (не) вид..щий (не) нашедший его Печорин спрашивает: (?).

Морально искалеч..ыый Печорин лишился добрых целей превратился в холодного, ________, ________, застывшего в гордом одиночестве мизантропа (не) навис..ного самому себе.

1. Каково лексическое значение слова скептицизм? Характерен ли он для Печорина?

2. Как понять выражение "морально искалеченный Печорин"? Согласны ли вы с таким определением, относящимся к герою? Аргументируйте свое мнение.

К5

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вместо (?) вставьте подходящие цитаты, а вместо прочерков - нужные слова или словосочетания.

Преодолеть скуку ощутить полноту жизни Печорин может только за счет других людей: (?).

Поэтому он испытывает "(не) об..ятное наслаждение" от страданий пр..чиненных ________: стремит..ся добит..ся ________ наслаждаясь той властью которую он получил над ________. Ведь счастье это "насыщенная гордость": (?).

Вампиризм Печорина в том удовольстви.., которое он получает от страданий других людей. Его романы с женщинами не только один из (не) многих выходов его страсти к действию но та сфера жизни где человек проявляет себя полностью обнаруживает самую суть своего характера.

Безмерность эгоизма Печорина проявляется име..но в отношени.. к женщинам которых он любил как ________ либо которыми увлекался как ________ и ________. Он сам признается себе в этом: (?).

1. Согласны ли вы с тем, что Печорину свойственен "вампиризм"? Если да, то в чем он проявляется?

2. Как преодолевает скуку Печорин?

К6

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя буквы. Вместо (?) запишите цитату, а вместо прочерков - подходящие слова, доказывающие верность мысли.

Осозн..вая трагизм своего существования Печорин глубоко страдает равнодушие к жизн.. постепенно усугубляется но и смерть его (не) страшит: (?).

Это равнодушие к смерт.. подталк..вает его испытать свою судьбу. Судьба фатум рок предопр..деление это по сути (не) доброжелательная сила которая до поры до времени попустительствует удачливому Печорину. Печорин верит что каждому назнач..на роковая минута и вид"т печать смерти на лице ________ .

Однако вера в предопределение (не) мешает Печорину вступить в противоборство со своей судьбой пойти (на) встречу смертельной опасност.. (________) и на этот раз выйти победителем для того что (бы) потом ум..реть ________.

1. Страдает ли Печорин? В чем это проявляется?

2. В каких сценах можно увидеть равнодушие Печорина к смерти?

К7

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вместо (?) вставьте нужную цитату.

Как личность Печорин выше своей среды но ведь его характер сформирован име..но этой средой. В своей исповед.. он так объясняет Мери становление своего характера: (?).

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

В этом монологе не только осуждение светского общества которое оск..рбляя человека в его самых лучших чувствах побуждениях уподобляет его себе то есть делает завис..ливым злобным злопамятным лицемерным но и самоосуждение боль за погублен..ую лучшую половину души.

Разуверившись в жизн.. Печорин пытается выработать жизненную позиц..ю сформулировать нравственные принципы своих (взаим..) отношений с людьми обосновать систему взглядов.

1. В каких самых лучших чувствах "оскорблен" Печорин?

2. Способен ли Печорин на самоосуждение? Докажите свое мнение.

3. Как бы вы сформулировали жизненную позицию и нравственные принципы Печорина? Согласны ли вы с ними?

К8

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Исследователь творчества М. Ю. Лермонтова К. Н. Григорян писал Печорину чужда пошлая и унылая мизантропия мелочное самок..пание. Он слишком значителен для самолюбования. В нем не только гордое чу..ство превосходства над другими играющее роль защитного средства от самодовольной "толпы" но и потребность возвышения над самим собой критической оценк.. собственных поступков.

1. Определите значение слова мизантропия. Свойственно ли это состояние Печорину?

2. В чем можно увидеть "гордое чувство превосходства над другими" у Печорина?

3. Найдите сложные слова, первая часть которых имеет корень -сам- и объясните их значение.

4. Способен ли Печорин критически оценивать собственные поступки? Приведите примеры.

К9

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Исследователь творчества М. Ю. Лермонтова К. Н. Григорян писал (Не) следует так доверчиво относиться к тому что говорит Печорин хотя в нем нет (н..) позы (н..) фальши нет фраз и каждое слово искре..не. И его пр..знаниям далеко (не) всегда можно верить. Эти самообличения свойства глубокой натуры. Они вызваны требовательностью к себе внутренней чес..ностью человека который пр..вык смотреть действительности прямо в глаза.

1. Каково лексическое значение слова самообличение? Свойственно ли это качество Печорину?

2. В чем обличает себя герой? Искренен ли он? Согласен ли ты с ним?

3. Как вы понимаете выражение "внутренняя честность"? Характерна ли она для Печорина? Докажите свое мнение.

К10

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Исследователь творчества М. К. Лермонтова Е. Н. Михайлова писала Любовь к Вере (не) может заполнить целиком и подчинить себе личность Печорина. Она (не) приведет Печорина к пр..м..рению с людьми с добром Печорин (не) ищет в ней возрождения. Роман Печорина и Веры (не) обходим в обрисовк.. образа "героя нашего времени" потому что ..десь Лермонтов позволяет видеть под обликом эгоиста глубину и силу чу..ства Печорина.

1. В чем проявляется сила чувства Печорина по отношению к Вере?

2. Зачем нужен образ Веры?

К11

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Современный исследователь творчества М. Ю. Лермонтова И. Виноградов писал Каждый шаг Печорина словно издевательская насмешка судьбы словно камень пол..же..ный в протянутую руку. Каждый шаг его с (не) умолимой последовательностью доказывает что полнота жизни свобода самовы..вления (не) возможны без полноты жизни чу..ства а полнота чу..ств (не) возможна там где прерва..на межчеловеческая связь где общение человека с окружающим миром идет лиш.. в одном направлени.. к тебе но не от тебя.

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

1. Кому, по вашему мнению, протянул Печорин руку?

2. В чем должна состоя"ь истинная межчеловеческая связь?

3. В чем увидел критик нарушение этой связи в случае с Печориным?

К12

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Исследователь творчества М. Ю. Лермонтова К. Н. Григорян писал Печорин (не) жестокий себ..любец (не) самовлюблен..ый эгоцентрик а мыслящая и страдающая личность которой свойстве..ны напряж..ная духовная жизнь внутренняя борьба муки сомнения которых по словам Белинского "соверше..но чужды только натуры мелкие ничтожные сухие и мертвые".

1. Объясните лексическое значение слов себялюбец и эгоцентрик.

2. Можно ли назвать так Печорина?

3. В чем вы могли увидеть напряженную духовную жизнь, внутреннюю борьбу и муки сомнения у Печорина?

К13

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Современный исследователь творчества М. Ю. Лермонтова И. Виноградов писал В его скепсисе нет (я..) тени того самодовольства что отличает всякого рода (не) состоявшихся гениев с наслаждением оплевывающих все на свете и вид..щих в слюнявом брюзжани.. свое превосходство над "толпой". Скептицизм Печорина (не) ц..ничен он истинное его страдание в нем жажда выхода жажда ид..ала.

1. Найдите лексическое значение слов скепсис, скептицизм, брюзжание, цинизм.

2. В чем критик увидел проявление скептицизма Печорина?

3. Можно ли упрекнуть Печорина в брюзжании или цинизме? Докажите свое мнение.

К14

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Подтвердите высказывание цитатой, вставив ее вместо знака (?). На месте пропусков запишите примеры, подтверждающие мысль.

В душе Печорин поэт он часто ц..тирует современных поэтов и мыслит поэтическими образами (?).

И такой человек становиться пр..чиной (не) счастий людей, втянутых в орбиту его поступков и приключений:

Кто же он? "Созданье ада иль небес? Сей ангел, сей надменный бес?" ________ спросит себя романтически настрое..ная Татьяна о старшем брате Печорина ________. Сам Печорин противоречивое мнение о себе формулирует так: (?). И действительно характер Печорина нельзя оценить однозначно.

1. Что роднит Печорина и Онегина?

2. Как вы оцениваете характер Печорина? Что в нем вам симпатично, что отталкивает?

К15

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вместо прочерков вставьте нужные слова и выражения, а вместо знака (?) запишите цитату, подтверждающую мысль.

Роман заканчивается главой ________.

В ней Печорин размышляет о вере и бе..вери... Человек утратив Бога утратил главное моральные ориентиры систему нравстве..ных це..ностей идею духовного равенства. Победив в схватк.. с убийцей Печорин (в) первые проявляет свою способность действовать для общего блага. Таким итогом автор утверждает идею осмысленной деятельности.

Еще один нравстве..ный закон уважение к миру к людям начинается с самоуважения. Человек унижающий других (не) уважает самого себя. Торжествуя над слабыми он ощущает себя ________ . Печорин (не) зная куда идти и девать свои силы истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела: (?).

Печорин постоя..но ощущает свою нравстве..ную ущербность. Он сделался ________. Он говорит о том что его душа разорвана на две половины лучшая из которых ________ тогда как другая

1. Какие моральные ориентиры и нравственные ценности должен иметь человек?

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

2. На какие мелкие страсти и ничтожные дела "истощил жар души" Печорин?

3. В чем может Печорин ощущать свою "нравственную ущербность"?

4. Что вы испытываете к Печорину?

К16

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вместо прочерков вставьте подходящие слова, помогающие понять смысл высказываний.

Основное раскрытие характера Печорина происходит в повеет.. ________. Рассказ о событиях ведет ________ это его ________. Здесь мы вид..м не простое повествование а ________поступков совершаемых г..роем. Печорин вмешивается в роман ________ и ________, разрушает его, разбивает ________, нарушает наладившуюся жизнь ________. Он пишет о притягательности "обладания душой" другого человека но (не) задумывается над тем есть ли у него право на это обладание. Печорин одинок в этом обществе после от..езда ________ и объяснения с Мери его уже (н..) что (не) связывает с людьми этого крута.

Имеет ли право человек обладать душой другого человека, властвовать над ним?

К17

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вместо прочерков вставьте необходимые для понимания смысла слова. Вместо знака (?) вставьте нужную цитату.

В повеет.. "Бэла" Печорин предстает бе..жалос..ным и ________ человеком. Он похищает Бэлу, ________. Такой поступок может быть оправдан лиш.. сильной любовью но ________. Он говорит Максиму Максимычу: (?). Герою бе..различны чу..ства других. ________, Казбич Азамат живут в г..рмонии со средой чего ________. Если судить о Печорине по повеет.. "Бэла" то это чудовище которое (не) задумываясь жертвует и князем и ________, и самой ________.

К18

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вместо знака (?) вставьте нужную цитату.

Жизнь лиш..ная высокой цели бе..смысле..на. Это осознает сам герой (?).

(Не) стремясь к богатству почестям карьере, - он отвергает ценности своей среды открыто презирает свет - и вступив в конфликт со своей средой Печорин становится "лишним". Печорин лишний человек потому что стал личностью в условиях обезличенной николаевской действительности.

1. Кого называют личностью?

2. Можно ли это понятие применить к Печорину? Объясните свою точку зрения.

К19

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу слова и выражения.

"Герой нашего времени" ________ роман в котором основной задачей автора было создание образа ________ исследование ________. Автору удалось проследить как________ влияет на формирование личности дать портрет всего поколения молодых людей того времени.

1. В чем психологизм романа?

2. Что, по-вашему, влияет на формирование личности человека?

К20

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вместо прочерка вставьте подходящие по смыслу слова и выражения.

Печорин человек исключительных способностей выдающегося ума сильной воли высоких стремлений к общественной деятельности и (не) истребимого желания свободы.

Печорин не лиш..н добрых порывов. На вечере у Лиговских он ________. В последнее свидание с Мери ________. Рискуя жизнью, ________.

Можем ли мы отметить у Печорина исключительные способности? Если да, то в чем они проявляются?

К21

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вместо прочерков вставьте нужные слова и обороты.

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

Автор переклад..вая часть вины на общество на среду на воспитание в то (же) время (не) снимает с ________ ответствен..ости за ________. Лермонтов указывает на "болезнь" века лечение которой в пр..одолени.. индивидуализма порожде..ного безверием приносящего ________ Печорину и губительного для ________.

1 .Что такое индивидуализм? Как он проявляется в характере Печорина?

2. В чем причина безверия Печорина?

Ключи к заданию "Введите цитату"

К1. "...Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на каргу... но свободы моей не продам". К4. "... Зачем я жил? для какой цели я родился?" К5. "...я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы"; "Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища для нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость"; "Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия..." Кб. "Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты". К7. "Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились. <...> Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли". К14. Например: "На запад пятиглавый Бешту синеет, как "последняя туча рассеянной бури""; "Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига..."; "Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно". К15. "...Я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший цвет жизни". К17. "Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно..." К18. "...Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные..."

стр. 55

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. А. ЗАЙЦЕВА, УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В X-XI КЛАССАХ (Карточки по творчеству М. Ю. Лермонтова) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207131443&archive=1207225892 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии