ВОПРОСЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В УПРАЖНЕНИЯХ ПО ОРФОГРАФИИ V-VII КЛАССЫ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Г. ЛАРИОНОВА

Как показывает практика, включение вопросов лингвистического характера в упражнения по орфографии, систематическая работа над ними, начиная с V класса, помогает решать задачи как воспитательные, так и грамматико-орфографические и речевые (в их единстве и взаимосвязи), а именно:

- воспитание интереса и любви к русскому (родному) языку; воспитание понимания того, что необходимо соблюдать орфографические правила как нормы литературного языка, что соблюдение их является показателем общей культуры человека;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком, в практике письменного речевого общения;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать орфограммы, объяснять их с точки зрения норм правописания; освоение логики орфографического действия при выборе верного написания на основе его языковой сущности (фонетической, лексической, грамматической, семантической); расширение лингвистического кругозора учащихся.

Данные задачи решаются в аспекте теории речевой деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Н. И. Жинкин и др.). Так, для воспитания интереса к обучению принципиально важна работа учащихся с языковым материалом. Опыт показывает, что самый эффективный путь воспитания такого интереса при изучении орфографии - организация учебной деятельности как движение от вопроса лингвистического характера (позволяющего обратить внимание учащихся на содержательную языковую сущность того или иного орфографического написания) к способу действия (на основе правила или обращения к словарю), а потом - к результату (свободному оперированию правилами в ходе письма или использованию орфографического словаря).

Именно при деятельностном подходе у школьников возникает внутренняя мотивация к учению: они понимают, что правила орфографии необходимо изучать и знать, потому что эти правила контролируют большинство написаний в русском языке и являются хорошими помощниками при письме, к ним можно (и нужно!) обращаться в случае сомнения, затруднения, когда сталкиваешься с написаниями, регулируемыми правилами (так называемыми правило-сообразными написаниями - термин Д. Н. Богоявленского), а если написание не регулируется правилом (речь идет о словарных словах), значит, необходимо обратиться за помощью к орфографическому словарю.

Опора на теорию речевой деятельности позволяет существенно изменить подход к изучению орфографии в школе. Этот подход определяется нами как правилоориентированный, основанный на развитии всех видов речевой деятельности (чтения, аудирования, говорения, письма) в их единстве и взаимосвязи.

При намеченном подходе существенная роль в орфографической работе принадлежит развивающим упражнениям (в число которых входят и ответы на лингвистические вопросы), разработанным на основе теории умственной деятельности и помогающим сформировать одновременно грамматико-орфографические и речевые умения и навыки.

Осознание лингвистической сущности того или иного написания, системного характера нашей орфографии необходимо для становления навыков грамотного письма. И в этом большую помощь окажут лингвистические вопросы, включенные в упражнения по орфографии.

Лингвистические вопросы помогают учащимся освоить алгоритм умственных

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

действий при выборе верного написания слова (или его значимой части) и прочно овладеть грамматико-орфографическими понятиями и категориями.

Приведем примеры упражнений, включающих вопросы лингвистического характера, на материале нескольких орфографических тем.

Правописание разделительных ъ и ь (V класс)

Упражнение 1. Спишите. Устно объясните, как определить на слух, что в слове пишется разделительный знак. (Например, сел - съел, семя - семья, кровля - крылья.)

Осень. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи пасутся на необъятных полях. Собаки семьями бродят по дорогам. Росинки съежились на листьях и сверкают весь день. (По М. Пришвину.)

Упражнение 2. Спишите. Одной линией подчеркните ь - показатель мягкости согласного, двумя - разделительный мягкий знак. Что общего между разделительным ь и, знаком, обозначающим мягкость согласного?

С помощью птиц можно узнать погоду. Воробьи перед резким похолоданием стараются утеплять гнезда, фазаны перед дождем беспокойно начинают перекликаться на деревьях. Ласточки перед ненастьем низко летают над землей. (Из журнала "Юный натуралист".)

Упражнение 3. После каких приставок и перед какими буквами пишется разделительный ъ ? Запишите 5 - 10 примеров, обозначив в них приставку.

Упражнение 4. Подготовьтесь к письменному сообщению на тему: "Является ли твердый знак (ъ) в современном русском языке показателем твердости согласного?" Какому стилю речи соответствует ваше сообщение?

Упражнение 5. Прочитайте. Выпишите слова с разделительным ъ . В какой части слова находится данная орфограмма? Что необходимо знать, чтобы не ошибиться в выборе разделительного ъ ?

Под..ехать к железнодорожному переезду, сильная в..юга, золотые колос..я, собирать с..едобные грибы, с..ехать со снежной горки, веселая обез..яна, под..езд пятиэтажного дома.

Упражнение 6. Разгадайте кроссворд.



1. Игра на специальном столе, в которой ударами кия шары загоняются в лузы.

2. Носимое на шее ювелирное изделие в форме плоского круглого или овального футляра, в который вставляется какое-нибудь изображение или вкладывается что-нибудь.

3. Совокупность различных неровностей на земной поверхности.

4. Разносчик почты по адресам.

Какой орфограммой объединены слова-ответы на данный кроссворд? Какое правило соответствует этой орфограмме?

Ответы: 1. Бильярд. 2. Медальон. 3. Рельеф. 4. Почтальон.

Упражнение 7. Заполните таблицу, используя свои примеры и примеры из стихотворений С. Маршака.

Разделительный ь

в корне
на стыке основы и окончания

...
...

1. Перед бассейном в зоопарке
Медвежьи мокрые следы.

2. В четыре руки обезьяна
Играет на фортепьяно.

3. Перед тобой - пятерка братьев
Дома все они без платьев,
А на улице зато
Нужно каждому пальто.
стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------
4. Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас.

5. Вьется на улице
Легкая пыль.
Мчится по улице
Автомобиль.

6. В праздник папа всю семью
Угощал мороженым.
Петя долю съел свою,
А потом - Сережину

7. Объявляю летний кросс -
От крыльца к сараю.

8. Владелец заводов,
Газет, пароходов
Решил на досуге
Объехать мир.

9. У лица Гоголя,
Третий подъезд.
- Нет, - отвечают, -
В гостинице мест.

10. Прибыло много
Народу на съезд.
Нет, к сожаленью,
В гостинице мест!
Составьте и заполните аналогичную таблицу, отражающую особенности правописания разделительного ъ. Сколько в ней будет колонок и почему?

Правописание соединительных гласных о-е в сложных словах (VI класс)

Упражнение 1. От данных словосочетаний образуйте и запишите сложные слова. В чем особенность второй части образованных вами сложных слов? Графически объясните выбор соединительной гласной.

Сплав леса, ход дыма, хранилище масла, уборка хлеба, движение тела, таяние снега, склад зерна.

Упражнение 2. Объясните смысл сложных слов очевидец, лжесвидетель, великодушие. Запишите их. Почему эти слова называются сложными? Составьте с одним из них простое предложение.

Упражнение 3. В данных сложных словах выделите корни и поставьте ударение. Какое орфографическое явление вы наблюдаете здесь на стыке двух основ?

Приведите еще 2 - 3 примера подобных слов, запишите их, разобрав по составу.

Грузооборот, громоотвод, жизнеописание.

Упражнение 4. От каких существительных образована первая часть данных сложных слов? Влияют ли окончания основ исходных слов на выбор соединительной гласной при образовании сложных слов? Запишите с данными словами простые предложения.

Землетрясение, голов..ломка, страноведение, знам..носец, книг..люб.

Упражнение 5. Являются ли слова велотрасса, автоатлас, мотоспорт сложными с соединительной гласной о и почему?

Упражнение 6. В некоторых сложных словах (например, баснописец, зверовод, звероферма и др.) первая часть образована от слов с мягкой основой (басня, зверь). Почему в этих словах пишется соединительная гласная о?

Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В каждом ряду найдите "лишнее" слово. По какому признаку вы его обнаружили?

Дружелюбие, уж..н, каш..вар, овощ..вод.

Сердцебиение, птиц..фабрика, овцеводство, ц..рк.

Слитное, раздельное и дефисное написание приставок в наречиях (VIII класс)

Упражнение 1. Спишите. Обозначьте в словосочетаниях главные и зависимые слова. Надпишите вопросы, на которые отвечают зависимые слова. Подчеркните наречия. Как отличить наречие от похожего на него существительного с предлогом?

Сначала сделай уроки - с начала осени, идти на встречу с друзьями - бежать навстречу, подниматься наверх - посмотреть на верх горы, идти в глубь леса - нырнуть вглубь, во время занятий - сделать вовремя.

Упражнение 2. Выпишите выделенные наречия. От каких числительных они образованы? Разберите их по составу. Устно объясните правописание данных наречий.

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

1. Пришли, пришел и Лев; он, когти разминая и озираючи товарищей кругом, дележ располагает и говорит: "Мы, братцы, вчетвером". И начетверо он оленя раздирает. (И. Крылов) 2. Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое. (И. Крылов) 3. Поселок лежал большими квадратами, за ним темнел лес, разрезанный надвое дальней железнодорожной колеей. (А. Рыбаков) 4. По одному, по двое, маленькими группами, солдаты плыли и плыли под огнем. (Д. Фурманов) 5. И пустовала полка справа. В купе мы ехали втроем. (А. Твардовский)

Упражнение 3. Запишите наречия (правильность написания проверьте по орфографическому словарю). Какие из этих наречий уместно употреблять в разговорном стиле и почему?

(Ло)напрасну, (с)родни, (ло)наслышке, (ло)пусту, (во)век, (до) отвала, (до)ту-да, (до)упаду, (#о)упора, (до) зарезу, (в)охотку, (в)проголодь.

Упражнение 4. Прочитайте предложения. Обратите внимание на выделенные слова. Где среди них наречия, а где - существительные с предлогом? Аргументируйте свой ответ. Спишите.

1. Только дышит зябь морская, не опомнится от бури. (А. Фет) 2. Цыганок выдавала речь, да в три ряда цветные бусы и шали, спущенные; с плеч. (С. Маршак) 3. Всю ночь вода трудилась без отдышки. Дождь до утра льняное масло жег. (Б. Пастернак) 4. О, эти февральские вьюги, белесый, метущийся мрак, стенанья и свист по округе и - по пояс в снег, что ни шаг. (В. Тушнова) 5. Вот уеду, исчезну на года, навсегда, кану в снежную бездну, пропаду без следа. (Б. Тушнова) 6. Капельки росы блестели на острие сосновых иголок, на тонких проводах паутины, уходящих куда-то в глубь леса. (Ю. Яковлев) 7. И каждый раз навек прощайтесь, когда уходите на миг. (А. Кочетков)

Упражнение 5. С помощью любого толкового словаря русского языка определите, что обозначает наречие кряду и к какому разряду лексики оно относится? Разберите наречие по составу. В какой морфеме находится орфограмма?

Упражнение 6. Как правильно написать: Вперед подумай, а потом отвечай или Сначала подумай, а потом отвечай! Аргументируйте свой ответ.

Включение вопросов лингвистического характера в упражнения по орфографии помогает учащимся увидеть и уяснить взаимосвязь изучаемых орфографических написаний с фонетикой, лексикой, грамматикой, семантикой; вырабатывает умение опираться на лингвистическую сущность правил орфографии в процессе письма. Все это, несомненно, способствует становлению орфографической грамотности учащихся, развивает речь школьников, расширяет их лингвистический кругозор.

стр. 49

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. Г. ЛАРИОНОВА, ВОПРОСЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В УПРАЖНЕНИЯХ ПО ОРФОГРАФИИ V-VII КЛАССЫ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207131395&archive=1207225892 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии