ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ С ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В V-VII КЛАССАХ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Г. ЛАРИОНОВА

Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня владения родным языком и прежде всего всеми видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудированием, чтением); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорением, письмом) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии со всеми нормами литературного языка.

Опыт показывает, что особую остроту имеет проблема подготовки по орфографии: в центре внимания традиционно оказывается только письмо, причем организованное не на осознанном оперировании правилами орфографии; да и сами правила, несмотря на то, что составляют основу школьного курса орфографии, изучаются вскользь, на уровне заучивания их формулировок. Проблема "правило знаю - применять не умею" по-прежнему существует, свидетельствуя о нарушении одного из основных законов психолингвистики - закона взаимосвязи и взаимозависимости всех видов речевой деятельности в процессе овладения ими.

Учитывая, что орфографические правила организуют осознанное обучение письму (Е. С. Истрина, М. М. Разумовская, С. И. Львова), актуальным сегодня оказывается высказывание А. М. Пешковского о том, что обучение на основе правил - отнюдь не состоит из одного только внедрения правил в сознание и память учащихся, "надо учить и процессу применения правил к практике"1 .

Однако систематического правилоориентированного, или "правилонаправленного" (термин М. М. Разумовской), подхода к изучению правил орфографии как руководства к формированию навыков правописания в средней школе так и не создано.

Преобладающий сегодня формальный подход ведет к игнорированию "пошаговости" речемыслительных действий в процессе письма при выборе верного написания, а в результате - к отсутствию осознания школьниками содержательной языковой (фонетической, лексической, грамматической, семантической) сущности орфографических правил, необходимого для становления грамотного письма. Между тем от тщательно организованного (а не беглого) изучения орфографических правил, начиная с первоначального знакомства с каждым из них, зависит успешность всей дальнейшей работы по орфографии.

Обучение орфографии дает положительные результаты, если изучение каждого правила организовать как работу над научно-учебным текстом лингвистического содержания, то есть как процесс речевой деятельности во всех ее видах (чтения, аудирования, говорения, письма) в их единстве и взаимосвязи для выявления, систематизации и целенаправленного внедрения в сознание обучающихся того языкового содержания, которое составляет базисную сущность правил.

Такое изучение правил интенсивно способствует целенаправленной отработке у школьников важнейших речевых умений:

- понимать мотивационную цель изучения правила, когда оно читается (или объясняется учителем);

- осознавать содержательную языковую информацию текста, т.е. его линг-


--------------------------------------------------------------------------------

* Основанием для выделения этапов послужило то, что усвоение орфографических правил - это процесс, а не разовое изучение. Слова как со звукобуквенными орфограммами, слитно-дефисно-раздельными написаниями, так и с орфограммой "прописная буква" неоднородны по сложности подведения под правило. Поэтому изучаемые в школе правила могут быть усвоены только поэтапно.

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

вистическую сущность, путем выделения в каждой части правила ключевых слов, смысловых рядов (словосочетаний и предложений), несущих основную смысловую нагрузку;

- вычленять в правиле не только сущностную (главную), но и второстепенную информацию, понимая ее роль и назначение в данном научно-учебном тексте;

- выражать осознание базисной сущности орфографического правила как в виде его пересказа (полного, сжатого, устного, письменного), так и в виде эквивалентных жанровых замен: плана, схемы, таблицы, алгоритма и др.;

- переформулировать научно-учебную информацию текста-инструкции в другом стиле и жанре, например, в форме лингвистической сказки, рассказа на лингвистическую тему и т.п., сделав в конце необходимые выводы и обобщения, призванные обеспечить формирование прочных навыков орфографически грамотного письма.

Помимо этих речевых умений, процесс изучения орфографического правила предполагает развитие также и других речевых умений: внимательно слушать текст лингвистического содержания; понимать практическую значимость разных видов чтения: ознакомительного, углубленного (аналитического, изучающего, творческого2 ), просмотрового, выборочного, повторного и других; выразительно читать правило вслух; внимательно читать текст во внутренней речи, т.е. про себя.

Чтобы сформировать указанные умения, нужна систематическая и целенаправленная работа - поэтапный анализ исходного научно-учебного текста.

Ознакомительную работу с орфографическим правилом как научно-учебным текстом лингвистического содержания целесообразно проводить на уроке в течение 25 - 30 минут в три этапа: I. Пропедевтический3 . II. Основной. III. Контрольно-обучающий. Каждый этап имеет свои цели и задачи, реализующиеся через различные методы и приемы обучения.

Охарактеризуем названные этапы.

I. Пропедевтический этап.

Его цель - первоначальное знакомство в самом общем виде с содержанием правила.

Эта цель предполагает решение следующих коммуникативных задач:

1) выяснить основную тему правила (о чем в нем говорится);

2) установить цель изучения данного правила (где, когда и для чего будет использована извлеченная из текста научно-учебная информация);

3) выявить общую структуру правила (из скольких частей оно состоит).

Реализация названной цели и поставленных задач достигается: а) в процессе ознакомительного и просмотрового чтения текста, выполняющих на данном этапе ценностно-ориентационную функцию4 , и б) путем поверхностного (т.е. самого общего) анализа содержания орфографического правила по ходу его чтения.

Для активизации внимания учащихся, тренировки их памяти, выработки смысловой догадки, так необходимых для формирования прочных орфографических умений и навыков, последовательно используются следующие методы и приемы обучения:

1. Чтение орфографического правила вслух5 с предварительной постановкой целевого вопроса на выяснение основной темы правила.

Например: "Слушая чтение правила, определите, о чем в нем говорится", или: "Внимательно слушайте правило и в конце чтения ответьте на вопросы: 1) к какому стилю и типу речи относится данный текст? Аргументируйте свой ответ; 2) Какова основная тема этого правила?"6 .

При осмыслении ответов на поставленные вопросы учащимся помогает не только внимательное слушание содержания орфографического правила, но и зрительное обращение к названию параграфа учебника, к названию темы урока, записанному на доске, к примерам, иллюстрирующим правило и также заранее записанным учителем на доске.

2. Повторное чтение орфографического правила, однако уже во внутрен-

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

ней речи (т.е. чтение про себя) с предварительной постановкой вопроса на определение цели изучения данного правила , например: "При чтении правила подумайте, для чего нам необходимо знать это правило?", или: "Прочитав правило, скажите, является оно нам помощником при письме: "да" - "нет" и почему?", или: "После прочтения правила ответьте на вопрос: нужно ли к нему обращаться в ходе письма, если "да", то когда, если "нет", то почему?".

3. Просмотровое чтение правила с выявлением его общей структуры (из скольких частей состоит) . Используя данный прием, учитель обращается к учащимся с просьбой и одновременно советом: "Возьмите в руки карандаш, еще раз просмотрите глазами правило, выделите графически7 смысловые части: - начало, - конец. После этого поставьте посередине выделенного вами смыслового отрезка высказывания римскую цифру, обозначающую номер смысловой части правила".

А далее идет вопрос-задание: "Из скольких частей, по вашему мнению, состоит данное правило? Обоснуйте свою точку зрения".

Под руководством учителя уточняется количество частей правила и дается ребятам подсказка на будущее: "Поскольку орфографическое правило - это всегда небольшой научный текст, в нем смысловые части обычно соответствуют абзацам".

Информационно-смысловым анализом каждой из частей правила класс займется на следующем этапе работы.

Таким образом, уже на первом, пропедевтическом, этапе учитель с помощью поверхностного анализа содержания текста правила на основе ознакомительного и просмотрового чтения готовит учащихся к вдумчивому (осознанному, аналитическому) изучению содержания орфографического правила как научно-учебного текста.

II. Основной этап.

Цели данного этапа - углубленное проникновение в содержательную языковую сущность орфографического правила и внедрение ее в сознание обучающихся.

Поставленные цели предполагают решение определенных коммуникативных задач:

1) произвести информационно-смысловую обработку каждой структурной части правила, выделив в ней смысловые опоры (ключевые слова и смысловые ряды, несущие основную смысловую нагрузку), а также главную и второстепенную информацию, согласно основной теме текста;

2) выявить содержательную языковую (фонетическую, лексическую, грамматическую или семантическую) сущность данного орфографического правила, т.е. "ядерное" значение, на котором базируется способ орфографического действия при выборе правильного написания, и внедрить это значение в сознание учеников.

Указанные цели и задачи достигаются на основе углубленного (изучающего, аналитического, творческого) чтения, выполняющего на этом этапе функцию реагирования, которая заключается именно в осмыслении содержательной сущности информации (в нашем случае - лингвистической информации, необходимой для формирования орфографических умений и навыков).

На этом этапе важна модель восприятия той информации, которую передает орфографическое правило. Поэтому используются следующие методы и приемы обучения.

1. Медленное чтение про себя каждой структурной части орфографического правила с графическим выделением (карандашом) ключевых слов (в форме овала).

Этот простой, на первый взгляд, прием является первым шагом на пути осознанного постижения языковой сущности орфографического правила.

Чтение как понимание - одно из основных требований в работе с орфографическим правилом на этапе первоначального знакомства с ним. Именно вдумчивое чтение (чтение как мыслительный процесс) закладывает основы функциональной грамотности учащихся.

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

На данном этапе немаловажна роль обучения чтению правил. Оно должно строиться как обучение решению речемыслительных задач, направленных на осознание и понимание лингвистических основ правила, заключенных, прежде всего, в ключевых словах.

На приеме выделения опорных (ключевых) слов текста основывается дифференциальный алгоритм чтения8 . Блоки данного алгоритма в целом таковы: 1) выделение ключевых слов; 2) определение смысловых рядов; 3) выявление доминанты (основной мысли).

Учитель поясняет, что иногда абзац как структурная часть текста может вообще не иметь ключевых слов, однако это бывает крайне редко. В большинстве случаев все абзацы правила содержат ключевые слова, но в любом случае понимание каждого абзаца - одно из звеньев в цепочке осознания основного смысла всего текста.

2. Повторное медленное чтение про себя каждой структурной части орфографического правила с построением смысловых рядов.

Смысловые ряды (ключевые слова плюс слова, расширяющие их смысл) учащимся рекомендуется записывать на отдельном листочке бумаги.

3. Чтение вслух ключевых слов и смысловых рядов, на основе которых выявляется основное значение всего текста, его доминанта. Опираясь на ключевые слова и смысловые ряды, ребенок дает свою трактовку содержания. Происходит перекодирование сообщения на язык собственных мыслей ученика. В итоге выделяется основной смысл, сущностное значение текста, называемое доминантой.

4. Аргументированное обоснование, что выделенные ключевые слова и смысловые ряды помогают понять содержательную языковую сущность орфографического правила (главную лингвистическую информацию), на которой основывается способ применения правила в процессе письма.

5. Чтение вслух второстепенной информации, содержащейся в правиле, и устное обоснование ее необходимости в данном правиле.

6. Выразительное чтение правила одним из учеников.

Этот прием используется не только для того, чтобы отработать у школьников навыки выразительного чтения научно-учебного текста, но и для того, чтобы они после подробного информационно-смыслового анализа структурных частей правила получили возможность еще раз послушать все его содержание в целом. Таким образом, получается кольцевая композиция информационно-смысловой обработки орфографического правила.

Благодаря данной работе постепенно формируется у учащихся "глобальный образ содержания текста" (термин А. А. Леонтьева).

III. Контрольно-обучающий этап (заключительный).

Его цели - общая оценка фактического понимания содержательной языковой сущности орфографического правила; подготовка учащихся к творческому овладению изученным материалом.

Коммуникативные задачи:

1) выявить фактический уровень понимания учащимися основного лингвистического содержания изученного орфографического правила;

2) сформировать следующие умения: строить и излагать (в устной и письменной форме, полно и сжато) научно-учебный текст лингвистического содержания; переформулировать его сущность в разных стилях и жанрах;

3) выработать понимание того, что именно опора на орфографические правила в ходе письма обеспечит осознанные, а значит - прочные орфографические умения и навыки; а это, в свою очередь, будет способствовать свободному письменному изложению любого высказывания в соответствии с нормами правописания и, естественно, будет свидетельствовать об уровне интеллектуального развития пишущего человека, его коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций.

Поставленные цели и задачи на заключительном этапе реализуются с по-

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

мощью следующих методов и приемов обучения:

1. Фронтальная беседа с учащимися по содержанию текста.

Данный словесный метод обучения основан на системе вопросов, сформулированных таким образом, чтобы тщательно отработать то языковое содержание орфографического правила, на котором базируется способ его применения в ходе письма.

Вот примерный перечень вопросов для фронтальной беседы, используемый нами в ходе обучения:

1. Какие знания (из области фонетики или лексики, грамматики или семантики) положены в основу содержания изучаемого сегодня на уроке орфографического правила?

2. Каково их назначение?

3. Назовите по порядку действия, которые должны привести нас к выбору верного написания. Начните свой ответ со слов: "Чтобы не ошибиться в написании..., надо..."

4. С какими трудностями вы встретились при изучении правила?

5. Какая информация, данная в правиле, осталась для вас непонятой?

Основное требование к ответам заключается в том, чтобы они были аргументированными. Поэтому ученикам разрешается свободно пользоваться текстом правила, а также схемами, таблицами и другим наглядным материалом.

2. Самостоятельная работа учащихся по закреплению содержательной языковой сущности орфографического правила.

Этот метод обучения предполагает использование ряда обучающих приемов (по выбору учителя), способствующих внедрению языковой сущности правил орфографии в сознание обучающихся и развитию их речевых способностей:

- составление формально-логической модели - словесно-схематическое изображение прочитанного содержания в виде схем, таблиц (пример задания: "Передайте содержание данного орфографического правила в виде таблицы, объяснив, сколько колонок в ней будет и почему");

- краткое, свернутое изложение (устное или письменное) содержания правила без потери существенного смысла;

- подробное изложение (письменное или устное) содержания правила с иллюстрацией теоретических положений собственными примерами или примерами из художественной литературы;

- переформулировка правила как научно-учебного текста в другом стиле и жанре (например, в форме лингвистической сказки);

- составление матрицы идей - сравнительных характеристик омонимичных языковых явлений.

По результатам проведенного информационно-смыслового анализа орфографического правила как научно-учебного текста, в конце урока формулируются выводы и обобщения.

При выборе методов и приемов изучения орфографического правила мы учитываем особенности учебно-познавательной деятельности школьников подросткового возраста, поэтому первостепенное значение придаем тем методам и приемам, которые способствуют осознанному усвоению учащимися V - VII классов под руководством учителя лингвистической сущности каждого орфографического правила, овладению алгоритмом умственных действий при выборе правильного написания слов (или их значимых частей).

Таким образом, при изучении орфографического правила учитываются данные теоретических исследований психологов и педагогов (А. А. Леонтьева, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др.), что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях: осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала; на уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации; на уровне творческого применения знаний и способов деятельности.

Тщательно организованная поэтапная работа с орфографическим правилом на уроке кардинально меняет сам

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

подход к изучению орфографии в современной школе: объектом особого внимания становится не только (и не столько) орфограмма, а именно орфографическое правило как вид научного текста, информационно-смысловая обработка которого способствует становлению прочных орфографических навыков, формируемых на сознательной основе путем свободного применения правил в ходе письма. При этом в структуре орфографической деятельности появляется важный мыслительный компонент, связанный с сознательным выбором, анализом и применением нужного правила орфографии.

В связи с этим, на наш взгляд, следует уточнить цели обучения орфографии в V -VII классах средней общеобразовательной школы. Мы определяем их следующим образом:

- обеспечить освоение ключевых понятий современной русской орфографии ("разделы орфографии", "принципы орфографии", "орфограмма", ее типы, виды, варианты, "правила орфографии") - теоретической основы прочного и своевременного формирования навыков грамотного письма;

- совершенствовать речемыслительные механизмы в процессе поэтапной информационно-смысловой обработки каждого орфографического правила (как научно-учебного текста), которая необходима для осознанного выбора и применения правила в затруднительных случаях при письме;

- целенаправленно и систематически формировать (от урока к уроку, даже когда тема урока не орфографическая) основные правописные и речевые умения и навыки: видеть и замечать орфограммы в связном недеформированном тексте; воспринимать их на слух; классифицировать орфограммы при подчеркнутом внимании к морфемам; определять фонетические, лексические, грамматические, семантические признаки, от которых зависит выбор правильного написания; соотносить орфограммы с соответствующими правилами; владеть различными видами чтения и пересказа орфографического правила; доказательно (на основе языковой сущности орфографических правил) обосновывать написанное; находить в связных текстах не только орфограммы в словах (или их морфемах), но и изобразительно-выразительные средства языка, выявляя их роль; аргументированно определять тему, идею связного текста, функциональный стиль и тип речи;

- активно совершенствовать орфографически-речевое развитие учащихся в процессе выполнения различных видов упражнений;

- воспитать понимание необходимости знать орфографические правила как нормы литературного языка, обязательные для соблюдения в письменной речи и являющиеся показателем не только лингвистической, но и общей культуры человека;

- формировать орфографическую зоркость, смысловую догадку, языковую интуицию, слуховую и зрительную память;

- формировать потребность в самостоятельном изложении (или создании) письменного высказывания в соответствии с определенным функционально-смысловым и стилевым типом речи и всеми нормами литературного языка.

Разработанная методика поэтапного изучения каждого орфографического правила на основе развития всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи дает положительные результаты и интенсивно способствует формированию прочных умений и навыков - не только грамматико-орфографических, но и речевых.

-----

1 Пешковский А. М. Избрание труды. - М. 1959. - С. 220.

2 Данные термины в психолингвистической литературе используются как синонимичные.

3 Использование слова "пропедевтический" (греч. propaideuo 'предварительно обучаю') для названия начального этапа работы с орфографическим правилом представляется целесообразнее его русского синонима "подготовительный": "пропедевтический" по своему смысловому значению несколько шире слова "подготовительный". Так, "пропедевтический" трактуется и как подготовительный, и как вводный, и как систематически изложенный в сжатой и элементарной

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

форме, предполагающей в дальнейшем более глубокое изучение данной в высказывании информации. Однако подготовка к усвоению языковой сущности орфографического правила происходит на каждом из трех указанных ниже этапов (только в разной степени): на первом, пропедевтическом, этапе - подготовка первичного (самого общего) восприятия всего содержания текста; на втором, основном, - подготовка аналитического осмысления (осознания) лингвистической сути орфографического правила; на третьем, контрольно-обучающем, - подготовка умения самостоятельно опираться на правила в ходе письма.

4 См. подробно о функциях чтения как вида речевой деятельности: Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. - М., 2004. - С. 84.

5 Это так называемое громкое чтение, которое производится учителем или сильным учеником с целью ознакомления с общим содержанием правила.

6 Учитель, исходя из своего опыта, тех условий, в которых он работает, сам определяет вариант предлагаемого вопроса в каждом классе.

7 Графические обозначения записываются учителем на доске. Поясняется, что слова "начало", "конец" писать в тексте не следует, так как эти слова записаны лишь для разъяснения соответствующих графических значков.

8 См. более подробно: Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник. - М., 2003. - С. 59.

стр. 64

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. Г. ЛАРИОНОВА, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ С ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В V-VII КЛАССАХ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207130855&archive=1207225892 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии