ПЕЙЗАЖ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА (ЭЛЕМЕНТЫ ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© А. Ю. МАСЛОВА

Методическая разработка урока словесности

Предлагая учащимся урок словесности на вышеуказанную тему, в качестве иллюстративного материала я остановила свой выбор на произведении К. Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками". "Целенаправленный отбор текстов для организации такой работы создает для учащихся речевую среду, способствующую совершенствованию чувства языка, языкового чутья, что лежит в основе развития речи", - отмечают авторы программы по русскому языку для старших классов А. Д. Дейкина и Т. М. Пахнова1 . В повести же К. Г. Паустовского рассказывается, откуда берется поэтическое вдохновение, какую роль играет богатство внутреннего мира писателя, как происходит накопление "золотой пыли", из которой рождается книга. Ученик приобщается к другим видам искусства, имеет возможность увидеть, насколько они взаимосвязаны и как дополняют друг друга.

Работа по анализу текста на уроке предполагает исследовательскую деятельность, когда учащиеся в процессе выполнения заданий открывают для себя закономерности употребления языковых единиц, определяют их роль в тексте, узнают секреты писательского мастерства. Такой подход к произведению позволяет старшеклассникам по-другому прочитать уже, возможно, известный им текст и прикоснуться к исключительно важной области исследований - психологии творчества.

Ход урока

Слово учителя

В начале урока я бы хотела познакомить вас с впечатлениями одного начинающего писателя. Однажды знакомый художник сказал ему: "Вы еще не совсем ясно видите. Несколько мутновато. И грубо. Судя по вашим рассказам, вы замечаете только основные цвета, а переходы и оттенки сливаются у вас в нечто однообразное. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это обязательно надо написать красками. И вы убедитесь, что до этого не ви-

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

дели и десятой доли того, что заметили теперь". Писатель послушался художника - и люди и вещи оказались гораздо интереснее, чем раньше, когда он смотрел на них бегло и торопливо. Так начинающий писатель учился видеть.

Писатель, а особенно прозаик, умеющий видеть, обладает способностью наполнять свое творчество светом и красками живописи, емкостью и свежестью поэтического слова, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью линий скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки. Словесное искусство - особый род, совмещающий в себе возможности всех смежных областей искусства. И нет ничего труднее и интереснее постижения законов и секретов писательского мастерства.

Цель нашего урока - проникнуть в тайну искусства слова, что возможно только в творческой лаборатории писателя. Мы будем учиться анализировать текст, выявлять художественно-изобразительные средства, используемые автором, определять их роль, уточним и дополним уже известные вам функции пейзажа в художественном произведении.

Итак, мы отправляемся в творческую лабораторию писателя, который считает, что "человеческая мысль без воображения бесплодна, так как если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком"2 . Поэтому на уроке нам предстоит быть не сторонними наблюдателями, но соавторами, пусть начинающими, но творцами.

Послушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент и подумайте, какие ассоциации вызывает у вас эта музыка.

(Звучит музыкальный фрагмент из увертюры к опере Э. Грига "Пер Гюнт" - "Утро".)

- Какие ассоциации вызывает у вас эта музыка? (Картины природы.)

- Какими эпитетами вы могли бы эту музыку определить?

Думаю, вы почувствовали, что выбор эпитета может вызывать затруднения. Решить эту задачу может помочь специальный словарь. Сегодня я вам представляю Словарь эпитетов русского литературного языка. Автор - известный языковед Кирилл Сергеевич Горбачевич3 . Посмотрим, какие эпитеты к слову музыка предлагает словарь.

(Индивидуальное задание: ученик работает со словарем.)

Ваши ассоциации, безусловно, интересны. У писателя, возможно, эта музыка вызвала в воображении картины природы. Попробуем и мы сопоставить музыкальный и словесный пейзажи. Подобранные эпитеты помогут вам в этом.

- Какие же эпитеты предлагает в дополнение к вашим вариантам словарь?

(Реализация индивидуального задания.)

Запомните ваши образные определения. Обратимся к материалам и заданиям, предложенным вам для работы на уроке.

* Задание. Какой из пейзажей более соответствует, на ваш взгляд, прозвучавшему музыкальному фрагменту? Прочитав все варианты, вы должны сделать выбор.

(Ученики работают с раздаточным материалом, анализируют фрагменты текстов.):

1. Долгий осенний закат догорал. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска... Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи.

2. Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное ... Все как будто умерло ... Ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев ...

3. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука.

4. Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Море лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

5. Взошло солнце, и страна ... вдруг вспыхнула всеми красками ... Страна блистала, как алмазный пояс, забытый на краю моря девственной богиней неба и света.

6. Никогда я еще не видел блеска такой напряженности и чистоты. Венера переливалась, как капля алмазной влаги на зеленею-

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

щем предрассветном небе ... Она одна сверкает в своей девственной красоте ... одна властвует в предутренние часы над всей северной землей.

(Ученики приходят к выводу, что наиболее близок музыке 4-й (или 5-й, 6-й) пейзаж, так как музыка создает впечатление предчувствия солнца, но еще не блеска и сияния. Краски приглушены, неярки.)

* Прочитайте и сопоставьте картины рассвета (4, 5, 6).

- Какие художественно-изобразительные средства использует писатель? Совпали ли ваши впечатления от текста и от музыки? Как вы считаете, могут ли эти пейзажи принадлежать перу одного писателя? Почему? (Да, поскольку при описании северной природы, моря повторяется один и тот же сюжет сияния Венеры, используются общие сверкающие, переливающиеся краски, повторяются авторские эпитеты девственный, алмазный.)

Вы правы, сопоставив с музыкальной зарисовкой именно картины рассвета. Звучал фрагмент увертюры к опере Э. Грига "Пер Гюнт", который называется "Утро". Сегодня на уроке словесности мы отчасти продолжаем работу, начатую на уроках литературы. Напоминаю, ваша задача - уточнить функции пейзажа в художественном произведении. И именно рассказ писателя об Э. Григе и его музыке послужит предметом для нашего разговора.

Тема урока: "Пейзаж как эмоционально-экспрессивная структура текста (элементы лингвостилистического анализа текста)".

Эпиграф к уроку: "Краски и свет в природе надо не столько наблюдать, сколько ими попросту жить" (К. Г. Паустовский).

Писатель считал, что "для искусства годится только тот материал, который завоевал прочное место в сердце".

* Во время урока фиксируйте в тетради все функции пейзажа, которые будут отмечены в ходе анализа текста.

* Послушайте, пожалуйста, фрагмент текста. Он представлен в ваших материалах.

(Ученики из творческой группы читают наизусть по ролям на фоне музыки Э. Грига. Класс может следить по тексту.)

Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками - дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.

- Как тебя зовут, девочка?

- Дагни.

- Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент...

- У меня есть старая мамина кукла. Она когда-то закрывала глаза. Вот так! - Григ заметил, что зрачки у нее зеленоватые и в них поблескивает огоньками листва.

- Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

- Ой, как долго!

- Ты еще маленькая, много не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь. Как зовут твоего отца?

- Хагеруп. Разве вы не зайдете к нам?

- Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!

"Я напишу музыку - решил Григ. - На заглавном листе я прикажу напечатать: Дагни - дочери лесника Хагерупа, когда ей исполнится восемнадцать лет".

- Как вы думаете, чего недостает данному тексту? Какие богатства прозы требуются, чтобы "раскрасить" картину? (Нужно ввести пейзаж.)

* Прочитайте, как описывает лес автор. (Ученики следят по тексту.)

Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.

Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли. Кроме того, в лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо.

* Ориентируясь на этот пейзаж, определите, какая из предложенных осенних зарисовок также могла бы быть фрагментом данного текста. Почему?

(Ученики работают с раздаточным материалом.)

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

1. ...грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нем очерчены голые деревья ... серенькие люди. Все так странно - одиноко, неподвижно и бессильно. Углубленные синие дали пустынны и, сливаясь с бледным небом, дышат тоскливым холодом на землю, покрытую мерзлой грязью.

2. Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах.

3. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда к вечеру ... пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца ... Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч выплывали хребты снеговых гор-облаков.

(2-й фрагмент, так как общая атмосфера увядания и грусти в других пейзажах не соответствует настроению осенней свежести, бодрости и светлой встречи с ребенком.)

- Вы ответили, основываясь на эмоциональном восприятии текста. Теперь давайте обратимся к его структуре.

* Вспомним определение текста. Какие виды связи предложений в тексте вы знаете? (Цепная и параллельная.)

* Какая связь реализуется между исходным и выбранным вами фрагментами текста? Почему? (Цепная, так как повторяется ключевое слово.)

Верно, вам известно, что один из видов связи - цепная связь, которая осуществляется повтором ключевых слов, заменой ключевых слов синонимами, местоимениями. Рассмотрим, как еще может быть реализована цепная связь.

* Работаем со 2-м фрагментом. Осень и золото и медь - связаны ли эти понятия (ассоциация по цвету увядших желтеющих листьев); осенний наряд и золото и медь (украшения из золота, дополняющие наряд). Таким образом, связь между предложениями или его частями осуществляется и на основе ассоциаций.

Одно из средств цепной связи - ассоциативный повтор.

(Ученики записывают термин и пример из текста.) Они приходят к выводу, что представленный фрагмент о лесе и 2-й фрагмент связаны цепной и ассоциативной связью.

- Какой тип речи представляют пейзажные зарисовки? (Описание.)

- А в целом фрагмент является описанием? (Нет, поскольку в центре внимания - событие, встреча, о которой повествует автор. Это - повествование.)

- Как вы думаете, имеет ли этот текст продолжение? Какое?

(Ученики предполагают, что Дагни должна получить свой подарок - услышать музыкальное произведение.)

- Давайте попробуем нарисовать портрет героини рассказа. Что нам уже известно о ней? (У девочки были косички и зеленые глаза.)

- Представим ситуацию. Июнь. Белые ночи. Восемнадцатилетняя девушка впервые на концерте симфонической музыки. Как бы вы описали Дагни? Поскольку вам мало известно о ее внешности, предположите, как могла быть одета героиня, с помощью каких метафор автор мог бы, не конкретизируя портрет, показать красоту, молодость?

(Ученики предлагают свои варианты.)

- Сравните свои предложения с оригинальным текстом:

Девушка с зелеными сияющими глазами. Как солнце, как нежный ветер и раннее утро. Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы был богат наш язык. Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья: "У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны ... Ты - белая ночь с ее загадочным светом. Ты - счастье. Ты - блеск зари".

- Какие образы лежат в основе этих ярких сравнений?

(Образы природы. Именно природа подчеркивает истинную естественную красоту молодости, свежесть, чистоту. Одним из общечеловеческих идеалов всегда была и остается гармония, единение человека с природой. И эта мысль также находит выражение в тонких метафорических сравнениях. А элементы пейзажа начинают выполнять психологическую функцию.)

Дагни надела черное платье из шелковистого мягкого бархата. Ничто так не оттеняло

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

строгую бледность лица Дагни и ее длинные, с отблеском старого золота косы, как этот таинственный бархат.

- При помощи каких языковых средств писатель создает образ героини рассказа? (В данном фрагменте - при помощи эпитетов. Бархат мягкий, шелковистый, таинственный - возможно, эти эпитеты отчасти характеризуют и саму Дагни. Ведь автор уже подчеркивал ее загадочность (белая ночь с ее загадочным светом). Черно-золотая гамма - контрастное, но гармоничное сочетание. По дальнейшим впечатлениям Дагни от музыки можно судить и о целостности и гармоничности ее натуры.)

- Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.

Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. ... Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!

Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант!

(Без комментариев ученики из творческой группы продолжают чтение наизусть по ролям на фоне музыки.)

Ученик: Григ писал музыку для Дагни больше месяца. Началась зима. Туман закутал город по горло. Вскоре пошел снег. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке.

Ученица: - Спасибо!

Учитель: ... говорит она, сама еще не зная, за что она благодарит его.

Ученик: Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна.

Ученица: Был теплый июнь. Стояли белые ночи. В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. "Ты - счастье, - говорил он. - Ты - блеск зари!" Он умер! Зачем? Если б можно было увидеть его! Если бы он появился здесь! С каким стремительно бьющимся сердцем ... побежала бы к нему навстречу, прижалась мокрой от слез щекой к его щеке и сказала бы только одно слово: "Спасибо!"

Ученик: - За что?

Ученица: - Я не знаю... За то, что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек.

Учитель: Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска. Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

Ученица: - Слушай, жизнь, я люблю тебя!

Вы выслушали удивительные слова, поражающие своей лиричностью, проникновенностью, тонкостью ощущений и переживаний. Именно они дополнят ваши знания о роли пейзажа в художественном произведении и помогут при определении основной мысли текста.

Два противоположных по настроению и по времени года пейзажа начинают очень похожие параллельные фрагменты текста. Сравните: "Началась зима. Туман закутал город по горло. Вскоре пошел снег" и "Был теплый июнь. Стояли белые ночи". Как вы думаете, какую роль пейзаж играет в данном случае? Несет ли подобное начало смысловую нагрузку?

(Ученики приходят к выводу 1) пейзаж просто указывает на время действия, 2) возможно, параллельная связь, которая реализуется таким образом в тексте, еще имеет значение и для трактовки основной мысли рассказа. Например, можно предположить, что два пейзажа символизируют два жизненных начала, две судьбы: зрелость, опыт, уход - и молодость, свежесть, остроту чувств, надежды. Преемственность поколений и связующее звено - искусство, умение видеть красоту жизни, чувствовать природу.)

- Какова, на ваш взгляд, основная мысль этого произведения?

(Один из вариантов ответа: думается, речь идет о том, что надо любить жизнь, учиться видеть прекрасное, чувствовать красоту своей земли. А открыть это пре-

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

красное перед человеком призвано искусство.)

- Почувствовать красоту природы нам дает возможность пейзаж, к которому мы не раз обращались в течение нашего разговора.

Итак, подведем итог. Каковы функции пейзажа в художественном произведении? Сделайте вывод на основе ваших наблюдений.

(Пейзаж может быть фоном повествования; может нести психологическую нагрузку, оттеняя чувства, переживания героя; может подчеркивать авторскую позицию; быть композиционным компонентом, а также показывать хронологию повествования.)

- Определяя роль пейзажа в тексте, вы, так или иначе, обратили внимание на то, что пейзаж помогает понять изображаемое. Компоненты, содержащие оценку изображаемого и соотносящие текст с адресатом (к их числу относятся и средства художественной изобразительности), образуют эмоционально-экспрессивную сторону содержания текста. (Учащиеся записывают определение.) О рядах подобных компонентов можно говорить как об эмоционально-экспрессивных структурах в тексте. Их главная функция - функция воздействия.

Вы не могли не заметить, что заключительными строками фрагмента была картина северного рассвета на море, которая открывала урок; именно она ввела нас в творческую лабораторию писателя, имя которого пока мы еще не назвали. Есть ли у вас предположения относительно автора этого произведения? Вспомните имена писателей - мастеров пейзажа.

Сегодня вы имели возможность побывать в творческой лаборатории К. Г. Паустовского - того самого начинающего писателя, которого учил творить художник, - и познакомиться с его произведением "Корзина с еловыми шишками" (или прочитать его по-новому).

- Как вы думаете, почему именно такое название, казалось бы, не связанное с основным содержанием рассказа, выбрал писатель?

(Счастливый случай послужил основой для описанных событий. Именно тяжелая корзина с еловыми шишками привлекла внимание великого композитора к ее хозяйке.)

К. Г. Паустовский писал: "Каждая минута, каждое брошенное слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - все это крупинки золотой пыли.

Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою "золотую розу" - повесть, роман, поэму".

К. Г. Паустовский уже изваял свою золотую розу (одно из его произведений так и называется - повесть "Золотая роза"), но в рассказе, о котором сегодня шла речь, он не поставил точку. Предполагается, что автор оставляет возможность домыслить сюжет и сделать выводы читателю. Мы начали собирать свои крупицы золотой пыли, давайте продолжим эту работу дома.

Домашнее задание: прочитайте рассказ "Корзина с еловыми шишками" и попробуйте дописать историю Дагни, стараясь приблизиться к стилю К. Г. Паустовского. Подберите музыкальное сопровождение для вашего повествования, обоснуйте свой выбор и подготовьтесь к мелодекламации.

P.S.

"Вся повесть Паустовского - это гимн воображению...", - писал о "Золотой розе" доктор психологических наук А. В. Петровский. Урок принес свои плоды, учащиеся получили творческий импульс, смогли почувствовать красоту писательского слова, великую силу искусства. Конечно, нижеследующие сочинения-миниатюры нельзя считать хорошо удавшейся стилизацией, однако они свидетельствуют о том, что ученики прочли произведение сердцем. Сам же К. Г. Паустовский напоминал своим читателям, что "великие мысли исходят из сердца" и "сердце, воображение и разум - вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой"4 .

стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------

История Дагни

Через несколько лет после этого памятного события состоялась свадьба Дагни. Муж любил ее до безумия, но в силу своей скромности и сдержанности никогда не высказывал этого прекрасного чувства. Дагни его понимала и платила ему огромным уважением. Война разлучила их навсегда.

Самым ценным, что она вынесла из этого брака, был ее сын, ее Эдвард. Но он не оправдал ни своего имени, ни надежд матери. Искусству он предпочел карьеру военного, за что весной 1940 года и поплатился жизнью. Его молодая вдова с дочерью переехали к Дагни. В середине 40-х они вместе бежали из Норвегии. Сначала в блистательный Париж, в котором сноха бросила ее и внучку, затем в Огайо, где Дагни провела всю оставшуюся жизнь.

Война преследовала Дагни. Это была такая ужасная и отвратительная реальность, что постепенно стало стираться прошлое. Здесь, в Штатах, посреди выжженной солнцем прерии, в тишине и спокойствии она бережно собирала и перебирала отрывки из дорогого детства, потихоньку оплакивала то, чего уже нельзя было вернуть. Ведь она больше не та девочка с золотыми волосами и жемчужной кожей, собирающая в корзину еловые шишки, не та Дагни, воспетая великим композитором. Она чувствовала, что предала его идеал, превратившись из необыкновенной северянки, страстно влюбленной в свое море, горы и лес, в старуху, праздно доживающую свой век в чужом бледно-желтом краю.

Однажды в минуты раскаяния и отчаяния из распахнутых окон маленького домишки зазвучал нежный мотив до боли знакомого утра. Дагни обернулась и смогла вновь любоваться и алой зарей, и вечными снегами на горных вершинах, и бездонными лесными озерцами, и парящими высоко в небе неведомыми ей птицами, и самым золотым и ослепительным солнцем на свете - солнцем севера.

Что увидела Дагни? Это была ее восьмилетняя внучка, ее маленькая Эдна. Она играла так самозабвенно, что не замечала, как на глаза бабушки наворачиваются слезы. Это была любимая композиция Эдди. Она пробуждала в ее душе чувства, которым девочка еще не в силах была дать объяснение. Жадно вслушиваясь в эту журчащую мелодию, Эдди закрывала глаза. Ее руки порхали над инструментом, и она переносилась на много миль отсюда, в далекую сказочную страну, где все ее узнавало и было ей безумно радо. Когда музыка закончилась, она, будто просыпаясь, медленно открыла глаза и увидела свое отражение в таких же изумрудных, как и у нее, глазах бабушки. Эдди улыбнулась. По губам разливалась заря, и улыбка сияла на ее белоснежном лице подобно солнцу. Бабушка гладила ее золотистую головку своей дрожащей рукой, прижимала хрупкое тельце к своему уже теряющему силы и выдохнула со всей любовью и страстью, на которые было способно старое сердце, только одно слово: "Спасибо!".

(Игайкина Екатерина, 11 класс, г. Саранск, Республиканская многопрофильная академическая гимназия)

Еловая песня

Осень охватила всю природу. Жемчужные нити тонкой паутины загадочно летали между чуть желтеющими листьями. Лесные обитатели трудились над дарами леса, растаскивая их по своим кладовым. Большое желтое солнце освещало землю, и ядреный запах осени обволакивал все вокруг.

Дагни сидела на ветке склонившегося к земле дуба, вдыхала этот осенний воздух и наслаждалась "Осенней песней". Так назвала она посвященную ей музыку, когда в первый раз услышала ее.

Прямо перед молодой женщиной на залитой солнцем поляне играли друг с другом ее "принц" и забавный смеющийся карапуз. Дагни встретила Фореста Ленда на пароходе "Отомн". Когда волна, разбившись о палубу, рассыпалась брызгами, тогда, еще незнакомые, они, отпрянув от перил, увидели друг друга. Какой же он был смешной с каплей свежей морской воды на щеке! Как принц, у которого отняли корону, он смотрел на нее. Вскоре, после свадьбы, их семья стала еще больше - в ней появился Санни Ленд.

- Рыцари, за стол, - позвала Дагни.

- Бежим, - откликнулись играющие, ведя перед собой "пленных". Не хотевшие идти шишки пришлось подталкивать еловой веткой в спину. После теплого осеннего дня веселые Дагни, Форест и Санни отправились вновь расставлять на "посты" грозных "солдат", ведь шишки охраняли счастье и приносили удачу дружной семье...

(Кочетков Сергей, 11 класс, г. Саранск, Республиканская многопрофильная академическая гимназия)

-----

1 Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: Практический курс. Программа. Методические материалы. - М., 2001. - С. 5

2 Паустовский К. Г. Золотая роза: Психология творчества. - М., 1991.

3 Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка. - СПб., 2000.

4 Паустовский К. Г. Золотая роза: Психология творчества. - М., 1991. - С. 147.

стр. 65

Похожие публикации:



Цитирование документа:

А. Ю. МАСЛОВА, ПЕЙЗАЖ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА (ЭЛЕМЕНТЫ ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207130347&archive=1207225892 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии