СМЫСЛ ЭПИГРАФА "КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ" - "БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. С. КОРШУНОВА

Заключительный урок по повести

Урок начнем с вопроса-напоминания: "Что такое эпиграф?" Сообща приходим к краткой формуле: "Эпиграф - это ключ к книге". "Береги честь смолоду": в этом "ключе" какое слово "ключевое"? Конечно, слово честь. Давайте разберемся в смыслах этого слова. На доске заранее записаны строки русских поэтов, некоторые из которых знакомы ребятам. Общий вид записи таков:

1. Русичи великие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю славы (...ищущи себе чти, а князю славы).

2. Пока свободою горим,
Пока сердца для чести
живы...

3. Отец и два родные брата
За честь и вольность там
легли,
И под ногой у супостата
Лежат их головы в пыли.

4. Лиха беда со мной приключилася:
Опозорил семью нашу честную
Злой...
5. Погиб Поэт! - невольник чести...
6. Досадно мне, коль слово честь забыто
И коль в чести наветы за глаза.
Определим вместе авторов этих строк, произведения, откуда они взяты.

1. "Слово о полку Игореве" ребята будут читать через год. Но в классе всегда находятся один-два ученика, которые догадываются, откуда эти слова. Во всяком случае, всем очевидно, что текст древнерусский. Делаем под цитатой соответствующую запись.

2. Стихотворение "К Чаадаеву" мы читаем и учим наизусть в VIII классе (так же как "В Сибирь" и некоторые другие, доступные восьмиклассникам, стихи Пушкина). Эти строки ребята сразу вспоминают.

3. Балладу Лермонтова "Беглец" мы читали в прошлом году, в VII классе, ведя разговор об этом жанре. Это стихотворение многие учащиеся узнают быстро.

4. Четвертая цитата сознательно не закончена, чтобы не было подсказки. Но это не мешает ребятам вспомнить наше прошлогоднее чтение "Песни..." Лермонтова.

5. "Смерть поэта" мы еще не учили, это ждет нас в IX классе, но вот автограф этого стихотворения видели и читали стихотворение в прошлом году, когда говорили о начале славы Лермонтова, о 1837 годе.

6. Автора последних строк ребята, конечно, не узнают. Предложим опереться на стиль, на ритм - но успех маловероятен. Песни В. С. Высоцкого они, конечно, слышали, но не знают их или знают плохо. Учитель сам скажет, что это строки из песни Высоцкого "Я не люблю".

Итак, мы определили и записали на доске авторов строк и название стихов. Теперь попробуем, опираясь на наши знания этих стихов, определить, какое значение, какой смысл вкладывает поэт в слово честь в каждом случае. Пометим названные значения возле цитат.

Для неизвестного автора "Слова" честь - антоним позора, бесчестья, а синоним почета, уважения и славы (которая и стоит рядом).

Для юного Пушкина честь и слава в 1818 году тоже стоят рядом, но тут надо добавить еще одно слово: гордость.

Горцы из "Беглеца", а с ними и поэт, воспринимают честь как достоинство, независимость.

А вот купец Калашников в слово "честная" вкладывает, скорее всего, значение "порядочная". Но не только. Когда он выходит на бой защищать свою честь и честь своей жены, то речь идет ведь о защите опять же достоинства. О том же самом Лермонтов говорит в стихотворении "Смерть поэта" - о защите чести, о защите достоинства личности (и стихи-то одного 1837 года). Пушкин - по Лермонтову - "невольник чести".

Ну а что есть честь в последних строчках, в строчках Высоцкого, пока оставим под вопросом.

Домашнее задание к этому уроку состояло из двух частей:

1. Выписать из толкового словаря значение слова "честь".

2. Попробовать определить, что есть честь для каждого из офицеров "Капитанской дочки".

Обратимся к 1-й части задания и сравним словарное толкование с теми значениями слова честь, которые мы записали на доске.

Объединяем толкования слова, данные разными словарями, и делаем следующую запись на доске:

ЧЕСТЬ

1. Достойные уважения моральные качества и принципы личности.

2. Незапятнанная репутация, доброе имя.

3. Почет, уважение.

Итак, мы столкнулись практически с каждым из этих значений.

Слово "честь" не просто многозначно, оно несет свой смысл в представлении каждого из героев "Капитанской дочки". Что же значит оно для героев повести?

В повести Пушкина четыре офицера (а для русского человека слово честь ассоциируется с офицерской средой). Имена этих офицеров - Андрей Петрович Гринев, Петр Андреевич Гринев, Алексей Иванович Швабрин, Иван Кузьмич Миронов.

стр. 18


--------------------------------------------------------------------------------

Первое слово повести Пушкина (если не считать эпиграфов) - отец. "Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году". Вопрос о дате отставки Андрея Петровича Пушкин оставил загадкой, но ясно одно: старший Гринев вышел не просто в отставку, он вышел в оппозицию, оставшись верным данной им присяге. Недаром его так раздражает чтение "Придворного календаря": другие, поступившиеся принципами, достигают чинов, получают награды... Понять и принять такой измены он не в состоянии. Нет таких обстоятельств, которые могут оправдать ее. Далее если дело касается его собственного сына. Вспомним его отчаяние в 14 главе: "Он лишился обыкновенной своей твердости и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах. "Как! - повторял он, выходя из себя. - Сын мой участвовал в замыслах Пугачева! Боже праведный, до чего я дожил! Государыня избавляет его от казни! От этого разве мне легче? Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями!.. Стыд и срам нашему роду!.."" По-видимому, для Андрея Петровича честь - это прежде всего дворянская честь, верность присяге, верность сословию.

Отправляя Петра Андреевича на службу, отец дает сыну напутствие: "Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду". В эпиграф Пушкин выносит только половину пословицы. Задумаемся почему? (Ребята здесь говорят о необходимости концентрации смысла в эпиграфе.)

Совсем иначе представляет себе честь Алексей Иванович Швабрин. Пять лет назад, как мы знаем, он в крепость "переведен за смертоубийство", т.е. за дуэль. Это дает нам основание ожидать от него поведения человека с чувством достоинства. Но оказывается иное. Перечитаем два эпизода: "Петр Гринев приносит Швабрину стихи. Ссора. Вызов на дуэль" и "Дуэль" (4 глава). Что же мы видим? Для Швабрина вполне приемлемо: 1) подличать за глаза; 2) быть неблагодарным; 3) делать исподтишка - но абсолютно неприемлемо прямое оскорбление в свой адрес. Честь для Швабрина - вполне формальная вещь, и поэтому для него, говоря словами Высоцкого, "в чести наветы за глаза". Вот эта-то двойственная мораль, двойной стандарт в принципах и приводит его к двойному предательству.

Для капитана Миронова, как и для Андрея Петровича Гринева, лучше смерть, чем измена. Капитан, судя по эпиграфу к 7 главе, происходит из солдатских детей, его понятие о долге, о чести близко к народному: "Комендант, Иван Игнатьич и я мигом очутились за крепостным валом; но оробелый гарнизон не тронулся. "Что же вы, детушки, стоите? - закричал Иван Кузьмич. - Умирать так умирать: дело служивое!"" Останься капитан Миронов в живых, вряд ли бы он смог понять линию поведения Петра Гринева, как и Андрей Петрович Гринев. Ведь с точки зрения отца, младший Гринев родительский завет не выполнил.

А как мы смотрим на это? Что же такое честь для Петра Гринева? Какое слово-синоним поставим мы рядом с ним? Здесь ребята, опираясь на материал предыдущих уроков, говорят, что Петр Андреевич Гринев сохранил верность своим убеждениям, свое достоинство, смог защитить и честь Маши Мироновой. Понятие стремительно повзрослевшего Петра Гринева о чести весьма близко к пушкинскому. Пушкин все-таки не был "невольником чести", он был ее господином, когда стоял перед Дантесом у Черной речки. Он до последних минут жизни защищал Наталью Николаевну, не впутывал ее, повторяя: "Ты ни в чем не виновата". Гринев ведет себя так же: "Я хотел продолжать, как начал, и объяснить мою связь с Марьей Ивановной так же искренно, как и все прочее. Но вдруг почувствовал непреодолимое отвращение. Мне пришло в голову, что если назо-

стр. 19


--------------------------------------------------------------------------------

ву ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку - эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался". Между этими двумя эпизодами (не в истории, а в жизни) - несколько месяцев: окончание повести "Капитанская дочка" Пушкин датировал "19 октября 1836 года".

Безусловно, вынося слово честь в эпиграф, Пушкин делает вопрос о чести центральным в повести. И нам, сегодняшним читателям, стоит задуматься о том, что есть такое слово "честь" и действительно ли оно, как говорит В. С. Высоцкий, "забыто". Возвратимся к знаку вопроса, который поставили возле строчек Высоцкого. И этим вопросом закончим урок.

стр. 20

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. С. КОРШУНОВА, СМЫСЛ ЭПИГРАФА "КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ" - "БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207129468&archive= (дата обращения: 16.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии