К изучению повести А. И. Куприна "Поединок"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© А. Н. Соловьев

Одной из важнейших теоретических проблем современной методической науки является "...проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира" (О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов "Методика преподавания литературы". - М., 1999. - С. 9). А формированию духовного мира современного школьника во многом способствует развитие читательской активности, это одна из важнейших задач преподавания литературы.

Современные вариативные программы по литературе дают учителю свободу выбора литературных произведений для чтения и изучения. Так, например, "Программа по литературе. 5-11 классы" под редакцией А.Г. Кутузова выделяет творчество А.И. Куприна в монографическую тему. Данная программа, по которой работают многие словесники, предлагает учителю посвятить изучению темы пять часов и вместе с учащимися выбрать для изучения рассказы Куприна "Листригоны", "Allez!", "Гамбринус", "Изумруд", а также одно из больших произведений: повести "Олеся", "Поединок" или же рассказ "Гранатовый браслет". Предлагаем изучение повести "Поединок" как одного из наиболее совершенных в художественном отношении и наиболее значимых в плане проблематики произведений писателя.

стр. 20


--------------------------------------------------------------------------------

Изучению повести посвящаем 3 урока. На первом уроке звучит рассказ учителя об истории создания произведения и о месте "армейской" темы в творчестве Куприна.

Начав работу над повестью еще в 1902 г., Куприн длительное время напряженно трудился над ней, испытывая значительное воздействие М. Горького, который не просто поддержал и ободрил писателя, но и вдохнул в него уверенность в своих силах. Впервые "Поединок" был напечатан в горьковском "Сборнике товарищества "Знание" за 1905 год" (кн. 6) с посвящением М. Горькому "с чувством истинной дружбы и глубокого уважения".

А.И. Куприн был воспитанником 2-го Московского кадетского корпуса, выпускником Московского Александровского военного училища. В 1890- 1894 гг. будущий писатель служил в 46-м Днепровском пехотном полку, дислоцированном в г. Проскурове Юго-Западного края. Таким образом, важнейшие жизненные впечатления молодости Куприна были тесно связаны с российской армией, ее бытом и проблемами.

Принято считать, что своеобразными эскизами к "Поединку" стали многочисленные ранние рассказы из военного быта - "Дознание" (1894), "Куст сирени" (1894), "Ночлег" (1895), "Ночная смена" (1899), "Поход" (1901), повести "Прапорщик армейский" (1897) и "На переломе" ("Кадеты", 1900). В 1902 г. был написан рассказ "В казарме", который явился первым наброском "Поединка": в переработанном виде этот рассказ вошел в XI главу повести.

Рассказывая о своеобразии жизненного и творческого пути писателя, обратим внимание на то, как сюжет повести соотносится с действительностью. Судьба и жизненные обстоятельства подпоручика Георгия Ромашова и самого Куприна во многом схожи. У героя и автора - одно место рождения (город Наровчат Пензенской губернии), сходные условия воспитания - "сначала пансион, потом кадетский корпус, военное училище". Ромашов тайно пишет повесть "Последний роковой дебют" - юный Куприн был автором рассказа "Последний дебют". Ромашов мечтает поступить в Академию Генерального штаба - подпоручик Куприн сдавал вступительные экзамены в Академию летом 1893 года. И хотя это - лишь внешние черты сходства, но "добрый Ромочка" для Куприна - герой отчасти автобиографический. Тем не менее "Поединок" явно выходит за рамки беллетризованной автобиографии.

На наш взгляд, развитие читательской активности во многом обеспечивается интересом школьников к проблематике произведения. Обращаем внимание учеников на то, что название повести Куприна, ее центральный символ восходят к давней традиции. Ведь дуэль по праву можно считать сквозным мотивом русской прозы XIX века. Предлагаем классу вопрос:

- В каких произведениях русских прозаиков XIX века изображаются поединки? (Неплохо было бы вспомнить не только авторов и названия произведений, но и самих дуэлянтов и даже их секундантов или свидетелей.)

Ученики вспоминают поединки Гринева и Швабрина в "Капитанской дочке", графа и Сильвио в "Выстреле", Печорина и Грушницкого в "Герое нашего времени", Базарова и Павла Кирсанова в "Отцах и детях", Пьера Безухова и Долохова в "Войне и мире", фон Корена и Лаевского в "Дуэли". Продолжая сопоставление произведений разных авторов, предлагаем два варианта домашнего задания, связанного с сопутствующим повторением русской литературы XIX века:

1. Чем отличается изображение поединка у Куприна от изображения дуэли в произведениях других писателей?

2. Почему Куприн, по его же словам, "...хотел дать целую картину дуэли между Ромашовым и Николаевым, а вынужден был ограничиться только одним протоколом секундантов"?

На первом уроке по повести также уместно обратить внимание на особенности ее сюжета и композиции. Событийный ряд в произведениях Куприна чрезвычайно важен для понимания худо-

стр. 21


--------------------------------------------------------------------------------

жественного содержания, писателя без преувеличения можно назвать мастером сюжетосложения.

Истории, рассказанные автором, всегда основаны на жизненных впечатлениях, но они не воспринимаются как простой слепок с действительности. Об этом убедительно пишет И.Г. Минералова: "Практически во всех рассказах Куприна обнаруживается зерно, из которого произрастает сюжет. Так, в "Олесе" автор говорит, что Иван Тимофеевич опубликовал ранее "фельетон с двумя убийствами и одним самоубийством". В "Гранатовом браслете" таким зерном сюжета становится письмо Желткова, объясняющее свойства браслета, а в "Поединке" - название произведения, которое втайне от всех сочиняет Ромашов, - "Последний роковой дебют" (И.Г. Минералова, "Куприн - мастер сюжетосложения", - в кн. "А.П. Чехов. "Дама с собачкой", И.А. Бунин. "Чистый понедельник", А.И. Куприн. "Суламифь". Тексты, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков". - М., 2000. - С. 282).

Не менее важным представляется вопрос о композиции "Поединка". Обратим внимание учеников на то, что в построении повести виден принцип антитезы: застойности армейской среды Куприн противопоставляет динамику духовных исканий Ромашова.

Обсуждая прочитанное, старшеклассники отмечают такую особенность прозы Куприна, как ее драматичность. Драматизм произведений достигается тем, что любовь, как показывает автор, не может быть счастливой, поскольку судьбы героев как бы не совпадают во времени и в пространстве. Характеры героев, проявляющиеся в любви, автор показывает с различных точек зрения, используя, по словам И.Г. Минераловой, своего рода систему зеркал. В "Поединке" даны своеобразные зеркальные сюжетные линии Ромашова и Назанского;

Ромашова и солдата Хлебникова. Любовь Шурочки к Назанскому и Ромашову блистательно передается через звучание хорошо усвоенных ею, но ничего для нее не значащих оборотов речи (письмо Назанскому и гораздо позже - признание Ромашову на пикнике).

Обращаем внимание учеников на то, что у Куприна значительную роль в формировании сюжета играют детали, которые становятся сюжетообразующими и, повторяясь, приобретают символический смысл. В "Поединке" примером такой детали может служить воспоминание о нитке, которой мать привязывала Юрочку, уходя из дома, а он, без сомнения, обладал физической силой, чтобы ее порвать, но не имел к этому воли.

Второй урок начинается с проверки домашнего задания. Учащиеся самостоятельно сопоставляют "поединок" Ромашова и дуэли в произведениях русской классической литературы. По ходу обсуждения предлагаем еще несколько вопросов, которые помогут оживить беседу:

1. Что защищает Ромашов на дуэли?

2. Случайна ли гибель героя?

3. В чем, по-вашему, своеобразие языка и стиля последней главы?

Главная тема второго урока - критический пафос произведения. В "Поединке" этот пафос всеобъемлющ: он, прежде всего, выражается в антиармейской настроенности. Сцены учений, подготовки к параду и самого парада, офицерских собраний, армейского суда даны гротескно, содержат критические обобщения не только об армии, но и об обществе в целом. Как считали современники Куприна, главная причина небывалого успеха "Поединка" в том, что писатель, изображая военную жизнь, ответил на первенствующий интерес времени. Ошеломленное неслыханными поражениями армии и флота в русско-японской войне, общество искало разгадку катастрофы. И повесть Куприна давала ключ к разгадке, тем более что она была написана до войны и не задавалась никакими определенными выводами, а просто рисовала полную и правдивую картину армейской жизни. Такое офицерство, какое изображено в "Поединке", не могло привести к победе.

На этом же уроке подробно анализируются некоторые эпизоды. Предлагаем для разбора первые страницы произведения - вечерние занятия и сцену с сол-

стр. 22


--------------------------------------------------------------------------------

датом-татарином. Отрывок читается в классе учителем или заранее подготовленным учеником, перед чтением записывается вопрос:

- Какие стороны армейской жизни изображает писатель? Как в этом эпизоде проявляется авторское отношение к происходящему?

Отметим одну важную особенность повести: автор отвергает право военной касты управлять и жить так, как она десятилетиями привыкла это делать. Поэтому особое значение в произведении приобрели многочисленные образы армейских офицеров, которым Куприн дает выразительные портретные характеристики и которых показывает в делах и поступках.

Перед нами проходят командир полка Шульгович, который при обходе взводов "ругался матерными словами с... особенной молодеческой виртуозностью"; подполковник Рафальский, кажущийся добрейшей душой и чудаком, но способный выбить горнисту зубы; сгорбленный и обрюзгший ротный командир капитан Слива, не прочитавший за всю жизнь ни одной книги и газеты, бивший солдат "жестоко, до крови, до того, что провинившийся падал с ног под его ударами". Куприн нередко пытается увидеть в этих людях что-то светлое, человеческое, запрятанное глубоко под привычной для всех оболочкой. Этим самым оттеняется то грубое, жестокое и злое, что стало для офицеров повседневной нормой поведения.

В то же время Куприн показывает, что эти свойства людей обусловлены самой средой, обстоятельствами тупой армейской жизни, которая убивает их духовно и разрушает их личности. Возможности и способности людей остаются нереализованными, жизненные цели - неосуществленными. И Куприн протестует против духовного рабства, против нивелирования человеческой личности.

Важным средством развития читательской активности является изучение поэтики художественного текста. На следующем этапе урока анализируем сцену полкового смотра, один из самых ярких эпизодов во всей повести. Классу предлагается задание:

- Проследите, как показывает писатель изменения во внутреннем состоянии героя на протяжении смотра. Какие художественные приемы при этом используются?

Для перечитывания в классе выбираем небольшой отрывок из главы XV - неудачную маршировку солдат Ромашова. Ученики обращают внимание и на восторженный внутренний монолог героя, и на обилие парных эпитетов: "жгучего, ослепительного света", "медные, ликующие крики", "сказочными, горящими цветами", "высокими, счастливыми голосами", "в каком-то радужном, восторженном сне". В кульминационный момент восторга появляется тройной эпитет: "Музыка звучит безумным, героическим, огненным торжеством".

Если тема армии заинтересует учащихся, а такое бывает нередко, попробуем впоследствии связать изучение "Поединка" с произведениями современных прозаиков. В этом случае предложим сообщение "Повесть Куприна и произведения современных писателей об армии". Порекомендуем, например, повести Ю. Полякова "Сто дней до приказа" или С. Каледина "Стройбат".

В качестве домашнего задания предлагается перечитать главы XXI и XXII, посвященные взаимоотношениям главного героя с Назанским и Шурочкой Николаевой, а также ответить на вопрос: "В чем, по-вашему, смысл названия произведения?"

Третий урок посвящается Ромашову и его взаимоотношениям с другими героями повести: Назанским, Шурочкой, солдатом Хлебниковым.

Проверяя выполнение задания, обращаем особое внимание на то, что Куприн самим названием повести говорит о необходимости отстаивать нравственные ценности. Смысл названия произведения многопланов: это и внутренний поединок Ромашова с самим собой, это и поединок со средой, которая "заедает", это и дуэль в буквальном смысле слова, поставившая точку в судьбе молодого офицера.

На заключительном уроке заслушиваются сообщения учащихся. Им следует

стр. 23


--------------------------------------------------------------------------------

уделить особое внимание, ведь разнообразные самостоятельные, творческие работы способствуют развитию читательской активности старшеклассников. В процессе подготовки сообщений, а также в ходе обсуждения снова обращаем внимание на предэкзаменационное повторение произведений русской классической литературы XIX века. Заранее предлагаем такие темы:

1. Прозрение подпоручика Ромашова.

2. Ромашов и солдат Хлебников. Какие мотивы русской классической литературы XIX века воскресают в их отношениях?

3. Ромашов и Назанский.

4. Ромашов и Шурочка Николаева.

5. Традиции Л.Н. Толстого в повести А.И. Куприна "Поединок".

Хотя старшеклассники уже имеют опыт подготовки сообщений, порекомендуем им обратить внимание на некоторые аспекты анализа.

Образ Ромашова дан в повести в динамическом развитии. Поначалу герой пребывает в мире книжных представлений, романтической героики и честолюбивых стремлений. В классе читается небольшой отрывок из главы II (начало отрывка - "Блестящий офицер генерального штаба...", окончание - "Но тотчас же, слабо и виновато улыбнувшись самому себе в темноте, он съежился и продолжал путь"). Постепенно молодой офицер прозревает, и открытие реального мира становится решающим в его судьбе. Пережив душевный кризис, Ромашов выходит на своеобразный поединок с этим миром, он протестует против пошлости и грязи отношений, против жестоких армейских порядков. А дуэль с недалеким Николаевым, которой завершается повесть, становится лишь частным выражением его непримиримого конфликта с действительностью. И в этом поединке с ненавистной ему средой Ромашов оказывается слишком слабым и одиноким, чтобы победить.

Важное место в повести отводится и образам солдат. Куприн с душевной болью пишет о всеобщем равнодушии офицеров к солдатским судьбам. Читатель видит, как роты часами простаивают на плацу, как люди изнуряются муштрой. Глава XVIII открывается сообщением о том, что в роте капитана Осадчего повесился молодой солдат. Готов к самоубийству и рядовой Хлебников, образ которого создан Куприным особенно ярко.

Перечитаем отрывок из сцены ночного разговора Ромашова с Хлебниковым на откосе железной дороги (глава XVI):

"Что-то щелкнуло и забурчало в горле у Хлебникова, но он продолжал молчать. В то же время Ромашов заметил, что солдат дрожит частой, мелкой дрожью: дрожала его голова, дрожали с тихим стуком челюсти. На секунду офицеру сделалось страшно. Эта бессонная лихорадочная ночь, чувство одиночества, ровный, матовый, неживой свет луны, чернеющая глубина выемки под ногами, и рядом с ней молчаливый, обезумевший от побоев солдат, - все, все представилось ему каким-то нелепым, мучительным сновидением, вроде тех снов, которые, должно быть, будут сниться людям в самые последние дни мира. Но вдруг прилив теплого, самозабвенного, бесконечного сострадания охватил его душу. И, чувствуя свое личное горе маленьким и пустячным, чувствуя себя взрослым и умным в сравнении с этим забитым, затравленным человеком, он нежно и крепко обнял Хлебникова за шею, притянул к себе и заговорил горячо, со страстной убедительностью:

- Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик, мне тоже нехорошо, поверь мне. Я ничего не понимаю из того, что делается на свете. Все - какая-то дикая, бессмысленная, жестокая чепуха! Но надо терпеть, мой милый, надо терпеть... Это надо".

Эта великолепная сцена наполнена чувством сострадания, герой Куприна возвышается до всеохватывающего человеколюбия. В поступках Ромашова, в шепоте солдат, вспоминающих сказочные истории, появляются смысл и какое- то душевное спокойствие. Но уже в следующих строках "чувство нелепости, сумбурности, непонятности жизни" продолжает преследовать подпоручика.

Офицер Назанский - одна из самых сложных фигур в повести. При подготов-

стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------

ке сообщения и в ходе обсуждения предложим ученикам следующие вопросы:

1. С какой целью Куприн вводит в повесть Назанского?

2. Можно ли этого героя считать сильной личностью?

3. В какой степени монологи Назанского, в особенности в главе XXI, обогащают проблематику произведения?

Пафос монологов Назанского - это, прежде всего, прославление свободной от оков личности, умение различать истинные жизненные ценности. Но в словах героя повести есть и другое. По мнению Назанского, обладание высокими человеческими качествами - "удел избранников", и эта часть философии героя близка к ницшеанству.

Весьма любопытный разговор может получиться о Шурочке Николаевой. Как правило, старшеклассники высказываются о ней чрезвычайно резко, осуждая ее за предательство и эгоистическую расчетливость, не замечая, что, как и другие герои повести, Шурочка по-своему одинока и страшна в своем отчаянии. Очаровательная, умная, образованная, она терпеливо готовит мужа к экзаменам в академию и хладнокровно ставит влюбленного в нее человека под дуло пистолета.

Обратим внимание учеников на соотнесенность двух центральных образов повести - Ромашова и Шурочки. Куприн показывает два несовместимых понятия о человеке: гуманистическое и эгоцентрическое (Шурочка, может быть, даже ближе к ницшеанскому типу, чем Назанский). И сопоставление это, бесспорно, в пользу Ромашова.

На завершающем этапе урока предлагается вопрос обобщающего характера:

- В чем своеобразие отношения к миру и человеку у Куприна?

В ходе обсуждения ученики отмечают, что Куприн свои симпатии отдал обыкновенному, ничем не примечательному человеку. Автор "Поединка" остро почувствовал, что жизнь должна быть другой, и показал поединок бесчеловечности с добрыми началами в человеке. Ромашов стремится действовать, бороться со злом - и гибнет в поединке с пошлостью, равнодушием, беззаконием.

Старшеклассники приходят к выводу о том, что Куприн интересен современному читателю в первую очередь верой в активные силы человека.

стр. 25

Похожие публикации:



Цитирование документа:

А. Н. Соловьев, К изучению повести А. И. Куприна "Поединок" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207129183&archive= (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии