Односоставные предложения

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© И. В. Гусарова

Односоставные предложения - это структурно- семантический тип простых предложений, грамматическую основу которых составляет один главный член, не являющийся ни определяемым, ни определяющим.

Взбираемся потихоньку на гору и с вершины катимся в овраг (Г. Владимов).

Примечание: Наличие одного главного члена - принципиальное структурное свойство односоставного предложения. Применительно к главному члену односоставного предложения - несоотносительного с другим главным членом - не должны употребляться термины "подлежащее" и "сказуемое".

Среди односоставных выделяются две группы предложений.

I. Глагольные (главный член предложения соотносится со сказуемым )

Новые платья сняли, велели девочкам надеть блузки, а мальчикам старые курточки и велели закладывать линейку

(Л.Н. Толстой).

II. Субстантивные (главный член предложения соотносится с подлежащим)

Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера (Б. Пастернак).

стр. 37


--------------------------------------------------------------------------------

I. Глагольные односоставные предложения

1. Определенно-личные - это предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 1-го или 2- го лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени изъявительного или повелительного наклонения. Сама форма глагола указывает на определенное лицо.

Не хотите ли чаю? (М. Лермонтов)

Цветите, юные! И здоровейте телом! (С. Есенин)

Объеду еще раз и, как вернусь, пойду к генералу и попрошу его (Л.Н. Толстой).

2. Неопределенно-личные - это предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо множественного числа прошедшего времени или сослагательного (условного) наклонения. Обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами.

На лодке молчали (А.Н. Толстой).

Сейчас за вами придут (К. Симонов).

Отвели бы мне участок в шесть соток неподалеку от автозавода (М. Шолохов).

3. Обобщенно-личные - это предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 2-го лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонения либо 1-го (редко!) и 3-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Обозначает действие, потенциально относимое к любому лицу.

Без труда не вынешь рыбку из пруда (пословица).

Береги платье слову, а честь смолоду (пословица).

Что имеем - не храним, потерявши - плачем (пословица).

Цыплят по осени считают (пословица).

4. Безличные - это предложения с одним главным членом, соотносимым со сказуемым, форма которого не выражает значения лица. По строению главный член безличного предложения аналогичен сказуемому двусоставного предложения (простому или составному) и может быть выражен:

1) безличным глаголом;

Уже совсем рассвело ... (К. Федин).

2) личным глаголом в безличном употреблении;

Все громче, громче загрохотало, заухало, заревело по всей реке... (А.Н. Толстой).

3) возвратной формой личного глагола;

Еще чуть брезжится (А. Островский).

4) глаголом бытия, существования в сочетании с родительным падежом имени;

Ветра точно на свете никогда не было (И. Тургенев).

5) краткой формой страдательного причастия;

Как много думало, исполнено так мало (В. Брюсов).

6) неопределенной формой глагола в сочетании с вспомогательным глаголом, местоимением или местоименным наречием;

Вам будет на что посмотреть и подивиться (Н. Островский).

7) словами категории состояния на -о, иногда с примыкающим инфинитивом;

В небесах торжественно и чудно! (М. Лермонтов)

8) словами категории состояния в форме существительного (пора, стыд, грех, досуг, недосуг, жуть, досада, страх, ужас, позор и др.), часто в сочетании с инфинитивом;

Досуг мне разбирать вины твои, щенок! (И. Крылов)

9) словом нет, отрицательными конструкциями.

У меня нет сил. На улице ни души.

5. Инфинитивные предложения - это односоставные предложения, главный член которых выражен независимым инфинитивом. Инфинитивные предложения могут выражать:

1) значение неизбежности действия;

Уж над тобою быть греху. (И. Крылов)

2) значение необходимости, желательности действия;

Теперь-то себя и показать. (Д. Фонвизин).

3) значение невозможности действия;

стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------

Не расти траве после осени, не цвести цветам зимой по снегу (Кольцов)

4) значение императива, приказа, долженствования;

Повесить его! (И. Тургенев)

5) условно-следственные отношения;

Казнить так казнить, миловать так миловать (А. Пушкин)

6) риторический вопрос;

...Ну как не порадеть родному человечку!.. (А. Грибоедов)

7) к модальным значениям могут присоединяться эмоциональные значения: выражение сильного удивления, желания, негодования, возмущения и др.

Улететь бы вольной птицей от всех вас. (А. Чехов)

II. Субстантивные односоставные предложения

* Односоставные предложения такого типа строятся без глагольных форм. Главный член, соотносимый с подлежащим, выражается существительным в форме именительного падежа. Поэтому такие предложения и называются субстантивными (от лат. substantivum - существительное), номинативными (от лат. casus nominativus - именительный падеж).

Номинативные - это именные односоставные предложения с общим значением бытия предмета речи или мысли.

Различаются следующие разновидности номинативных предложений:

1) бытийные (утверждают наличие, существование предмета речи или мысли):

Синее раздолье. Голубые сосны. Золотое поле. Золотые сосны. (А.Фатьянов)

2) указательные (идея бытия, наличия осложняется указанием на предмет речи или мысли при его наличии или появлении; в структурную схему входят частицы вот, вот и ):

Вот мельница. Она уж развалилась... (А. Пушкин)

3) побудительные:

* побудительно-желательные (лексически ограничены, но весьма употребительны в разговорной речи:

Внимание! Привет! Добрый день!

и побудительно-повелительные (обусловлены ситуацией, исключающей многословие, требующей быстрой реакции адресата):

Огонь! (ситуация боя), Скальпель! Шприц! (ситуация операции).

4) оценочно-бытийные (констатируют существование, наличие предметов речи или мысли и содержат их качественную или количественную характеристику; содержат восклицательные частицы какой, что за, ну и и др.):

Какое утро! Что за прелесть! Ну и красотища!

5) собственно-назывные (к ним относятся названия книг, журналов, картин, надписи на вывесках и т. д.):

Аптека (в смысле "здесь помещается аптека").

6)* "именительный представления" (специфическая разновидность номинативных предложений; называет предмет речи или мысли для того, чтобы вызвать представление о нем в сознании собеседника, читателя):

Москва!.. Как много в этом звуке / Для сердца русского слилось! (А. Пушкин)

Примечание. Необходимо отличать односоставные номинативные предложения от неполных двусоставных. Номинативные предложения обладают специфической чертой: обязательным отсутствием в их составе не только сказуемого, но и второстепенных членов группы сказуемого - обстоятельств и дополнений. Наличие хотя бы одного из членов предложения состава сказуемого - показатель двусоставного неполного предложения. Рассмотрим примеры.

Весенний мелкий дождь, слякоть. Плац перед Зимним, дворцом. Под ногами смешанный с грязью и конским пометом снег (В. Шишков).

Первое предложение, бесспорно, односоставное номинативное.

Второе предложение требует анализа: плац (какой?) перед дворцом - несогласованное определение -> предложение односоставное номинативное.

Третье предложение: снег (где?) под ногами - обстоятельство места -> предложение двусоставное неполное.

Еще пример: - Кто твоя мама? - Учитель. Смысл ответа состоит в том, что "моя мама работает учителем". Учитель - составное именное сказуемое с опущенной связкой, следовательно, предложение двусоставное неполное.

стр. 39


--------------------------------------------------------------------------------

Односоставные предложения

Практическая часть

Упражнение N 1. Спишите, вставляя, где это нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите типы простых предложений: односоставное, двусоставное. Выделите в них предикативные (грамматические) центры.

1) Вам (н...) чего бе...покоит...ся. 2) Все в дом... пор...жало глаз своей ч...резмерной скромн...ст...ю. 3) Волну...щ...я история! 4) Комн...та (н...) какой опас...ности в пожарном отн...шени... (н...) представляла. 5) Здесь были пр...стейш.-.e пружины (в) виде железной штанг.... 6) Кредитов отпускают в (н...) д...статоч...ном ко(л, лл)ич...стве. 7) Пров...жа...мые ш...пением они пошли дальше. 8) В красном уг...лке примусов (н...) разв...дили. 9) В ко(р,рр)идорах заш...лестело. 10) Пр...дет...ся ...брить ваши усы. 11) Нер...ных прос...т (н...) см...треть. 12) Инспектор загляд...вая по дорог... в чулан...ч...ки (н...) охотно пр...след...вал дальше. 13) Здесь пахло подг...ревшей кашей. 14) Но ден...ги взял и (н...) пoпp...щ...вш...сь направился к вых...ду. 15) Загляд...вали под кр...вати и под ск...мейки допыт... вались у старуш...к но стула так и (н...) нашли. 16) Выдайте рубль герою труда и запис...вайте на мой (щ, сч)ет. 17) Но пос...деть у вас со вкусом a...с...лютно (н...) (на) чем.

(И. Ильф, Е. Петров)

Упражнение N 2. Спишите, вставляя, где это нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите среди приведенных ниже односоставные определенно-личные предложения. Укажите, чем выражен главный член, соотносимый со сказуемым.

1) Дайте мне ч...лнокдо(сч, щ)...тый с (полу) ...гнивш...ю скам...ей парус серый и к...сматый озн...комле(н, нн)ый с грозой. 2) Люблю дымок сп...ле(н, нн)ой жнивы. 3) Один среди людского шума в...зрос под сенью чуждой я. 4) Проч... проч... слеза п...зорная кипи душа моя! 5) Молча сижу под окошком темниц... . 6) Гл...жу на будущ...ность с бояз...н...ю гл...жу на прошлое с тоской и, как преступник перед каз...н...ю, ищ... кругом души родной. 7) В избушк... поз...нею порою славянка ю(н, нн)ая сидит. 8) (Н...) могу на родине томит...ся проч... отсель, туда, в кр...вавый бой. 9) (Н...) смейся над моей пp...роч...ской тоской. 10) (Н...) грусти дор...гая соседка. 11) Мы снов... встретились с тобой но как мы оба изменились!.. 12) Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ... верный и x- ..лодный. 13) (Н...) медли в дальней ст...роне молю мой друг сп...ши сюда. 14) Были все г...товы заутра бой зате...ть новый и до конца стоять...

(М.Ю. Лермонтов)

Упражнение N 3. 1. Составьте письменно на выбор а) оригинальную (можно шуточную) инструкцию по изготовлению или эксплуатации чего-либо; б) необычный кондитерский или кулинарный рецепт. Используйте в одной из выбранных вами рекомендаций максимальное количество определенно-личных предложений.

2. Графически обозначьте главный член односоставных предложений в получившемся у вас тексте, укажите, чем он выражен. Определите типы односоставных предложений.

Упражнение N 4. Спишите, вставляя, где это нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите среди приведенных ниже односоставные неопределенно-личные предложения. Укажите, чем выражен главный член, соотносимый со сказуемым.

1) Над хв...стунами хоть смеют...ся а часто в д...леже им доли дост...ют...ся. 2) Охотно мы дарим что нам (н...) надобно самим. 3) Уж сколько раз тв...рдили миру что лож... гнус...на вредна. 4) По улицам Слона в...дили. 5) Коль в доме станут в...ровать а нет прилики вору то б...регись клепать или наказ...вать всех сплош... и без разбору. 6) То со...нцем Дерево печ...т то градом то дождем сеч...т и ветром (на) конец то Дерево ел...мило. 7) Ра(з, с)селись нач...ли квартет он все (таки) (на) лад (н...) идет. 8) С(щ, сч)...с...лив кто на чреде тр удит... ся знаменитой: ему и то уж силы пр...дает что подв...гов его св...детель целый свет. 9) Посмотр...ш...: в Тришк...ном кафтане щ...голяют. 10) Кому (то) пр...несли от маст...ра Ларец. 11) Как часто г...ворят в делах: ещ... успею. 12) Скупой т...ря...т все желая все д... стать.

(И.А. Крылов)

Упражнение N 5. 1. Составьте рассказ о каком-либо событии, употребив в нем максимальное количество неопределенно-личных предложений.

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

2. Графически обозначьте главный член односоставных предложений в получившемся у вас тексте, укажите, чем он выражен. Определите тип односоставных предложений.

Упражнение N 6. Спишите, вставляя, где это нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите односоставные обобщенно-личные предложения; графически обозначьте их главный член, укажите, чем он выражен. 1) Встан...ш... ран...ше шагнеш... дал...ше. 2) Под лежачий кам...нь вода (н...) теч...т. 3) Держ... гол...ву в холод... ж...вот в голод... а ноги в тепле. 4) Правда в огне (н...) г...рит и в воде (н...) тон...т. 5) За одно...о бито... двух (н...) битых дают. 6) Св...я ноша (н...) тян...т. 7) Клин клином выш...бают. 8) На всякий роток (н...) накин...ш... платок. 9) Старое старит...ся а молодое р...стет. 10) (Н...) уме...ш... ш...ть золотом бей молотом. 11) Запас к...рмана (н...) трет. 12) По оде...ке встречают по уму пp...в...жают. 13) Бе...до(н, нн)ую боч...ку водой (н...) наполн...ш.... 14) Люб...ш... катат...ся люби и саноч...ки возить. 15) Дело словом (н...) замен...ш... . 16) Что написа(н, нн)о пером (н...) вырубит... топором. 17) Тише ед...ш... дальше буд...ш... . 18) Ч...жим умом в люди (н...) вы...деш... . 19) Снявши голову по волосам (н...) плач...т.

Упражнение N 7. 1. Запишите 8-10 пословиц и поговорок о дружбе, которые являлись бы обобщенно- личными предложениями. Начните вашу подборку со слов: "Нет друга - ищи, нашел - береги". Постарайтесь представить найденные вами пословицы и поговорки в виде связного текста.

2. Графически обозначьте главный член односоставных предложений в получившемся у вас тексте, укажите, чем он выражен.

Упражнение N 8. Спишите, вставляя, где это нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите односоставные безличные предложения; графически обозначьте их главный член, укажите, чем он выражен.

1) Где трудно дыш...т...ся где горе слыш...т...ся будь первый там. 2) (Н...) чьего (н...) прошу сож...ленья да и (н...) кому буд...т ж...леть. 3) (Н...) сказа(н,нн)о лишнего слова наружу (н...) вылито слез. 4) Пот...мнело в глазах душу кинуло в дрож... . 5) Внимая уж... сам войны при каждой новой жертве боя мне жаль (н...) друга (н...) жены мне жаль (н...) самого героя... 6) Нет п...ринки нет кр...ват... да теплы в избе полати. 7) П...рным молоком в воздух... пахн...т. 8) Морозно. р...внины белеют под снегом ч...рнеет...ся лес впереди. 9) (Н...) звука! Душа ум...рает для скорб... для страст... . 10) Ему то было весело то rpyc-..но. 11) Как ве.ле(н, нн)о так ...дела(н, нн)о: ходила с гневом на сер...це а лишнего (н...) молвила словеч...ка (н...) кому. 12) Нет меры хмелю русскому. 13) Ску...но! Ску...но! Ямщик удалой разг...ни (чем) н...будь мою скуку!

(Н.А. Некрасов)

Упражнение N 9. 1. Замените данные ниже двусоставные предложения односоставными безличными и распространите их так, чтобы у вас получился связный рассказ.

2. Графически обозначьте главный член односоставных предложений в получившемся у вас тексте, укажите, чем он выражен.

1) Начинаются сумерки. 2) Наступила темнота. 3) Свежеет воздух. 4) Наступает прохлада. 5) Меня бьет лихорадка. 6) Начался проливной дождь. 7) Ветер вырвал деревья. 8) Ливень размыл дорогу. 9) Дом пахнет сыростью. 10) В саду пахнет жасмин и сирень.

Упражнение N 10. Спишите, вставляя, где это нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите односоставные инфинитивные предложения; графически обозначьте их главный член, укажите его значения.

1) Умом Ро(с, сс)ию (н...) понять аршином общим (н...) измер...ть; у ней особе(н, нн)ая стать - в Ро(с, сс)ию можно только вер...ть (Ф. Тютчев). 2) Уж коли зло пр...сеч... забрать все книги бы да ...жеч.... (А. Грибоедов). 3) Лет до ста р...сти нам без стар...сти (В. Маяковский). 4) Вам бы ...десь до осени пожить (А. Чехов). 5) Пр...советуйте им встретить меня с де(ц, тс)кой любовью и послушан...ем (н...) то (н...) изб...жать им лютой казни (А. Пушкин). 6) Вам (н...) видать таких сражений!.. (М. Лермонтов). 7) Чем мне было удержать его вернуть спасти? (А. Чехов) 8) А вы - стоять на крыльце и (н...) с места. И (н...) кого (н...) впускать в дом сторо(н, нн)его особе(н, нн)о купцов (Н. Гоголь). 9) Молит...ся! У меня в сер...це были пр...клят...я (М. Лермонтов).

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

Упражнение N 11. Спишите, вставляя, где это нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите односоставные номинативные предложения; графически обозначьте их главный член, укажите, чем он выражен. Определите тип остальных предложений.

1) Я и две сестры уч...мся. Маме пр...шлось давать обеды и комнаты. Комнаты дря(н, нн)ые. Студенты жили бедные. Социалисты. 2) Лет семь. Отец стал брать меня в верховые об...езды леснич...ства. Перевал.. Ноч... . Обстигло туманом. 3) Первый дом вспом...на...мый отч...тл...во. Два этажа. Верхний - наш. Нижний - ви(н, нн)ый завод...к. 4) Первая книга. Какая (то) "Птич...н...ца Агафья". Вторая - "Дон Кихот". Вот это книга! 5) Переехали из Багдада в Кутаис. Экзамен в г...мназию. Выдержал. 6) Лето. Потр...сающ...е ко(л, лл)ич...ства гостей. Накапл...вают...ся имени(н, нн)ы. Отец хваста...т...ся моей пам...тью. 7) Перевелся в четвертый класс пятой г...мназии. ед...ниц... слабо разноображ...ва...мые двойками. 8) Бе(л, лл)етристики (н...) пр...знавал соверше(н, нн)о. Философия. Гегель. Естествознан...е. 9) В учил...ще по...вился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. 10) Первое сражение. (В) пл...тную встал вое(н, нн)ый ужас. Отвращение и (н...) нависть к войне.

(В. Маяковский. Я сам)

Упражнение N 12. Спишите, вставляя, где это нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Определите стилистическую роль приведенных ниже номинативных предложений. Укажите их использование: 1) в повествовательных предложениях для передачи быстрой смены событий, явлений; 2) в статических описаниях для создания картины экономными средствами; 3) в эмоционально окрашенной речи для усиления выразительности; 4) в авторских ремарках для характеристики обстановки действия пьесы.

1) Ноч... ул...ца фонарь аптека. Бе...смысле(н, нн)ый и тусклый свет (А. Блок). 2) Удары лязг выстрелы вопли плеск воды разрывы руч.-.ных гранат (А.Н. Толстой). 3) Ярко осв...щ...(н, нн)ая зала. Большой стол накрытый для уж...на (А. Чехов). 4) Весна! Выставляет...ся первая рама (А. Майков). 5) Родные ру(с, сс)кие картины! (Н. Некрасов). 6) Мох да вереск да граниты... (В. Брюсов). 7) Мороз мороз... Великий ру(с, сс)кий холод. Испыт...(н, нн)ый уже союзник наш (В. Ибнер). 8) Эх дороги... Пыль да туман холода тр...воги да степной бур...ян (Л. Ошанин). 9) Год 1812. Лето. Мост через реку Неман. Граница Ро(с, сс)и... (С. Алексеев). 10) Гарибальди! Небо Итали... поход на Рим пропит...(н, нн)ый зап...хом маслич...ной коры страна м...чтаний поэм и нищ...ты (К. Паустовский). 11) Золото холодное луны; зап...х олеандра и левкоя (С. Есенин). 12) Осень глубокая осень! Серое небо ни...кие т...ж...лые обл...ка (С.Т. Аксаков).

Упражнение N 13. 1. Составьте и запишите рассказ- миниатюру на тему "Мой самый яркий школьный день", использовав в нем максимальное количество номинативных предложений.

2. Графически обозначьте главный член односоставных предложений в получившемся у вас тексте, укажите, чем он выражен. Определите тип односоставных предложений.

Упражнение N 14 (обобщающее). Вставьте, где это нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите в тексте односоставные предложения; графически обозначьте главные члены этих предложений, укажите, чем они выражены. Определите типы односоставных предложений.

Под...емы. Спуски. Мелк...лес...е. елоч...ки. Сосны. Иногда под н...гами ск...ль...кий лед. Шагаю возле зарядного ящ...ка номер четыре. Мне трудно и...ти. Я устал.

Ветер. В...юга. Устал..-сть. Все б...тарейц... устали (н...) мен...ше меня. (Н...) которые отстают. Я изо всех силд.-.ржусь. (Н...) отст.-.ю.

Ясный день. Ч...ть тает. С блиндажа ка-па...т.

- (Н...) долет. Перелет. А теперь бра...ц... д...рж...сь! Поп...дан...e.

Пр...вод...тлош...дей. Ц...пля...м свои пушки к передкам и уход...м дли(н, нн)ой проце(с, сс)ией во т...му. По пр...казан...ю команд...вания нам пол...гает...ся совершать свой поход по шо(с, сс)е.

Совсем ст...мнело. За скрипом орудийных к...лес и бр...н...чаньем конской упр...ж... полета (н...) приятельских снарядов поч...ти (н...) слышно да и летят они над нами куда (то) в другую ст...р...ну. Угад...ва...ш... опас...ность по о...дале(н, нн)ому блеску неме...кого ору-

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

дийного выстр...ла и после этого по грох...ту разрыва. Жутко!..

Часть людей разбр...лась по каким (то) пустым броше(н, нн)ым землянкам. Хоч...т...ся пить. Воды нет. Ем снег, как в де...тве.

(В.П. Катаев)

* Какие типы односоставных предложений не встретились в тексте? Самостоятельно составьте и запишите по два примера каждого типа односоставных предложений, отсутствующих в данном тексте. Определите, чем выражен главный член в предложениях каждого типа.

Упражнение N 15. Напишите сочинение на тему "День Победы в Москве" или "Предпраздничный день в Москве", использовав в нем известные вам типы односоставных предложений. Графически обозначьте главный член односоставных предложений. Определите, чем он выражен. Укажите типы односоставных предложений.

стр. 43

Похожие публикации:



Цитирование документа:

И. В. Гусарова, Односоставные предложения // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207128967&archive= (дата обращения: 18.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии