Использование диалоговых технологий в современном уроке литературы

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© С. Э. Берестовицкая

"Искусство жить состоит в искусстве диалога. Человек, владеющий этим, владеет своей жизнью. Это рецепт для сознательного ощущения своей жизни" 1 .

Искусство жить... Не этому ли искусству учит нас русская литература?

Смысл бытия, поиск Бога, истинные и ложные ценности - вот проблемы, которые ставит она перед нами. Искусству жить учим мы на уроках литературы... пытаемся учить... или учимся вместе с учениками... или они нас учат.

Искусство диалога - умение слышать, слушать, прислушиваться, вместе, сообща решать важные проблемы, понимать себя, другого.

Проблема сегодняшнего мира - разобщенность, полярность, нетерпимость людей и мнений. "Чувства добрые" - к миру, человеку, ближнему и дальнему, да и к себе самому - как пробудить их в современном ребенке...

Что такое диалог применительно к уроку литературы?

Поиск в книге ответов на важнейшие вопросы бытия, совместные размышления о вечных проблемах автора и читателя (диалог с писателем); сопоставле-

стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

ние разных точек зрения на эти вечные проблемы (диалог идей); прослеживание связи литературы с другими видами искусств (диалог культур); общение ученика и учителя, учеников друг с другом, цель которого - глубокое личностное осмысление литературного произведения (диалог людей); рефлексия ученика (диалог человека с самим собой). В своей статье расскажу о некоторых методических приемах, при помощи которых реализуется идея диалога.

I

"Нам бы так хотелось еще раз посидеть на уроке литературы, поговорить о смысле жизни, поспорить", - огромное счастье услышать такие слова от своих выпускников. И особенно приятно здесь - не вас послушать, а самим "поговорить, поспорить", ибо самое главное и самое трудное в уроке литературы - диалог ученика и учителя, диалог учеников друг с другом.

В старших классах дети говорить на уроке не хотят. Причин тому несколько:

- не могут найти нужных слов для того, чтобы выразить свое мнение;

- обсуждаемые проблемы не касаются их лично, слишком абстрактны для них, а потому сказать им нечего;

- стесняются класса, учителя и т. д.

Отсюда наша задача - найти в классической литературе ответы на вопросы, волнующие детей сейчас, и в то же время общечеловеческие проблемы, поставленные в произведениях, сделать их проблемами.

Создать атмосферу живого общения поможет интересный вопрос, поставленный учителем, вопрос, на который хотелось бы ответить.

Самоубийство Катерины: слабость, неосознанный протест или единственный выход? Осудить или оправдать 06-ломова вам хочется? Горький, вслед за гуманистами Возрождения, ставит в центр мира человека. Согласны вы с ним? Как объяснить слова Блока: "Я мог бы сжечь все свои произведения, кроме "Стихов о Прекрасной Даме"?

Всегда, когда это возможно, стараюсь обращаться к жизненному и душевному опыту моих учеников.

Мы начинаем разговор о поэзии Осипа Мандельштама:

Дождик ласковый, мелкий и тонкий,

Осторожный, колючий, слепой.

Капли острые скупы и звонки,

И отточен их звук тишиной.

Представьте себе: вечер, идет дождь, вы одни, вам немножко скучно, смутно и хорошо в то же время, вы смотрите на падающие капли. У всех ведь такое было? Иногда прошу рассказать о своих ощущениях, и только потом вместе начинаем обсуждать, о чем это стихотворение.

Хороший прием - строить урок на контрасте, на столкновении противоположных точек зрения. Например, можно начать изучение творчества Владимира Маяковского со статьи Владислава Ходасевича "Декольтированная лошадь". Больше уничтожить Маяковского, как поэта, уже нельзя. Теперь защищать его буду не я, а мои ученики.

Проблемные вопросы рождают споры, которые иногда длятся целый урок. И тут немало сил нужно потратить на то, чтобы научить ребят культуре спора. Свое мнение высказываю последней, обычно после того, как дети меня об этом попросят. Бывает так, что я абсолютно уверена в правильности своей точки зрения, но мы ведь обсуждаем вопросы, не имеющие однозначных ответов. Если ученик заявляет, что смысла жизни не существует, можно ли ответить ему: "Неправильно!"? "Не могу с тобой согласиться", - чаще всего отвечаю я, но не стараюсь переубедить сразу же: впереди еще уроки русской литературы, да и целая жизнь, важно только, чтобы не останавливался человек в своем духовном развитии, чтобы не прекращался его диалог с миром, с самим собой.

II

"После знакомства с русской классической литературой мое отношение к жизни начало меняться. Я стал задумываться над тем, зачем я живу. Становится легче жить, когда понимаешь зачем" (Шабунин Антон. 10 кл.). Жизнь, Смерть, Бог, Любовь, Природа, Искусство - осознать свое отношение к этим категориям - значит создать свою фило-

стр. 33


--------------------------------------------------------------------------------

софию жизни. Она необходима, ибо "если целая сложная жизнь многих людей проходит бессознательно, то эта жизнь как бы не была" (Л.Н. Толстой).

Как помочь ребенку вступить в диалог с самим собой?

Начинаю с того, что прошу учеников определить понятия, о которых будем говорить на уроке.

Вот несколько примеров.

8 класс

Человек - повелитель на Земле и ничтожный раб Космоса.

Смерть - это тьма, уносящая любовь людей.

Душа - хранитель совести.

Грусть - диалог с душой.

11 класс

Поэзия - молитва, песня, шепот душевный.

Поэзия - самовыражение души, чуткое восприятие каждого явления мира, своеобразное видение жизни, нечто глубоко интимное, личное.

Иногда вместо определения может получиться лирическая миниатюра.

Романова Саша (8 кл.) о любви и страсти:

"Песок. Горячий песок, жесткий, по которому идешь куда-то и надеешься, что сейчас - вон за тем поворотом - все кончится, а то, что останется, будет прекрасно. Но идешь, идешь, и ничего не прекрасно. А только песок, горячий и жесткий, как страсть. Он отдает ногам свой жар, а сам требует чего-то взамен. А ты идешь, усталый, идти жарко и больно, и хочется опустить ноги в прохладную воду, хочется, чтобы подул ветерок, - любви хочется, а не страсти, всепоглощающей, как песок..."

Разумеется, такое задание должно быть органично в уроке. Мы изучаем лирику Пушкина. В начале каждой темы, прежде чем говорить о том, чем была для Пушкина дружба, как он понимал свободу, как относился к жизни и смерти, прошу ребят дать свое определение. Мы вновь вернемся к нему в конце урока. Сравним. Многие задумаются.

Говорим о философской лирике Пушкина. "Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?" - задаю им этот пушкинский вопрос. Многие улыбаются, совсем не знают, что ответить, говорят банальности, видно, что думали над ним один-два человека.

Весь десятый класс будем искать ответы у Толстого, Достоевского, Чехова. Закончу этот раздел цитатой одиннадцатиклассницы Лялиной Ольги: "Я думаю, чем больше будет проходить времени, тем чаще мы будем вспоминать, как обсуждали вместе, что такое любовь, честь, настоящая дружба. Я думаю, уроки литературы научили нас глубже понимать жизненные ценности, разбудили наши души".

III

Всякое лирическое произведение есть диалог с собой, погружение в себя. Поэтическим талантом, безусловно, обладают не все. Но написать хотя бы одно хорошее стихотворение или создать лирическую миниатюру может каждый. Ведь лирика - это самовыражение личности, твой собственный, неповторимый взгляд на мир, твое переживание мгновения.

Ночь

Ночь. Темная стеклянная печаль. Я чувствую грусть, чувствую весь мир. На улице темно и тихо. Синее, почти черное небо, словно шалью, окутало землю. Мне кажется, таинственность земли можно понять только ночью. Сегодня мне не спится, и я не хочу уснуть, я хочу лежать и думать обо всем сразу.

Ефимова Татьяна. 8 кл.

Вечер. Звезды. Ночь темна.

От заката до рассвета на небе луна.

Отражаясь в море темно-голубом,

Уносит мои мысли далеко.

И не слышно больше трели соловья,

И не слышно плеска бурного ручья.

Только ветер навевает грусть-тоску,

И не знать улыбки больше грустному лицу.

Каданер Мария. 8 кл.

Полдень

Лето. Жарко. Волны неба

Чуть колышет ветер слабый.

Нет покоя. Душно. Страшно.

Солнце плавит даже камни.

Полдень, вечер, полдень снова -

Золото по небосводу.

Ослепляет, отражаясь

В миллионах окон, стекол...

Страшно. Жарко. Нет покоя.

Шипицина Ольга. 9 кл.

Есть произведения, после подробного изучения которых можно дать детям задание написать нечто похожее, конечно, не целый роман или повесть, но отрывок,

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------

одну главу. Может быть, вы озаглавите ее так:

- Самое яркое впечатление моего детства.

- Первый ужас.

- Я люблю.

- Счастье и т.д.

Замечательные работы получаются даже у тех, кто обычно пишет на "З".

Я смотрю на лица детей. Они становятся красивыми, одухотворенными. Погружаясь в счастливые, грустные, смешные, трогательные воспоминания своего детства, они преображаются.

Счастье

Давно я не испытывала этого чувства. Были только одномоментные его проблески, и на фоне реальной жизни они растворялись в одночасье. Маленькой я редко видела родителей, потому что, когда я просыпалась, они уже были на работе и возвращались, когда я уже спала.

Но был один момент нашей жизни, который я запомнила навсегда... Июль. Утро. На улице очень тепло. Мы всей семьей собираемся на дачу. Папа пьет кофе, мама собирает вещи. Я сижу на стуле и созерцаю эту картину. И в этот момент я люблю мою семью, как никогда.

Вдруг по радио я слышу эти слова: "...чувство беспредельного счастья ..." Они глубоко проникли мне в душу. И каждый раз, когда я вспоминаю эти слова, мною овладевает та детская любовь ко всему миру, и я ощущаю то самое чувство - чувство беспредельного счастья.

Петрова Анна. 10 кл.

В трилогии Л.Н. Толстого "Детство. Отрочество. Юность" главный герой Николенька Иртеньев решил написать правила жизни, что оказалось очень трудно. Обсудив эту главу, прошу ребят, естественно, когда с классом складываются доверительные отношения, написать свои "Правила жизни". Сначала они сопротивляются, потом какое-то время напряженно думают, и один за другим начинают писать. Эта работа не только раскрывает мне их, но и раскрывает их самим себе.

Вот что написал умный, интересный, нестандартно мыслящий мальчик:

Правила жизни

1. Я разрешаю миру жить так, как ему вздумается, но и себе тоже что-то вроде этого.

2. Жизнь - книга, ты - автор, пиши себе на здоровье.

3. Momento mori - уготовься.

4. Ты не тело, ты ego - душа.

5. Уничтожай желание. Во всем надо знать меру, и в нем тоже.

6. Не стремись к счастью, как птица к полету.

7. Не уходи от жизни слишком далеко, иначе ничего не добьешься в ней, и не завись от нее, иначе ты никогда не узнаешь, что такое свобода.

А вот работа скромной, незаметной, всегда молчаливой девочки:

Правила жизни

1. Никогда не суди о людях по первому впечатлению, потому что в дальнейшем человек, показавшийся хорошим, может оказаться предателем и лицемером.

2. Имей гордость и воспитывай в себе сильную волю. Слушайся разума, а не чувства. Чувство безрассудно.

3. Если твоя душа ранена, умей достойно перенести это, умей сам залечить свою рану.

4. Поделись своим горем только с тем, кому полностью доверяешь.

5. Умей скрывать свои чувства, когда это необходимо.

6. Главное в человеке не внешняя красота, а душевная.

В первой работе есть и эпатаж, и самолюбование, но и оригинальность мысли, во второй - серьезность, вдумчивость, душевный опыт. Две работы - две личности.

К творческим работам мы обращаемся, когда изучаем "Стихотворения в прозе" И. Тургенева, рассказы И. Бунина, стихи С. Есенина.

IV

Литература, в особенности русская, очень настойчива в размышлениях над основными философскими, этическими категориями. "...На уроках литературы мы видим (и должны помочь увидеть это учащимся!), что все наши писатели мучительно думают об одном, по-разному, естественно, решая ту или иную проблему, но постоянно имея друг друга в виду" 2 , - пишет И.С. Грачева. Нужно, чтобы этот диалог идей был услышан и осмыслен учениками. Как организовать работу?

Вот один из приемов: составление таблицы. В чем видели предназначение поэта, как определяли поэзию Державин, Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Некрасов, поэты- символисты? Прошу подготовить групповые или индивидуальные выступления. Во время выступлений класс записывает цитаты и выводы.

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

Приведу пример.

Мы заканчиваем разговор о сонетах Петрарки (это конец I четверти 9-го класса). За два месяца ученики познакомились с творчеством трех поэтов, писавших главным образом о любви. Это древнегреческая поэтесса Сапфо, древнеримский поэт Гай Валерий Катулл и итальянский поэт раннего Возрождения Петрарка. Как не похожа их любовная лирика! В чем же различие их отношения к любви? Ответим на несколько вопросов и ответы эти запишем в таблицу.

Мы обязательно вернемся к этой таблице, возможно, продолжим ее, когда будем говорить о сонетах Шекспира, о любовной лирике Байрона, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Некрасова, о любви в произведениях Тургенева, Достоевского, Толстого, Бунина, Куприна. Естественно, здесь появятся новые вопросы, новые графы в таблице. Дети редко пишут удачные сочинения о любви. Обычно начинаются эти сочинения стандартно: "Любовь - это такое светлое чувство..." А всегда ли светлое? Ведь бывает и темная страсть, и мучения, и "поединок роковой". Как отличить страсть от любви, любовь от влюбленности, почему мы так часто "того всего вернее губим, кто сердцу нашему милей"? Теперь все эти вопросы, в 16 лет особенно волнующие, ребята смогут обсудить не на бытовом уровне, не на примерах из жизни, а размышляя над произведениями классической литературы. Тогда, сопоставив отношение к любви Толстого, Чехова, Бунина, Куприна, они смогут создать первую в своей жизни философию любви.

VI

Собственно, каждый урок литературы - это диалог с поэтом, писателем. Словесники знают, что поэзию изучать в школе всегда немножко труднее, чем прозу, поскольку она требует эмоционального отклика, душевного сопереживания.

В своей практике я использую особую форму урока - поэтическую мастерскую. Она дает возможность глубокого личностного постижения творчества изучаемого поэта. (Сразу оговорюсь, что это не классическая французская мастерская, используются лишь ее элементы.)

Работа эта проводится тогда, когда мы обращаемся к творчеству поэта впервые, и тогда, когда у нас всего 1-2 часа на знакомство с поэтом.




Сапфо
Катулл
Петрарка

1. Радость или муки приносит любовь?
Любовь - светлая радость: "...со мною, покуда люблю, солнечный свет, радостный, неразлучен".
Любовь - мука, страдание. Любовь - ненависть: "И ненавижу ее и люблю..."
Любовь - светлая мука: "О сладостная боль воспоминаний..."

2. Любовь поэта - возвышенное поклонение или земная страсть?
Любовь и земная, и небесная: "Мне не кажется трудным до неба дотронуться..."; "И душе все нет отрады, И устам нет поцелуя".
Земная страсть: "Ныне ж расколото сердце. Шутя, ты его расколола. Лесбия, страсть и печаль Сердце разбили мое..."
Идеальная возвышенная любовь: "Я припадал к ее стопам в стихах, Сердечным жаром наполняя звуки, И сам с собою пребывал в разлуке: Сам - на земле, а думы - в облаках".

3. Каков образ любимой (любимого)?
Возлюбленный лучше всех на земле: "А по мне на черной земле всех краше только любимый".
Возлюбленная - земная, грешная, порочная женщина: "По ее вине иссушилось сердце..."
Возлюбленная - недостижимое божество: "...равных на земле не знала Мадонна, чудо - смертных посреди..."


стр. 36


--------------------------------------------------------------------------------

Архилох, Сапфо, Феогнид, трубадуры, ваганты, Рудаки, Саади, Омар Хайям, Франсуа Вийон - как построить разговор об этих поэтах, чтобы ученики не только могли составить представление об их творчестве, но и действительно вступить в диалог с ними?

Я делаю следующее: выбираю 10-15 самых ярких, интересных стихотворений, читаю их сама или составляю композицию (часто с использованием музыки), которую исполняют дети; на доске записываю задание:

1. Выпишите самые яркие, запомнившиеся, понравившиеся строчки.

2. Выпишите слова, которые часто встречаются в стихах.

3. О чем пишет поэт (темы стихов) ?

4. Какие чувства рождают в вас эти стихи?

5. Какая это поэзия? Подберите эпитеты.

6. Что можно сказать о характере и судьбе поэта по его стихам?

7. Музыкальные ассоциации.

8. Цветовые ассоциации.

9. Литературные ассоциации.

10. Понравились ли стихи? Чем? Затем ученики читают то, что у них получилось, записывают понравившиеся мысли своих одноклассников. После обсуждения кратко рассказываю о судьбе поэта, чтобы ребята могли убедиться в правильности или ошибочности своих догадок. Подвожу некоторые итоги. Результатом урока должна стать письменная работа, отражающая впечатление от прозвучавших стихов. Назвать ее я прошу цитатой из произведений поэта, строчкой, которая раскрывала бы что-то очень важное в творчестве поэта, как понял это ученик.

Вот несколько примеров таких работ. Еще раз напомню, что они результат первого знакомства с поэтом.

"Вольнолюбивого бога Ареса я верный

служитель,

Также и сладостный дар Муз хорошо

мне знаком".

Архилох - воин. С детства его преследовала нужда. Он привык глотать пыль дорог чужих стран, вражеских колесниц, привык нести смерь и убегать от нее. Именно войны, лишения сделали его поэтом и дали ему мудрость, сформировали его личность, его острый ум. Только лица смерти заставили его полюбить жизнь: "Мы - живые. Доля павших - хуже доли не найти". Он не привязан к войне, он совсем не жесток, он может наслаждаться прекрасной стороной жизни. Но его профессия - быть грубым и беспощадным к врагам и обидчикам, он - воин - и это дает ему право "злом отплачивать ужасным тем, кто зло мне причинил". Его поэзия - это поэзия воина, она груба, правдива, она бичует человеческие пороки. Его стихи - это боевые шеренги,

Петров Александр. 11 кл.

"Мне не кажется трудным до неба дотронуться..."

Сапфо... Какое легкое, воздушное имя... Само слово дает уже целый образ. Что-то простое и нежное, ласковое и доброе звучит в этом имени. У Сапфо был дар от природы; она видела во всем светлую сторону. Любовь к жизни, красота души человека, гармония - вот то, о чем писала Сапфо. Светлая, легкая, нежная, воздушная, радостная, изящная - слова, которыми можно рассказать о ней. Цвета ее стихов: белый, золотистый, розовый, оранжевый, И цвета, которые создала сама природа: цвет спелой ржи, молодой весенней листвы, яркой, переливающейся на солнце капли, белокурых облаков и солнца, дающего жизнь.

Мне стихи Сапфо очень нравятся. Какой контраст между драматическими произведениями Гомера, где полно смертей и крови, творчеством Архилоха, где страсть соседствует с горькой иронией и сарказмом, и радостными, почти воздушными стихотворениями Сапфо! Я согласна, что нужна суровость, нужна реальность, но иногда этой суровости и реальности становится слишком много! Ведь месть и смерть, война и рабство - все это так страшно и омерзительно, что хочется уйти от этого мира. Уйти хоть ненадолго от обмана и порока, от бессердечия и жестокости туда, где лишь свет и радость, доброта и ласка. В мир, созданный Сапфо.

Ляшева Марина. 8 кл.

VII

Л.Д. Фураева назвала уроки словесности уроками сотворения "самовитого" слова. Когда в ребенке пробуждается желание творить, вызванное соприкосновением с художественным миром автора, - что может быть дороже для учителя. Самые большие удачи для меня - творческие работы учеников - переводы, подражания, стихотворения. "Текст нужно "изведать" - прожить, прочувствовать, понять. Тогда итогом труда и творческих усилий читателя станет... произведение " (С.В. Миненко) 3 . Беру на себя смелость предложить вашему вниманию несколько таких произведений.

стр. 37


--------------------------------------------------------------------------------

Гусев Михаил. 8 кл. Перевод стихотворения Г. Гейне "Лорелея":

Понять не могу я, что значит

Печаль моя... И, словно сон,

Все не уходит из памяти

Сказка старых времен.

Воздух прозрачен. Играет

Волнами тихо река,

На солнце вечернем пылает

Гора, уходя в облака.

И там, в высоте, на вершине,

Где не достигнет волна,

фея сидит и кудри,

Расчесывает она.

Сидит наверху, прекрасная,

С расческою золотой.

Чудесная и неясная

Песня летит над водой.

Охваченный скорбью странной,

Не в силах постичь красоту,

Рыбак не смотрит на камни,

Он смотрит наверх - в высоту...

Волны сомкнутся в пене...

Рыбак, навеки прощай!

Своим упоительным пением

Сгубила тебя Лореляй!

Романова Саша. 9 кл.

Стихи, созданные под влиянием античной поэзии:

Друг, ни о чем не жалей,

Что б у тебя ни случилось,

Что б ни стряслось над тобой -

Ты ни о чем не жалей.

Как, ничего не боясь,

Листья с деревьев слетают,

Так же и мы отойдем,

Это не страшно, поверь.

Друг мой, не надо искать,

Как отомстить за обиду...

Раз лишь прости - и поймешь,

Как это сладко - прощать.

А знаешь, я поняла,

Куда утром деваются звезды:

Они закрывают глаза,

Чтобы не видеть всех нас.

Шипицына Ольга. 8 кл. По мотивам Сапфо:

Если бы я умела рисовать,

Я нарисовала бы картину

Сиреневую, с голубыми просветами,

А посередине - черный круг золы.

Если бы я умела петь,

Я спела бы песню, повторяя которую,

Ты бы плакал и смеялся одновременно.

Если бы я умела писать,

Я бы написала рассказ, полный тихой любви.

А пока я умею только плакать, смеяться и

любить.

А еще сожалеть о том, чего никогда

не может быть.

Бабкина Кира. 8 кл. Подражание Феогниду:

Друг мой, богатым не быть

Не значит не быть человеком.

Лучшим не должен быть тот,

Чей кошелек пополней.

VIII

"Образование - школа быстрейших ассоциаций", - говорила Ираида Серафимовна Грачева, известный в Санкт-Петербурге учитель словесности.

Диалог культур - то новое, что активно внедряется сейчас в школьную программу. На своих уроках стараюсь выстраивать несколько цепочек ассоциативных связей.

Древнерусская литература - русская литература XVIII - XX вв.

Русская литература - зарубежная литература.

Литература - музыка - живопись - архитектура - театр.

Литература - философия - религия.

Например, в 8-м классе мы начинаем разговор о философии Гуманизма (когда в центр мира, вместо Бога, ставится человек), прослеживаем кризис Гуманизма в трагедиях Шекспира (9 кл.), обращаем внимание на русского героя - носителя этой философии и развенчание ее в романах Достоевского, Толстого (10 кл.). Спорим с гуманистом Горьким и его героями, видим трагическое торжество этой философии в истории XX в. (11 кл.) и, наконец, формируем собственный взгляд на проблему гуманизма.

Диалог культур лежит в основе интереснейшей формы урока - творческого зачета, которого, в отличие от обыкновенного зачета, всегда с нетерпением ждут ученики.

Творческий зачет - это урок-праздник, это яркое событие в жизни класса, а иногда и школы, то, что, уже став взрослыми, выпускники обязательно вспомнят, рассказывая кому-то о своей школьной жизни. Но настоящий праздник получается только тогда, когда к нему тща-

стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------

тельно готовятся. Это очень важно. Наши уроки должны воспитывать хороший вкус, формировать тонкое эстетическое чувство, а потому плохо подготовленные задания, неотрепетированные сценки, невыразительное чтение стихов просто недопустимы.

К творческому зачету мы всегда готовимся вместе: репетируем, сочиняем, подбираем костюмы, придумываем прически.

Коротко расскажу о методике проведения такого зачета.

Обычно он завершает большую тему. На зачете дети должны показать свои знания, умения строить ответ, выразительно читать стихи, анализировать произведения, поэтические, музыкальные, актерские и режиссерские способности. Поскольку это зачет, то в нем принимают участие все. Класс делится на несколько групп, каждая примерно за месяц до зачета получает задание и распределяет его между всеми членами команды.

Каждая тема требует своих заданий, но вот те, которые использую почти всегда:

- Из какого произведения эти строки?

- Кто из героев произносит эти слова?

- Какому поэту принадлежат эти строки?

- Почему вы так решили?

- Представьте обложку произведения или замершую сцену из него, другие команды должны назвать произведение.

- Составьте мини-композицию по стихам поэта. Дайте ей название, подберите музыку.

- Поразмышляйте над стихотворением.

- Напишите подражание или свое литературное произведение, связанное с темой творческого зачета.

- Напишите несколько ассоциаций к стихам, так, чтобы другие команды могли угадать стихотворение (это может относиться и к прозе).

- Музыкальный или художественный конкурс (например, исполнить музыкальное произведение, написанное на одно из стихотворений А.С. Пушкина, или нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Фета).

- Театральный конкурс (отрывок из прозаического произведения, сцена или монолог из драмы).

Более подробно расскажу о творческом зачете "Классицизм. Сентиметализм. Романтизм".

На доске - записи:

Классицизм
Сентиментализм
Романтизм

Разум прекрасней всего, Что только ни есть в человеке. Феогнид
Мы, может быть, обязаны чувству самыми высокими достижениями ума.

Вовенарг
Сфера романтизма - таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазией. Белинский

Учитесь мыслить вы, Затем уже писать.

Буало
Человек велик своим чувством.

Руссо


Класс разделен на три творческие группы. Зачет проходит в форме соревнования творческих групп.

1. Учитель читает три отрывка из художественных произведений, принадлежащих сентиментализму, классицизму и романтизму. Группам дается следующее задание: определить, к какому литературному направлению принадлежит это произведение и обосновать свой ответ, назвать основные черты этого литературного направления, его родину, поэтов и писателей, основных его представителей.

2. Группам было предложено в качестве домашнего задания сделать фотографию-портрет в стиле сентиментализма, классицизма и романтизма. На творческом зачете ребята должны защищать свой портрет.

3. Ученики читают небольшие литературные произведения собственного сочинения, написанные в стиле сентиментализма, классицизма или романтизма. Другим ребятам дается задание: назвать литературное направление, которому подражали их товарищи.

стр. 39


--------------------------------------------------------------------------------

4. Учитель говорит о том, что в нашем сознании, в первую очередь, три поэта ассоциируются с романтизмом: Дж.-Г. Байрон, К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский. Сейчас прозвучат их стихи. (Группам было дано задание: составить мини- композицию по стихам одного из поэтов (каждой группе был предложен свой поэт), озаглавить ее, подобрать музыку, поработать над выразительным чтением стихов.)

5. Показ отрывков из произведений различных литературных направлений. Ребята выбрали следующие произведения: повести "Бедная Лиза" и "Наталья - боярская дочь" Карамзина, комедии "Дон Жуан" Мольера и "Недоросль" Фонвизина, трагедию "Коварство и любовь" Шиллера и драму Лермонтова "Маскарад". Конечно, репетируем мы вместе.

IX

Последнее, на чем остановлюсь, - это атмосфера урока. Здесь хочется вспомнить пушкинские строки: "Блажен, кто знает сладострастье высоких мыслей и стихов". Наслаждение умной мыслью, художественным словом, общением на темы высокие, небытовые, духовную радость - вот что должен нести урок литературы.

"Русская литература, - пишет одиннадцатиклассница, - научила меня смотреть на жизнь и смерть с философской точки зрения, с ее помощью я нашла веру в себя и Бога, она помогла мне воспитать в себе человека, способного искать путь к истине, к самосовершенствованию, помогла установить для себя твердые законы жизни и постоянную систему ценностей. Наконец, я нашла веру в добро, научилась понимать и писать стихи".

Эти слова говорят о том, что диалог с Литературой не был напрасным, что прочитанное, а затем произнесенное на уроке Слово было услышано и понято и человек уже ступил на трудный и благодатный путь постижения "искусства жить".


--------------------------------------------------------------------------------

1 Калинаускас И.Н. Жить надо! // Вопросы философии. - 1992. - N 11.

2 Грачева И.С. Уроки русской литературы. - Санкт- Петербург, 1993. - С. 19, 27.

3 "И пальцы просятся к перу, перо к бумаге...". - Санкт- Петербург, 1997. - С. 8.

стр. 40

Похожие публикации:



Цитирование документа:

С. Э. Берестовицкая, Использование диалоговых технологий в современном уроке литературы // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207128818&archive= (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии