Примерное планирование работы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Д. Беднарская

В VIII классе на уроках русского языка учащиеся изучают синтаксис словосочетания, простого и осложненного предложения. Программа предусматривает систематизацию, углубление и обобщение сведений по стилистике и синонимике, культуре речи, знакомство с некоторыми общими сведениями

о языке. Выполнение заданий помогает учащимся понять, что система пунктуации опирается на теоретические сведения о строении предложения. Изучая структуру синтаксических единиц, восьмиклассники учатся осознанно употреблять тот или иной тип предложения в разных типах текста, в устной и письменной речи, полно, глубоко, образно выражать свою мысль в разных стилях речи адекватно конкретным ситуациям.

Наряду с теоретическими сведениями, большое внимание уделяется функционированию синтаксических единиц, т.е. последовательно и целенаправленно отмечается роль синтаксических единиц в речи и тексте, что позволяет показать их многозначность, дать восьмикласснику возможность осознать особенности реализации их потенциальных возможностей. Задания имеют в основном развивающую направленность и предусматривают выполнение разнообразных письменных работ: сочинений разных типов, изложений с предварительным анализом текста, изложений с элементами сочинения, обучающих диктантов и т.д.

В течение учебного года продолжается систематическая работа над изучением текста, его анализом. Некоторые задания по анализу художественного текста предполагают интеграцию уроков русского языка и литературы. Анализ текста предусматривает системное повторение ранее изученного материала.

В отличие от других учебников и пособий по синтаксису, многие упражнения требуют более глубокого анализа синтаксических единиц, имеют развивающую направленность, заставляют размышлять, искать и находить системные связи между, казалось бы, разнородными лингвистическими явлениями, формируют умения наблюдать и сопоставлять различные факты языка и речи, подыскивать нужный синоним в зависимости от ситуации речи и ее задач, объяснять оттенки в значении синтаксических синонимов.

Многие задания ориентированы на формирование пунктуационной грамотности, основой которой является понимание структуры синтаксических единиц. В центре внимания остается и совершенствование орфографической грамотности. В большинстве упражнений наряду с заданиями по синтаксису предусмотрены задания по орфографии и морфемике, по обогащению словарного запаса учащихся.

Разнообразие заданий позволяет учитывать уровень подготовки учащихся, обеспечивает дифференцированное обучение. Планирование поможет учителю выделить задания, обязательные для всех, и факультативные, которые могут быть использованы в процессе индивидуальной и самостоятельной работы восьмиклассников.

Особенностью курса является использование рабочей тетради, которая является составной частью комплекса для углубленного изучения русского языка. Она используется при самостоятельной и индивидуальной работе. Задания в рабочей тетради не заменяют системы письменных работ (нельзя выработать прочные навыки орфографии и пунктуации без списывания, записей под диктовку и т.д.), а лишь дополняют ее.

Предлагаемое распределение материала носит примерный характер. Учитель

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

вправе самостоятельно планировать свою деятельность.

Значком (Р) отмечаются задания, направленные на развитие речи. Они предусмотрены в той или иной форме на каждом уроке.

На изучение русского языка в VIII классе с учетом часов, отводимых на углубленное изучение предмета, отводится 130 часов. При работе с учебником в некоторых случаях предусматривается конспектирование теоретического материала, рассуждения на лингвистическую тему, дискуссия.

Планирование уроков сопровождается методическими рекомендациями, пояснениями трудных теоретических вопросов, различными алгоритмами, помогающими учителю обобщить и систематизировать изучаемый материал.

Задания предусматривают углубленное изучение синтаксических явлений не только в форме проведения лингвистических наблюдений, в них включены элементы лингвистического эксперимента, которые сопровождаются развернутыми рассуждениями на лингвистические темы.

I ЧЕТВЕРТЬ

27+9 = 36 ч

Вспомним изученное!

Урок 1. (Р) Комплексный анализ текста. С., з.1. Восьмиклассники повторяют порядок анализа текста (с. 7). Обобщаются, систематизируются знания о разделах науки о языке. Ученики вспоминают виды грамматического разбора. Н/д: з. 2, 7. Р.т., з. 1.

Урок 2. Понятие о синтаксисе и пунктуации. У., пар. 186. С., з. 3, 5, 6. Н/д: з. 4, 8. Р.т., з. 2. Повторение понятий "слово и предложение", "слово в словосочетании", "словосочетание в предложении", "предложение в тексте". (Р) Предлагаются задания, предусматривающие лингвистический эксперимент и лингвистическую интуицию (з. 7).

Урок 3. Виды связи между словами и предложениями. У., пар. 187. С., з. 9, 11, 14, 15. Н/д: з. 10, 12. Р.т., з. З. Повторяются и обобщаются полученные ранее знания о связях между словами в предложении и между предложениями в тексте. Устанавливается общее и различное между ними.

(Р) Рассуждение на лингвистическую тему (з. 9), включающее элементы дискуссии. На материале лингвистических терминов проводится повторение фразеологии и этимологии.

Урок 4. Способы подчинительной связи. У., пар. 188. С., з. 13, 16, 17. Н/д: з. 18. Р.т., з. 4, 5. На основе лингвистического эксперимента даются понятия о согласовании, управлении (о морфологической принадлежности главного и зависимого слова, о формах зависимых слов при согласовании и управлении), постоянно проявляются системные связи между понятиями "компоненты словосочетания" и "второстепенные члены предложения".

Урок 5. Способы подчинительной связи. Примыкание. У., пар. 188. С., з. 19, 21. Н/д: з. 20. Р.т., кроссбух 1. Учащиеся знакомятся с примыканием, систематизируют примыкающие части речи. Сведения о способах подчинительной связи обобщаются на основе анализа текста.

(Р) Комплексный анализ текста можно провести в форме самостоятельной или контрольной работы.

Словосочетание

Урок 6. Порядок синтаксического разбора словосочетания. Основные виды словосочетаний. Морфологическая характеристика словосочетаний. У., пар. 189. С., з. 22, 23, 23, 25 (по 2 - 3 слова из каждого задания). Н/д: з. 26. Р.т., з. 8, 9. Закладываются основы анализа словосочетания как синтаксической единицы.

(Р) Упражнения на конструирование сочетаются со словарной работой, так как лексическое наполнение словосочетаний включает трудные в орфографическом отношении слова, которые являются принадлежностью преимущественно публицистического и научного стилей речи. Наряду с лексическим значением этих слов, выясняются их дистрибутив-

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

ные возможности. Продолжается работа с синонимичными подчинительными и сочинительными словосочетаниями.

(Р) Выполняя домашнее задание, учащиеся повторяют тему "Паронимы", работают со словарем.

Урок 7. Схемы словосочетаний. С., з. 27, 28, 30, 33. Н/д: з. 31, 32. Р.т., з. 6, 11. Восьмиклассники учатся абстрагироваться от лексического наполнения словосочетаний и строить их схемы. Работа с синтаксическими синонимами: словосочетаниями с подчинительной и сочинительной связями. Используются словарные слова лексического минимума VIII класса.

Повторение: сопоставление морфемного и буквенного состава слова в игровой форме.

Урок 8. Вычленение словосочетания из предложения. С., з. 35, 36, 37. Н/д: з. 34, 38. Р.т., з. 10, 12. Теоретическая и практическая основа осознанного разбора предложения по членам: чтобы правильно определить второстепенный член предложения, надо увидеть его в качестве зависимого компонента словосочетания.

(Р) Работа по культуре речи - сопоставление свободных словосочетаний с фразеологическими.

Урок 9. Синтаксические связи в словосочетании. Орфографическая работа.

С" з. 40, 44, 42, 43. Н/д: з. 46. Р.т., з. 7, 17. В словосочетания включаются или словарные слова, или разные части речи с изученными орфограммами. Можно произвести подробный орфографический анализ слов из з. 42 или 43 перед написанием или после написания обучающего диктанта.

(Р) Продолжается знакомство с синтаксической синонимией. Синонимичные словосочетания вводятся в предложение и текст.

Урок 10. Повторение. Орфографическая работа. С., з. 39, 41, 45, 47. Н/д: подобрать 10 цельных словосочетаний и составить с ними 5 предложений, подчеркнуть в них члены предложения. Р.т., з. 8, 13.

Продолжается орфографическая работа (чередование о // а и е // и в корне), совершенствование культуры речи. Обращается внимание на словосочетания с отношениями совместности, синонимичные сочинительным, на употребление этих словосочетаний в предложении в качестве нерасчлененного подлежащего и в роли двух членов предложения:

подлежащего и дополнения.

Урок 11. Цельные словосочетания. У., пар. 190. С., з.48 (1-5), 50, 52 (работа над заданием начинается в классе и продолжается дома). Н/д: з. 52, 51. Р.т., з. 14, 15. Можно классифицировать самые частотные цельные словосочетания: фразеологизмы, количественно-именные, с отношениями выделительными и совместности.

(Р) Большое внимание уделим конструированию, работе по развитию речи (з. 50, 51).

Дома восьмиклассники готовятся к сочинению-рассуждению, подбирают фразеологизмы и цельные словосочетания, чтобы использовать их в тезисе или выводе сочинения, а также в аргументах. Темы сочинений: "Мертвой природы не существует", "Земля - наш общий дом", "За что мы любим братьев наших меньших", "Природа не прощает ошибок" и т.д.

Урок 12. (Р) Сочинение на основе подготовленных материалов. 5-7 мин посвящается обсуждению выбранных тем, самых удачных фразеологизмов и цельных словосочетаний, общему анализу композиции. Сочинение дописывается дома. Р.т., кроссворд 1.

Предложение

Урок 13. Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. У., пар. 191.С., з. 53, 54, 55. Н/д: з. 56. Р. т., з. 18, 19. Цель урока - подвести теоретическую базу под многолетние эмпирические наблюдения учащихся над предложениями самой разной структуры, поэтому важно добиться понимания грамматической сущности основных признаков предложения.

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

(Р) В процессе анализа текста з. 53 ученики должны увидеть системную связь синтаксических единиц: слова - словосочетания - предложения - текста, осознать их взаимодействие.

Знакомая тема "Виды предложений по цели высказывания" также осознается в теоретическом аспекте.

(Р) Выполняя з. 55, учащиеся должны не только исправить речевую ошибку, но и найти ее причину, сформулировать, в чем именно она заключается.

Урок 14. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. У., пар. 192, 193. С., з. 57, 69, 63. Н/д: з. 70. Р.т., з. 22. Цель урока - показать, что классификации предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске имеют разные логические основания и не должны быть совмещены (это одна из типичных школьных ошибок).

(Р) Восьмиклассники сопоставляют поэтические тексты, анализируют их, обращают внимание на эмоциональный фон и на языковые способы его создания. Стихотворение Е.А. Евтушенко можно прочитать в двух интонационных вариантах, объяснить и сформулировать разницу в восприятии этого произведения. Важно показать, почему стихотворение А.А. Фета не может быть прочитано без эмоциональной окраски, варьирования мелодики и темпа чтения. Ученики должны убедиться, что по цели высказывания эти эмоционально окрашенные предложения являются повествовательными. Урок заканчивается орфографической работой (з. 63).

Урок 15. (Р) Виды предложений по эмоциональной окраске. У., пар. 193. С., з. 61, 64, 65. Н/д: з. 58, 59, 60. Цель урока: показать функционирование в речи побудительных и вопросительных предложений, познакомить с особенностями риторического вопроса, связать употребление этих предложений с их стилистической принадлежностью (художественный и публицистический стили). Подробно комментируются пунктограммы конца предложения. Урок заканчивается заданием, предполагающим проявление языковой интуиции (з. 65).

Объем домашнего задания можно сократить и, если позволит время, провести соревнование, предлагаемое в з. 59, в классе.

Урок 16. (Р) Изложение с предварительным анализом текста. С., з. 66.

Урок 17. Повторение.

(Р) Развитие речи. Работа по совершенствованию культуры речи совмещается с анализом текста - з. 62, 71. На вопросы 1 и 2 учащиеся отвечают письменно, заканчивая эту работу дома.

Простое предложение

Урок 18. Порядок синтаксического разбора простого предложения. Основные типы простого предложения. У., пар. 194. С" з. 73, 75. Н/д: з. 74.

Урок совмещает в себе элементы повторения и пропедевтики. Учащиеся знакомятся с порядком синтаксического разбора простого предложения, выясняют знакомые им признаки предложения, усваивают понятие о составе и осложнении простого предложения.

Под руководством учителя проводится синтаксический разбор. Часть урока посвящается обучающему диктанту и синтаксическому анализу предложений из него.

Урок 19. Смысловой центр предложения. У., пар. 195. С., з. 76, 78, 79, 80. Н/д: з. 79. Р.т., з. 20, 21 (Р).

Восьмиклассники знакомятся с коммуникативной характеристикой предложения, с его членением на данное и новое, тему и рему в процессе анализа текста. Одновременно идет повторение языковых средств, связывающих предложения в текстах цепной и параллельной структуры. Эмпирический опыт, полученный при анализе текстов в предыдущих классах, находит теоретическое обоснование.

(Р) Анализ сочетается с собственным конструированием текста по образцу. Работа над з. 79 начинается в классе и продолжается дома: учащиеся предлагают несколько вариантов продолжения текста, а дома выбирают один из них.

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

Они учатся давать коммуникативную характеристику и монологической, и диалогической формам речи.

Урок 20. Смысловой центр предложения. С., з. 81, 82, 83, 84. Н/д: з. 90, 91. (Р) Изучаются различные средства актуального членения: варьирование логического ударения, инверсии в монологе и диалоге, различные виды повторов. Систематизируются знания о различных средствах языка, при помощи которых выделяются смысловые центры предложений.

Урок 21. Порядок слов в предложении. У., пар. 196. С., з. 85, 86, 91. Н/д: з. 87.

Цель урока: обобщить на лингвистической основе разнородные знания о роли порядка слов в предложении и художественном тексте, полученные ранее при анализе текстов.

(Р) Проводится анализ отдельных предложений, выбранных из прозаических и поэтических произведений, затем анализ сверхфразового единства и наконец стихотворения А. Н. Майкова, над коммуникативным членением которого учащиеся работали дома.

Урок 22. Логическое ударение. У., пар. 197. С., з. 88, 89. Обобщается тема "Смысловой центр предложения". (Р) После тренировочных упражнений учитель предлагает стихотворение, в котором учащиеся выделяют смысловые центры при помощи логического ударения. Учитель обращает внимание на варьирование логического ударения. Урок можно закончить словарным самодиктантом с взаимопроверкой. Н/д: подготовиться к сочинению о дружбе.

Урок 23. (Р) Сочинение. Примерные темы: "Устарела ли истина: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты"?", "Нет страшнее пустыни, чем жизнь без друзей", "То, что идет от сердца, до сердца и доходит", "Единственный способ иметь друга - самому быть им".

Урок начинается с обсуждения тем, определения типа речи будущего сочинения, формулирования вариантов тезисов, подбора синонимов, Сочинение учащиеся дописывают дома.

Урок 24. Главные члены предложения. Подлежащее. У., пар. 198, 199. С., з. 92, 93, 95. Н/д: 94. Р. т., з. 23 (1).

Цель уроков - систематизировать и обобщить сведения о подлежащем и сказуемом, показать многообразие способов их выражения. Учащиеся получают сведения о типовой семантике главных и второстепенных членов, отрабатывают навык различения омонимичных форм именительного и винительного падежей. В задании 95 даются примеры трудных случаев выделения подлежащего на семантической основе. (Р) Выполнение задания сопровождаем рассуждением на лингвистическую тему.

Урок 25. Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное сказуемое. У., пар. 200, 201. С., з. 97, 98. Н/д: з. 99. Р.т., з. 23 (2).

Учащиеся получают общее представление о типах сказуемого. Рассуждения о процедуре вычленения сказуемого сопровождаются повторением морфологических признаков глаголов. На уроках 24 и 25 восьмиклассники учатся составлять вертикальные схемы простого предложения.

Урок 26. Обучающий диктант с взаимопроверкой и анализом. С., з. 96, 104. Повторение спряжения глагола. (Р) Н/д: придумать и записать загадки, в составе которых есть глаголы. Произвести морфологический разбор двух глаголов.

Урок 27. Составное глагольное сказуемое. У., пар. 202, 203. С., з. 100, 101, 103 (1, 2, 3, 4), 102. Н/д: з. 103 (4-12). Р.т., з. 24.

(Р) Одновременно с изучением составного глагольного сказуемого учащиеся знакомятся с вариантами согласования глагольного сказуемого с подлежащим. Необходимо обратить внимание учащихся на глагольные связки, выписать самые частотные из них на доске и предложить заучить их.

(Р) Выполнение заданий сопровождается рассуждениями на лингвистическую тему (по предложенным вопросам).

Урок 28. Составное именное сказуемое. У., пар. 204. С., з. 106, 107 (1-6), 108. Н/д: з. 111. Р. т., 3.25.

Изучение одной из самых сложных тем синтаксиса простого предложения

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

проще начинать с формальной стороны: выписать на доске типы связок, предупредить, что эти связки надо выучить, обратить внимание на то, что связки в глагольном и именном составных сказуемых не повторяются, кроме связки стать, указать на самые частотные формы выражения именной части (прилагательное, причастие, существительное).

(Р) Обращаем внимание на то, что составное глагольное сказуемое функционирует в повествовании, а составное именное - в описании. Выполнение з. 109 сопровождается рассуждениями на лингвистическую тему: как различать связку в составе составного сказуемого и омонимичное простое глагольное сказуемое.

Урок 29. Обучающий диктант с предварительным анализом текста. С., з. 112, 110. Н/д: з. 105. Р. т., з. 26. (Р)

Перед диктантом проводится краткий анализ текста по плану и по предложенным заданиям.

Урок 30. Тире между подлежащим и сказуемым. У., пар. 205. С., з. 113, 114, 115 (1). Н/д: з. 115 (11), 116. Р. т., 3.27. (Р)

Эта пунктограмма известна учащимся с пятого класса, но в восьмом она осознается на базе теоретических знаний, связывается со структурой грамматической основы предложения, типом речи - описанием, стилями - художественным, научным, публицистическим. Важно показать роль тире в поэтическом тексте как средства экспрессивного синтаксиса. Анализ отрывка из стихотворения М.И. Цветаевой можно углубить, предложив подобрать дома похожие фрагменты из ее произведений.

Урок 31. Тире между подлежащим и сказуемым. С., з. 117, 120, 121, 119. Н/Д: з. 118. Р.т., з. 28. (Р)

Закрепление сопровождается углублением знаний о способах выражения составного именного сказуемого. После словарной работы (з. 116), толкования "этимологизмов" (з. 117), учащиеся конструируют предложения с частицами это, как и др. в составе составного именного сказуемого, знакомятся с трудными случаями выражения подлежащего (з. 121).

Урок 32. Повторение. С., з. 123, 122. Н/д: (Р) подготовиться к сочинению-рассуждению. Р.т., з. 29.

На уроке проводится анализ стихотворения И.А. Бунина и классификационная работа, обобщающая знания о сказуемом.

Урок 33. (Р) Сочинение-рассуждение на одну из тем: "Язык - первоэлемент литературы" (М. Горький), "Словарь - это вселенная в алфавитном порядке" (А. Франс). Учитель может выбрать з. 125.

Уроки 34-35. Контрольный диктант и его анализ.

Память - одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого.

Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы его сожмете вторично - часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает памятью.

Память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс, именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно, путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки, бытовые навыки, семейные навыки, общественные институты.

Память - преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. "Беспамятный" - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а значит, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих.

Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. (По Д.С. Лихачеву.) 151 слово.

Грамматические задания.

Общее: подчеркнуть главные члены предложения, в которых употреблено тире.

I вариант. Произвести морфемный разбор слов безответственность, запоминается.

II вариант. Произвести морфемный разбор слов отсутствием, прошедшее.

Произвести морфологический разбор этих слов по вариантам.

Урок 36. (Р) Анализ текста стихотворения М.И. Цветаевой - з. 124.

стр. 60

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. Д. Беднарская, Примерное планирование работы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207128751&archive= (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии