"Вот тебе и цифры!" (Рассказ И. А. Бунина "Цифры" на уроках литературы в 7 классе)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Г. В. Пранцова

В литературном образовании учащихся 7 класса в качестве основного направления работы по формированию у них теоретико-литературных знаний обозначено следующее: "изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы"'. Содержание программы, включающее в себя произведения самых различных авторов, в достаточной мере позволяет дать учащимся представление о литературном герое, о способах его характеристики (портретной, "поведенческой", автохарактеристике и др.).

Творчество И.А. Бунина для семиклассников представлено довольно широко и разнообразно: это и рассказы ("Цифры", "Лапти"), и стихотворения.

Рассказ "Цифры" - и одно из самых ярких художественных произведений в курсе литературы 7 класса, и, вне всякого сомнения, одно из самых сложных в

стр. 21


--------------------------------------------------------------------------------

плане методического решения уроков по его изучению.

В произведении в полной мере раскрылся психологизм Бунина - его писательский интерес к всевозможным проявлениям внутренней жизни человека. Основу повествования составляет жизненно-психологическая ситуация. Герой- рассказчик несет в душе чувство вины за то, что позволил себе когда-то давно без особой на то причины омрачить радость ребенка. Он жаждет успокоить свою совесть, свою мятущуюся душу в излияниях, адресованных племяннику, обиженному им.

Диапазон словесно-художественных средств, позволяющих И.А. Бунину отразить внутреннюю жизнь человека как впрямую, так и косвенно, весьма широк. Здесь и особая композиция (ретроспективная), и форма повествования от первого лица с ярко выраженным исповедальным началом, что требует своеобразного речевого оформления. В этой связи при изучении рассказа предпочтение, по нашему мнению, должно отдаваться работе лингворечевого плана.

Наряду с вопросами, выявляющими общие представления школьников о дяде и племяннике, о причинах возникшего вдруг конфликта, значительное место на уроке следует отвести работе со словом. Обращение к лексическому уровню организации текста рассказа (отбор и группировка слов и выражений) позволит "войти" в произведение - раскрыть особенности характеров героев, анализируя их поступки, "поведенческие" мотивы, выявить идею, авторскую позицию - через его форму.

Характер такого рода работы определяет в значительной мере специфику деятельности учащихся, способы ее организации. Урок по структуре должен представлять собой урок-исследование. Класс делится на три группы, каждая из которых, выполняя свое задание, изучает, с обозначенной точки зрения, весь текст рассказа, устанавливая при этом зависимость тех или иных реакций конкретного персонажа от степени углубления конфликта. В процессе этого у школьников формируются не только умение работы со словом, но и навыки выборочно-направленного анализа текста.

Учащимся предлагается найти и выписать те слова, выражения, которые передают психологические реакции дяди (1-я группа) и племянника (2-я группа) на ссору, а также реакцию бабушки и мамы мальчика на возникновение и развитие конфликта (3-я группа).

В качестве примеров выражения в слове поведения дяди после ссоры семиклассники выпишут, например, следующие слова и обороты, причем четко разграничивая их на те, которые показывают проявления и состояния внутреннего плана (мысли, чувства, переживания), и те, которые передают внешние, физические действия персонажа: "совершаю... великий грех - лишаю тебя счастья"; "вредно, не полагается баловать детей"; "мне было стыдно"; "хотелось встать с места, распахнуть дверь в детскую и сразу... пресечь твои страдания"; "сжалось сердце"; "зажигал папироску, не поднимая глаз на бабушку"; "соврал"; "твердо отрезал"; "сказал, досадливо морщась"; "пожал плечом и сделал вид, что больше не замечаю тебя"; "кинулся... дернул за руку, да так, что ты волчком перевернулся передо мною, крепко и с наслаждением шлепнул" и т.д.

При комментировании лексики, передающей внутренние и внешние проявления главного героя, о которых он сам и повествует (самохарактеристика), следует подвести учащихся к пониманию того, что разграничение ведется не случайно. Несовпадение этих проявлений свидетельствует о той внутренней борьбе, которая происходит в душе дяди, о его противоречивом характере. С одной стороны, он, как всякий "очень умный дядя", "выдерживает характер", не идет ни на какие уступки, а напротив, всем своим поведением старается подчеркнуть безразличие к тому, как реагирует Женя на отказ удовлетворить его желание. С другой - как дядя, чуткий, любящий племянника, мучается, наблюдая детское горе. "Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех - лишаю тебя счастья, радости... Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не

стр. 22


--------------------------------------------------------------------------------

полагается баловать детей" - вот слова, которые передают и причину "слишком крупной ссоры" и источник нравственных мучений героя-рассказчика.

Какой же дядя: жестокий или добрый? А может быть, и жестокий, и добрый? Возможно ли сочетание таких качеств в человеке? Прав ли герой, выдерживая характер до конца? Чего это стоило ему? Чем вызвана его исповедь? На эти и подобные вопросы готовы ответить учащиеся после наблюдения над лексикой, при этом они весьма удачно включают в свою речь наиболее яркие, точные бунинские слова и обороты.

Не менее важен для понимания характера рассказчика (в роли которого выступает дядя), а особенно для постижения идейного содержания произведения "диалогический пласт", в частности, тот, который представляет собой воображаемые диалоги, имеющие обобщенную, философскую направленность. В центре внимания на уроке обязательно должен оказаться самый глубокий из них, позволяющий подвести учащихся к пониманию основной мысли рассказа, авторской позиции.

"Счастье, счастье!

Ты открыл утром глаза, переполненный жаждой счастья. И с детской доверчивостью, с открытым сердцем кинулся к жизни: скорее, скорее!

Но жизнь ответила:

- Потерпи.

- Ну пожалуйста! - воскликнул ты страстно.

- Замолчи, иначе ничего не получишь!

- Ну погоди же! - крикнул ты злобно.

И на время смолк.

Но сердце твое буйствовало.

Но и тут не дрогнул ни один мускул на лице жизни...

Смирись, смирись! И ты смирился" 2 .

Наблюдая за репликами и ремарками в диалоге, школьники должны отметить, что "психологическую" лексику содержат только ремарки, поясняющие слова ребенка. Почему? И только ли конкретного ребенка? А может быть, вообще любого человека, который хочет получить от жизни что-то сразу, не считаясь ни с кем и ни с чем? Чем можно объяснить использование повтора слов? Одинакова ли цель каждого из этих повторов? Проследите словесный ряд: "Счастье, счастье!" - "Потерпи". - "Замолчи, иначе ничего не получишь!" - "Смирись, смирись!" Соотнесите его с содержанием рассказа. Какую жизненную науку заключают в себе эти слова? Попытайтесь сформулировать основную мысль произведения.

В процессе анализа необходимо обратить внимание учащихся на то, что самохарактеристика не единственный способ раскрытия характера героя, его "поведенческих" мотивов. Есть еще и такой способ, как косвенная характеристика персонажа. В этом случае о внутреннем мире персонажа "сообщается" от другого лица. В "Цифрах" читательское представление о характере мальчика складывается из того, что рассказывает дядя о его реакции на ссору, причем только о внешних проявлениях этой реакции (жесты, движения, интонации и т.п.).

Дерзкое, отчаянное, бурное поведение ребенка стало следствием отказа дяди удовлетворить просьбу немедленно: "закричал... тонким голоском"; "вихрем понесся в зал"; "придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всех сил ногами в пол и при этом... звонко вскрикивать"; "начал играть с мучительным наслаждением роль умирающего"; "кричать... уже не хочется, голос охрип... все равно кричал и кричал" и т.д. Внешние проявления чувств мальчика вполне раскрывают то, что испытывает Женя, впервые натолкнувшись на удар судьбы: "Потерпи". В его реакции - и обида на дядю, и горечь от того, что цифры он не научится писать сегодня и сейчас, и непонимание того, что в жизни может быть вот так...

Поведение мальчика создает определенное представление о его характере, нетерпеливом, даже, как может показаться школьникам, эгоистичном и в чем-то агрессивном. В этой связи, анализируя реакцию ребенка на "слишком крупную ссору", нужно обратить внимание школьников не только и не столько на то, как эти качества проявляются (по-

стр. 23


--------------------------------------------------------------------------------

детски, непосредственно и в то же время оскорбительно для окружающих), а на то, как их воспринимают (понимают) окружающие, особенно дядя. Для близких мальчика его вызывающее поведение - это прежде всего "страдание" от первого удара судьбы, который всегда тем сильнее, чем "пленительнее мечта". Взрослые дают ребенку "перестрадать свое горе". Почему?

Необходимо подчеркнуть, что дерзкое поведение ребенка вовсе не означает, что негативные черты "перейдут" во "взрослый" характер: Женя, повзрослев, совершенно забыл о случае с цифрами. И сделали это, по мнению рассказчика, не годы, а готовность и способность ребенка упиваться исполненной все-таки мечтой: "Перестрадав свое горе, твое сердце с новой страстью вернулось к заветной мечте... И вечером, как только эта мечта овладела тобою, ты забыл и свою обиду, и свое самолюбие, и свое твердое решение всю жизнь ненавидеть меня".

Отношение бабушки и мамы к конфликту между дядей и племянником рассматривается в сопоставлении. Если реакция мамы, пытающейся быть беспристрастной, почти однозначна: не следует потакать ребенку, то реакция бабушки иная. Какова она? Какие художественные детали помогают раскрыть ее? Прежде всего, бабушке жалко внука, ей не по душе ссора. Она пытается предотвратить ее: "... не приставай к дяде". Когда же конфликт произошел, бабушка тяжело переживает его. Об этом красноречиво говорит описание ее внутреннего состояния через мимику, позу, движения: "Ее сердце рвалось в детскую, но... она крепилась, смотрела из-под дрожащих бровей на потемневшую улицу..."; у нее "задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро колотить чайной ложкой по столу...".

Защищает ли бабушка внука? Осуждает ли она сына? Почему открыто не встает на сторону ребенка, не позволяет своей жалости выплеснуться наружу? Можно ли назвать позицию бабушки позицией наблюдателя? Каким образом пытается она устранить конфликт?

Следует перечитать диалог бабушки и внука, предварительно проанализировав ремарки. Это поможет школьникам понять, насколько мудра, терпелива бабушка, как она, натолкнувшись на жестокость ребенка, сумела сдержать себя (чего нельзя сказать о дяде), погасить агрессию мальчика и подтолкнуть его к примирению.

Можно ли считать, что, смиряя внука, бабушка прибегает к запрещенному приему? Проанализируйте ее последний аргумент в споре с мальчиком: " - А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками? Да что пенал! Пенал - туда-сюда. А цифры? Ведь уже этого не купишь ни за какие деньги. Впрочем, - прибавила она, - делай, как знаешь. Сиди тут один в темноте". По какой "самой чувствительной струне" сердца мальчика ударила бабушка? Какой жизненный урок преподнесла она ребенку? Как он, этот урок, связан с основной мыслью рассказа?

Последняя глава рассказа, повествующая о примирении, важна для понимания идеи произведения и авторских намерений, поэтому целесообразнее будет проанализировать ее коллективно. Семиклассникам предлагается при чтении выделить слова и обороты, передающие психическое состояние дяди и племянника после заключения мира. Как же осуществляется героями переход к миру и согласию? Кому из них труднее дается быстрая смена настроения? Почему? Состояние дяди в "мирный период" нельзя рассматривать однозначно. Вот он наслаждается "радостью, с нежностью обоняя запах... волос" мальчика.

Но лишь за мгновение до этого у него было "притворно- печальное лицо", в то время как Женя "покорным, деликатным, осторожным... старался быть", "жадно ловил... каждое слово". Что дает такое противопоставление для понимания характеров взрослого и ребенка? У взрослых труднее происходит смена настроений, они менее естественны в проявлении своих чувств, для них характерны нарочитость, "сделанность" форм поведения, маска "очень умного дяди".

Но, наверное, писатель хотел сказать не только об этом. Не случайно ведь бу-

стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------

нинский рассказ по своей форме представляет исповедь, монолог. Но монолог героя вовсе не требует сиюминутного речевого отклика, хотя он и содержит инклюзив, проявляющийся в вопросах, адресованных племяннику, перед которым и винится герой-рассказчик, и в репликах-вопросах Жени, слушающего исповедь. Внимание к такому характеру повествования, к "обращенно-монологической речи" (В.Е. Хализев), позволит подвести учащихся к пониманию того, что является главным в рассказе. Каковы они, взаимоотношения взрослых и детей? Что должно лежать в их основе? Что вообще необходимо для общения людей: какие качества характера, какие человеческие "умения"? В каких отношениях должны состоять чуткое сердце взрослого и "мудрое правило" воспитания? Вот вопросы, которые подведут школьников, постигших особенности характеров героев, к пониманию идеи рассказа.

Продолжением (а вернее, завершением) работы над произведением может стать создание учащимися высказывания-отзыва о рассказе И.А. Бунина "Цифры" или же высказывания, которое бы содержало анализ "поведенческих" мотивов автора (ученика) в какой-то жизненной ситуации.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Программно-методические материалы. Литература. 5-11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. - М., 1998. - С. 30.

2 Бунин И.А. Цифры // Литература: Учеб. хрестоматия для 7 кл. сред. шк. / Авт.-сост. В.Я. Коровина. - М., 1993. - С. 187-188.

стр. 25

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Г. В. Пранцова, "Вот тебе и цифры!" (Рассказ И. А. Бунина "Цифры" на уроках литературы в 7 классе) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207128392&archive= (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии