"НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ..." В. В. МАЯКОВСКОГО. УРОК СЛОВЕСНОСТИ В VII КЛАССЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. А. ЗАЙЦЕВА

найти другие работы автора

1. Работа над заголовком. Прогнозирование.

- Прочитайте внимательно заголовок. О чем, по вашему мнению, может идти речь в стихотворении? (О приключении, о чем-то необычном, особенном, загадочном, таинственном.)

- Для чего автор в заголовке указывает время и место действия, а в подзаголовке дает даже точный адрес? (Он хочет показать, что все необычайное было действительно.)

Вывод: значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты.

2. Послушайте внимательно чтение стихотворения. Отметьте изменение интонации.

3. Работа с текстом. Восприятие и истолкование.

- Оправдались ли наши первоначальные предположения?

- Что реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении?

- О чем оно? Можете ли вы сформулировать основную мысль? (Это стихотворение о необыкновенной встрече поэта с солнцем. Основная мысль в том, что каждый должен выполнять свою работу. В том, что назначение поэта - помогать людям, нести им радость, "солнце лить свое".)

- Прочитайте выразительно первую часть стихотворения. Подумайте: какую картину рисует автор и какие приемы помогают ему в этом? (В этой части используются гиперболы ("в сто сорок солнц закат пылал") и метафоры ("закат пылал"). Они помогают автору передать невыносимость жары. Для этого он повторяет слово жара, добавляя: "жара плыла".)

- Обратимся к толковому словарю и выясним значение слова плыла.

Значения заранее записаны на доске или кто-то из учеников работает со словарем.

Плыть - 1. Передвигаться по поверхности воды или в воде. 2. Ехать на судне или ином плавучем средстве. 3. перен. Плавно двигаться или плавно распространяться. 4. перен. Представляться взору движущимся или кружащимся. 5. Переливаться через край.

- В каком значении употреблено здесь слово плыла! Какой образ помогает создать это слово? (Что-то зыбкое, едва колышущееся медленно надвигается и заполняет собой все вокруг.)

- Как в этой части представлено солнце? Его работа? (Солнце названо нейтрально, а его работа - это медленный, верный, утомительный и однообразный труд: "и день за днем"; "спускалось солнце каждый раз, медленно и верно"; "завтра снова ... вставало". Оно медленно спускается в "дыру", чтобы завтра "снова мир залить".)

- Обратимся к толковому словарю за объяснением значения слова залить.

Залить - 1. Покрыть сплошь водой или иной жидкостью. 2. Испачкать жидким. 3. Потушить водой. 4. Наполнить что-нибудь жидким, густеющим, твердеющим. 5. Налить, наполнив что-нибудь.

- В каком значении автор использует в своем стихотворении глагол залить? (Залить - покрыть сплошь. Это слово в данном значении помогает автору передать невыносимость жары. Она проникла всюду, от нее нет спасения. Два образа: "жара плыла" и "залить мир" - проникают друг в друга. Жара плывет, чтобы залить мир.)

- Какое чувство возникает у человека во время такой жары? Соотносится ли наше представление с чувствами героя стихотворения? (Он разгневан, зол и срывает это зло на солнце.)

- Меняется ли авторское отношение к солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце в этой части? (Автор называет его "дармоедом, занеженным в облаках". Он сетует на то, что ему (герою) некогда от-

стр. 75


--------------------------------------------------------------------------------

дохнуть. Тяжесть своего труда он передает с помощью фразеологизма "не зная ни зим ни лет", т. е. без отдыха. Герой раздражен и гнев свой выражает с помощью просторечных слов: "Слазь!", "шляться в пекло".)

- Нет ли другого чувства у героя? (Он сменил гнев на милость и обратился к солнцу с просьбой зайти к нему в гости. И здесь он называет солнце уже вежливо: "златолобо".)

- Какие чувства вызывает у нас эта часть? Можете ли вы объяснить, чем они вызваны? (Мы улыбаемся, когда герой обращается к солнцу, понимаем нелепость ситуации. Нарушение стилистического единства помогает автору создать юмористический эффект.)

На доске записано определение слова каламбур - "прием, основанный на звуковом сходстве слов или словосочетаний, совершенно различных по значению, игра слов. Используется для создания комического эффекта".

- Одинаковы ли значения слова заходить в следующем отрывке?

... чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!
Объясним эти значения. (Заходить в первом случае - значит скрываться за горизонтом, падать в "дыру". А во втором случае - приглашение в гости.)

- Обратимся к толковому словарю и найдем там подтверждение этому.

Зайти - 1. Побывать где-нибудь, посетить кого-нибудь. 2. Прийти куда-нибудь за чем-нибудь, чтобы взять с собой. 3. Подойти непрямо, обходя со стороны. 4. Идя, попасть куда-нибудь далеко, за какой-нибудь предел. 5. Возникнуть, начаться (о речи).

- Найдите в тексте еще примеры каламбура. Для чего он используется? (В словах солнца: "гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!" Каламбур помогает создать юмористическую картину. Мы видим испуганного поэта и его гостя, важное солнце.)

- Как передан испуг поэта? Чем он вызван? (Восклицательные предложения "Что я наделал! Я погиб!" передают неподдельный страх поэта, вызванный необычным гостем. А гипербола создает картину, вызвавшую ужас поэта: какое-то чудовище шагает к нему, раскинув "луч-шаги". Гость вваливается. Метафора "солнца масса" создает образ большого, массивного существа, от которого не спрячешься: гость проник в окошки, в двери, в щель. В обращении к солнцу тоже проявляется взволнованность поэта, он теперь называет его "светило", подчеркивая уважение.)

- Что создает автор с помощью стилистически сниженной лексики?

Черт дернул дерзости мои
орать ему...
(В этих словах слышится осуждение самого себя за невыдержанность. И теперь герою придется за свою грубость поплатиться. Он понимает это, поэтому "ретируясь задом", садится на уголок скамьи: "Боюсь - не вышло б хуже!")

- В чем смысл разговора поэта с солнцем? Как в этой части решается вопрос о "изнеженном дармоеде"? В каком лексическом значении использует автор слово светить?

Светить - 1. Излучать свет. 2. Направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно. 3. Казаться привлекательным, заманчивым.

(Солнце беседует с поэтом о своей работе и внушает ему уверенность в нужности дела: светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою миссию выполнить до конца. Слово светить автор использует в значении "направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно", т. е. в значении освещать дорогу, путь, указывать направление. Поэт понимает, что солнце не "дармоед", а великий труженик.)

- Как меняются взаимоотношения героев? (Солнце теперь стало поэту другом, он с ним на "ты", бьет того по плечу, называет товарищем. У них одна цель.)

- В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение? (Это стихотворение о высокой миссии поэта. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им уви-

стр. 76


--------------------------------------------------------------------------------

деть черное в "сером хламе" мира, чтобы искоренить это черное.)

- Как звучат последние строки: "Стена теней, ночей тюрьма..."? Какой прием помогает понять великое назначение поэта и поэзии? (Развернутая метафора "Стена теней, ночей тюрьма", "солнц двустволка" помогает увидеть конец серого мира благодаря поэзии, освещающей путь человечеству. Поэтому в этой части так много светлого, сияющего: "солнц двустволка", "сияй", "во всю светаю мочь", "светить".)

- Что означают слова кутерьма и трезвонится? Какие новые образы вносят они в стихотворение?

Кутерьма - суматоха, беспорядок.

(Беспорядок из солнца и стихов, становящийся гармонией жизни, несущий жизнь, свет.)

Трезвонится - звонит во все колокола.

(Эти слова помогают раскрыть идею стихотворения: поэзия должна быть солнцем, а поэт должен не только освещать, но и звонить во все колокола о радости или беде народной.)

4. Вывод. Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В. В. Маяковского?

(В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова, чтобы ярче выразить основную мысль, создать незабываемые образы. В стихотворении автор смешивает различной стилистической окраски лексику для создания комического эффекта. И все это для выражения основной мысли стихотворения.)

5. Рефлексия. Понравилось ли стихотворение? Что особенно понравилось? Какое настроение после урока?

6. В качестве домашнего задания можно предложить работу по карточкам.

Дополните текст цитатами из стихотворения В. В. Маяковского и необходимыми пояснениями.

В стихотворении В. В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: "_________". И несколько раз повторяющиеся обороты "_________" говорят о необыкновенной жаре этого лета.

Почему Маяковский выбирает метафору "Жара плыла"? Плыть молено по водному пространству, а в стихотворении солнце вставало, чтобы "_________", где слово залить имеет значение __________.

Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие. Так, в обращении к солнцу в порыве злости поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: "_________". А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: "_________".

Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам _________.

Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова "_________". Солнце "заходит", т. е. _________, а зайти в гости - _________. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значений слова "гони": "_________".

Так в сочетании смешного и _________, низкого и _________ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни - быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире "серого хлама", чтобы "_________" рухнула, чтобы во всем мире "_________".

стр. 77


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Н. А. ЗАЙЦЕВА, "НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ..." В. В. МАЯКОВСКОГО. УРОК СЛОВЕСНОСТИ В VII КЛАССЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206022128&archive=1206184486 (дата обращения: 21.07.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии