ТРУДНОСТИ В УПОТРЕБЛЕНИИ БУКВ Ъ И Ь

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О. Е. МАШТАЛЕР

найти другие работы автора

Лабораторная работа в X классе

Открытый урок был проведен во время городского конкурса "Учитель года - 2003"

I. Оборудование.

1. Расстановка столов по группам (5).

2. Таблички с N и названиями групп (5 + 1 для гостей).

3. Текст (по числу учащихся). (См. приложение к уроку.)

4. Маркированный текст для 5 группы (5 шт.).

5. Листы с заданиями и таблицами взаимооценки - по группам (5).

6. Словари (толковые и иностранных слов).

7. Листы ватмана формата А2 - по группам (5).

8. Файлы с таблицами - подарки детям (по числу учащихся). (См. приложение.)

9. Маркеры, фломастеры или цветные карандаши.

10. Калькуляторы для группы N 5.

11. Колокольчик или телефон-игрушка для звукового сигнала (регламент).

12. Эпиграф.

13. Оформление доски.

14. Оформление домашнего задания.

15. Жребий (отрывной календарь).

16. Скотч, ножницы.

II. Представление

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Я уверена, что наш урок пройдет удачно и запомнится вам, а чтобы вы не забыли, как меня зовут, отгадайте мое имя и отчество, которые зашифрованы в стихотворном ребусе.

Ключевые слова написаны на доске.

Есть в отчестве такое имя,
Навек прославлено оно
В стихах героями такими:
Онегин и Арбенин,
но
И в легкой прозе романиста
Дано герою-нигилисту
.
Итак, открыть секрет пора:
Хоть я Татьяне
не сестра
И не спою вам "Casta diva",

Зовут меня весьма красиво.
Межпредметная связь

- Как меня зовут? Герои каких произведений упоминаются в загадке, кто их автор? ("Евгений Онегин" А. С. Пушкина, "Маскарад" М. Ю. Лермонтова, "Отцы и дети" И. С. Тургенева, "Обломов" И. А. Гончарова.)

- Спасибо за быстрое решение. Вот мы и познакомились.

III. Организация работы.

- Запишите, пожалуйста, в тетрадях число и вид работы. (На доске написано, проговорить.)

- Как вы думаете, возможно ли именно так определить учебную деятельность на уроке русского языка - лабораторная работа? Что такое лаборатория? (Лаборатория - помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами. - Словарь С. И. Ожегова.)

На уроках русского языка мы не составляем электрические цепи, не глядим в микроскоп и не отмечаем выпадения осадка в пробирке, но, несмотря на это, практических исследований в языкознании никак не меньше, поэтому я и определяю наш урок как лабораторную работу. Кстати, какое оборудование вы видите на столах? (Словари, раздаточный материал, листы ватмана.)

- Переверните таблички с номером группы, и вы увидите предмет и цель предстоящих исследований.

Назовите их (проговариваются названия групп).

1. Разделительный ъ .

2. Разделительный ь.

3. Ь как показатель формы.

4. Ь как показатель мягкости.

5. Статистика.

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

- Как можно объединить все эти орфографические задачи и сформулировать тему урока?

Открывается внутренняя доска, где написана тема урока, помещен эпиграф и обозначены названия групп (кроме 5-й).

- Запишем обозначенную вами тему: "Орфографические трудности в употреблении букв ъ и ь ".

- На доске вы видите также эпиграф к уроку: Орфография - это геральдика языка. (А. С. Пушкин.)

Толкование эпиграфа возможно и в начале, и в конце урока.

- Понятен ли вам смысл эпиграфа? Если да - прокомментируйте слова Пушкина. Каково метафорическое значение слова "геральдика"? (Геральдика - это составление, истолкование и изучение гербов.)

- Герб - отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и т.д. Орфография также создает систему правил, или отличительных знаков, несущих информацию о языке. Поэтому Пушкин и назвал орфографию "геральдикой языка".

Если смысл эпиграфа непонятен - вернемся к эпиграфу в конце урока.

- Итак, заявленная в тематическом плане и обозначенная вами тема урока предполагает закрепление и систематизацию уже имеющихся знаний. Это цели нашего урока.

- Наше исследование будет основано на материале одного текста. (Показать текст.) В зависимости от конкретной функции ъ и ь , каждая группа будет решать свою орфографическую задачу, кроме 5-й группы, которая займется математическими подсчетами и приготовит статистический анализ текста. Таким образом, этой группе отводится своеобразная контролирующая роль.

Тексты и задания уже лежат на столах по группам.

- Выполняя задания, постарайтесь распределить усилия так, чтобы уложиться в 10 минут. Соблюдайте коллегиальность, тем более что членам группы нужно будет оценить друг друга, отметить баллами вклад каждого в общую работу. Тогда и учитель сможет объективно оценить вас. (Показать таблицу взаимооценки.)

- Через 10 минут состоится "конференция", где вы поделитесь результатами своих исследований. Наши гости тоже могут принять участие в работе в качестве независимых экспертов.

IV. Работа в группах

Чтение текста. (См. приложение к уроку.)

Отсчет времени. (Звуковой сигнал)

V. Конференция-обобщение

(Звуковой сигнал)

- Внимание!

Каждая группа рассказывает о специфике своего исследования и демонстрирует результат в виде плаката. (Плакаты укрепляются на доске.)

Всем остальным предлагается не только внимательно выслушать товарищей, но и перенести их достижения в тетрадь.

- Вопросы, дополнения, комментарии?

VI. Итог урока

- Итог урока отражен в тех наглядных материалах, которые вы видите на доске. Именно в этих опорных конспектах (плакатах, схемах, таблицах) представлена вся орфография ъ и ь . Вот она, "геральдика языка" (возвращаемся к эпиграфу) - 4 "герба", 4 орфограммы, благодаря которым мы не ошибемся в употреблении ъ и ь . Мы вполне справились с поставленными на уроке задачами и достигли намеченной цели.

Спасибо всем за активную работу. Особенно хочется похвалить тех, кто участвовал в конференции и кто рисовал плакаты.

Не забудьте оценить друг друга в таблице взаимооценки.

Понравилась ли вам такая работа - лабораторная по русскому языку?

На память о нашей встрече я хочу подарить вам распечатанные таблицы

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

"Правописание ъ и ь " и, конечно же, текст, с которым вы сегодня так хорошо поработали. (Раздать подарки детям.)

VII. Домашнее задание

Последняя загадка нашего урока - определение домашнего задания. Я предлагаю вам три "разноцветных" варианта домашней работы, выполнение которой, наряду с таблицей взаимооценки, позволит объективно оценить вас. (Три цветных листа на доске.)

1-й вариант - логическое продолжение урока: попробуйте "изобрести" свой текст, насыщенный данными орфограммами, процент которых также посчитайте.

2-й вариант - творческий. Это иллюстрация урока (рисунок, комиксы, реклама, стихи). Изобразите то, что произвело на вас самое яркое впечатление.

3-й вариант - традиционный. Это упражнение N 70, где нужно вставить пропущенные буквы ъ и ь .

- Какой вариант самый интересный?

- Еще раз благодарю всех за интенсивную и плодотворную работу. Урок окончен. Всего вам доброго.

VIII. (Если останется время.) Дополнение к уроку - анализ текста

1. Докажите, что это текст.

2. Соответствует ли название текста его содержанию? Каковы тема и идея текста?

3. Определите тип и стиль текста. Почему вы так решили?

4. Чем необычен текст? Почему нельзя представить существование такого текста в художественной литературе?

5. Что вы можете сказать об авторе текста?

Приложения к уроку

I. Текст

Наставления тетеньки

глава из ненаписанного романа

- Ну и молодежь нынч е пошла! Сколько можно с вами нянч иться ? - жаловалась тетенька , снимая с головы папильотки. - Я уже объя сняла тебе, что арье ргард трансъе вропейской экспедиции застрял где-то в Аль пах, и сейчас туда несется вскачь адъю тант его превосходитель ства. Хорош будет этот субъе кт, если попадет под луч прожектора!

- Спрячь медаль он под плащ , если не хочешь попасть под гильо тину! - добавила она, прилаживая к своей голове шиньо н как неотъем лемую часть прически. Скинув с плеч изъе денную молью шаль , она продолжала ворч ливо:

- Сваришь себе суп из шампиньо нов, бульо н возьмешь в холодиль нике. Не вздумай готовить пунш , пья ница! Экономь продукты! Энергетическую мощь страны тоже надо беречь , не включай печк у на полную мощн ость! Обезья ну накормишь вермишелью , а для птичк и накрошишь понч ик.

И перестань раскладывать пасья нс на компью тере! Это сверхъ естественная роскошь.

Я отъ езжаю к главюристу , потом еду в детясли , чтобы разъя снить объе ктивную необходимость двухъя русных кроватей в спаль нях.

- Прощай, деточк а, - съя звила тетенька напоследок, распахивая дверь настежь . - Не забудь про инъе кцию адреналина.

Я был разъяр ен. Хотелось упасть навзничь и выть по-волчьи .

Но тетеньку никак не удавалось выдать замуж за главюриста.

(Орфограммы в розданных учащимся листках с текстом не выделены.)

II. Задания

1. Разделительный ъ

1) Выделите (прямо в тексте) слова с ъ маркером.

2) Выпишите эти слова в тетрадь (лучше в столбик). Сколько слов у вас получилось?

3) При каких условиях пишется ъ ? Сформулируйте правило.

4) Изобразите это правило в виде опорного конспекта (схемы, таблицы, шпаргалки) на листе ватмана.

5) В чем заключается разделительная функция ъ ? (Сравните: сел - съел ).

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------
Фамилия, имя
Оценка

1.
 

2.
 

3.
 

4.
 

5.
 


6) Оцените работу друг друга:

2. Разделительный ь

1) Выделите маркером (прямо в тексте) слова с разделительным ь.

2) Выпишите эти слова в тетрадь (лучше в столбик). Сколько слов у вас получилось?

3) Сформулируйте правило употребления ь в качестве разделительного.

4) Изобразите это правило в виде опорного конспекта (схемы, таблицы, шпаргалки) на листе ватмана.

5) В чем заключается разделительная функция ь ? (Сравните: полет - польет).

6) Оцените работу друг друга.

3. Мягкий знак как показатель формы

1) Выделите маркером (прямо в тексте) слова с орфограммой "Наличие/отсутствие ь после шипящих на конце слова".

2) Выделите также глагольные формы, где пишется ь , но не после шипящих (например, нянчиться, экономь). Что это за формы?

3) Выпишите все выделенные слова в тетрадь (лучше в столбик). Сколько слов у вас получилось?

4) На листе ватмана составьте таблицу "Ь после шипящих":

Часть речи
Ь пишется
Ь не пишется

Существительное
*
*

*

Прилагательное
 
*

Глагол
*
 

*

*

Наречие
*
*


5) Оцените работу друг друга.

4. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных

1) Выделите маркером (прямо в тексте) слова, где ь обозначает мягкость, а также те слова, где ь для этой цели не применяется (например, печка, пончик).

2) Выпишите все выделенные слова в тетрадь в два столбика: с ь и без ь . Сколько всего слов у вас получилось?

3) Сформулируйте правило употребления ь для обозначения мягкости.

4) Изобразите это правило в виде таблицы на листе ватмана:

Ь пишется
Ь не пишется

1.
 

2.
 

3.
 


5) Оцените работу друг друга.

5. Статистика

1. В тексте выделены четыре орфограммы, связанные с употреблением ъ и ь . С каждой орфограммой работает отдельная группа ваших товарищей. Чья работа, на ваш взгляд, самая трудная? Самая легкая? Почему вы так решили?

2. Каким количеством слов представлена каждая орфограмма?

3. Как выглядит каждая орфограмма в процентном отношении? (Не считая служебных частей речи, в тексте всего 131 слово - это 100%.)

4. Сколько всего процентов слов с орфограммами ъ и ь ? (Сложите полученные выше данные.)

5. Составьте на листе ватмана диаграмму орфографической насыщенности текста:



6. Оцените работу друг друга.

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

III. Обобщающие таблицы.

ПРАВОПИСАНИЕ Ъ И Ь

1. Разделительный ъ .



2. Разделительный ь .



3. Ь как показатель формы.

Часть речи
Ь пишется
Ь не пишется

Сущ.
Ж. р. III скл.: мощь , дочь , рожь
1). муж. р. II скл.: плащ, луч

2). род. п. мн. ч.: дач, училищ

Прил.
 
Краткие: хорош, дремуч, свеж

Глагол
1) 2-е л. ед. ч.: накормишь
 

2) инф.: беречь , стеречь , печь

3) повел, накл.: спрячь , намажь

Наречие
Вскачь , настежь , навзничь и др.
Искл. Уж, замуж, невтерпеж


4. Ь для обозначения мягкости.

Ь пишется
Ь не пишется

1) на конце слова: гусь , гроздь , путь
Гулл ивый, алл ея, илл юстрация

2) после Л: сколь ко, холодиль ник
чн, нч, щн, нщ, рщ, чк : вечн о, понч ик, помощн ик.

3) между мягким и твердым согласными: пись мо, возь му
каменщ ик, печк а


стр. 53


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

О. Е. МАШТАЛЕР, ТРУДНОСТИ В УПОТРЕБЛЕНИИ БУКВ Ъ И Ь // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206021559&archive=1206184486 (дата обращения: 26.09.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии