СКАЗКА П. ЛЕБЕДЕНКО "ПЕТРУСЬ - МАЛЬЧОНКА РУССКИЙ" НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ В V КЛАССЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Г. П. СОРОКИНА

Тема урока:

Черты характера героя в сказке П. Лебеденко "Петрусь - мальчонка русский"

Оборудование урока:

1. Портрет П. Лебеденко.

2. Выставка книг писателя.

3. Картина Н. Дубовского "Радуга".

4. Иллюстрации Драгунова.

5. А. П. Бородин. Отрывок из "Богатырской симфонии".

Ход урока.

- Я рада вас видеть на уроке, хочу, чтобы вы были моими активными помощниками. Думайте, высказывайте свое мнение. Оно будет мне интересно.

Давным-давно это было. Много стай журавлиных пролетело над Тихим Доном. Много веселых песен пропето с тех пор в станицах зеленых... Проносились ветры буйные, проплывали тучи грозовые над полями широкими. Много воды утекло из Тихого Дона в Азовское море. Тихий Дон - река раздольная, плещется внизу и шепчет что-то.

...Уж много лет лежит, говорят, на донском дне заветная шкатулка с дивным кладом. Обросла она тиной густой, песком желтым, занесло ее илом зеленым, ключи студеные ее сторожат и не так-то просто шкатулку сыскать. А клад ее не простой - все камни-изумруды, цены им нет. Тот, кому в руки эти изумруды попадутся, проживет светло и радостно и в жизни никогда не заблудится: камни ему верную дорогу укажут. Многие смельчаки хотели разыскать шкатулку, да не дается клад.

Еще про шкатулку другое говорят. Удалось самому храброму человеку отыскать ее, а в ней не самоцветы вовсе, а иное диво, волшебное: сказки да предания заветные, славянской вязью на кусках пергамента переписанные. Чем не богатство? Не стал их добрый человек от людей прятать, и пошли они бродить по хуторам и станицам.

(В. Моложавенко "Заветная шкатулка".)

Издавна наш край славится поэтическими преданиями, песнями, сказками. А уж сказки-то у нас любят все!

- А вы любите сказки?

- А что вас привлекает в сказках?

стр. 23


--------------------------------------------------------------------------------

- В сказке все красиво, необыкновенно.

- Сказки мудрые, добрые.

- Сказка ложь, да в ней намек; добрым молодцам урок.

- Какое впечатление осталось после прочтения "Сказок Тихого Дона"?

- Сказки П. Лебеденко увлекательные и интересные.

- Когда я читала сказки, то почувствовала, что автор любит свою родину - Тихий Дон.

- В сказках всегда побеждают мудрость и доброта.

- Я узнала, что на Дону велась освободительная борьба.

- Что вы знаете о писателе?

- Родился в 1916 году.

- Детство прошло в городе Азове.

- Окончил летное училище. Служил в авиации.

- В годы Великой Отечественной войны совершил более 800 вылетов.

- Первая книга "Сказки Тихого Дона". Детям разных возрастов адресованы его книги:

"В дальнем лимане";

"Клуб отважных";

Многие его произведения посвящены летчикам: "Четвертый разворот"; "Навстречу ветрам".

- Это наш Донской писатель. Его творчество - отражение языка, традиций нашего народа.

- Какие новые слова вам встретились, что они обозначают?

- Кто помог в толковании лексического значения слов?

- Какие слова остались загадкой?

- А вы знаете героев "Сказок Тихого Дона" ?

Мы с вами проведем викторину, а правильность ответа вы проиллюстрируете.

Викторина

1. Был среди казаков храбрый воин по имени Степан, и была у него красавица-дочка. Мать у нее умерла, и поехала она со своим отцом-стариком на войну. (Светланка. "О чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице".)

2. Ни молодой, ни старый, черную бороду носил, да чуб кучерявый. С детства без отца и матери жил, гнула его нужда в три погибели, а никто у него слезу ни разу не видел.

(Макар Бесслезный. "О песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном".)

3. Жил в то время на берегу Дона, в маленькой хатке, мальчонка со своим дедушкой.

(Игнатка. "Игнатка".)

4. И сказал тогда казак: "Доброе сердце дороже красоты".

(Груня. "Доброе сердце дороже красоты".)

5. Жил мальчик со своей матерью в ветхом курене. Ласковым был, добрый. И любили его за то все люди как сына родного. Хоть сам маловат, годков 10 только, а в обиду никого не даст.

(Петрусь. "Петрусь - мальчонка русский".)

- Что объединяет всех героев?

- Они добрые.

- Поступают мудро.

- Сражаются за счастье народа, любят свою землю.

- Вот об этих качествах русского человека и поговорим, работая над сказкой "Петрусь - мальчонка русский".

Тема нашего урока: Черты характера героя в сказке П. Лебеденко "Петрусь - мальчонка русский".

Чтобы раскрыть тему нашего урока, что нам нужно: знать содержание сказки П. Лебеденко "Петрусь - мальчонка русский"; уметь выразительно читать эпизоды сказки; находить изобразительно-выразительные средства; определять их роль в тексте; давать на вопросы полные, аргументированные ответы. Собрать рабочий материал для домашней творческой работы, заполнить таблицу.

Эпизод
Черты характера Петруся


- Ребята, к какому виду относится наша сказка?

- Авторская.

стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------

- Почему вы так решили?

- Ее создал автор.

- Она не меняется с момента создания, как это происходит с фольклорной сказкой.

- Нет присказки.

- Старая сказка, как спящая красавица, расколдовывается писателем, поэтом. Прикоснется автор волшебной палочкой вдохновения, наполнит ее новыми образами, поэтическим смыслом. Как начинается наша сказка?

- Описанием пейзажа.

- Прочитайте. На что обращает внимание писатель? Представьте, что вы еще не читали дальше текст, не знаете, о ком пойдет речь. Как автор помогает читателю представить, о чем пойдет дальше речь?

- Автор вводит олицетворения, тем самым говоря, что речь пойдет о ком-то живом.

- Время как человек. Это необычный образ.

- Какие изобразительно-выразительные средства использованы в описании?

- Постоянные эпитеты: топи страшные, птицы веселые, могучая река, ласковое солнце;

- сравнения: будто мать сына убаюкивает.

- Для чего писатель использует изобразительно-выразительные средства?

- Язык сказки становится живым, образным, красивым.

- Что обязательно должно быть в сказке?

- Элементы фантастики.

- Найдите эпизод, озаглавьте, перескажите его.

- Найдите в этом эпизоде изобразительно-выразительные средства. Какую роль они играют?

- Бурь морских, сила несметная - эпитеты. Они говорят, что враг сильный.

- Вы отлично справились с эпизодом. Дальнейшая наша работа будет тоже с эпизодами, в которых говорится о Петрусе.

Эпизод
Черты характера Петруся

1.
1.

2.
2.

3.
3.

4.
4.

5.
5.


- В каких эпизодах раскрываются черты характера главного героя?

1 эпизод. Петрусь - хороший помощник.

2 эпизод . Прощание героя с родиной.

3 эпизод . Жизнь в неволе.

4 эпизод . Оружие в руках Петруся.

5 эпизод . Битва русского мальчонки за Родину.

Начинаем самостоятельно заполнять таблицу, готовить материал к домашнему сочинению.

Итак, работаем с первым эпизодом.

- На какое качество обратил внимание хан, наблюдая и выслеживая Петруся?

- Хороший помощник дома...

- Какое чувство было у вас, когда орел уносил ребенка? Какие слова больше всего вас тронули? Зачитайте.

- Какое качество хотел воспитать хан в Петрусе?

- Злобу, он принес убить миролюбивых птиц.

- А что получилось из этого?

- Петрусь еще больше возненавидел хана.

- Началась жизнь в неволе. Шли годы. Найдите яркое словосочетание, показывающее бег времени.

- Морщинка залегла.

- Как удалось добыть оружие?

- Что указывает на то, что Петрусь готов к борьбе, это для него - самое святое?

- Взял саблю, а не булаву с драгоценностями.

- Как повел себя Петрусь, когда в руках оказалось оружие?

- Решил дать отпор врагу.

- Найдите диалог. Прочитаем его по ролям. Кто выберет роль Петруся? Кто готов исполнить роль хана?

стр. 25


--------------------------------------------------------------------------------

- Какие качества вы увидели в герое?

- 15 лет не было Петруся дома. Что радует юношу?

- Соскучился по Дону.

Мы подходим к напряженному моменту.

- Как он называется в произведении?

- Найдите кульминационный момент. Подготовьтесь к выразительному чтению. Чтение последних строк.

Героику событий можно передать и метким словом, и музыкой. Послушайте отрывок из оперы А. Бородина "Богатырская симфония". Звучит "Богатырская симфония".

- Итак, какие черты характера, качества героя привлекли ваше внимание?

Используйте в своем ответе записи таблицы. При выполнении домашнего задания также пользуйтесь этими записями, они вам помогут раскрыть образ Петруся.

Домашнее задание.

Напишите сочинение на тему "Петрусь - защитник родины".

стр. 26

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Г. П. СОРОКИНА, СКАЗКА П. ЛЕБЕДЕНКО "ПЕТРУСЬ - МАЛЬЧОНКА РУССКИЙ" НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ В V КЛАССЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206021403&archive=1206184486 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии