ЧТО ТАКОЕ ТРИНОБОЙ? К ОБОСНОВАНИЮ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ "ТЕМНЫХ" СЛОВ В ФОЛЬКЛОРНОМ ТЕКСТЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© И. С. КЛИМАС

В произведениях устного народного творчества, "как мушка в янтаре"1 , веками хранятся слова, выражения, значения, давно утраченные языком. Многие слова в силу своей непонятности для современного носителя языка воспринимаются как "темные" или переходят в разряд "призрачных"2 . Они нуждаются в изучении, обязательном комментировании, несмотря на свою единичность, ведь именно редкие слова, по мнению П. Н. Денисова, "имеют максимальную информативность в формировании оригинального смыслового и стилистического облика целостного текста"3 .

стр. 72


--------------------------------------------------------------------------------

В одной из народных лирических песен из собрания А. И. Соболевского нам встретилось слово тринобой:

Славна улица Невьянска,
Слобода наша Глинска,
Всячиною изукрашена -
Все гудками да волынками
Да звончатыми тринобоями4.
Как же определить, что скрывается в фольклорном тексте под названием тринобой? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо:

1) всесторонне исследовать контекстное окружение;

2) сравнить варианты текста, в которых встречается это слово;

3) изучить сохранившиеся свидетельства собирателей текстов и составителей сборников фольклорных произведений (комментарии, заметки, письма и т. п.);

4) попытаться обнаружить в разных видах словарей сходные по внешнему облику слова с учетом возможных фонетических преобразований.

Итак, мы отправляемся на поиски слова, "потерянного" языком.

1. Как известно, значение слова определяется всей совокупностью его связей - синтагматических (с соседними словами) и парадигматических (с родственными, созвучными, близкими или противопоставляемыми по значению словами). В тексте песни тринобой имеет определение звончатый. В фольклоре это постоянный эпитет к существительному гусли в результате "перетягивания" эпитета звончатыми могут стать и струны. Можно предположить, что загадочный тринобой - некий музыкальный инструмент (скорее всего, струнный). Предположение подтверждается тем, что в соседнем стихе упомянуты другие музыкальные инструменты - гудки и волынки. Эти названия входят в ряд однородных членов вместе с тринобоем, имеют общую положительную окраску, так как являются дополнениями при глаголе изукрасить (чем?). Все указывает на то, что это слова одной тематической группы, одной смысловой парадигмы, ассоциирующейся в народной лирике с гульбой и весельем.

2. Слово тринобой отмечено только в записи, сделанной в Пермской губернии. В других вариантах данного зачина северных песен из сборников А. И. Соболевского и П. В. Киреевского также встречаются названия музыкальных инструментов, дополненные наименованиями лиц - участников праздничных гуляний. Ср.:

Эх ты, улица наша широкая!
Ой, трава-мурава моя зеленая!
Чем же ты, улка, изукрашена?
Гудками да волынками,
И веселыми скоморохами,
Душами красными девицами,
Молодыми молодицами
И удалыми добрыми молодцами5.
Улица ты наша широкая,
Трава-мурава шелковая!
Уж ты чем, улка, изукрашена?
- Все гудками и волынками,
Веселыми скоморохами,
Удалыми, добрыми молодцами,
Душима красныма девицами,
Молодыми молодицами6
.
Наша улица широкая,
Трава-мурава зеленая!
Еще чем улка изукрашена?
Изукрашена наша улица
Все гудками и гудочками,
Молодцами, молодицима,
Еще красными девицами7
.
Все эти варианты записаны в Архангельской губернии. Мы видим, что в двух вариантах зачинов из трех в стихе, параллельном "гудкам и волынкам", вместо тринобоя употребляется сходно ритмически организованное (трехсложное в начальной форме) слово скоморох. Не свидетельствует ли это о своеобразном метонимическом замещении названия инструмента наименованием музыканта, который на нем играет? Возможно, тринобой был тем музыкальным инструментом, на котором играли в древности скоморохи?

3. Во вступительной статье А. А. Горелова к сборнику "Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым" приводится отрывок из письменного распоряжения горнозаводчика Акинфия Демидова нижнетагильскому приказчику Мирону Васильевичу Попову от 11 апреля 1742 года: "Когда пошлются от вас работники на поплав, тогда с ними же послать Киршу Даниловича. И - с тарнобоем <...>"8 . (Подчеркнуто нами. - И. К. ) Это письмо призвано пролить свет на личность полулегендарного исполнителя

стр. 73


--------------------------------------------------------------------------------

фольклорных произведений, о котором ученые до сих пор спорят: был ли Кирша Данилов реальным человеком или это вымышленное лицо? Для нас в данном свидетельстве его существования валено то, что Кирша исполнял свои "старины" под тарнобой - музыкальный инструмент, название которого очень сходно с песенным тринобоем. Интересно, что в конце II тома сборника "Великорусские народные песни", где помещен исследуемый текст, приводится словарь встретившихся в песнях местных слов, но тринобой среди них отсутствует.

4. "Толковый словарь живого великорусского языка" В. И. Даля содержит созвучное слово тарнаба, пермское "род балалайки, о восьми медных струнах"9 . В "Этимологическом словаре русского языка" М. Фасмера приводится определение Даля и предположение о происхождении слова тарнаба: "Гадательно произведение из ханты tarni-ar 'предание'"10 . В "Словаре древнерусского языка" И. И. Срезневского11 мы не обнаружили ни тринобоя, ни тарнобоя, ни тарнабы.

Не помогут ли пролить свет на значение слова тринобой современные словари? "Сводный словарь русской лексики" Р. П. Рогожниковой показал отсутствие формально сходных с данным словом единиц, но дал основание для другой возможной гипотезы его происхождения: в семнадцатитомный академический "Словарь современного русского литературного языка" и в "Толковый словарь русского языка" под ред. Д. Н. Ушакова включен областной глагол тринькать 12 с отсылкой к тренькать "наигрывать, бренчать на щипковом струнном музыкальном инструменте". Тренькать на балалайке 13 . Можно высказать осторожное предположение, что тринобой - сложное слово с двумя корнями, производное от тринькать и бой (бить по струнам).

Итак, последовательно пройдя все ступени анализа, мы смогли выяснить значение забытого слова тринобой из народной песни. Учет контекстного окружения, сравнение вариантов песен, опора на данные различных словарей и сведения, приводимые фольклористами, позволили с большей или меньшей степенью уверенности установить следующие элементы семантики слово:

а) это музыкальный инструмент;

б) вероятнее всего, струнный, щипковый;

в) возможно, это принадлежность скоморохов;

г) во всяком случае, это народный инструмент, использовавшийся во время крестьянских праздников и увеселений, под его аккомпанемент исполнялись фольклорные произведения.

Внимательное изучение текстов устного народного творчества поможет разгадать многие тайны, которые сберегло для нас золотое фольклорное слово.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Колосов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. - Л., 1986. - С. 14.

2 Добродомов И. Г. О "призрачных" словах // Русская речь. - 1999. - N 1. - С. 101.

3 Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. - М., 1980. - С. 64.

4 Великорусские народные песни / Изд. проф. А. И. Соболевским: В 7 т. - СПб., 1885 - 1902. - Т. 2. - N 364.

5 Там же. - N 358.

6 Песни, собранные П. В. Киреевским. Новая серия. - М, 1917. - Вып. II. Ч. 1. - N 1311.

7 Там же. - N 1314.

8 Горелов А. А. Заветная книга // Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. - СПб., 2000. - С. 33.

9 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. - М., 1980. - Т. IV. - С. 391.

10 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. - М., 1987. - Т. IV. - С. 24.

11 См.: Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка (репринтное издание). - М., 1989. - Т. III. Ч. 2.

12 Сводный словарь современной русской лексики: В 2 т. / Под ред. Р. П. Рогожниковой. - М., 1991. -Т. II.

13 Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Д. Н. Ушакова: В 4-х т. - М., 1940. - Т. IV. - С. 786, 802.

стр. 74

Похожие публикации:



Цитирование документа:

И. С. КЛИМАС, ЧТО ТАКОЕ ТРИНОБОЙ? К ОБОСНОВАНИЮ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ "ТЕМНЫХ" СЛОВ В ФОЛЬКЛОРНОМ ТЕКСТЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206021154&archive=1206184486 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии