ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. Л. КАРНАУХ

Как известно, контрольные измерительные материалы для единого государственного экзамена по русскому языку делятся на три части. Выполнение ряда заданий первой части (А29, А30, А31, А32) и второй части (В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7, В8) основывается на работе с текстом.

К используемому материалу предъявляются следующие требования:

* текст должен быть интересным в познавательном отношении;

* касаться этических или каких-либо других социально или личностно значимых проблем;

* выполнять эстетическую функцию языка;

* быть образцом того или иного функционального стиля (желательными являются публицистический, научно-популярный или художественный);

* содержать материал для раздумий, для обсуждений, вызывать желание высказать свое мнение;

* объем текста 200 - 350 слов.

Третья часть ЕГЭ представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение-рассуждение), на ее выполнение выделяется 90 - 100 минут, в то время как весь экзамен длится 3 часа (180 минут).

Взяв за основу существующую модель ЕГЭ по русскому языку*, мы предлагаем вам материал для тренировочных уроков, которые, мы надеемся, помогут выпускникам общеобразовательных учреждений подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку.

Подобраны два текста - классика современной литературы, писателя, поэта и эссеиста Ф. Искандера и малоизвестного прозаика Н. Ивеншева. В первом случае автор затрагивает общественно значимую проблему, предлагая ее гуманистическое разрешение. Второй текст обращен к социальной и морально-этической теме взаимоотношения "отцов" и "детей".

Обсуждая с коллегами эти тексты, мы услышали мнение, что опасно касаться острых проблем современности, что в нашей жизни и так все мрачно. К тому же текст для ЕГЭ должен содержать подробную авторскую аргументацию, от которой оттолкнутся школьники, создавая свою письменную работу. Безусловно, такая позиция имеет право на существование и во многом убедительна.

И все лее нам кажется, что сочинение выпускника может тяготеть к эссе - свободному сочинению, - а предлагаемый текст в этом случае выполняет роль отправной точки в собственных размышлениях.

Симпатизируя сочинению-эссе, мы видим еще одну возможность для ребят - активно отстаивать собственную гражданскую (и иную - нравственную, эстетическую и т. д.) позицию, что соответствует требованиям современного образования, взявшего курс на личностно ориентированное обучение.

Конечно, есть опасность, что экзаменаторы начнут строго оценивать сочинение в жанре эссе, забывая о том, что в ученической работе невозможно обеспечить чистоту жанра и что наши ребята не смогут достичь мастерства художников слова. И все-таки предлагая этот жанр, мы обеспечиваем свободу творчества, привлечение ярких жизненных и читательских впечатлений, выражение активной личностной позиции.

В эссе мысль, которую стремится донести автор, облекается в адекватную словесную форму, поэтому школьники смогут использовать эстетическую функцию языка, обращаясь к различным типам речи, к ее стилевому многообразию, изобразительным возможностям лексики, фонетики, поэтическому синтаксису; к специальным изобразительным средствам (метафорам, эпитетам, олицетворениям и другим тропам), сим-


--------------------------------------------------------------------------------

* Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы: Русский язык. - М., 2003.

стр. 65


--------------------------------------------------------------------------------

волам, притчевым и аллегорическим образам и многому другому.

Работа над подбором текста сложна, и нам меньше всего хочется критиковать разработчиков, которые очень много сделали в этом направлении: в контрольные измерительные материалы включены отрывки из произведений таких авторов, как Д. Лихачев, С. Михалков, Е. Богат, Ф. Искандер, В. Непомнящий и другие.

Цель нашей публикации - показать, что преподаватели вуза и школы могут также активно участвовать в этом методическом поиске. Кстати, и Интернет, и различные издательства предлагают многочисленные сборники тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Хотелось еще раз подчеркнуть, что нам не следует отказываться и от сочинения в жанре эссе.

Нам кажется также, что лучше предоставить больше времени выпускникам для выполнения третьей части.

В одном из округов г. Москвы проходил тренировочный семинар для педагогов. Учителя за три часа успешно справились с выполнением всех заданий, но письменная работа оказалась незаконченной. Педагоги с большим стажем работы не успели отредактировать свое сочинение, а ведь ребятам потребуется гораздо больше времени. Работа с текстом и создание собственного размышления относятся к заданиям повышенного и высокого уровня требований. Почему бы не выделить на экзамен по русскому языку 4 часа? Пусть бы наши ученики творили неспешно, подбирая интересные аргументы, имея время на проверку и совершенствование написанного.

I вариант

Прочитайте текст и выполните задания А29, А30, А31, А32, В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7, В8.

(1) Тоска и ярость, всеобщая подозрительность охватили многих людей. (2) Юг пылает, и нет сил, остановить этот пожар. (3) Неужели только усталость от потери крови может отрезвить стреляющих друг в друга людей? (4)

Иль они в этом кровавом тумане ищут новых безумных вождей, чтобы снова пустить в ход свой хитрый опыт приспособления к безумцам?

(5) Великий блеф коммунизма заменяется провинциальным блефом национализма. (6) Национализм - конкуренция неконкурентоспособных. (7) Но такими их сделали правители, долгие годы подачками и лестью скрывая от народа свою собственную неконкурентоспособность. (8) И в основном они же теперь создают этот новый блеф в виде оружия возмездия за потерю власти и как самый верный способ возвращения ее.

(9) Наш путь - от единого мозгового склероза коммунизма к рассеянному склерозу национализма. (10) Националисты всех мастей подхватили иссякающую ненависть коммунизма. (11) Старые знамена перенасыщены кровью, новые, сухие знамена жаждут ее.

(12) Земля, усыхающая без любви, орошается кровью. (13) Такова сегодня наша безблагодатная земля. (14) И сложно в согласии с климатическими условиями, она особенно быстро усыхает без любви на юге, где орошается уже потоками крови.

(15) Любовь - главное в учении Христа. (16) У человека тысячи соблазнов, но верная опора только одна - любовь. (17) Не поразительно ли, что даже самый закоренелый уголовник, совершивший десятки преступлений, все-таки нуждается в этой любви, помнит ее свет и делает наколку на своем теле: "Не забуду мать родную"? (18) И хоть стал он для своей матери источником самой большой боли, но все-таки помнит, помнит свет ее любви и носит эту наколку, сам того не понимая, как последний знак, что душа его не до конца омертвела.

(19) Когда мы любим ребенка, женщину, старика, друга, когда мы любим вообще, мы ощущаем сладостную телесную легкость. (20) Такое же облегчение мы ощущаем, когда в жаркий день мы погружаемся в теплое море. (21) Такое же сладостное телесное облегчение мы чувствуем, когда к нам приходит вдохновение. (22) Потому что вдохновение - это влюбленность в приоткрывшуюся истину.

(23) Я думаю, что сладостное телесное облегчение в момент любви вызывается тем, что человек сбрасывает с себя груз эгоизма. (24) Если бы человечество целиком в одно мгновение было бы способно полюбить, в это же мгновение отпали бы все проклятые вопросы, неразрешимые веками. (343 сл.)

(По Ф. Искандеру)

стр. 66


--------------------------------------------------------------------------------

Часть 1

А29. В чем, по мнению автора текста, спасение от насилия и убийств?

1) В социальном и политическом совершенствовании общества.

2) Любовь - верная опора человеку.

3) В национальной идее.

4) В мудром руководстве.

А30. Определите стиль и тип речи.

1) научно-популярный; рассуждение

2) художественный стиль; повествование

3) публицистический стиль; рассуждение

4) разговорный стиль; повествование

А31. Среди предложений 4 - 7 найдите такое, в котором сочетаются слова с взаимоисключающими значениями.

1) 4 2) 5 3) 6 4) 7

А32. В каком из предложений используется риторический вопрос?

1) 15 2) 16 3) 17 4) 18

Часть 2

В1. В предложении 13 найдите слово, образованное приставочным способом.

В2. Среди предложений 10 - 14 найдите такое, в котором употребляется краткое причастие. Выпишите это слово.

В3. Из предложения 13 выпишите словосочетание со связью примыканием.

В4. Среди предложений 17 - 20 найдите сложное предложение в состав, которого входит односоставное определенно-личное.

В5. Среди предложений 15 - 18 найдите сложное, в состав, которого входит предложение, осложненное сравнительным оборотом.

В6. Среди предложений 18 - 22 найдите сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением придаточных.

В7. Среди предложений 20 - 24 найдите то, в котором в качестве средства связи используется синтаксический параллелизм.

В8. Какое из перечисленных средств выразительности не используется в тексте?

1) сравнения

2) лексический повтор

3) поэтическое обращение

4) риторические вопросы

5) слова в переносном значении

Ответы

Часть 1

N задания
Ответ

А29
2

А30
3

А31
3

А32
3


Часть 2

N задания
Верный ответ

В1
безблагодатная

В2
перенасыщены

В3
такова сегодня

В4
17

В5
18

В6
19

В7
21

В8
3


Часть 3

Модель развернутого ответа. Сочинение.

Желательно, чтобы в сочинении экзаменуемый

* в той или иной форме выразил позицию писателя:

1) тревожит то, что на юге страны полыхает война; 2) жаждущие власти, корыстные люди разыгрывают националистическую карту; 3) наше спасение - в любви, в отказе от эгоизма.

* аргументированно изложил свою точку зрения (совпадающую или не совпадающую с авторской);

* назвал не менее двух средств выразительности, характерных для данного текста (риторические вопросы, метафоры, лексический повтор, сравнение как композиционный прием, синтаксический параллелизм), объяснил их роль в тексте в

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

соответствии с задачей речи и замыслом автора. Привел примеры.

Объем сочинения не менее 150 слов.

II вариант

Прочитайте текст и выполните задания А29, А30, А31, А32, В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7, В8.

Отпрыск

(1) Умерла станичная дурочка. (2) Ее нашли на улице, у тяжелой и темной ограды местного богача. (3) Соседи на улице Луначарского вначале сами хотели похоронить, сброситься. (4) Потом рыжий мужик, некто Дудник, забегал по хаткам и стал приставать ко всем: "Пусть нынешняя власть раскошелится! Нам и так невмочь, а тут еще чужое тело хорони. Нынче мрут, не успеешь карманы выворачивать, скидываться на похороны..."

(5) Жители этого квартала стеснительно переминались: "Может, ты, Степаныч, и прав".

(6) Подключили к этому делу местную власть. (7) И в Сибирь телеграмму отбили, сыну.

(8) А сын приехал - писаный красавец.

(9) За одну дорогу сюда выложил три тысячи.

(10) На чем уж он к матери-покойнице катил?

(11) На чем-то мягком. (12) Приехал, сразу - на улицу Луначарского, в материнскую хату. (13) А там крысы на всех полках глаза выкатили, мыши, а по дырочкам да по щелочкам тараканы.

(14) Ночевал сын Маняши у Дудников, из обоих чемоданов бутылки разные вынул. (15) Как же, он - декан физкультурного института! (16) Сам крепкий, скользкий и темный, как ягода - маслина. (17) Дудники сразу зауважали: "У дурочки, а такой сын - профессор. Чудо из чудес!"

(18) А чудеса-то и дальше стали продолжаться. (19) Гроб для мамаши своей, этой круглой идиотки Маньки заказал в городе Краснодаре, дубовый, лакированный, с ручками. (20) Могилу выкопали в хорошем, сухом месте. (21) Поминки? (22) Никакой фальшивой водки, никакого сучка: салаты, соки, котлетки, компот, пирожки. (23) Сколько денег декан угрохал, не сосчитать. (24) Для матери!

(25) На поминки пришло-то всего бабушек десять, не больше. (26) Вот и стал декан к каждому столу подходить и перед каждой бабушкой душу выворачивать. (27) Слезы - с кулак.

(28) - Эх, бабулька, плюнь на мою волосатую грудь, совсем ведь мать я забыл!

(29) И баба Дуня, и баба Клава, и бабушка Елизавета степенно жевали свои котлеты и вздыхали: "Покайся, сынок!"

(30) Декан каялся, совал в руки бабушке Лизе мятые десятки. (31) И, правда, мать забыл, дурочку Маняшу на улице Луначарского кормили кто как...

(32) Утром следующего дня не только улица Луначарского, но и вся станица восхищалась красивым деканом. (33) Щедрого, деликатного, такого душевного человека давно здесь не видели. (34) Такие люди в Сибири, на морозе, еще остались, а у нас, под знойным и развратным кубанским солнцем, благородная порода вывелась. (360 сл.)

(По Н. Ивеншеву)

Часть 1

А29. В какой фразе текста звучит сарказм?

1) И, правда, мать забыл, дурочку Маняшу на улице Луначарского кормили кто как...

2) Такие люди в Сибири, на морозе, еще остались, а у нас, под знойным и развратным кубанским солнцем, благородная порода вывелась.

3) Сколько денег декан угрохал, не сосчитать.

4) Утром следующего дня не только улица Луначарского, но и вся станица восхищалась красивым деканом.

А30. Определите стиль и тип речи.

1) художественный стиль; описание

2) художественный стиль; повествование

3) публицистический стиль; рассуждение

4) разговорный стиль; повествование

А31. В каком предложении используется устойчивое выражение?

1) 6 2) 8 3) 7 5) 32

А32. Укажите предложение, где используется многосоюзие.

1) 23 2) 29 3) 31 4) 32

Часть 2

В1. Из предложения 11 выпишите слово, которое образовано суффиксальным способом.

стр. 68


--------------------------------------------------------------------------------

В2. Среди предложений 1 - 5 найдите такое, в котором употреблено прилагательное в краткой форме. Выпишите это слово.

В3. Из предложения 29 выпишите словосочетание со связью примыкание.

В4. Среди предложений 32 - 34 найдите односоставное неопределенно-личное предложение.

В5. Среди предложений 29 - 34 найдите предложение с вводным словом.

В6. Среди предложений 30 - 34 найдите сложносочиненное предложение.

В7. Среди предложений 14 - 18 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора и союза. (Более простой вариант:

Укажите средство связи между 17 - 18 предложениями.

1) однородные члены предложения

2) контекстуальные синонимы

3) местоимение

4) лексический повтор и союз)

В8. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в тексте? Напишите порядковые номера этих средств.

1) лексический повтор

2) разговорная интонация и лексика

3) ирония и сарказм

4) риторическое обращение

Ответы

Часть 1

N задания
Ответ

А29
2

А30
2

А31
2

А32
2


Часть 2

N задания
Верный ответ

В1
Чем-то

В2
Прав

В3
степенно жевали

В4
33

В5
31

В6
34

В7
18 (4)

В8
1. 2, 3


Часть 3

Модель развернутого ответа сочинения

Желательно, чтобы в сочинении экзаменуемый

* в той или иной форме отразил и прокомментировал мысли автора:

1) о проблеме "отцов" и "детей"; 2) об ответственности детей перед родителями; 3) о том, что материальные затраты на похороны не могут сгладить бездушие и лицемерие героя и т. д.;

* аргументированно изложил свою точку зрения (совпадающую или не совпадающую с автором);

* назвал не менее двух средств выразительности, характерных для данного текста (просторечная и разговорная лексика, устойчивые выражения, многосоюзие, ирония и сарказм, эпитеты), объяснил их роль в тексте в соответствии с задачей речи и замыслом автора. Привел примеры.

Объем сочинения не менее 150 слов.

стр. 69

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. Л. КАРНАУХ, ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206021096&archive=1206184486 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии