ИЗЛОЖЕНИЕ ПО ОЧЕРКУ Е. И. ОСЕТРОВА О ХРАМЕ ПОКРОВА НА НЕРЛИ. IX КЛАСС

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. В. ДРОЗД

При подготовке к письменному экзамену по русскому языку в IX классе учащимся и учителям предоставлена возможность, ознакомиться с экзаменационными текстами для изложения и работать с ними в течение всего учебного года. Задача учителя заключается в правильной организации работы девятиклассников.

Многие учащиеся и их родители приобретают сборник текстов для изложений1 , чтобы "хорошо подготовиться" к экзамену: прочитать всю брошюру, проработать ее и самостоятельно написать изложения, вернее, письменные пересказы всех текстов, чтобы лучше запомнить их содержание или сделать заготовки - шпаргалки. Не уверенные в своих силах учащиеся надеются пронести сборники текстов на экзамен и списать с вырванной страницы. Однако эти титанические физические и нравственные усилия могут оказаться совершенно напрасными. Запомнить все невозможно, да и бессмысленно.

Изложение девятиклассника - это не копия текста (подробный пересказ), а комментированный пересказ: учащийся должен не только передать содержание, стиль очерка или рассказа, но и свое понимание темы, проблемы, поставленной автором. Поэтому более целесообразно научиться анализировать текст и излагать свои мысли письменно. Если учащийся умеет писать изложения, у него нет необходимости знать содержание экзаменационного варианта заранее. Ведь цель учителя-словесника не сводится к тому, чтобы старшеклассники сдали экзамен, главное в нашей работе - научить анализировать, обрабатывать получаемую информацию и делать выводы, грамотно и вразумительно выражать свою точку зрения, свое понимание проблемы. А письменный экзамен - изложение - всего лишь упражнение, с помощью которого такое умение проверяется.

Сборник предназначен для того, чтобы помочь и учителю, и учащимся в

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

сложном процессе обучения искусству слова. Приступая к работе, следует в предисловии внимательно прочитать рекомендации составителей, познакомиться с тематикой текстов. Перед началом учебного года, при составлении поурочного плана, учитель читает весь сборник и производит классификацию текстов по типу речи (повествование, описание, рассуждение, смешанный тип), по жанру, по стилю, по теме, по идее. Всего в течение учебного года в IX классе реально дать десять обучающих изложений, не считая предэкзаменационного, на тридцати уроках по развитию речи, где на примере одного из самых сложных текстов каждой группы будет разобран каждый тип, проанализированы его особенности, составлен план, черновик и написан окончательный вариант изложения. Начиная с V класса, учащиеся уже анализировали вместе с учителем тексты во время подготовки к изложениям по ним и давали характеристику по названным выше параметрам. Из года в год задача усложнялась: увеличивался объем текстов, становилась шире их тематика и проблематика, в повествовательных текстах ребята встречались с описательным оборотом, но все же и по содержанию, и по жанру, и по типу речи тексты были достаточно определенны и однозначны. В сборнике для IX класса в одном очерке автор ставит перед читателями несколько проблем, тексты сложны по жанру (преимущественно это очерки, эпизоды из программных произведений русской литературы, представляющие собой еще и рассказ в рассказе, а также не менее трудные в толковании сказки-притчи Ф. Кривина), по типу речи все тексты смешанные (в них есть и повествование, и описание, и рассуждение), поэтому однозначная характеристика невозможна и целесообразно определять ведущий тип речи, называя элементы других, являющихся в данном тексте второстепенными. Очень труден текст N 13 (очерк из книги Е. И. Осетрова Живая Древняя Русь на с. 30 сборника):

Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.

Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж - луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.

Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.

На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами...

Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат - покров, защитив город от врагов.

Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную фату, прогоняя всякое зло.

Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга, с травами и цветами, которые, как ковер, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное видение. Храм плавает в подводной глубине.

Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.

Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадется осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей. Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается, словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно-зелеными, а строение приобретает задумчивость, словно ожидает кого-то.

И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.

Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.

Храм построен в честь погибшего в лютой сече семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма.

Текст сложен: по типу речи он смешанный, ведущим является описание с элементами повествования и рассуждения, по стилю это художественно-поэтическая проза. Тема и идея текста становятся понятны, когда понятно взаимодействие всех его частей. В очерке Е. И. Осетрова логика движения описания строится на метафорических образных и ассоциативных связях между частями. Помочь ребятам понять текст могут только комментированное чтение, анализ текста и составление плана. Учитель первый раз читает очерк полностью, учащиеся внимательно слушают, ничего не записывая и не имея перед глазами текста. После первого чтения обычно в классе очень тихо: многие находятся в состоянии оцепенения, и оттого, что восхищены красотой прочитанного, и от страха, что не справятся с такой сложной задачей: текст кажется вовсе незапоминающимся. Напряжение может снять начатая учителем беседа по вопросам, предполагающим анализ текста:

1. Как, по-вашему, о чем текст? Что вы узнали о храме Покрова на Нерли? Какова его история? В память о ком возведена эта церковь, и какому православному празднику посвящена? Какие языческие традиции перекликаются в данном тексте с православными? Как описал храм автор - в какие времена года, и в какой последовательности? С чем сравнивается храм Покрова на Нерли?

2. С какому жанру, типу речи и стилю отнесем текст?

(Обычно этот вопрос не вызывает никаких затруднений, и учащиеся с ходу определяют, что это очерк, тип речи - описание с элементами повествования (об истории христианского праздника Покрова, о языческом поверье, о гибели сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава) и с элементами рассуждения ("Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться..." ). Стиль ребята определяют как художественный. Помощь учителя в уточнении стиля (художественно-поэтический) может привести ребят к пониманию главных идей и темы очерка.

3. Докажите принадлежность текста к художественно-поэтическому стилю. Какие метафоры, эпитеты, сравнения использует автор при описании храма Покрова? (Храм-парус, уносящийся вдаль по безбрежным волнам времени; лучистая безмолвная звезда, уплывающая в бесконечность мироздания; лебедь-храм, белопенный храм; храм, как сказочное видение...) Какие настроения, чувства вызывают метафорические образы храма?

Отвечая на ряд подобных вопросов, учащиеся улавливают ассоциативную связь между частями текста и определяют некоторые его темы и идеи:

Храм удивительно гармонирует с окружающим пейзажем.

Храм прекрасен и таинствен во все времена года.

Храм Покрова на Нерли - символ красоты и вечности.

(Очерк Е. И. Осетрова о непреходящих ценностях)

Теперь учащиеся готовы к следующему этапу работы: второму чтению текста (по абзацам) и составлению вместе с учителем плана изложения, который может быть сложным, так как подпункты помогут зафиксировать обнаруженные при первом чтении и выявить новые метафорические образные и ассоциативные связи между фрагментами очерка и избежать обрыва нити движения описания. Девятиклассники записывают план изложения в

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

черновике, а учитель - на доске. Целесообразно включить в план в виде записей в скобках подсказки, вопросы-задания. Они помогут учащимся, но не станут шаблонами, из-за которых работы ребят утратили бы свою индивидуальность.

Первый пункт плана изложения предполагает вступление и может представлять собой вопрос-задание, сопровождаемое устными комментариями учителя.

План изложения

1. Какие памятники строили на Руси в ознаменование побед над врагами, как увековечивали имена героев? (Из уроков древнерусской литературы ребятам известно об особенностях мировоззрения средневекового христианина, который беды свои принимал как справедливое наказание за грехи, удачи и победы - как милость божью, а не личную заслугу. Потому и в печали, и в радости человек шел в храм, обращался к Богу. Одноглавые церкви домонгольской Руси были и убежищами во время набегов кочевников, и каменной летописью. Строились они в память о победах в сражениях или в память о людях, но посвящались Иисусу, Божьей Матери-заступнице, православным праздникам. Храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 году, современник "Слова о полку Игореве", уникален, как и "Слово...": отступив от канонов, зодчие преодолели тяжесть камня и создали устремленный ввысь храм-свечу, словно поэму.)

2. Храм-парус. Безмолвная звезда.

(Избегаем повторов: поэты сравнивают + сущ. в Тв. пад. Или... уподобляют + сущ. в Д. п.) Метафоры: безбрежные воды времени; звезда в бесконечности мироздания.

3. Гармония пропорций и пейзажа (особенность лексики - духмяные (ароматные) травы, лазоревые цветы).

4. Когда лучше любоваться храмом? (элемент рассуждения).

5. Храм на рассвете./Лебедь-храм среди волн реки времени.

(Чтобы перейти к следующей микротеме, в конце пятой части надо сделать акцент на теме вечности храма: века "пронеслись над его стенами". Возможна связка типа: Любуясь, автор вспоминает историю храма.)

6. Храмовый праздник:

а) старинное поверье о Богородице;

б) праздник Покрова и языческое почитание Девы-Зари.

(Как и в "Слове о полку Игореве", языческие представления об одушевленности природы и ее единстве с человеком переплетаются с христианскими традициями в архитектуре храма и в окружающем пейзаже.)

7. Храм Покрова летом. Образы и метафоры:

а) храм - сказочное видение;

б) вершины деревьев, словно опахала (эпитет - белопенный).

8. Осень:

а) умирание цветов и недвижимость порталов. / "Леса вспыхивают желтизной..." "Столетиями умирали цветы"

(обращаем внимание учащихся на грамматику: изменение формы времени, настоящее - прошедшее/ от конкретного описания к обобщению, снова звучит тема тленности земного бытия и духовного бессмертия);

б) храм во время дождя:

- мутно-зеленые воды реки, а строение, словно в задумчивости;

- свет осенней радуги делает храм неосязаемым.

9. Зимний храм, растворяющийся в окружающей белизне.

(Следует обратить внимание ребят на то, как меняется образ храма: летом он подобен сказочному подводному царству, осенью воды мутнеют, отражение исчезает и каменное чудо замирает, в нитях дождя превращается в фантастическое видение, а зимой сливается со снежными равнинами. После первого чтения кажется очень неожиданным сравнение припорошенных снегом деревьев с цветущими вишнями. При чтении текста по абзацам и составлении плана учитель задает наводящий вопрос: какого времени года нет в описании и почему? Так учащиеся смогут увидеть связь предыдущих частей текста с последней, где повествуется о гибели сына Андрея Боголюбского.)

10. Вишенка, срубленная в цвету.

(Комментарий учителя. Князь Андрей Боголюбский в память о сыне Изяславе

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

построил храм Покрова Богородицы. Не случайно со скорбью своей князь Андрей обращается к Божьей Матери, издревле чтимой на Руси заступнице всего рода человеческого перед Богом. Ее сын Иисус Христос принял мученическую смерть ради спасения человечества. Сын Андрея Боголюбского погиб в лютой сече, защищая Землю Русскую. Храм Покрова на Нерли олицетворяет собой светлую печаль, обретаемую скорбящими в молитве и умиротворяющую их души. Не только о себе думал князь Андрей Боголюбский: каждый может прийти со своей бедой в устремленную ввысь церковь, подобную свече, и обрести покой и христианское смирение, избавиться от одиночества, миром Господу помолившись.)

11. Заключение. Творческое задание: Какие чувства пробудил в вас очерк Е. И. Осетрова о храме Покрова на Нерли?

(В заключение беседы по тексту учитель вместе с учащимися подводят итоги и формулируют его главные темы и идеи.)

Выводы. Автор очерка восхищается культурой Древней Руси. В годы междоусобных войн и набегов кочевников возникли такие шедевры, как "Слово о полу Игореве", храм Покрова на Нерли, Золотые ворота, Успенский собор во Владимире... Их красота в пронесенных через века нравственных ценностях - любви к родной земле и ответственности за ее судьбу, доброте, заботе о ближнем, верности, в чувстве красоты и осознании себя частью природы.

Можно спросить учащихся, какие типы предложений использованы в качестве пунктов плана, какие, на их взгляд, удачнее и почему. Ребята обнаруживают, что 2, 3, 5 - 10-й пункты - односоставные номинативные предложения (именительные темы), а также отмечают, что двусоставные предложения встречаются в пунктах плана 1, 4, 11, являющихся наводящими вопросами учителя и в подпунктах-подсказках. Девятиклассники отдают предпочтение именительным темы, так как считают их более лаконичными и емкими.

Учитель предлагает озаглавить будущее изложение. Необходимо сделать оговорку, что пересказ авторских впечатлений и мыслей корректнее вести от третьего лица со ссылкой на автора очерка, хотя современные методисты в целях упрощения задачи допускают изложение содержания текста от первого лица.

В течение пяти-семи минут учитель отвечает на вопросы, если таковые возникнут, затем читает текст третий раз, и девятиклассники начинают писать изложение в черновике. На работу с черновиком обычно уходит два академических часа, на работу с чистовиком - один. Ограничивать ребят во времени, то есть дать на подготовку к изложению и на работу с черновиком и чистовиком меньше четырех часов, нельзя, если мы хотим действительно научить. Лучше написать работу в два дня, чем быстро и подчас некачественно (дописывать изложение дома учащимся не разрешается, черновики они сдают учителю). Помимо уроков можно использовать часы факультативов.

Конечно же, подготовка к изложению происходит не только на уроках развития речи. Почти все тексты сборника предполагают широкий кругозор, знание русской литературы, особенностей культуры Древней Руси. Рассказы о памятниках древнерусской архитектуры трудны для учащихся, так как сегодня мы живем в несколько ином измерении, нежели наши далекие предки. Представление о том, каким было мировоззрение средневекового человека, о канонах живописи, архитектуры, о летописных сводах учащиеся получают на уроках истории, литературы. Изложение по очерку Е. И. Осетрова о храме Покрова на Нерли целесообразно писать во время или после изучения на уроках литературы "Слова о полку Игореве". А прежде чем приступать к изучению "Слова", учащимся необходимо познакомиться с проблематикой, тематикой, жанровой спецификой древнерусской литературы. Экзаменационное изложение в IX классе - это и итог, и показатель работы учителя-словесника со своими учениками.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт. -сост. Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова. - М., 1998. - С. 30.

стр. 64

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. В. ДРОЗД, ИЗЛОЖЕНИЕ ПО ОЧЕРКУ Е. И. ОСЕТРОВА О ХРАМЕ ПОКРОВА НА НЕРЛИ. IX КЛАСС // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206021062&archive=1206184486 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии