Н. С. ЛЕСКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В VII КЛАССЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О. А. ЕРЕМИНА

Урок 1. Н. С. Лесков: страницы жизни и творчества.

"Человек на часах" - "отчасти придворный, отчасти исторический анекдот"

I. Н. С. Лесков: страницы жизни и творчества.

Слово учителя. Жизнь Николая Семеновича Лескова была интересной и необычной. Мы привыкли к тому, что почти все писатели XIX века - дворяне. Лесков тоже был потомственным дворянином, но в первом поколении. Дед и прадед писателя были священниками в селе Лески Орловской губернии. От названия этого села пошла родовая фамилия - Лесковы.

В "Автобиографической заметке" об отце своем Лесков писал так:

"Отец мой, Семен Дмитриевич Лесков, "не пошел в попы", а пресек свою духовную карьеру тотчас же по окончании курса наук в Севской семинарии. Это, говорили, будто очень огорчило деда и едва ли не свело его в могилу...

Выгнанный дедом из дома за отказ идти в духовное звание, отец мой бежал в Орел с сорока копейками меди, которые подала ему покойная мать "через задние ворота"...

С сорока копейками отец пришел в Орел и "из-за хлеба" был взят в дом местного помещика Хлопова, у которого учил детей, и, должно быть, успешно, потому что от Хлопова его "переманул" к себе помещик Михаил Андреевич Страхов, служивший тогда орловским уездным предводителем дворянства...

На месте учителя в доме Страховых отец обратил на себя внимание своим прекрасным умом и честностью, которая составляла отменную черту всей его многострадальной жизни..."

Семен Дмитриевич Лесков стал чиновником и дослужился до чина коллежского асессора. Этот чин давал право на потомственное дворянство. Дворянство у Лесковых было, но не было ни больших поместий, ни крепостных крестьян.

Николай Семенович Лесков родился в селе Горохово Орловского уезда. "Мы жили в крошечном домике, который состоял из одного большого крестьянского сруба, оштукатуренного внутри и покрытого соломой", - писал Лесков. Семья поселилась в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине. Лесков дружил с деревенскими детьми и хорошо знал жизнь русских крестьян.

Когда будущему писателю было 17 лет, отец его умер от холеры, и Лескову пришлось зарабатывать себе на жизнь. Он переехал в Киев, где жил его дядя, и начал служить на мелкой должности в суде. Затем он поступает на службу к частному лицу и в течение трех лет ездит по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. Лесков встречается с людьми разных сословий, слышит их речь, входит в их заботы. Позже он назовет эти годы лучшим временем своей жизни.

В тридцать лет Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. М. Горький замечал: "Он взялся за труд писателя зрелым человеком, превосходно вооруженный не книжным, а подлинным знанием жизни".

Но разве мало было людей в нашей стране, которые имели громадный жизненный опыт? Вероятно, одного только жизненного опыта мало, чтобы начать писать. Надо уметь осмыслить этот опыт. Вот что писал сам Лесков:

"Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших же оттенков понимал, как к нему относятся из большого барского дома, из нашего "мелкопоместного курничка", из постоялого двора и с поповки...".

Писатель не только знал детали быта, но и понимал, какими отношениями связаны между собой представители различных сословий. Он видел не только явления, но и скрытые пружины различных явлений. Описывая своих героев, он хотел показать то лучшее, что есть в людях. Именно поэтому произведения Лескова считаются выдающимися произведениями литературы XIX века.

стр. 22


--------------------------------------------------------------------------------

Учитель также может воспользоваться вступительной статьей учебника-хрестоматии1 .

II. "Человек на часах" - "отчасти придворный, отчасти исторический анекдот".

Рассказ этот при внешней простоте сложен для школьников. При восприятии детьми этого рассказа мы наблюдаем такие особенности: до главы шестой дети слушают и читают рассказ с интересом. Затем, когда речь заходит о поступках и размышлениях Миллера и Свиньина, связанных с чистотой карьеры, когда рассказывается о поездке Свиньина к Кокошкину, внимание детей рассредотачиватся, они теряют нить повествования и интерес. Им непонятны мотивы поступков большинства героев истории, рассказанной Лесковым: колебания Постникова - спасать или не спасать утопающего, страх военных чиновников за свою карьеру, ложь офицера инвалидной команды. Детям непонятен Кокошкин, передергивающий факты, и совершенно непонятно, почему наказали солдата Постникова, и почему он был благодарен за то, что его выпороли.

Лесков рассказывает читателям этот случай, потому что через него наиболее ярко виден именно характер эпохи тридцатых годов. История спасения утопающего человека выбрана Лесковым не потому, что она является из ряда вон выходящей, а потому, что развитие последующих событий наиболее типично для своего времени.

Чтобы дети поняли сюжет рассказа, необходимо хотя бы кратко познакомить их с характерными чертами эпохи, к которой относится описываемый случай. В этой работе будем опираться на те знания по истории России, которые уже есть у семиклассников.

Напишем на доске дату:

1839 год.

- Какие события совершались до и после этого года?

Важно, чтобы дети восстановили следующий порядок уже известных им событий:

1825 год - смерть Александра I, восстание декабристов.

1826 год - коронация Николая I.

Расскажем, что новый царь, напутанный протестом дворян против самовластия, приказал организовать постоянный надзор за всеми, кто подозревался в недовольстве царской властью. В газетах и журналах печатали только то, что разрешала цензура. Третье отделение полиции следило не за преступниками, а за обычными людьми.

1837 год - смерть Пушкина после ранения на дуэли. Стихотворение Лермонтова "Смерть поэта". Ссылка Лермонтова.

1841 год - убийство Лермонтова на дуэли.

В 1839 году, когда крепостное право, дворянские привилегии и власть царя казались незыблемыми, когда жандармы держали под наблюдением всю страну, большинство боялось хоть чем-нибудь прогневать царя. Провинившихся хоть в чем-нибудь солдат избивали палками, прогоняя сквозь строй, а офицеры следили, чтобы солдаты били своего товарища изо всех сил. Часто после таких наказаний человек умирал. Простой человек чувствовал свое полное бесправие.

Учитель может обратиться к статье учебника-хрестоматии "К истории создания рассказа "Человек на часах" (1839 г.)" (стр. 163 - 164), предложить детям прочитать ее и составить план-конспект. В статье приводится отрывок из книги французского путешественника Адольфа де Кюстина "Россия в 1839 году". Особенно интересным нам представляется фрагмент, приведенный О. М. Хреновой в методическом пособии к учебнику2 . Де Кюстин смотрит на Россию глазами представителя западного общества, отношения в котором базировались на принципах, сформированных в средневековом феодализме. Сущность западноевропейского феодализма можно выразить такой фразой: "Вассал моего вассала - не мой вассал". Это значит, что не существовало сквозной линии подчинения, вертикали власти, что позволяло личности сохранять самостоятельность и инициативность.

стр. 23


--------------------------------------------------------------------------------

В российских учебниках период русского Средневековья так лее характеризуют как время феодализма. Но русское общество никогда не было феодальным: вертикаль власти насквозь пронизывала его при господстве военно-административных отношений. Это значит, что господин был, не вполне волен в своих слугах, потому что все были слугами царя, который мог распоряжаться и жизнью боярина, и жизнью холопа своего холопа.

Итак, западный взгляд на русское общество 1839 года:

"Движения людей, которые мне встречались, казались угловатыми и стесненными; каждый жест их выражал волю, но не данного человека, а того, по чьему поручению он шел. Утренние часы - это время выполнения поручений всякого рода господ и начальников. Никто, казалось, не шел по доброй воле, и вид этого подневольного уличного движения наводил меня на грустные размышления... Иногда встречаешь на улице то несущегося в галоп на верховом коне офицера, спешащего передать приказ какому-либо командиру, то фельдъегеря, мчащегося в тележке с приказом какому-нибудь губернатору, может быть, в другой конец государства, то солдат, возвращающихся с учения в казармы, чтобы вновь отправиться с дальнейшими приказами своего капитана. Везде и всюду лишь младшие чины, выполняющие приказы старших. Это население, состоящее из автоматов, напоминает шахматные фигуры, которые приводит в движение лишь один человек, имея своим незримым противником все человечество. Офицеры, кучера, казаки, крепостные, придворные - все это слуги различных степеней одного и того же господина, слепо повинующиеся его воле. Здесь можно двигаться, можно дышать не иначе как с царского разрешения или приказания. Оттого здесь все так мрачно, подавленно. И мертвое молчание убивает всякую жизнь. Кажется, что тень смерти нависла над этой частью земного шара".

Де Кюстин в 1839 году размышляет о влиянии структуры Российской империи на человеческую личность. О чем же размышляет Лесков?

III. "Человек на часах" - "отчасти придворный, отчасти исторический анекдот".

Учитель читает главу первую.

Сразу поясним, что анекдотом в XIX в. называлась короткая занятная история. Почему рассказ Лескова назван "отчасти придворным, отчасти историческим анекдотом"? Ради чего автору потребовалось характеризовать "нравы и направление" уже ушедшей эпохи? Лесков, как Пушкин, Лермонтов и Гоголь, обращается к исторической теме. Ради чего? Мы говорили, что Лесков хотел показать скрытые пружины явлений. Каковы эти пружины? На этот вопрос постараемся ответить, заканчивая изучение рассказа.

Далее учитель читает главу вторую, задавая соответствующий ритм и интонации. Третью и четвертую главы читают вслух ученики.

Домашнее задание.

Прочитать "Человек на часах" до 15-й главы включительно.

Урок 2. Сюжет рассказа.

Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей

I. Сюжет рассказа.

В беседе с учениками восстановим сюжет рассказа. Нужно обратить особое внимание на то, чтобы ученики поняли побудительные мотивы поступков героев. Хорошо, если учащиеся будут подтверждать пересказ цитатами из текста. Параллельно выясняем, насколько ученики поняли значение новых для них слов (см. сноски).

Итак, в рассказе "Человек на часах" Н. С. Лесков описывает случай, который якобы приключился в 1839 году в Петербурге. На эпоху тридцатых годов XIX в. приходится мало событий. История, которую рассказывает автор, смешна и грустна одновременно.

В Зимнем дворце караул занимала рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера. Задача солдат была в том, чтобы стоять на своих постах. Вдруг часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и молит о помощи. Уже полночь, на улице

стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------

нет ни души, и человеку никто не может помочь. Часовой понимал, что ему нельзя изменить присяге, но не выдержал и покинул пост, хотя знал, что его за это могут сильно наказать. Постников спас утопающего. В это время проезжал мимо офицер инвалидной команды, подхватил спасенного в свои сани, привез приставу и сказал, что он спас человека. Автор прямо говорит, что офицер хотел получить за это медаль.

Постников честно все рассказал Миллеру. Тот испугался, что офицер, увезший спасенного, расскажет, что часовой покинул пост, в результате об этом узнает государь и "пойдет горячка". Миллер послал записку своему начальнику подполковнику Свиньину. Тот не хотел, чтобы его считали "гуманистом" (то есть человеколюбивым), и посадил Постникова под арест в карцер.

С испугу, что ему достанется от начальства, Свиньин в пятом часу утра поехал рассказать о происшествии обер-полицмейстеру Кокошкину. Кокошкин приказал приставу привести офицера и спасенного. Обер-полицмейстер прочитал протокол, допросил офицера и бывшего утопающего, сделал вид, что всему поверил, и обещал наградить мнимого спасителя, что вскоре и сделал. Свиньин рассказал обо всем Миллеру и велел дать солдату Постникову двести розог. Солдата высекли и перенесли в лазарет.

Итак, мы поняли, что произошло. Чтобы понять, почему это произошло, посмотрим внимательнее на героев рассказа.

И. Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц.

Первый персонаж, с которым мы встречаемся, - капитан, молодой офицер Николай Иванович Миллер.

Задание 1: дать характеристику Миллеру (на материале глав второй и третьей).

Дадим ученикам возможность просмотреть главы и выбрать нужную информацию. Слушая ответы, постараемся выяснить, как понимают дети такие лесковские замечания: "очень хорошо поставленный в обществе молодой офицер", "человек с так называемым "гуманным" направлением, которое за ним было давно замечено и немножко вредило ему по службе во внимании высшего начальства".

В третьей главе важно найти деталь, которая очень ярко характеризует героя: "Капитан Миллер приколол булавками свой белый носовой платок к высокой и всегда традиционно засаленной сафьянной спинке офицерского кресла...".

- Зачем автор пишет об этом жесте Миллера? Что он хочет этим сказать?

Возможно сопоставление носового платка и "гуманного" направления Миллера: он знает о бесчеловечных армейских порядках ("традиционно засаленная спинка офицерского кресла"), но, тем не менее, служит в армии, пытаясь сохранить в чистоте "гуманное" направление.

Дети уже дочитали рассказ почти до конца, поэтому можем спросить их сразу:

- Сумел ли Миллер подтвердить делом свою приверженность гуманизму?

Обратимся к тексту 14-й главы: "Миллер изумился и сделал попытку склонить Свиньина к тому, чтобы на общей радости совсем пощадить и простить рядового Постникова..." - "Уклонения, от каких бы то ни было служебных приказаний начальствующего лица, конечно, не имели места, и мягкосердечный Н. И. Миллер должен был в точности исполнить приказ, полученный им от своего батальонного командира".

Задание 2: дать характеристику решениям и поступкам подполковника Свиньина (на материале глав седьмой и восьмой).

- Как вы понимаете слова: "Свиньин был человек не бессердечный, но, прежде всего и больше всего "службист" (тип, о котором нынче опять вспоминают с сожалением). Свиньин отличался строгостью и даже любил щеголять требовательностью дисциплины"?

- Как вы думаете, от чьего имени могут звучать такие слова: "...тогда еще

стр. 25


--------------------------------------------------------------------------------

не совсем вывелся "гуманизм" и другие ему подобные заблуждения"?

- Как вы понимаете, выражения: "закален крепким закалом карьерных людей того времени", "люди в случае"?

Обратимся к словарю:

Карьера - путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном положении, а также самое достижение такого положения.

Карьеризм - погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах.

Карьерист - человек, который проникнут карьеризмом.

- Объясните смысл фразы: "Вот так это и пойдет повторяться, что "Свиньин слаб", и так, может, покор слабостью и останется несмываемым пятном на его, Свиньина, репутации".

Репутация - приобретенная кем-либо или чем-либо общественная оценка, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-либо или чего-либо.

- Почему Свиньин решил обращаться не к великому князю Михаилу Павловичу, а к обер-полицмейстеру Кокошкину?

Задание 3: рассказать, как проявился в действии "многосторонний такт" Кокошкина (главы одиннадцатая, двенадцатая, тринадцатая).

Словарная работа:

Такт - чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом.

Многосторонний - имеющий несколько граней, сторон.

- Какое качество автор называет иронически "многосторонним тактом"?

Ученики ответят: лицемерие, умение угодить всем, вывернуться из сложной ситуации, основанные на беспринципности.

- Понял ли Кокошкин, что произошло на самом деле? Почему он сделал вид, что поверил инвалидному офицеру?

- Сопоставьте два отрывка. Как они связаны между собой? Почему обер-полицмейстер был "очень доволен"?

1) "В кабинете у обер-полицмейстера остался один Свиньин, на которого Кокошкин сначала посмотрел долгим, пристальным взглядом и потом спросил:

- Вы не были у великого князя?

В то время, когда упоминали о великом князе, то все знали, что это относится к великому князю Михаилу Павловичу.

- Я прямо явился к вам, - отвечал Свиньин".

2) "Между нами сказать, мне передано через достоверное лицо, что и сам Кокошкин мною очень доволен. Ему было приятно, что я не поехал никуда, а прямо явился к нему..."

Великий князь - брат царя. Кокошкин - начальник столичной полиции. Он доволен, что Свиньин решил прибегнуть к его покровительству, а не к покровительству великого князя.

Проследим, как повел себя Кокошкин в отношении ко всем участникам истории: что сказал инвалидному офицеру, приставу, Свиньину, царю. Кому служит этот обер-полицмейстер? Он должен защищать порядок и справедливость. Что защищает он на самом деле? Свою карьеру, репутацию, благополучие и свой кошелек.

- Какого героя Лесков показывает однозначно негативно?

Дети сразу отметят лживость, жажду незаслуженной награды, карьеризм, бессовестное поведение инвалидного офицера.

- Кто противостоит в рассказе лжи, лицемерию и подлости?

Домашнее задание.

Дочитать рассказ. Найти в толковом словаре и выписать в тетрадь значения слов: грешник, грешный, грех, праведный, праведник, правда.

Урок 3. Постников - лесковский герой-праведник.

Проблема соотношения интересов государства и личности

I. Постников - лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народа.

Современные дети часто незнакомы с понятием "праведник". Оно идет в паре

стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------

с понятием "грешник" и принадлежит к "терминологии" христианства. Спросим у детей, как они понимают значения этих слов, а потом уточним.

Грешник - грешный человек.

Грешный - имеющий много грехов, исполненный греха.

Грех - у верующих: нарушение религиозных предписаний, правил; предосудительный поступок.

В России главенствующим было православное христианство. Ложь считается в христианстве большим грехом.

Праведник - у верующих: человек, который живет праведной жизнью.

Праведный - у верующих: благочестивый, соответствующий религиозным правилам; основанный на правде, справедливый.

Правда - 1. То, что соответствует действительности, истина. 2. Порядок, основанный на справедливости, честности.

Дети смогут объяснить, что такое доброта, бескорыстие, совестливость. Сосредоточимся на слове сострадание, разберем его по составу: приставка со-, корень - -страд- : умение чувствовать страдание другого человека.

Постников - единственный человек в рассказе, который не лжет: ни перед Миллером, ни перед Свиньиным; не предпринимает попыток снять с себя вину и уклониться от наказания.

- Что, по-вашему, тяжелее на весах человеческой совести: вина часового Постникова или заслуга человека Постникова?

Вновь обращаемся к главе восьмой.

- Найдите слова, которые говорит о себе рядовой Постников.

"Солдат говорил, что он "Богу и государю виноват без милосердия...".

Разберемся в этой фразе. Постников "виноват государю" - он нарушил свой служебный долг. Но виноват ли он перед Богом? Что мы подразумеваем под Богом? Нравственный закон. Нарушил ли он закон совести, сострадания, нравственный долг человека перед человеком? Церковь говорит, что все люди - братья во Христе, и первый долг христианина - помочь своему страдающему брату.

II. Вертикаль власти в рассказе. Проблема соотношения интересов государства и личности.

О. М. Хренова в методическом пособии пишет: "Цель изучения темы - привлечь внимание школьников к проблеме нравственного выбора "в борьбе между служебным долгом и состраданием"; проследить, обратившись к прямым авторским характеристикам героев, к изображению их переживаний, самораскрытию в диалогах, как решает для себя этот вопрос каждый персонаж; показать, что мотивы поведения героев обусловлены не только личностными особенностями, но и реалиями жизни, историческим укладом, "духом времени"3 .

Вопрос формирования "исторического уклада" в нашу эпоху построения гражданского общества звучит особенно остро. На уроках граждановедения (V класс) ученики уже рассматривали вопрос о строении общества. Опираясь на их знания, постараемся вместе с детьми выявить социальную проблему взаимодействия интересов личности и государства - центральную в этом рассказе.

Перечислим действующих лиц рассказа, составляя при этом схему вертикали власти, прочертим линии подчинения.



стр. 27


--------------------------------------------------------------------------------

Мы видим, что все в Российской империи подчиняется воле одного человека. Государство существует: ради чего? Мы считаем, что государство должно существовать для защиты прав граждан. Можем ли мы это сказать о Российской империи 1839 года? Первое право человека - это право на жизнь. Если закон отдает предпочтение стоянию на посту в ущерб спасению жизни тонущего человека, можем ли мы такое государство назвать гуманным, человечным?

- О чем хотел сказать читателям в этом рассказе Лесков?

В государстве, в котором все построено на страхе людей за свое собственное благополучие, проявление человеколюбия создает помеху и опасность для тех, кто стоит у власти, люди перестают понимать, где добро, а где зло. Человек перестает быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло. Лесков предупреждает, что если человеколюбивый поступок вызывает сомнение, то это значит, что надо остановиться и задуматься: в чем наша жизнь идет неправильно?

В государстве, где человеческая личность, жизнь отдельного человека не имеют цены, меняются духовные ценности. Люди руководствуются беспринципностью, карьеризмом. Хотите ли вы жить в таком государстве?

Дети отвечают, что они хотят гуманное государство, но задают вопрос: а что мы можем сделать, если государственный строй таков, каков он есть? Учитель в этой ситуации может убедить детей, что совместными усилиями всего общества, выбором правды в душе каждого человека люди могут изменить общество. Примером будет служить общественный подъем 50-х годов XIX века, когда развитие либерализма привело к отмене крепостного права в 1861 году. Примером может служить процесс становления демократического общества в современной России, успех которого зависит от каждого гражданина.

Остается выяснить еще один вопрос.

- Кому, по-вашему, должен подчиняться владыко?

Он должен служить Богу, то есть соблюдать нравственный закон.

Читаем шестнадцатую и семнадцатую главы. Мы видим, что чиновники церкви полностью встали на службу государству, а не Богу. Владыко ведет себя как духовный обер-полицмейстер, его цинизм смущает даже прожженного карьериста Свиньина. Таким образом, автор хочет сказать, что беззаконие в царской России совершалось под благословение Православной Церкви.

Закончим работу над рассказом чтением последней главы. Выпишем из нее жизнеутверждающие строки: "Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы то ни было". Это "прямые и надежные люди".

III. Подготовка к самостоятельной работе.

Учитель сам в зависимости от подготовки класса выделит итоговые вопросы по разделу "Минувшее проходит предо мною...", которые надо повторить.

Домашняя работа.

Прочитать статьи в рубриках "Приглашаем в библиотеку", "Завершая раздел хрестоматии..." (с. 184 - 187). Подготовить выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина "Русь" (с. 188 - 189).


--------------------------------------------------------------------------------

1 Литература. Начальный курс. 7 кл.: Учебник-хрестоматия. В 2-х частях. Ч. 1 / Под ред. Г. И. Беленького. - М., 2001. - С. 161 - 163.

2 Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 кл.: Литература. Начальный курс. Пособие для учителя / Под ред. М. А. Снежневской. - М., 2002. - С. 59.

3 Там же. - С. 58.

стр. 28

Похожие публикации:



Цитирование документа:

О. А. ЕРЕМИНА, Н. С. ЛЕСКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В VII КЛАССЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206020840&archive=1206184486 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии