ПРЕДЛОГ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ВВОДНЫЙ УРОК В VII КЛАССЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. А. ЗАЙЦЕВА

Класс делится на две группы для проведения микроисследования, а затем со своими наблюдениями выступают представители групп. Все записывают выводы, к которым пришла группа и обсуждают верность сделанных заключений.

Ход урока 1. Работа в группах.

Задание для первой группы (слабые ученики).

Игра "Дешифровка". Вы работаете на телеграфе и получили телеграмму. Как вы знаете, в телеграммах пропускаются предлоги и знаки препинания для экономии. Ваша задача - расшифровать телеграмму, вставляя недостающие слова и расставляя знаки препинания. В конце работы вы должны сделать вывод: с какими падежами могут употребляться предлоги.

Мы жили деревне окном нас был луг, весь золотой множества цветущих одуванчиков. Утром я пошел рыбалку заметил луг зеленый.

(Ответ. Мы жили в деревне, под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Утром я пошел на рыбалку и заметил, что луг зеленый.)

Вывод: предлоги могут использоваться с именами существительными, стоящими в косвенных падежах.

- Какие еще служебные части речи вы вставили в телеграмму? Для чего они служат?

Союзы соединяют однородные члены (союз и) и части сложного предложения (союз что).

Задание для второй группы (сильные учащиеся). Спишите текст, раскрывая скобки и указывая над словами части речи. С какими частями речи могут употребляться предлоги, а с какими их употребление невозможно?

Одна кошка (в) первые пошла (по) улице. (Про) идя первые шаги, она (за) глянула (в) окно, (в) котором только что (за) горелся свет. (За) ним кошка (у) видела (у) стола пятерых детей. (На) одном был маскарадный костюм. Кошка (за) бралась (на) форточку и (за) глянула (в) комнату.

Вывод: предлог может употребляться с существительными, местоимениями и числительными. Но никогда не употребляется с глаголами, наречиями.

2. Коллективная работа.

Выберите правильные словосочетания (записаны на доске).

Учиться на
факультете иностранных

языков

техникуме

курсах

Жить на
Грузии

Кавказе

Молдавии

Приехать в
Сибирь

Европу

Урал

Прийти из
магазина

школы

работы


- Как не ошибиться в выборе предлога? Почему в одних словосочетаниях используется предлог на (в, из), а в других - иные?

Учитель. Существуют предлоги-антонимы, которые требуют только парного употребления. Если мы используем предлог в, то его антонимом будет предлог из. Для предлога на антонимом является предлог с.

в - из

на - с

Теперь понятно, почему мы говорим в школу и из школы, на работу и с работы.

Самостоятельная работа. А теперь проверим вашу внимательность. Вставьте в записанные на доске словосочетания нужные предлоги из антонимических пар.

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

Уехать____ Камчатку - приехать____ Камчатки, уйти____ школу - прийти____ школы, уйти____ завод - прийти____ завода, уехать____ Москву - приехать____ Москвы, отправиться____ Африку - возвратиться ____ Африки.

Игра "Редактор". Проведем экзамен на самого внимательного редактора. Представьте, что в редакцию газеты поступила статья, в ней встретились словосочетания, которые требуют исправления. Найдите такие словосочетания и запишите их в исправленном виде. Титул настоящего редактора получит тот, кто за короткий срок найдет и исправит все ошибки.

Выйти замуж за князем, уверенность в друзей, вера в любовь, уделять внимание на недостатки, обратить внимание на мелочи.

Итог урока. Что мы сегодня с вами повторили? Чему научились?

Задание на дом. Желающие могут составить рассказ "Почему предлоги пишутся со всеми частями речи отдельно?" или выполнить упражнение по учебнику.

Для примера можно привести рассказ из книги В. Волиной "Учимся играя".

Ссора предлогов со всеми словами.

Жили в одном городе Морфологии предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с Существительными, что те очень обиделись на задир.

Когда с Предлогами рядом ставили Существительные и Местоимения, они так далеко отодвигались от них, что между ними умещалось Прилагательное. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились.

Так Предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог - это слово, и с другими словами пишется всегда раздельно.

стр. 62


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. А. ЗАЙЦЕВА, ПРЕДЛОГ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ВВОДНЫЙ УРОК В VII КЛАССЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206020131&archive=1206184486 (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии