НОВЕЙШАЯ ПРОЗА. ОПЫТ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Э. Э. КАЦ, Н. Л. КАРНАУХ

Мы продолжаем серию публикаций об обучении школьников рецензированию на материале новейшей прозы, понимая под этим термином произведения, созданные в конце XX - начале XXI века.

Напомним, что решается двуединая задача: с одной стороны, старшеклассники знакомятся с малыми жанрами современной прозы, с другой - учатся анализировать и оценивать прочитанное.

Критик А. Немзер в статье "Замечательное десятилетие", характеризуя русскую прозу 90-х годов XX века, выделяет писателей "среднего поколения" - А. Дмитриева и А. Слаповского. Он называет их "лучшими", "выдержавшими испытание свободой", "сумевшими почувствовать и выговорить боль, суетливость, жестокость, нелепицу нашего сегодня, "переходного периода", в котором бессильная ностальгия по якобы уютному минувшему запросто сочетается с лихорадочным желанием "словить свой момент и свой кайф". Увидевшие всё это - и не испугавшиеся. Не отказавшиеся ни от уважения к тайне человека, ни от "вечных ценностей", ни от культуры, ни от свободы, ни от веры в будущее".

Для того чтобы вызвать интерес к творчеству этих художников слова и помочь определить читательскую позицию, предлагаем следующие вопросы и задания для учащихся:

1. Познакомьтесь с биографическими сведениями об Андрее Викторовиче Дмитриеве.

А. В. Дмитриев родился в 1956 году в Ленинграде, детство провел в Пскове. Учился на филологическом факультете МГУ (1973 - 1977). В 1982 году окончил сценарный факультет ВГИКа.

Работал редактором, членом коллегии Центральной сценарной студии Госкино. Написал сценарии фильмов "Человек-невидимка", "Чёрная вуаль", "Ревизор" и др.

Первый рассказ "Штиль" появился в 1983 году в журнале "Новый мир" (N 4). А. Дмитриев - член Русского ПЕН-центра (1997 г.), печатается в журнале "Знамя". Вышли книги прозы: "Поворот реки. Повести и рассказы" (М., Вагриус, 1998); "Закрытая книга. Роман и повесть" (М., Вагриус, 2000).

Награжден пушкинской стипендией фонда А. Тепфера (1995), премиями фонда "Знамя" (1995, 1999), финалист Букеровской премии (1996), лауреат премии Аполлона Григорьева (2000).

2. Прочитайте рассказ "Пролетарий Елистратов" ("Дружба народов". - 1991. - N12 или в сборнике произведений А. Дмитриева "Поворот реки". - М.: Вагриус, 1998).

3. Действие рассказа разворачивается в день одной из тех демонстраций, которые свидетельствовали о переходе общества от советского строя к демократии. Что вы знаете об этих событиях? Какие черты конкретного времени раскрываются в рассказе?

4. Как соотносятся ретроспекции с реальными событиями одного дня, о котором повествуется в произведении?

5. Перечитайте описание района, где живет Елистратов: "Была здесь обширная низина, вернее сказать, впадина, куда, подобно скатывающейся магме, десятилетиями стекалось и стекалось содержимое московской канализации... Пока здесь наверху обживались да радовались - там, внизу, шевелилась и продолжает шевелиться своя неживая жизнь; нарождаются неведомые соединения, быть может, невиданные в химической истории Земли, сталкиваются и совокупляются их молекулы, и сочится сквозь плотно застроенную поверхность бесцветный и невесомый, странно пахнущий газ..." Какая аллегория вырастает из этой картины и проецируется на определенную социально-политическую почву?

6. Какие параллели, по-вашему, может вызвать рассказ участкового о газе и о мальчишках, прячущихся в подвале?

7. Поселок Пытавино - родина милиционера Елистратова, там живет его отец. Об этом поселке говорится и в других произведениях А. Дмитриева. Как характеризуется Пытавино в рассказе?

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

8. Почему начальник Елистратова полковник Хмолин говорит: "Всюду Пытавино"; "Москва - это Пытавино". В чем смысл подобной аналогии?

9. Как соотносятся в произведении темы страха, вины, надежды, ярости и ответственности за выбранный в жизни путь?

10. Как вы понимаете финал рассказа? Есть ли перспектива в жизни героя?

11. Почему рассказ о милиционере назван "Пролетарий Елистратов"? Сколь органична связь этого названия с содержанием произведения?

12. Прочитайте другие произведения А. Дмитриева: рассказы "Шаги", "Березовое поле", повести "Воскобоев и Елизавета", "Дорога обратно". Напишите рецензию на понравившийся вам рассказ.

Обратимся к творчеству Алексея Ивановича Слаповского.

1. Познакомьтесь с биографической справкой об авторе.

А. И. Слаповский родился в 1957 году в Саратовской области. В 1979 году окончил филологический факультет Саратовского университета.

Работал учителем русского языка и литературы в школе, грузчиком, корреспондентом Саратовского ТВ и радио, редактором, заведующим отделом художественной литературы журнала "Волга".

В настоящее время живет в Москве.

Творческую деятельность начал как драматург. Первая пьеса "Во-первых, во-вторых, в-третьих" (1986) была поставлена в Ярославле. Сегодня Слаповский - автор 30 пьес, многие из которых идут в театрах России, по двум созданы телесериалы ("Остановка по требованию" и "Пятый угол", 2000 и 2001 гг.). Печатался в журналах "Сюжеты", "Драматург", "Театр".

С 1989 года публикует прозу в журналах "Волга", "Знамя", "Дружба народов", "Звезда", "Новый мир" и др.

А. Слаповский - член Союза журналистов, Союза писателей, Союза театральных деятелей, автор рассказов, повестей, романов. Вышли его книги: "Искренний художник. Ненаписанный роман" (1990, Саратов), "Первое второе пришествие. Анкета. Я не я. Роман" (1994, Саратов), "Общедоступный песенник. Рассказы" (1997, СПб.), "Книга для тех, кто не любит читать" (1999, Москва), "День денег" (2000, Москва и СПб.).

Награжден первой премией на Европейском конкурсе драматургов в Германии (1995 г., пьеса "Вишневый садик") и премией Всероссийского конкурса драматургов (1996 г.). Трижды становился финалистом премии Букера.

Своим богом в литературе А. Слаповский называет А. С. Пушкина.

1. Прочитайте рассказы "Смысл жизни", "Чернильница", "Комната смеха", "Скрипка Страдивари" из сборника А. Слаповского под названием "Для тех, кто не любит читать" (М.: Грантъ, 1999). Какой смысл, по-вашему, вложен в название сборника?

2. В предисловии к этой книге автор называет свои произведения написанными в духе антиабсурда, не объясняя, что это значит: "Просто же говоря - это местами ироничные, местами юмористические рассказы, безысходный оптимизм сочетается с испепеляющим взглядом на жизнь". Что можно сказать о жизненной позиции писателя, прочитав это вступление? Как соотносятся эти слова из предисловия с прочитанными вами произведениями?

3. Можно ли выделить какие-то особенности композиции рассказов А. Слаповского? Совпадает ли позиция автора и рассказчика? Как сочетаются черты конкретного времени и вневременные проблемы?

4. Можно ли найти нечто общее в произведениях М. Зощенко, Д. Хармса и А. Слаповского ?

5. Сопоставьте героев и позиции писателей-современников в рассказах А. Хургина ("Виолончель Погорелова") 1 и А. Слаповского ("Скрипка Страдивари").

6. А. Слаповского, как других писателей "среднего" поколения, считают далеким от постмодернистской 2 игры чужими цитатами и стилями. В его произведениях сочетается авантюрность и философичность, занимательность и подлинная реальность. Согласны ли вы с такой оценкой? Обоснуйте свою точку зрения.

Самобытен Петр Михайлович Алешковский, которого также причисляют к "среднему" поколению современных литераторов.

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

1. Познакомьтесь с биографическими материалами об авторе.

П. М. Алешковский (1957) родился и вырос в Москве. В 1979 году окончил исторический факультет Московского государственного университета и поступил в аспирантуру, но оставил ее, участвовал в реставрации церквей.

С 1984 года работал на телевидении и писал прозу.

Печатался в журналах "Волга", "Дружба народов", "Согласие", "Столица" и др.

П. Алешковский - автор повестей "Чайка" (1991) и "Седьмой чемоданчик" (1999), сборника рассказов "Старгород" (1995), романов "Жизнеописание Хорька" (1993), "Арлекин, или Жизнеописание Василия Тредиаковского" (1995), "Владимир Чигринцев" (1996).

Неоднократно выдвигался на премию "Букер" (1994 и 1996 гг).

Петра Алешковского причисляют к традиционным писателям, создающим произведения по агиографической модели 3 , осмысляющим мемуары и документы.

1. Прочитайте "Историю о прекрасной Зинаиде, капитане Федотове и курсанте Котельникове".

2. Предваряя рассказ о капитане Федорове, повествователь говорит: "И коли произрастает в подобной глубине редкий цветок-человек, уж его и ценят, его и любят, особливо потому, что - пример, а нрава простого и больше дело делает, чем слов говорит". Сопоставьте позицию рассказчика и автора в отношении к главному герою.

3. Как вы думаете, почему о прошлом героя говорится лишь отдельными намеками?

4. Как, по-вашему, можно объяснить введение в финал рассказа истории тракториста Соломадтина и его жены?

5. Подготавливает ли читателя внутренняя жизнь рассказчика, открывшаяся в произведении, к его заключительным словам: "И такое что-то поднялось в душе, что не передать словами". В чем смысл подобного финала?

6. Какие литературные традиции продолжает П. Алешковский? Возможно ли сопоставление прочитанной "Истории..." с "Поединком" А. Куприна? Какова позиция авторов этих произведений?

7. Слово "история" появляется в начале рассказа не один раз. "Но история истории рознь. Одно - рассказы про старину, про удаль Рюриковой дружины, там что ни удар, то лихой, что ни победа, так славная; с начала перестройки все ими зачитывались". Какие смысловые оттенки приобретает слово "история" в тексте Алешковского? Как связано, по-вашему, произведение с контекстом конкретного времени?

8. Прочитайте другие произведения П. Алешковского, например воспоминания из книги "Седьмой чемоданчик" (М., Вагриус, 1999). Автор настаивает, что это "не совсем мемуарное произведение". Как бы вы определили жанр этой книги:

* повесть;

* повествование;

* проза поп fiction? 4

Произведения авторов, о которых говорится в нашей статье, отмечены литературными премиями. Этот факт, безусловно, свидетельствует о высокой оценке их творчества.

Можно рассказать школьникам, что существуют различные литературные премии.

Ежегодно так называемые "толстые" литературно-художественные журналы, такие, как "Знамя", "Новый мир", "Октябрь" и другие, называют своих лауреатов.

Кроме того, есть и другие литературные премии:

имени Аполлона Григорьева - учреждена Росбанком и Академией русской словесности, присуждается за лучшее оригинальное художественное произведение, опубликованное за минувший год;

имени Юрия Казакова - учреждена журналом "Новый мир" и Благотворительным резервным фондом, присуждается с 2000 года автору, живущему и работающему в России, за рассказ на русском языке, впервые напечатанный в текущем году;

имени Ивана Петровича Белкина - учреждена в 2001 году изд-вом "ЭКСМО" совместно с журналом "Знамя", вручается за повесть года;

русский Букер - первая негосударственная премия в России после 1917 го-

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

да, присуждается ежегодно с 1991 года за лучший роман года, повторяет структуру британской премии Букер.

Завершая наш разговор о новейшей прозе, хотелось бы напомнить учителям, что они вправе обратиться к другим произведениям тех или иных авторов, из предложенных вопросов и заданий можно выбрать те, которые кажутся наиболее существенными. Наша общая цель - натолкнуть старшеклассников на собственные размышления о прочитанном.


--------------------------------------------------------------------------------

1 О творчестве А. Хургина см.: Русская словесность. - 2004. - N 1.

2 Постмодернизм - философско-культурологическое течение, особое умонастроение. В России был воспринят как средство борьбы с идеологизацией. Последователи постмодернизма сосредоточили внимание преимущественно на описании сознания человека, на осознании иррациональности бытия. Искусство постмодернизма иронично, саркастично, гротескно.

3 Жизнеописания.

4 non-fiction - мемуары, письма, дневники, воспоминания и т.п.

стр. 50

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Э. Э. КАЦ, Н. Л. КАРНАУХ, НОВЕЙШАЯ ПРОЗА. ОПЫТ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206020027&archive=1206184486 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии