НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЕ ПОВЕСТИ В. Г. РАСПУТИНА "ПРОЩАНИЕ С МАТЁРОЙ"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Н. СКАКОВСКАЯ

Главным законом творчества В. Г. Распутина, по его собственному признанию, является воплощение дум и чаяний народа. Как неоднократно замечал сам писатель, материал для художественных произведений и публицистических выступлений черпается им "из одного неиссякаемого источника" - жизни русского народа, его обычаев, исторических традиций. Постижение "народного духа" в его книгах достигается прежде всего благодаря мастерскому использованию богатства народного творчества в его различных формах - мифа, притчи, легенды, сказки, пословицы и поговорки.

В повести "Прощание с Матёрой" (1976) связь с народным творчеством четко прослеживается в создании обобщающих образов-символов. Нравственно- эстетическая концепция писателя как бы вырастает из системы нравственных представлений народа. Никогда еще В. Распутин не насыщал каждую строчку своей прозы нравственной проповедью так, как это сделано в данной повести: "все мобилизовано в ней на пробуждение нравственного чувства, обращено к совести, сознанию и вылилось в потребность к укрупнению и обобщению жизненных явлений" 1 . Во многом благодаря символике - одной из форм преображения "строительного материала" жизни в художественную реальность - смысл нравственной проповеди глубоко проникает в сознание читателя.

Выражением нравственного отношения к окружающему бытию в структуре повести является разветвленная система очеловеченных образов-символов: Матёра - мать-земля; фантастический зверек, символизирующий природу, именуется Хозяином острова; избы отзываются на голос Хозяина каждая своим вздохом; листвень назван пастухом. В основе этой символики - формы народно- поэтического сознания, где олицетворяется окружающий мир, одушевляются силы и явления природы.

Основным символическим образом, как это подчеркнуто самим заглавием повести, является образ матери: матери-земли и матери человеческой. В русской антропоцентрической языковой картине мира глубоко укоренены следующие представления: "материнское начало приписывается земле, которая предстает как земля-мать, земля-матерь, мать сыра земля, земля/земелька/земелюшка матушка... <...> С материнским началом связывается конкретное пространство, большая и малая родина: эпитетом матушка наделяется Россия, страна, Москва (как столица России), деревня, тундра, река (конкретная для данной местности) ..." 2

Распутин заставляет читателя задуматься над соотношением созидательного (порождающего, защищающего, охранительного) и разрушительного начал в человеческой жизни. Первое начало включает в себя верность корням, привязанность к месту, где родился, постоянство, память в широком смысле слова. Иначе говоря, мать, матёрая, Матёра - важный для автора ряд образов- символов, олицетворяющих константное, созидающее, стабильно- охранительное начало жизни. Другое начало - испытующее, желание перемен, готовность к риску, поиск и жажда нового - можно условно назвать мужским, в частности сыновним; оно иногда приобретает разрушительный характер.

Хотя в "Прощании с Матёрой" нет прямых сюжетных параллелей с былинным эпосом, перекличка с ним заметна в самом принципе идеализации изображаемого. Писатель ставит в центр читательского внимания и рассматривает животрепещущую тему родной земли, ее состояния и судеб так же глубинно, как это делалось в былинном эпосе.

Образы женщины-матери и ее сына-борца, защитника родной земли, уходят

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

истоками в древность. Идеальный образ "матери-вдовы" создан в былинах о Добрыне. После Ильи Муромца Добрыня Никитич - наиболее популярный и любимый герой русского эпоса. Он наделяется высокими нравственными качествами. Добрыня не только обладает физической богатырской силой, но и честен, благороден, умен, искусно играет на гуслях, любит игру в шахматы... Особо подчеркивается в былинах его благовоспитанность - "вежество", благородное обхождение. И все эти великолепные качества, помноженные на бесстрашие и отвагу, воспитаны родимой матушкой, к которой богатырь питает чувства преданной любви и уважения. Богатырь обращается к матери:

Благослови меня, матушка,
Матёра вдова Афимья Александровна.
А ты гой-еси, моя сударыня-матушка
Честна Афимья Александровна3.
Только одной матери известно, что ждет Добрыню, и это знание необъяснимо, так как оно уходит в мифическую древность. Змей, с которым предстоит сразиться Добрыне, - "фантастическое, враждебное человеку существо, в котором воплощены опасные для человека и губительные для него стихии природы: сила воды, огня, грозы, гор" 4 . Опасность, угрожающую сыну, осознает мать Добрыни - "матёра-вдова", мудрая советчица сына. Она утешает его в печали, понимает его лучше, чем кто-либо другой и даже он сам. Не только кровное родство, но и прочные духовные узы, взаимопонимание и согласие связывают сына с матерью. Животворное материнское начало питает былинного героя, потому он так могуч, бесстрашен.

Заглавие повести - "Прощание с Матёрой" - внутренне перекликается с этим былинным обобщенно-символическим образом "матери-вдовы".Типологическая общность образов матерей сближает повесть современного писателя и с циклом былин о Василии Буслаеве, где "чадо милое" не слушает советов своей матери. Тщетно пыталась она унять сына, советуя "поберечь буйну голову". Однако горе-богатырь переступает священную черту - уважение к матери. Стал "герой" со своими дружками веселиться и пьянствовать, творить зло на родной земле. Позабыл о словах матушки "про благословение великое" на добрые дела или про "проклятие" за грехи и разбой.

Что взговорит матёра вдова,
Матёра Амелфа Тимофеевна:
"Гой-еси, ты мое чадо милое,
Молоды Василий Буслаевич:
То коли ты пойдешь на добрые дела,
Тебе дам благословения великое,
То коли ты, дитя, на разбой пойдешь,
И не дам благословения великого,
А и не носи Василья сыра земля"5.
Здесь своеволие Василия, воплощающее разрушительное сыновнее начало, приводит героя к гибели. Велико горе матери:

Пошли к матёрой вдове,
Амелфе Тимофеевне,
Пришли и поклонилися,
Все письмо в руки подали
Прочитала письмо матёра вдова,
Сама заплакала6.
Яркий образ Дарьи, героини повести Распутина, сродни образам "матёрых вдов" Афимьи Александровны и Амелфы Тимофеевны. Матери не только любят своих сыновей, но свято чтят родную землю, память о предках.

Символический образ Матёры - это широкое нравственно-эстетическое обобщение материнского, женского начала. И в художественном плане он реализуется как эпический.

Почему к устойчивому фольклорному обозначению сыра земля прибавляется самое дорогое для каждого человека слово - мать?

У Распутина Матёра - название острова и села - не случайно. Матёра связана с такими родовыми понятиями, как мать, материк-земля, окруженная со всех сторон океаном; возникает и образ нашей планеты - Земли - как "малого острова" в Великом космическом океане. Земля в устном народном творчестве осмыслялась как всеобщий источник жизни, в том числе и человека. Представления о земле издревле тесно связаны с понятием рода и Родины, затем страны и государства.

В конфликте, развернувшемся на Матёре, писатель выявляет растущие тен-

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

денции бесхозяйственности, преступности по отношению к земле, что вызывает у него глубокое беспокойство.

Древнему острову триста с лишним лет. Не обошли Матёру бури века. Революция, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война - ничто не миновало этот уголок земли. Обогащаясь новым опытом, стояла она века. И вот пришел конец. Огни новой ГЭС, которую строят в этих местах, загорятся для других поселков, а на месте Матёры разольется море. Отцовские и дедовские святыни уйдут в забвение.

Конфликт, положенный в основу сюжета повести, посягает на традиционные русские верования в тайную связь реального и потустороннего миров. В фольклоре также смерть часто предстает как уход. Но куда? В какую-то неведомую страну, на иное "живленьице", а путь к ней лежит непростой. Можно вспомнить, как в повести Распутина "Последний срок" старуха-мать учит Варвару причитаниям, которыми она должна будет проводить ее, как полагается, в могилу. И в них, начиная с традиционного обращения "Ты, лебедушка моя, родна матушка" и кончая вопросом "Куда же ты снарядилася, куда же ты сподобилася? Во котору дальнюю сторонушку?" - читатель узнает этот мотив смерти как уход в мир иной.

Многозначность повести "Прощание с Матёрой" обусловлена сложностью духовного и нравственного бытия самой Матёры. Мотив "прощания" прослеживается и в расставании хозяев с избой, русской печью, с самоваром. Сцены прощания очень трогательны и драматичны, так как в них изображается гибель векового уклада: Дарья оплакивает свой дом, обряжает его, как самого дорогого покойника, она молитвенно прощается с ним всю ночь.

Мифологичен образ Хозяина. В раскрытии философско-этического смысла произведения ему отведена одна из важных ролей - охрана и защита острова Матёры. Писатель изображает его в виде небольшого неугомонного зверька, который появляется в разных местах острова, не попадаясь в то же время на глаза людям. Распутин соотносит образ Хозяина Матёры с фольклорным образом домового - "рачительного Хозяина того дома, в котором живет, принимает деятельное участие в жизни обитающей в нем семьи" 7 .

Из многих персонажей несказочной народной прозы именно домовой выбран не случайно. Фольклорность образа Хозяина подтверждается, прежде всего, сходством его внешнего облика (маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий) с портретными характеристиками домового в народных рассказах и быличках. Сюда можно отнести рассказы, собранные В. П. Зиновьевым на территории Иркутской области в годы создания повести "Прощание с Матёрой". Домовой может приобретать облик "черного кота со светлыми глазищами" 8 , "белого-белого зайца" "с ушенками маленькими черненькими" 9 , "большой-большой белки величиной с кошку" со "светлыми, как у кролика, глазами" 10 . Но главное - Хозяин выполняет ту же социальную функцию, которая закреплена в народных быличках за домовым. Ему доступен любой уголок острова. Это добрый дух Матёры. Он вездесущ, так как охрану ведет неустанно.

Известно, что домовой не только стережет материальное богатство семьи, но и оберегает ее от злых духов. В жанрах несказочной прозы домовой является хозяином дома в широком смысле: прежде чем уехать из дома и жить на новом месте, надо спросить разрешение у домового. А иначе людям от него не будет покоя.

Хозяин в повести "Прощание с Матёрой" на первый взгляд нейтрален по отношению к людским делам, но это только кажущееся невмешательство. Он появляется в драматические моменты развития действия, когда возрастает чувство тревоги за жизнь людей и самого острова. Матёра - его дом, родина. Пока жив Хозяин - жив и остров.

Трагизм повести Распутина состоит в том, что Хозяин Матёры никому уже не может ни помочь, ни помешать. Перед жестокой разрушительной силой человека он потерялся и поэтому лишь наблюдает. Его реакция на происходящее та же, что и у Дарьи, - боль, жалость, тревога. Лишь иногда он решается пред-

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

сказать ближайшее будущее, зная, что скоро загорится изба Петрухи, что Богодул живет, как и он, последнее лето.

Истоки образа распутинского Хозяина восходят и к древним сказкам. В сюжетостроении произведения сохраняется сказочный прием - троекратность совершаемых им поступков. Хозяин выходит из своей норы трижды, когда усидеть уже невозможно: первый раз после того, как разорили кладбище, во второй - когда Петруха поднес спичку к собственной избе, в третий - перед затоплением. Метание Хозяина, прикосновение перед пожаром к теплым бревнам петрухинского дома, обреченного на сожжение, сопутствие Дарье, прощальный вой - это плач о заблудших людях, в представлении не только главной героини, но и самого автора. Он словно хочет остановить людей, занесших руку над самым святым - родным домом, родиной, материнским началом.

В образную систему повести входит также символический образ "царского лиственя", корнями которого остров крепится "к одной общей земле", как отдельный человек крепится к своему народу, благодаря прочным нравственно- бытовым устоям, завещанным предками. Эта поэтическая мифологема восходит к языческим славянским представлениям. У древних славян существовало поверье "о древе как элементе приобщения к миру предков, как опосредованном звене перевоплощения душ" 11 . Из основ этих языческих представлений возникает мотив непрерывающейся связи между поколениями. Гармония стихийных природных сил и человека трактуется Распутиным как непрерывное условие сохранения жизни вообще.

Фольклорные источники способствуют художественному осмыслению сущности конфликта повести, основанного на противоборстве добра, что живет еще в таких людях, как Дарья, и зла, олицетворением которого является бездумное решение чиновников затопить остров, что неизбежно ведет к потере духовных ценностей человека, его сыновнего долга, чести и памяти. Распутин, творчески освоив богатство устного народного творчества, создает образы, в которых заключено широкое художественное обобщение: матери-земли русской, матери-родины, женщины-матери. Генетически связанные с фольклорными, эти образы выражают идею единства "всего сущего" на земле. Человек в художественном сознании Распутина предстает как часть природы, а не как покоритель ее.

Связь с эпическими жанрами фольклора наблюдается и в сюжетостроении произведения, раскрывающем авторскую установку на философско-этическую концепцию жизни и смерти, где источником живой души человека является его органическое слияние со стихийными, природными силами, олицетворенными в образе Матёры-земли. Сюжетно-тематическая перекличка повести с былинами, психологическая близость его женских персонажей с героинями фольклорных жанров свидетельствует о том, что в "Прощании с Матёрой" отразились плодотворные тенденции современной русской прозы: ориентация на духовно- эстетический опыт народа в решении проблемы национальной самобытности русской литературы, в поисках адекватных художественных средств изображения подлинно народного характера.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Тендитник Н. Ответственность таланта. О творчестве В. Распутина. - Иркутск, 1978. - С. 11.

2 Качинская И. Б. Мать и матушка: термины родства и языковая картина мира // Архангельские говоры. Словообразование. Лексика. Семантика. Вып. 10. - М" 2003. - С. 148- 149.

3 Древние российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым. - М, 1977. - С. 107.

4 Былины / Под ред. В. Я. Проппа. - М., 1985. - Т. 1. -С. 182.

5 Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. - Петрозаводск, 1864. - С. 64.

6 Там же. - С. 192.

7 Померанцева Э. В. Русская устная проза. - М., 1982. - С. 117.

8 Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Отв. ред. Р. П. Матвеева. Новосибирск, 1987. - С. 67.

9 Там же. - С. 12.

10 Там же. - С.73.

11 Белецкая Н. Н. Языческая символика архаических ритуалов. - М., 1987. - С. 39.

стр. 46

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. Н. СКАКОВСКАЯ, НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЕ ПОВЕСТИ В. Г. РАСПУТИНА "ПРОЩАНИЕ С МАТЁРОЙ" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206019994&archive=1206184486 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии