ДИКТАНТЫ ДЛЯ V - VI КЛАССОВ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© И. В. СОРОКИНА

Из опыта работы по стабильным учебникам

V класс

Повторение изученного в начальной школе

Становится прохладно. По утрам стелется над долиной туман, сеет колючий дождь.

Деревья колышутся от зябкого ветра, шепчутся друг с другом, жалеют о прекрасном лете. Разноцветные листья кружатся, мелькают в воздухе, разлетаются в разные стороны. Лесные жители готовятся к зиме, прячутся в свои норки. Скачет по ветке ели рыжеватая белочка, тащит в дупло грибы и вкусные орешки. Тишь и глушь вокруг.

Камыш на берегу речки клонится к воде, смотрится в ее прозрачную голубизну.

Мы идем по узкой тропинке. Она извивается, огибает громадные дубы и гигантские сосны.

Вдали виднеется поле. Рожь уже убрали, и земля отдыхает. По всей окрестности разносятся печальные птичьи крики. Прощаются пернатые с родными краями до радостных весенних деньков.

(110 слов.)

Узкая дорожка изгибается, вьется между деревьями. Громадные дубы возвышаются стройными рядами, заслоняют солнце. Тенисто вокруг. Редко пробьется солнечный луч, дойдет до земли, осветит траву и цветы. Колышутся вершины дубов, мечутся их макушки от ветра, шепчутся друг с другом. Так и хочется остановиться и послушать их разговор. В шуме ветра слышится веселье.

На полянке много березок. Здесь уютно и радостно. Белые стволы выделяются на фоне зелени, сквозь узорную листву виднеется голубое небо. Скачет по дереву птичка, остановится на кончике веточки, ищет мошку или букашку. Найдет и потащит в гнездо своим деткам. А они пищат, ждут лакомства.

(95 слов.)

Яркое солнце освещает окрестность. Ты стоишь на скалистом берегу и любуешься чудесной картиной.

До самого горизонта стелется ровная синяя гладь. Вода плещется у твоих ног. Волны катятся, бьются о скалы, разлетаются брызгами в разные стороны. Чайки кружатся над морем, ищут съестное, борются друг с другом за добычу.

Узкая тропинка извивается, огибает гигантские деревья. По веткам ели скачет белочка, а на макушке кедра дрозд напевает песню. На кончике каждой травинки висит и переливается прозрачная капелька. Цветет ландыш. Он зовет тебя насладиться удивительным ароматом. Хороши летние погожие деньки!

(86 слов.)

Стелется до самого горизонта синее море.

Разноцветные искры сверкают и переливаются на солнце. Громадные волны плещутся, накатываются на берег. Шелестит листвой тополь. На кончике его веточки сидит птичка с желтым опереньем и черным хохолком на головке.

Чайки опускаются на воду, качаются на волнах, борются с ними. Кричат громкими голосами, зовут друг друга птицы. Отважные рыбаки отплывают на лодке за рыбой. В сети попадаются окуни, лещи и даже морской конек. Наловят мужчины рыбы, а женщины сварят вкусную уху. Лакомятся ребятишки, хвалят умелых рыболовов. Долго не забудется обед у костра.

(88 слов.)

Синтаксис и пунктуация

Февраль - пора морозов, снегов и ветра. Наметает вьюга высокие сугробы, укрывает до самых макушек елочки и тоненькие березки. Снег лежит везде: на дорожках, полянах, ветвях деревьев. В зимнем лесу мало звуков. Только дятел

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

выстукивает свою дробь да на березе трещат сороки. Когда налетает порыв ветра, шумят деревья. Они колышутся, шепчутся друг с другом.

Светит, но не греет зимнее солнце. Его лучи освещают и украшают лес. За лесом до самого горизонта стелется поле. На снегу виднеются следы. Здесь пробежал заяц, прокралась хитренькая лисица, промчался за добычей хищный волчище.

Удивительно все в зимнем лесу!

(92 слова.)

Контрольный диктант

Зима - пора снегов, метелей и вьюг. Стоят трескучие морозы, и часто идет снег. Он падает крупными пушистыми хлопьями и укрывает все вокруг. На дорожках, на скамейках, на ветках деревьев и кустарников - всюду белый мягкий ковер. Идешь по двору, а снег скрипит под ногами. Снежинки кружатся в воздухе, падают на землю, переливаются под солнцем разноцветными огнями. До чего удивительная картина!

Ребятишки любят зиму. Целыми днями не смолкает детский смех. Бегают малыши по двору, лепят снеговика. Весело скатиться с горы на санках, прокатиться на коньках по скользкой дорожке. А это что такое? Настоящий снежный городок разместился поддеревом. Здесь есть все: громадные замки и крошечные домики, широкие проспекты и узенькие улицы, резные ворота и мощные крепостные стены. Птички порхают над кормушкой, где для них всегда готова еда: хлебные крошки, крупа, ягодки рябины.

Когда опускаются на землю сумерки, пустеет двор. Расходятся ребята по домам усталые, но довольные. "Как хороша ты, зима!" - говорят они.

(150 слов.)

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Буквы з-с на конце приставок

Хороша и разнообразна природа средней полосы России. Здесь беспредельные просторы полей и лугов, безбрежные разливы рек и озер, безграничные лесные чащи. На лесных полянах расцветают цветы, шелестят травы, искрятся бесцветные капельки росы, беспечно поют звонкоголосые птицы, греются на солнышке юркие ящерицы. В густом ельнике крадется осторожная лисица, смело сбегает вниз по стволу белка. В расщелинах деревьев вьют гнезда птицы, а низкорослый кустарник у реки выбрали для своего жилища утки.

В теплый летний день исходишь много километров по бескрайним российским просторам, прикоснешься к бесконечным тайнам природы.

(85 слов.)

Буквы о-а в корнях рос-раст, ращ; лож-лаг; скак-скоч; мак-мок; равн- ровн; корни с чередованием е-и

Над равниной расстилается легкий туман. Солнечные лучи пробираются сквозь тучи, и поверхность озера начинает блестеть. Заросли камыша, низкая березовая поросль, росточки цветов - все тянется к солнцу.

На берегу разрослась ива. Ее ветви сплелись, а корни тесно срослись. Из норки выскочил мышонок. Он протирает лапками глазки, принюхивается, на миг замирает. Опасности нет. Можно смело выбираться на волю. Утка обмакнула клюв в воду, намочила перья. Теперь пора позаботиться о завтраке.

Утро вступило в свои права.

(73 слова.)

Буквы о-е после шипящих в корне; буквы и-ы после шипящих и ц

Игрушки

В витрине магазина много дорогих и дешевых игрушек. На зеленом коврике разместились пушистые зайцы, заводные ящерицы, рыжие лисицы. Рядом пляшет цыганенок в шелковом капюшоне и черных шортах. Парикмахер расчесывает шотландцу жесткие волосы, делает ему модную прическу. Маленький паж поднимает царицын веер и подает его чопорной госпоже. Старушка с тяжелой кошелкой сидит на пеньке, а мимо

стр. 68


--------------------------------------------------------------------------------

скачет на лошади узколицый жокей. Всюду пестреют букетики нарциссов, настурций и цикламенов.

Каждый найдет себе здесь игрушку по душе.

(74 слова.)

Контрольный диктант

Шкатулка

Шкатулка открылась, и зрители увидели настоящие чудеса.

За решеткой из разноцветных жердочек располагался сад, где расцветали удивительные растения, благоухали нарциссы и настурции, распускалась акация, разросся цикорий. Из- под земли появлялись росточки цикламена. Слышался шорох растущих трав и шепот цветов. Под деревьями мелькали панцири черепах, переливалась на солнце шелковая шерстка куницы, стрекотали цикады. В густых зарослях вили гнезда горлицы и скворцы, порхали синицы.

Сад сменила цирковая арена. Желтенький цыпленок клювом выводил цифры, смуглолицый циркач жонглировал длинным шомполом и тяжелыми цилиндрами, волчицы жесткими щетками расчесывали коню челку. Клоуны в куцых цигейковых полушубках расселись на циновках и рассказывали небылицы, а черный цыганенок беззвучно смеялся и строил забавные рожицы. Артисты не остались без награды. Чопорный циклоп раздавал всем крыжовник, спелые желуди и шоколадки. Но вот крышка захлопнулась, и чудеса закончились.

(127 слов.)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Гласные в падежных окончаниях имен существительных (повторение изученного в III классе)

Детская площадка

На детской площадке весело и радостно. Это удивительный мир! В центре площадки стоят яркие домики. На верхушке каждой крыши сидит птичка. Ветви сирени украшают двор.

К площадке ведет дорожка. По ее краям растут деревья. На веточке березки поет синичка. На самой макушке ели сидит белочка.

Здесь хорошо малышам. Дети играют в песочке, сидят на резной скамейке, бегают по травке. На маленьком столике лежат красивые игрушки. У каждой куколки нарядное платье. На крыльях игрушечной бабочки нарисован замечательный узор. Огромные шары летают в воздухе. На каждом шаре забавная картинка.

(87 слов.)

На лесной опушке много деревьев. Ветки березки качаются от ветра. На верхушке ели живет дятел, а на ветке осинки поет птичка. Траву украшают яркие цветы. Белые лепестки ромашки похожи на звездочки. Голубой колокольчик на высоком стебле качает головкой. В центре полянки красуется кустик душистой сирени. В серединке резной гвоздички сидит большой полосатый шмель. На кончике каждой травинки сверкает капелька росы.

Ветер ласкает цветы и деревья, поет им добрую песенку.

(69 слов.)

Буквы е-и в окончаниях существительных на -ия, -ий, -ие

Каждое лето члены нашей туристической секции принимают участие в интересном путешествии по Европе и Азии. Мы побывали на Валдае и в Карелии, в Киргизии и Туркмении, на Байкале и Енисее, участвовали в научной экспедиции по исследованию горных пород на Урале.

Палаточный городок размещается на большом расстоянии от магистрали. Здесь мы соревнуемся в ориентировании на местности, ищем редкие растения для коллекции, совершенствуемся в умении разводить костер, на пасеке наблюдаем за жизнью пчел в улье. Наш учитель читает интересные лекции о различных металлах: о магнии и олове, алюминии и кальции.

Домой мы всегда возвращаемся в хорошем настроении.

(95 слов.)

стр. 69


--------------------------------------------------------------------------------

Контрольный диктант Моя гимназия

Я мечтаю о хорошем образовании, и учителя гимназии помогают мне получить его. На уроках истории мы изучаем труды древних мудрецов, слушаем рассказы о подвигах славных бойцов и открытиях первопроходцев, любуемся искусством народных умельцев. На лекции в школьном лектории учитель рассказал о жизни людей за рубежом. Теперь я много знаю о Китае, Индии и Корее.

На уроках географии мы путешествуем по географической карте, смотрим кинофильмы об Африке, Австралии и Америке. В мечтах я вижу себя на побережье Желтого моря. Мне хочется побывать в Израиле, насладиться солнцем Италии, встретиться с красавицей Грецией.

В моем гербарии много растений, и я могу рассказать о лилии и орхидее, о шалфее и цикории. Уроки биологии иногда проходят в зоопарке. Я познакомился с образом жизни ящерицы, выпи и цапли, много любопытного узнал о попугае, кунице и газели.

Наш класс побывал в картинной галерее и на выставке, в музее, и планетарии, участвовал в фестивале.

Дома я с удовольствием рассказываю о том, что происходит в гимназии.

(157 слов.)

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных и прилагательных; буквы о-е после шипящих в корне

Наш отряд уже несколько часов шел дремучей чащей. Ветви колючего кустарника царапали щеки, поэтому пришлось укутаться плащом. С тяжелой ношей идти было трудно. Чтобы сберечь силы, мы переговаривались шепотом. Наш командир был настоящим молодцом, мог справиться с любой задачей. Он шел впереди и плечом раздвигал ветки. Шорох заставил его остановиться. В зарослях дикого крыжовника вода била ключом. Отсюда брал начало ручей. Мы посчитали это удачей и пошли по течению. Вскоре деревья стали редеть, показался пруд с мельницей. Каждый чувствовал себя храбрецом.

(81 слово.)

Контрольный диктант

Апрельский день.

Высоко, прозрачно и звонко небо в ясные апрельские дни. Огромный небесный купол щедро льет на землю свет и тепло.

Ты долго бродишь по дремучему лесу и остановишься на полянке возле могучего раскидистого дуба. Сядешь отдохнуть на сероватый шершавый камень и почувствуешь, как он горяч. Из-под корней раскидистой ели вода бьет ключом. Она чиста и студена. Небольшим искристым озером растекается вода по поляне, а дальше бежит по бугристой низине светлым говорливым ручейком. Напьешься этой свежей водицы и почувствуешь удивительную бодрость. Это родная земля поделилась с тобой своей силой.

Весенний воздух свеж и пахуч. Ты с наслаждением вдыхаешь горьковатый запах земли и пряный аромат низкорослого колючего кустарника с крошечными красноватыми почками. А вокруг бурлит жизнь. Сквозь жухлую прошлогоднюю траву пробиваются стрелки первой зелени, суетливые муравьи тоненькой рыжей ниточкой протянулись через тропинку.

Развилистая проселочная дорога приведет тебя к большому селу. Здесь солнце освещает бревенчатые стены и черепитчатые крыши, согревает брусчатые дорожки, золотит решетчатые изгороди. Хорош погожий апрельский денек!

(155 слов.)

ГЛАГОЛ

Написание -тся и -ться в глаголах

На речке

В знойный летний день воздух тяжел и горяч. Так и хочется напиться свежей водицы, окунуться в прохладу реки, искупаться в лесном тихом озере.

Синяя вода в быстрой речке искрится на солнце. Ребятишки шумной гурьбой

стр. 70


--------------------------------------------------------------------------------

сбегают с холма и бросаются в воду. Они начинают весело плескаться, брызгаться, соревноваться друг с другом. Каждый стремится похвастаться своим мастерством, пытается обогнать товарищей, поравняться с лучшим пловцом. По всей округе раздаются звонкие голоса, слышатся шутки и смех.

Но пора возвращаться на берег. После купанья нужно хорошо растереться полотенцем. Это поможет быстрее согреться. Какая бодрость чувствуется во всем теле!

(93 слова.)

Мягкий знак после шипящих во 2-м лице единственного числа глаголов

Утро

Ранним летним утром ты выходишь за околицу, бредешь по проселочной дороге и приближаешься к березовой роще.

Здесь ты наслаждаешься тишиной и покоем, вдыхаешь свежий прохладный воздух, вслушиваешься в шелест листьев и трав, рассматриваешь нежные лепестки цветов и удивляешься, как быстро просыпается все вокруг. Из-под корней березы вода бьет ключом. Ты спускаешься на мягкую шелковую траву, наклоняешься и пьешь не напьешься из этого щедрого источника

Когда начинаешь день с такой прогулки, хорошее настроение не покидает тебя до вечера.

(77 слов.)

Правописание глаголов в форме прошедшего времени

Мы не заметили, как подкралась осень. Увидели вдруг, что закружились в нашем саду первые желтые листья, а утренний туман рассеялся позже обычного.

Под конец лета солнце расщедрилось, согревало землю, и все надеялись, что будут впереди теплые дни. Еще веял ласковый ветер, слышались голоса птиц, ворочались в кустах у реки утки и гуси, охотничья собака чуяла дичь и громко лаяла. Но осень чувствовала себя хозяйкой. Она раскрасила в желтый цвет березы, добавила бордовые и оранжевые краски в листья кленов, наполнила лес запахом сухих трав, устроила на полянах прощальный птичий концерт. Лето тихо уходило прочь.

(93 слова.)

Гласные в личных окончаниях глаголов; написание -тся и - ться в глаголах

Наш лагерь располагается на берегу озера. Справа колосятся поля ржи и пшеницы, а слева до самого горизонта расстилаются луга. Здесь природа каждый день дарит много приятных мгновений.

Как хорошо вокруг! Ветер гонит по небу легкие пушистые облака, рябит синюю озерную гладь, колышет ветви деревьев. Под старым пнем шуршит мышь, в траве стрекочет кузнечик, над ярким цветком вьется шмель, в зарослях щебечут птицы.

Не заметишь, как начнут сгущаться сумерки, темнота растечется по земле, а на небе заблестят первые звезды. Все замирает до рассвета.

(82 слова.)

Контрольной диктант

Из увитой плющом беседки открывается чудесный вид. На пологом берегу располагается огромный парк.

Горячее солнце еще не успело выжечь свежую зелень растений, и яркие сочные краски трав и цветов радуют глаз.

Узкая извилистая тропинка манит в тенистые заросли, где воздух свеж и прохладен. Гигантские сосны и кедры упираются в небо, и ты любуешься их могучими кронами. Землю устилают чешуйки шишек. Белочка ловко взбирается по стволу развесистой ели, осторожно добирается до тяжелой шишки. Она крепко упирается лапками, раскачивает шишку и отдирает ее от ветки. Хорош будет завтрак!

На солнечной полянке легким ковром стелется шелковистая травка, пестреют россыпи цветов. Резные лепестки трепещут от ветра, лепечут друг с другом. В их тихом шорохе слышатся стрекот и жуж-

стр. 71


--------------------------------------------------------------------------------

жание насекомых. Стайка птичек вспорхнула с земли и расселась на ветках низкорослой сосенки. Крошечные пташки щебечут, ищут съестное, летят к своим гнездам, кормят и лелелют птенчиков.

Лето зовет тебя насладиться всем: синим безоблачным небом, беззаботным пением птиц, ласковым шепотом моря.

(155 слов.)

Контрольный диктант за курс V класса

Утро - чудесная пора

Над равниной расстилается легкий туман. Солнечные лучи освещают верхушки деревьев, и зелень елей и берез становится алой. Утренний воздух прозрачен и свеж. Ветер гонит по небу серебристые облака, колышет ветви деревьев, будит птиц и зверей.

В гнездышке на верхушке ели чирикают птенчики, просят у мамы свой завтрак. Птичка вспорхнула, расправила крылья и полетела искать червячков и букашек.

Скачет по дорожке заяц, катится еж, смотрит из-под пенька серая мышь. Птицы, звери, насекомые - все проснулись.

Мы расположились на опушке березовой рощи. Здесь слышится шепот и шорох. На берегу речки растет раскидистая ива. Она низко опустила ветви и намочила их в прохладной воде. Клонятся к воде и цветы: ромашки, одуванчики, колокольчики.

Слушаешь эти чудесные звуки, любуешься замечательной красотой русской природы и говоришь: "Здравствуй, утро!"

О своем впечатлении и настроении ты обязательно расскажешь друзьям.

(130 слов.)

VI класс

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Правописание суффиксов имен прилагательных; дефис в сложных прилагательных

В детской комнате было много прекрасных игрушек: плюшевые и суконные зверюшки, бревенчатые домики, фарфоровая посуда, полосатые резиновые мячи и деревянные разноцветные качалки. Но самой чудесной была огромная кукла. Она стояла на отдельном стеклянном столике возле окна. Кукла так напоминала маленькую девочку! Ее огромные серо-синие глаза были широко раскрыты, а розовощекое лицо сияло радостью и весельем.

А как замечательно она была одета! Пестрое ситцевое платье с крошечными костяными пуговичками прикрывал белоснежный полотняный фартучек. Из-под ярко-красной фетровой шапочки выглядывали две льняные косички с аккуратными бантиками. Красные кожаные туфельки с золотистыми кисточками и желтая соломенная корзинка в руке завершали наряд.

Да, эта удивительная куколка - Красная Шапочка из сказки Шарля Перро.

(108 слов.)

Правописание сложных прилагательных

Все лето стоит тридцатипятиградусная жара. Слабый юго-восточный ветер не приносит прохлады. Он лишь рябит морскую гладь да гонит по небу серовато-белые облака с золотисто-розовыми краями.

Облака - удивительное чудо. Всмотритесь в них, пофантазируйте, и перед вами откроются замечательные картины.

Вот проплывает мимо грозный пятиглавый дракон, и на него надвигается шестилапое одноглазое чудовище. Вслед за ними мчится древнерусская дружина, с остроконечными пиками. Настоящий сказочный сюжет! Ветер усиливается, облака редеют, открываются пятна нежно-голубого цвета. Теперь перед вами другая картина. Это целый город с различными архитектурными строениями. Здесь средневековый замок с полукруглыми окнами, затейливые дома с куполообразными крышами, причудливые двух- и трехэтажные здания.

На северо-восточной стороне неба можно увидеть, как растет и поднимает паруса трехмачтовый корабль. Плыви, кораблик, туда, где на ярко-синем фоне громоздятся хребты Тянь-шаньских гор. Счастливого плавания!

(129 слов.)

стр. 72


--------------------------------------------------------------------------------

Правописание суффиксов имен прилагательных, правописание сложных имен прилагательных

Большая картина в прямоугольной деревянной раме висела напротив окна. Неизвестный художник изобразил молодую прекрасную балерину. Как изящна и грациозна она была! Легкое воздушное платье из тончайшего капрона на бледно-розовом шелковом чехле волнистыми складками опускалось до пола. Концы тонкого парчового пояса разлетелись в разные стороны и словно танцевали вместе со своей хозяйкой. Белые атласные туфельки с крошечными серебряными пряжками едва касались паркета.

Я смотрел на картину, и мне казалось, что музыканты в иссиня-черных костюмах и белоснежных манишках вот-вот взмахнут смычками, раздадутся волшебные звуки музыки, а девушка закружится в вихре вальса.

(89 слов.)

Манишка - белый нагрудник на мужской сорочке.

В детстве меня и младшего брата Мишу одевали почти одинаково. Мы носили темно- синие плюшевые курточки с серебряными пуговицами и матросские шапочки-береты. "Оденьте меня, как девочку", - просила я маму. И тогда мне сшили длинное пальто с песцовым воротником и нарядное шерстяное платье. Я была счастлива. Даже надела мамины замшевые перчатки, чтобы больше походить на взрослую барышню.

(По Н. Кончаловской)

(55 слов.)

Контрольный диктант

Снегов беспредельный простор...

Не очертить границы зимы. Всюду снега, снега, снега... Снегами освещается день, атласно светят они и в тусклой морозной ночи. Красив снег! В нем и нежность, и строгость.

Зима в деревне.... Еще затемно носят в избы дрова. Снежинки на березовых, еловых, сосновых и ольховых поленьях тают, сверкают и наполняют жилище морозным запахом. Затапливаются печи, и бело-сиреневые столбы дыма загадочно соединяют землю с небом.

Поле - снежный разлив. Оно кажется пустым, безжизненным, но это не так. Вот крупный лосиный след. От скирды ячменной соломы к березам петляет аккуратная цепочка неглубоких лисьих следов, по краю поля торопливыми прыжками пролетел заяц.

Река подо льдом, а лед укрывает бело-синее покрывало. Если нагнуться и прислушаться, то можно уловить невнятный шумок движения воды. Он такой загадочный, далекий, глубинный!

Никогда не засыпает природа. Жизнью полнится царящее вокруг белое безмолвие.

По материалам журнала "Юный натуралист"

(130 слов.)

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Миша шестиклассник. Он старательный ученик, и на страницах его дневника красуются пятерки и четверки. Тройка там - редкая гостья, а двоек вы не встретите совсем.

Любимый Мишин предмет - математика. Он быстро считает, решает трудные задачи. Ему не составляет труда отнять от пятисот семидесяти восьми четыреста девяносто пять, прибавить к ста сорока девяти шестьсот восемнадцать, разделить две двадцать седьмых на четыре третьих, умножить пять шестнадцатых на восемь девятнадцатых.

Очень нравятся Мише и уроки физкультуры. Он с удовольствием соревнуется с семерыми-восьмерыми товарищами в беге на длинные дистанции и часто бывает первым в кроссах до полутора километров. Миша прыгает в длину до трех метров восьмидесяти сантиметров, а в бассейне прыгает с вышки в пятиметровую глубину.

Ребята говорят, что это не предел Мишиных возможностей. Если он удвоит или утроит усилия, то добьется еще более блестящих результатов.

Удачи тебе, Миша!

(135 слов.)

стр. 73


--------------------------------------------------------------------------------

Контрольный диктант

В конце двадцать третьего дня пути отряд первопроходцев вышел к морю. Пройдено около шестисот девяноста километров по горной местности, что составило приблизительно две третьих намеченного маршрута.

Ежедневные десятичасовые переходы с нечастыми двадцати- и тридцатиминутными привалами потребовали от людей максимального напряжения сил. Двенадцатикилограммовые рюкзаки оттягивали плечи, сорокаградусная полуденная жара вызывала сильную жажду и головную боль.

Четверых добровольцев командир оставил изучать зону сверхвысокочастотного излучения, а с семерыми оставшимися продолжал путь. Исследования обеих групп должны были дать полную картину специфики этого сурового края. Члены экспедиции собрали более полутораста видов растений, взяли около восьмидесяти образцов горных пород, регулярно замеряли температуру воздуха. Разница показаний термометра в дневное и ночное время составляла от пятнадцати до восемнадцати градусов. Энтузиасты не жалели ни сил, ни времени, чтобы выполнить задание.

(122 слова.)

МЕСТОИМЕНИЕ

Контрольный диктант по теме "Местоимение"

Наш небольшой отряд сбился с пути и уже несколько часов шел лесной чащей. Солнце склонялось к западу, и не оставалось никакой надежды выйти из леса до темноты.

Что же делать? В этих глухих местах ни с кем не встретишься. Здесь не у кого спросить дорогу, не с кем посоветоваться, не к кому обратиться за помощью. Каждый из нас мог рассчитывать только на свои силы да на удачу.

Наступающий вечер нес с собой тревогу и страх. В лучах заходящего солнца, которые еще освещали тропинку, мелькали чьи-то тени. Корни деревьев напоминали каких-то диковинных животных и жалобно стонали под нашими ногами. А вдруг кто-то притаился за поворотом? Не выскочит ли кто-нибудь из-за старого огромного пня?

Вдруг раздался радостный крик командира: "Ребята, смотрите! Это тот самый дуб, у которого мы устраивали первый привал! Его ни с чем не спутаешь!" Теперь нам не о чем было беспокоиться. Мы вышли на прямую дорогу к деревне.

(137 слов.)

стр. 74

Похожие публикации:



Цитирование документа:

И. В. СОРОКИНА, ДИКТАНТЫ ДЛЯ V - VI КЛАССОВ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206019687&archive=1206184486 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии