ЯЗЫКОВЫЕ ЕДИНИЦЫ И КОНТЕКСТ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. К. ОНИПЕНКО, Е. Н. НИКИТИНА

Новый курс русского языка для старшеклассников школ гуманитарного профиля разрабатывается коллективом авторов под руководством известного языковеда Г. А. Золотовой.

Общее представление об учебных пособиях и положенной в их основу концепции коммуникативной грамматики наш читатель получил из рецензии доктора филологических наук В. П. Москвина на пособие для X класса (2003, N 7) и из статьи Н. К. Онипенко "Простое предложение в новом учебном пособии" (2004, N 2), содержащей разработку одной из центральных тем курса X класса.

В публикуемой статье на основе готовящегося к изданию учебного пособия для XI класса авторы дают образец изучения сложного лингвистического материала в процессе научной беседы и анализа текстов.

Вашему вниманию предлагается параграф из разрабатываемого в настоящее время учебника XI класса, который входит в учебно-методический комплекс для классов гуманитарного профиля, начатый пособием "Русский язык. От системы к тексту. 10 класс" (М., 2002).

В параграфе "Единицы и контекст. Три степени зависимости от контекста" обсуждается вопрос о том, как значение слова и предложения связано со смыслом целого контекста.

В параграфе соединяются рассуждение на лингвистическую тему и анализ языкового материала. В научном рассуждении используются термины, принятые в концепции "Коммуникативной грамматики". Понимая, что читатели могут не знать этих терминов, мы даем в сносках толкование тех понятий, которые обсуждались в учебнике для X класса и в предшествующих параграфах учебника XI класса.

Для читателей, незнакомых с учебником для X класса, дадим несколько пояснении по поводу структуры параграфа и отдельных заданий.

Текст параграфа представляет собой соединение научной беседы и анализа языкового материала. Беседа прерывается вопросами и заданиями, стимулирующими самостоятельное мышление учащихся. Упражнения и задания учитель может использовать в произвольном порядке. "Закрепление и самопроверка" - раздел, включающий материал для домашних заданий.

В тексте параграфа есть специальные вставки: ! ("Обрати внимание") и слова в рамках. Первая рубрика представляет собой отступления от основного хода рассуждений: повторение пройденного в X классе, материал по культуре речи, по пунктуации и орфографии. Слова, значение или написание которых может вызвать у учащихся затруднение, вынесены в рамку и предназначены для самостоятельной работы учащихся со словарем. Об общей структуре параграфа и о других рубриках см. предисловие к учебнику для X класса.

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

Единицы и контекст. Три степени зависимости единицы от контекста

Грамматическая традиция, описывая формы в одних книгах (учебниках), а значение - в других (словарях), разделила языковые единицы - морфему, лексему, предложение - на форму и значение. И с тех пор основной задачей лингвистики является установление законов, по которым форма и значение соединяются.

Наблюдая языковой материал, мы видим, что слова и предложения осмысливаются в определенном окружении, контексте, а не сами по себе (как в словаре). Так от чего же зависит значение - принадлежит ли оно самой единице или возникает в контексте? Человеческий язык таков, что в нем есть всё: значение может зависеть или не зависеть от условий функционирования данной единицы. Наша задача - установить, насколько значение той или другой единицы связано с контекстом, и описать степени зависимости единицы от контекста.

К значимым единицам языка относятся морфема, лексема, синтаксема, модель предложения. Оставляя в стороне морфему, мы будем здесь говорить о синтаксеме, лексеме и модели предложения, поскольку нас интересуют отношения между словом, предложением и текстом.

Мы будем двигаться от известного к неизвестному - от синтаксемы к лексеме, от меньшего к большему - от синтаксемы и лексемы к модели предложения.

Синтаксема

Контекстом синтаксемы 1 является предложение и словосочетание. Рассматривая в X классе минимальные синтаксические единицы (синтаксемы), мы выяснили, что они располагают разными функциональными возможностями. Эти различия были обозначены с помощью терминов: синтаксемы делились на свободные (В лесах было торжественно, светло и тихо - К. Паустовский), обусловленные ( Лесов - много ), связанные ( Лес рубят - щепки летят ).

* Определите категориальное значение синтаксем, образованных от лексемы лес.

Образец рассуждения. В предложении Его знобит синтаксема его - винительный субъекта состояния, следовательно, термин соединяет форму синтаксемы (вин. п.), значение (состояние человека) и функцию (субъект предложения) 2 .

! Вспомним определения: свободные синтаксемы - синтаксемы, которые несут значение вне зависимости от синтаксической позиции (контекста), могут употребляться изолированно ( В Царском Селе весна, Туристы в Царском Селе, Дворец в Царском Селе старше, чем в Павловске, "В Царском Селе" - цикл стихов Ахматовой); обусловленные синтаксемы - синтаксемы, которые проявляют свое значение только в составе определенной модели предложения, занимая место главного компонента предложения, их морфологическая форма не задана другим словом ( Другу не спится ); связанные синтаксемы - синтаксемы, являющиеся присловными распространителями в составе словосочетаний ( купил компьютер, дарит другу ), их форма задана главным словом, вне словосочетания они не употребляются.

* Каковы критерии разграничения свободных, обусловленных и связанных синтаксем?

Свободные синтаксемы располагают наибольшими функциональными возможностями: они могут быть использованы в любой функции и позиции, значение принадлежит им самим и от контекста не зависит.

* Докажите это, придумав примеры с локативной 3 синтаксемой на площади. Прежде чем выполнять задание, обратитесь к учебнику 10 класса (§ 26).

* Подберите литературные примеры с локативными синтаксемами в разных функциях и позициях. В каких регистровых фрагментах 4 вы будете искать эти примеры (действия героев, характеристики персонажей, описания внешности, описания усадеб, поместий, комнат)?

При выполнении заданий вы убедились, что выбор свободной синтаксемы зависит только от ее значения.

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

В обусловленных синтаксемах соотношение функции и значения другое: значение производно от функции. Ср.: Окна выходят в сад, В коридоре стоит тишина и Дети выходят/выбегают в сад, В коридоре стоит/сидит незнакомый человек.

* Проведите лингвистический эксперимент: замените вид глагола (и время). Что получилось? Для каких предложений изменение вида глагола невозможно и почему?

* В каких из приведенных примеров значение глагола зависит от конструкции? Дайте толкование прямых (свободных) значений этих глаголов. При необходимости обращайтесь к толковому словарю.

* Сравните выделенные именные синтаксемы в примерах У нее всегда чисто и прибрано и У нее всегда другие виноваты. Докажите, что их значения зависят от конструкции (от типового значения модели предложения).

Значение связанной синтаксемы взаимодействует со значением того компонента, от которого она зависит, т.е. значение связанной синтаксемы включено в семантику главного слова и форма ее предопределена им, например: интересоваться театром. В этом словосочетании синтаксема творительного объектного театром - связанная, она выражает предмет интереса - компонент смысла, который присутствует в толковании глагола интересоваться (= проявлять интерес к какому-то предмету: театру, старинным игрушкам, студентам, животным и т.д.), творительный падеж этой словоформы задан управлением глагола интересоваться (кем? чем?) .

* В толковом словаре найдите глагол интересоваться и уточните его толкование.

* Составьте словосочетания на основе управления с переходными глаголами купить, ловить, дарить. Используя статьи купить, ловить, дарить толкового словаря, докажите, что винительный прямого объекта - это связанная синтаксема.

Итак, на материале синтаксем мы различаем три степени зависимости единицы от контекста: 1) единица имеет собственное значение и от контекста не зависит (свободная), 2) единица получает свое значение в составе конструкции, ее значение зависит от типового значения конструкции (обусловленная), 3) значение единицы является частью лексического значения другой единицы (связанная).

! Если в синонимическом ряду синтаксем соединяются свободная, обусловленная и связанная синтаксемы с одним и тем же значением, то они конкурируют и побеждает свободная, что может приводить к речевым ошибкам. Так происходит с синтаксемами, обозначающими предмет мысли или речи: обсуждать (что?) поездку, говорить (о чем?) о поездке, интересоваться (чем?) поездкой. В этом синонимическом ряду синтаксем (поездку, о поездке, поездкой) наиболее сильной является свободная синтаксема о + Предл. Иногда в речи наших современников мы слышим такие словосочетания: *обсуждать о том, что...; *решить о том, что...; *интересоваться о том, что..., которые являются речевой ошибкой. Благодаря принципу трех степеней зависимости единицы от контекста, мы смогли объяснить, почему сочетание о + Предл. появляется там, где его не должно быть, однако нельзя признать эти примеры грамматически корректными и нельзя допускать их в собственной речи.

Упр. 1. Найдите и исправьте речевые ошибки. Можете ли вы объяснить, почему они возникли?

1) О том, что выборы будут жестокими, было понятно в самом начале. 2) Вы понимаете о том, что жизнь Кати будет отличаться от неких стандартов. 3) Западноевропейское общественное мнение плохо представляет о том, почему мы против расширения НАТО. 4) За эти годы обо мне такой образ создали... 5) Речь-то еще идет и в том, что этого делать не надо было. 6) В тот период, о котором вы указываете... 7) Вопрос идет только об одном. 8) Сам его приезд означает о том, что... 9) Он интересовался о ней... 10) Многими радиостанциями была допущена ошибка о том, что о нас забыли. 11) Многие говорят сейчас о том, о чем заметил наш корреспондент в последнем репортаже. (Примеры взяты из книги М. В. Горбаневского, Ю. Н. Караулова, В. М. Шак-

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

леина "Не говори шершавым языком". М., 1999.)

Итак, мы продолжаем наши рассуждения. Три степени зависимости единицы от контекста можно обнаружить не только на уровне синтаксем, но и на уровне лексем.

Лексема

Собственно, именно на уровне лексем три степени зависимости единицы от контекста и были выявлены академиком В. В. Виноградовым.

* В приведенной ниже словарной статье глагола лезть разграничьте значения свободные, обусловленные и связанные:

ЛЕЗТЬ - 1) карабкаясь, взбираться, подниматься, проникать куда-н. Мальчишка лезет на дерево. 2) (1-е, 2-е л. не употр.; чаще с отрицанием) о надеваемом: быть впору, по размеру; о вдеваемом, вдвигаемом: входить, проходить куда- н. Сапог не лезет на ногу, Нитка не лезет в иголку. 3) (1-е, 2-е л. не употр.) рваться, расползаться Рубаха лезет по швам. ◊ 4) из кожи вон лезть - очень стараться. 5) лезть на рожон - предпринимать что-нибудь заведомо рискованное 5 .

Иногда слово теряет свободное значение. Оно уходит из активного словаря и остается только в определенных конструкциях, становясь связанной или обусловленной лексемой. Так, например, произошло со словом покой, которое имело три свободных значения: 1) состояние неподвижности, тишины, отсутствие беспокойства; 2) внутреннее помещение; 3) название буквы П.

Упр. 2. Прочитайте фрагменты текстов. Определите лексическое значение слова покой и тип лексического значения в соответствии со степенью зависимости от контекста.

1) Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит.
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить... И глядь - как раз - умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
(А. С. Пушкин)

2) Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых образцах.
(А. С. Пушкин, Евгений Онегин)

3) Он выбежал проворно <...> и повел проворно господина вверх по всей деревянной галдарее показывать ниспосланный ему Богом покой. Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода <...> (Гоголь, Мертвые души). 4) Объяснимся: Степа Лиходеев, директор театра Варьете, очнулся у себя в той самой квартире, которую он занимал пополам с покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на Садовой улице (М. А. Булгаков, Мастер и Маргарита).

Упр. 3. Объясните причину ошибки в примере из школьного сочинения: Онегин нашел в провинции покой, который долго искал: "Он в том покое поселился, где деревенский старожил лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил".

Мы убедились в том, что существуют разные степени зависимости (три) лексем и синтаксем от контекста. Теперь нас будет интересовать, как связано типовое значение предложений с текстовыми условиями.

Модель предложения

Если для лексемы и синтаксемы контекстом является предложение, то контекст предложения - регистровый 6 фрагмент текста.

Вы помните, что пять центральных моделей предложения 7 располагают большими возможностями: грамматическими (Он хорошо поет / пел / будет петь / пел бы), структурно-семантическими (Он может /стал / начал петь; как запоет; ну петь; Ему не стоит петь; Ему не поется) и функциональными - употребляются в разных регистрах (изобразительный: Он идет и поет; информативный: После обеда мы пели; обобщающий: Люди поют от счастья; волеизъявительный: Спой !; реактивный: Ну и спел! Спел так спел!). Именно поэтому они имеют наибольшее количество модификаций, которые и организуются в синтаксическое поле предложения 8 . Их

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

типовое значение свободно от контекста, может модифицироваться, но понятно уже из самого предложения. Такие модели предложения называются свободными, степень их зависимости от контекста минимальная.

В отличие от свободных моделей обусловленные модели предложения сформированы в определенных регистровых условиях, т.е. их значение прочитывается именно в этом регистре.

Синтаксически обусловленной является, например, модель предложения с родительным падежом при отрицании: Ни звука. За этой формой скрываются две омонимичные синтаксические конструкции: 1) В комнате ни звука; 2) Ни звука! Регистр выявляет значение модификации модели предложения. В рамках изобразительного регистра подобные предложения характеризуют состояние среды: В комнате ни звука = В комнате тихо. В рамках волеизъявительного регистра обозначают приказ, т.е. являются модификацией модели со значением действия: Тишина! Ни звука! - Молчите! Не говорите ни звука!

Как такие предложения стали омонимичными? Дело в том, что родительный при отрицании может соотноситься 1) с именительным: В комнате какие-то звука (им. п.) - В комнате ни звука (род. п.); 2) с винительным: Он произносил какие-то звуки (вин. п.) - Он не произнес ни звука (род. п.) - Молчать! Не произносить ни звука! Ни звука! (род. п.). Иногда - для немногих существительных - возможно двойное прочтение синтаксемы ни + Род. (С ним ни слова! = Татьяна не сказала ни слова - изобразительный регистр; Ему ни слова! - Ему не говорите ни слова - волеизъявительный регистр).

Как мы сказали, Ни звука в первом понимании (соотносимое с именительным: В комнате ни звука) предназначено для изобразительного регистра. Однако иногда оно допускает и волеизъявительное понимание, правда, не приказ, а пожелание. Прочитаем строфу из стихотворения И. Анненского:

Когда б не смерть, а забытье,
Чтоб ни движения, ни звука...
Ведь если вслушаться в нее,
Вся жизнь моя - не жизнь, а мука.
Чтоб ни движения, ни звука - хочу, чтобы в моей жизни не было ни движения, ни звука. Ни звука из стихотворения Анненского восходит к модели с типовым значением "Субъект пространственный и его характеристика" (В комнате шум и движения - В комнате ни шума, ни движений - В моей жизни ни движения, ни звука).

Ни + Род. с неакциональным 9 значением (характеристика пространства) возможно и в информативном регистре:

Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,
Ни миражей, ни слез, ни улыбки...
Только камни из мерзлых пустынь
Да сознанье проклятой ошибки.
(Анненский, Петербург)

А Ни звука во втором понимании (соотносимое с винительным Сделай шаг) - экспрессивная модификация (категоричный приказ) акциональной модели (Всем молчать! Ни звука! И чтоб у меня ни-ни, ни звука!). Несмотря на их семантико- синтаксические различия, оба омонимичных типа предложений с ни + Род. характеризуются синтаксической обусловленностью.

К обусловленным относятся и предложения с неназванным субъектом (Не спится, няня), и предложения с инфинитивом (Не нагнать тебе бешеной тройки). В одних случаях такие предложения возводятся к исходным, базовым, т.е. воспринимаются как производные от базовых (Не спится, няня ← Татьяна спит; Не нагнать тебе бешеной тройки ← Она нагнала бешеную тройку), в других - нет (К беде неопытность ведет; Обычай деспот меж людей).

Если обусловленные модели предложений находятся на периферии синтаксического поля базовой модели предложения, то связанные модели занимают периферию всей синтаксической системы.

Они зависят не только от внешних (текстовых) условий - регистра, как обусловленные модели, но, кроме того, характеризуются внутренней связанностью: компоненты предложения как бы "застыли" в некоторой форме, стали ре-

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

зультатом взаимодействия лексики и грамматики, превратились в "фразеологизм".

Рассмотрим некоторые примеры связанных моделей предложения. Во-первых, это безглагольные предложения, передающие определенные модификационные значения: Матч в разгаре, Искусство в упадке (предикаты в разгаре, в упадке - фазисные 10 модификации); Он передо мной в долгу, Мне не до тебя (предикаты в долгу, не до тебя - модальные 11 модификации). Во-вторых, связанные модели предложения могут строиться на основе лексического повтора: Жизнь есть жизнь, Работать так работать. В-третьих, компонент связанного предложения может представлять в виде лексемы часть сложного предложения: Мне негде спокойно работать = У меня нет места, где бы я мог спокойно работать.

Рассмотрим подробнее предложения типа Жизнь есть жизнь, Работа - это работа, построенные на мнимой тавтологии. Известно, что тавтология признается ошибкой, речевым недочетом. Но не всегда. В предложениях типа Ребенок есть ребенок или Жизнь есть жизнь одно слово представлено в двух своих значениях. В позиции первого компонента реализовано значение более конкретное: твоя жизнь, та, о которой идет речь, эта работа, твоя работа; при втором употреблении актуализируется значение абстрактное, обобщенное: представление о жизни вообще, работе вообще. При этом говорящий, произнося эти предложения, советует принимать вещи такими, какие они есть, подчиняясь общему порядку вещей и не пытаясь его изменить. Предложения этого типа могут принадлежать обобщающему или информативному регистру - в зависимости от семантики существительного: Ребенок есть ребенок; Коля есть Коля.

* К какому регистру, по-вашему, относится каждое из этих предложений? От чего это зависит? Для ответа на вопрос определите лексико-семантический разряд существительного (нарицательное или собственное). Приведите свои примеры таких предложений с существительными нарицательными одушевленными и неодушевленными.

! На мнимой тавтологии могут быть построены две антонимичные конструкции: 1) Шаляпин - это Шаляпин; 2) Шаляпин есть Шаляпин. Первая предполагает восторженное отношение к человеку и будет аргументом при выборе, например, при покупке диска с записями Шаляпина или Баскова: Конечно, Шаляпина. Шаляпин - это Шаляпин. Вторая содержит "мягкую" негативную, снисходительную оценку, говорящий понимает, что надо принимать человека таким, какой он есть, в случае, например, когда певец требует большой гонорар: Это и должно было быть. Шаляпин есть Шаляпин.

Упр. 4. Выберите героя - известное в обществе лицо, достройте контексты, поместив в них оба типа предложений. Произнесите их вслух, наблюдая за интонацией. Какова разница в интонации?

Тавтология

Категорический

Категоричный

Закрепление и самопроверка

1. Назовите типы единиц в соответствии со степенью зависимости единицы от контекста.

2. Какой признак является определяющим для каждой из степеней (форма, значение, функция)?

3. Каковы функциональные возможности свободных моделей и синтаксически обусловленных? Приведите примеры.

Упр. 5. Прочитайте фрагменты из пьесы А. Н. Островского "Лес". Определите тип и категориальное значение синтаксем, образованных от лексемы лес. По какому из трех признаков (форма, значение и функция) вы сформировали термин?

1) [Гурмыжская] Но, во всяком случае, мне этих денег мало. Не купишь ли у меня еще участок лесу?

[Восмибратов] Да чтоб уж вам весь его продать. Куда вам его беречь-то!.. Ведь с лесом, сударыня, поверите ли, только грех один; крестьянишки воруют, - судись с ними. Лес подле города, всякий беглый, всякий бродяга пристанище имеет <...>.

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

2) [Несчастливцев] Аркадий, нас гонят. И в самом деле, брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец.

* Сравните два фрагмента. Каковы значения слова лес в каждом из них? Что или кого имеет в виду Несчастливцев, говоря "лес, братец"?

Упр. 6. Перепишите фрагмент из романа М. А. Булгакова "Белая гвардия".

Стовосьмидесятиоконным, четырехэтажным громадным покоем окаймляла плац родная Турбину гимназия. Восемь лет провел Турбин в ней, в течение восьми лет весенние перемены он бегал по этому плацу, а зимами, когда классы были полны душной пыли и лежал на плацу холодный важный снег зимнего учебного года, видел плац из окна. Восемь лет растил и учил кирпичный покой Турбина и младших - Карася и Мышлаевского. <...>

Четыре окна являли полнейший и угрюмейший покой. С первого взгляда становилось понятно, что это покой мертвый. Странно, в центре города, среди развала, кипения и суеты, остался мертвый четырехъярусный корабль, некогда вынесший в открытое море десятки тысяч жизней. Похоже было, что никто уже теперь не охранял, ни звука, ни движения не было в окнах и под стенами, крытыми желтой николаевской краской. <...>

Внутри гимназии было еще мертвеннее и мрачнее, чем снаружи. Каменную тишину и зыбкий сумрак брошенного здания быстро разбудило эхо военного шага. Под сводами стали летать какие-то звуки, точно проснулись демоны. Шорох и писк слышался в тяжком шаге - это потревоженные крысы разбегались по темным закоулкам. Строй прошел по бесконечным и черным коридорам, вымощенным кирпичными плитами, и пришел в громадный зал <...>.

1. Найдите все употребления слова покой в этом текстовом фрагменте и укажите их значения.

2. Разделите текст на части и укажите, как меняется изображаемая картина. Где сосредоточены все употребления слова покой! Почему автор насыщает ими текст? Докажите, что это слово выполняет в отрывке текстообразующую функцию.

3. Найдите предложение с синтаксемой ни звука. Укажите базовую модель предложения и его типовое значение. В каком регистре употребляется такое предложение? Определите эту синтаксему по степени зависимости от контекста. Может ли эта синтаксема организовать предложение? С каким значением? Какой омоним есть у такого предложения? К какой морфологической форме (падежу) восходит каждое из омонимичных предложений?

4. В разбираемом стихотворении И. Анненского и в тексте Булгакова встретились контактно синтаксемы ни движения, ни звука. Сравните предложения с этими синтаксемами по коммуникативной задаче говорящего.

5. Выпишите сложные прилагательные. Как они образованы? Сформулируйте правило образования прилагательных от количественно-именных сочетаний. Какие гласные пишутся на стыке основ? Сформулируйте правило употребления Ъ в сложных прилагательных.

6. Расскажите о правописании сложных прилагательных. От чего зависит слитное / дефисное написание прилагательных?

7. Выпишите все причастия из текста. Образуйте соотносительные пары к ним по виду и запишите. Как изменилось их правописание и почему? Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте, какие причастия ближе к глаголу, а какие к прилагательному, т.е. сохраняют значение действия или усиливают значение признака.

8. Найдите все употребления парной запятой в тексте. Попробуйте обобщить правила употребления этого знака препинания.

В этом параграфе...

показано одинаковое устройство разных единиц языка и контекста: существует три степени зависимости значения единицы от контекста. И синтаксемы, и лексемы, и модели предложения могут быть свободными, обусловленными, связанными.

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

-----

1 Синтаксема (синтаксическое слово) - "определенная форма слова с определенным категориально-семантическим значением, выполняющая определенную роль в предложении" (учебное пособие для X класса, с. 172).

2 В концепции коммуникативной грамматики в предложении Его знобит местоимение-существительное в вин. падеже его - главный компонент предложения, предмет сообщения со значением "субъект физического состояния", которому приписан предикативный признак с помощью глагола знобит, обозначающего физическое состояние субъекта его.

3 Локативный - с пространственным значением.

4 Коммуникативный регистр речи - одно из фундаментальных понятий коммуникативной грамматики. В зависимости от коммуникативной задачи говорящего различаются пять регистров (типов) речи: изобразительный (коммуникативная задача - воспроизвести в речи наблюдаемое в момент речи), информативный (сообщить об известном или осмысляемом), обобщающий (сообщить обобщенную информацию, соотнеся свой жизненный опыт с универсальным - общечеловеческим - знанием), волеизъявительный (побудить адресата к действию), реактивный (выразить оценочную реакцию на ситуацию).

5 Анализ предложений и словосочетаний, иллюстрирующих каждое значение, показывает, что 1 -е значение - свободное, 2-е и 3-е - обусловленные, 4-е и 5-е - связанные.

6 См. сноску 4.

7 См. учебник для X класса: "...Существует пять основных моделей, которые и составляют центр всей синтаксической системы русского языка" (с. 208).

Субъект личный и его действие
S
P

Брат рисует.

Субъект и его качество
S
P

Брат умен.

Субъект и его состояние
S
P

Брату смешно.

Субъект и его количество
S
P

Братьев двое.

Субъект и его квалификация
S
P

Брат - студент.


(S - субъект, P - предикат.)

8 Центром синтаксического поля является основная модель (Он поет), периферия - грамматические и структурно-семантические модификации, коммуникативно-экспрессивные модификации (Он поет? Он не поет. Как, неужели он не поет?! Пусть же он споет! А как он поет!), синонимические модели (Он занимается вокалом. Он хороший певец), осложненные модели (После стажировки в Милане он стал петь еще лучше) .

9 Неакциональные глаголы состояния, качества, отношения противопоставляются акциональным, выражающим действие активного личного субъекта.

10 Фазисный - обозначающий какую-либо фазу (начало, продолжение, конец) действия.

11 Модальный - выражающий соотношение между сообщаемым и действительностью, а также отношение говорящего к сообщаемому.

стр. 62

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. К. ОНИПЕНКО, Е. Н. НИКИТИНА, ЯЗЫКОВЫЕ ЕДИНИЦЫ И КОНТЕКСТ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206019612&archive=1206184486 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии