Цель урока - обобщение и систематизация изученного в разделе "Имя прилагательное" и подготовка к контрольной работе.
Оформление кабинета: на доске карта "Море знаний и остров Имя прилагательное" (красочная). На острове - берег Притяжательных прилагательных /волчий, овечий), мыс Относительных прилагательных (горный, обледенелый), бухта Качественных прилагательных (мелкая, темная). Неподалеку от города Признакграда (какой, какая, какое) замок Рода, Числа, Падежа. В реку Степеней сравнения впадают Превосходная (величайшая, самая красивая) и Сравнительная (спокойнее, более узкая). В окрестностях озера Сложных прилагательных расположились роща О-е (ежовая, ключевая), Болото Н-нн (торфяное, змеиное, туманное), города К. (ткацкий) и Ск. (богатырский), а также поселок Не (нежаркий, не грустный, а веселый).
На ватмане нарисовано дерево и магнитами закреплены вырезанные из бумаги груши, на обратной стороне которых написаны слова: чуж..й, вещ..вой, пищ..вой, ситц..вый, еж..вый, пунц..вый, ч..рный, больш.м хорошего, лиц..вой, ключ..вой, глянцевый, медвежонок, пальц..в (последние два слова - для повторения той же орфограммы в именах существительных).
На другом листе цветок с 10 лепестками, на обратной стороне которых написаны вопросы по теме:
1. Дайте определение имени прилагательного.
2. Назовите разряды имен прилагательных по значению.
3. Какие две формы имеют степени сравнения?
4. У каких прилагательных есть краткая форма?
5. Расскажите о правописании не с прилагательными.
6. Как определить, какое окончание следует писать у прилагательного в безударном положении?
7. Когда в суффиксах прилагательных пишется две буквы н , а когда одна?
8. Когда нужно писать о , а когда - е после шипящих в окончаниях и суффиксах прилагательных?
9. Когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис?
10. Как различить на письме суффиксы -ск- и -к- ?
У учителя заготовлены карточки с буквами О, П, К на каждого ученика, с названиями станций (Теоретическая, Схематическая, Творческая, Грамматическая, Лингвистическая), две карточки с заданиями для индивидуальной работы, перфокарты (по количеству детей).
1-я станция "Теоретическая". Дети по очереди выходят к доске, снимают лепесток с цветка и отвечают на вопрос.
2-я станция "Схематическая". Работа проходит в два этапа.
1. Определение разрядов имен прилагательных. Учитель называет слово (белый, лисий, узкий, немецкий, робкий, чуткий, золотой, стальной, барсучий, орлиный, папин, смелый, классный, зимний, холодный, каменный), дети показывают карточку (О, К или П).
2. Индивидуальная работа с карточками.
К-1. 1. Вставьте пропущенные буквы.
С домашн..ми птицами, в дальн..м лесу, в син..й косынке, р..стительность мира, на бирюзов..м фоне, на утренн..м морозе, летн.. вечером.
2. Придумайте и запишите предложение, в котором сказуемое выражено прилагательным.
К-2. 1. Выпишите прилагательные в два столбика:
Качественные | Относительные
Поздний, бриллиантовый, любимая, крупные, душистые, извилистая, изумрудный, безбрежная, придорожный, свинцовый, дорогой.
стр. 51
--------------------------------------------------------------------------------
2. Укажите прилагательные, строение которых соответствует схеме: .
Класс в это время работает с перфокартами над темой "Правописание -н- и - нн- в суффиксах прилагательных". В перфокарте 9 строк - по три окна в каждой. Текст:
1) утренний, старинный, серебряный; 2) деревянный, лебединый, шерстяной; 3) чугунный, ветреный, оловянный; 4) песчаный, туманный, жизненный; 5) весенний, глиняный, лимонный; 6) жестяной, картинный, длинный; 7) голубиный, ураганный, куриный; 8) мышиный, ценный, кожаный; 9) пламенный, масляный, телефонный.
3-я станция "Творческая". Вставьте в текст (спроецирован или написан на доске) пропущенные прилагательные.
Январь - месяц (больших молчаливых) сугробов. Вместе со снегом набежали в лес (причудливые) существа. Расселились они по пням и сучкам, вскарабкались на елки и сосны.
Тут вылез из сугроба (лесной) человечек в (белой) шапчонке. Там сидит зайчонок. Сложил он (белые) лапки на (белом) пузечке, молчит и смотрит на (белый) лес. На камне у речки сидит (белая) Аленушка. Склонила она головку на плечо, подперла (белой) ладошкой (белую) щечку. (По Н. Сладкому.)
Сравните с авторским текстом и сделайте вывод о роли прилагательных в речи. Почему автор несколько раз употребил слово белый?
4-я станция "Грамматическая". Работа проходит в четыре этапа.
1. Игра "Эстафета". Доска делится на две части (по количеству рядов парт в классе). Из каждого ряда ученики по очереди выходят к доске и записывают слово с орфограммой "Суффиксы прилагательных -к- и -ск- ". Кто быстрее? В конце игры произносится правило и исправляются ошибки.
2. Распределительный диктант (отработка навыка слитного и разделительного написания не с прилагательными).
Не добрый, а злой; небрежный, невзрачный, несчастливый, нелепый; не вежлив, а груб; не мелкий, а глубокий; далеко не удачный ответ; неряшливый, неотложный, не железный, не заячий.
3. Устная работа. Объясните слитное и дефисное написание сложных прилагательных:
журнально-газетный, сельскохозяйственный, северо-западный, древнерусский, садово- огородный, пароходный, водопроводный, левобережный, ярко-желтый.
4. Игра "Сбор урожая". Около дерева закрепляются магнитами две бумажные корзинки - на одной написана буква О, на другой - Е. Ученик снимает грушу, читает слово (прилагательное с о - е в суффиксе) и объясняет написание.
5-я станция "Лингвистическая". Инсценирование фрагмента комедии Фонвизина "Недоросль" (Митрофанушка экзаменуется по грамматике).
В конце урока подводятся итоги, оценивается подготовленность детей к диктанту по изученной теме.
стр. 52