ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РИТОРИКИ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Н. ГОРОБЕЦ

Сегодня в образование пришли новые ценности и понятия: языковая личность, самостоятельное независимое мышление, лингвориторическая компетенция, творческие способности. Видя несовершенство существующих методик, творчески работающие педагоги стали искать новые формы, методы, приемы работы, нацеленные на формирование тезауруса школьников.

Поэтому администрация и учителя гимназии N 1 г. Армавира Краснодарского края на протяжении нескольких лет занимаются разработкой, развитием и внедрением различных инновационных образовательных программ и методик преподавания. Одним из направлений научно-методической работы является лингвориторическое развитие гимназистов как основы личностно ориентированного образования. Его реализация осуществляется посредством комплексной работы, одним из звеньев ее является введение в программу со II класса (I - IV) такого предмета, как риторика.

Основная задача школьной риторики - учить эффективному общению 1 .

Мы вслед за Т. А. Ладыженской считаем, что курс риторики в школе - предмет сугубо практический. Если мы дей-

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

ствительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели - убедить, утешить, склонить к какому-либо действию и т.д., то на уроках риторики дети должны больше сами говорить и писать.

Основное внимание на уроке уделяем риторическому анализу устных и письменных текстов как собственных, так и "чужих" образцовых, риторическим задачам и риторическим (коммуникативно-речевым) играм.

Риторический анализ позволяет определить не только ЧТО и КАК сказал ритор, но и в какой мере ему удалось реализовать свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.

Для этого используем первое: план-рецензию 5 "П"



(Работа по этой простой схеме позволяет формировать основное коммуникативное умение - анализировать и оценивать общение);

второе: риторический анализ жанров речи:

1. Учитывается ли адресат?

2. Сформулировано ли коммуникативное намерение?

3. Соблюдены ли границы жанра?

4. Соответствует ли предлагаемое решение задаче высказывания?

5. Выражена ли основная мысль?

6. Имеются ли речевые ошибки?

7. Есть ли коммуникативные удачи?

Эта работа идет труднее, но она необходима, так как формирует умение ориентироваться в пределах конкретного жанра, т.е. дает "инструмент анализа любых ситуаций, связанных с речью" (Т. А. Ладыженская).

Риторические задачи учат уместному речевому поведению, вырабатывают умение прогнозировать различные обстоятельства общения, так как их текст вводит в определенную речевую ситуацию, поиск решения которой формирует/стимулирует неподготовленную речь ученика.

Риторические (коммуникативно-речевые) игры содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто/ какая команда/какая мини-группа быстрее (больше, веселее, смешнее и т.д.) скажет (спросит, произнесет, сочинит, соотнесет вербальное высказывание с невербальным и т.д.).

Для игр мы используем предметную наглядность: элементы деталей костюма героя, плащ ритора, предполагающий определенное вербальное и невербальное (уверенность, жест, требующий тишины) поведение.

Выполняя в заданных воображаемых ситуациях различные речевые роли и сопоставляя их с собственным опытом, школьник учится логически мыслить, планировать поступки, управлять своими чувствами.

Из средств зрительной наглядности мы используем учебные рисунки, таблицы, схемы, опорные конспекты, памятки-инструкции. Главным критерием для выбора является наличие в иллюстративном материале определенной речевой ситуации.

Так, учебный рисунок, предлагаемый во время объяснения нового материала или после сообщения теоретических сведений, вводит школьников в конкретную речевую ситуацию, в которой дети могут представить как адресата, так и адресанта. На каждом уроке мы используем рисунок-символ "Пегас", обозначающий начало творческой части урока: это может быть проверка творческого домашнего задания или работа над спонтанной (неподготовленной) речью. В последнем случае возможен прием словесного рисования, который позволяет вербально выразить возникший образ, фиксирует внимание школьника на важных (необходимых) деталях, развивает воображение. По словесной картинке, созданной учеником, учитель судит об адекватности образа авторскому замыслу, корректирует или не корректирует возникший в воображении

стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------

ученика образ, ситуацию, картинку. Словесное рисование предполагает как описание статичной картины, как бы мысленно видимой иллюстрации к определенному фрагменту текста, так и коллективный рассказ (ученик продолжает и развивает высказанную предыдущим оратором мысль).

Так как курс риторики имеет практическую направленность, то теоретические сведения включаются только в той мере, в какой это необходимо для формирования базовых риторических умений. Таблицы, схемы, опорные конспекты помогают обучать результативному (эффективному) общению. Используем их на уроках любого типа.

Схему "Виды речи" используем при закреплении материала, сопровождая решением учебно-речевых ситуаций.



Для формирования понятийного риторического аппарата используем традиционные планшеты-словники, расширяющие глоссарий учеников, памятки-инструкции, в которых сформулированы конкретные рекомендации, например: "Правила для говорящего" или "Как делать комплимент" (V класс):

1. Старайся говорить приветливо.

2. Улыбайся.

3. Смотри на собеседника.

4. Не смейся, не иронизируй.

5. Твои слова не должны обидеть.

6. Говори искренно, с восхищением.

Текст инструкции составляют школьники "на уроке в коллективной/групповой/индивидуальной работе.

Завершается каждый урок риторики рефлексией, которую проводим в нескольких формах: 1) каждый ученик оценивает свою риторическую деятельность на уроке, высказываясь вслух; 2) дается самооценка с помощью разноцветных флажков; 3) используется методика коллективного рассказа (Наш урок прошел хорошо.../не очень хорошо./Я недоволен уроком).

На уроках риторики у школьника появляется (должно появляться) желание сделать свою речь более интересной, совершенной, а в этом ему помогает учитель, видящий уникальность риторического поиска каждого.

-----

1 См.: Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах / Под ред. Т. А. Ладыженской. - М., 1995. - С. 4.

(Армавир)

стр. 65

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. Н. ГОРОБЕЦ, ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РИТОРИКИ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206019251&archive=1206184486 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии