КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© М. А. МАЧУЛИНА

Использование художественных текстов в качестве учебного средства на уроках русского языка является источником информации о быте и культуре народов Ставропольского края, о его природе.

В Ставропольском крае осуществляется социальная политика, направленная на усиление культурной самобытности региона.

Краевой компонент государственного стандарта образования предусматривает развитие у школьников положительного отношения к Ставрополью и Северному Кавказу, формирование самосознания россиянина - ставропольчанина, осознающего себя одновременно гражданином России и Ставрополья.

В Ставропольском регионе сложилась сложная языковая ситуация, обусловленная многонациональным составом населения. В крае проживают представители более ста национальностей. Славяне составляют 87% населения края. Второй по численности является армянская диаспора (102,4 тысячи человек, или 3,9%). Третья диаспора - даргинцы (38,3 тысячи человек, или 1,5%). Всего представителей народов Дагестана в крае насчитывается 65,5 тысяч человек, или 2,6%. Четвертая диаспора - греческая (30,8 тысяч человек - 1,2%). На Ставрополье проживает 18,2 тысяч ногайцев (0,7%) и 12,3 тысяч туркмен. В сложившейся ситуации особая роль принадлежит урокам русского языка. Базисный план образовательных учреждений края предусматривает увеличение количества часов на русский язык как государственный (на 1 - 2 часа в неделю), а также введение в качестве регионального компонента спецкурсов "Риторика", "Культура речи" (по 1,5 часа в неделю).

Включение в школьный курс этнокультуроведческого компонента предполагает рассмотрение на уроках русского языка и литературы текстов, имеющих культуроведческую направленность. Через такой текст происходит приобщение школьников к национальной культуре.

Учащиеся наблюдают проявление языка в тех безукоризненных образцах, какими являются классические художественные произведения.

В творчестве М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Л. Н. Толстого отразились картины природы, образы людей, живших на Ставрополье, обычаи и традиции, яркие исторические события, происходившие здесь. Они оказали огромное влияние на развитие и становление литературы Ставропольского края.

Анализируя на уроках тексты классиков, школьники овладевают нормами русского языка, мастерством устной речи, учатся словесному оформлению своих высказываний, кроме того, анализ текста помогает им овладеть орфографическими и пунктуационными правилами.

Чтение (понимание) и анализ текста-образца способствуют формированию умения школьников составлять собственное связное высказывание.

Предлагаем материалы к уроку словесности на тему "Родной край".

Изучаются произведения М. Ю. Лермонтова "Кавказ", "Синие горы Кавказа...", отрывок из романа "Герой нашего времени", а также одна из многочисленных легенд Кавказа "Два верных стража".

Кавказ занимает исключительное место в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Не случайно В. Г. Белинский назвал этот край "колыбелью его поэзии". Как известно, поэт многие годы провел на Кавказе, в частности в Пятигорске. Именно этому краю посвящены замечательные поэтические и прозаические произведения М. Ю. Лермонтова.

Прочитаем стихотворение "Кавказ", написанное поэтом в 1830 году.

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал.
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
- О чем это стихотворение? Какое настроение возникает после его прочтения? Какова тема этого произведения?

Школьники отмечают, что тема этого стихотворения - любовь к Кавказу, к краю, где М. Ю. Лермонтов бывал много раз и любовь к которому он пронес через всю свою жизнь. Это нежное лирическое стихотворение, в котором восхищение Кавказом переплетается с интимными переживаниями поэта. Он тоскует по матери, которая рано умерла, и в то же время Кавказ для него связан с воспоминаниями о первой детской любви.

Какие языковые средства помогают поэту передать отношение к нашему родному краю?

Анализируя стихотворение, ученики выделяют тропы (эпитеты и метафоры): "сладкая песня", "розовый вечера час", "божественные глаза". В тексте встречается и перифраз - описательное выражение, иносказание: ...на заре моих дней, т.е. в детстве. (В 1825 году М. Ю. Лермонтов, будучи на Кавказе, познакомился с девятилетней девочкой, встреча с которой произвела на него неизгладимое впечатление, "..я никогда так не любил, как в тот раз. Горы Кавказские для меня священны..." - писал поэт в автобиографической заметке 8 июля 1830 г.) В тексте используются риторические фигуры, например, обращения "о южные горы", "ущелия гор", благодаря которым повышается эмоциональность высказывания, становится более понятным отношение автора к тому, о чем он пишет. В конце стихотворения поэт использует умолчание, о чем свидетельствует знак - многоточие. Нельзя не отметить еще один интересный прием, используемый автором, - рефрен (повторяющийся стих) "Люблю я Кавказ". В нем заключена основная мысль стихотворения.

М. Ю. Лермонтов посвятил Кавказу не только поэтические произведения. Многие страницы романа "Герой нашего времени" содержат описание этого края. Рассмотрим отрывок из повести "Княжна Мери".

Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как "последняя туча рассеянной бури"; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом... Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления?..

Обращаем внимание учащихся на то, что, во-первых, это прозаический текст, а во-вторых, это отрывок из большого произведения.

В процессе чтения и анализа данного сложного синтаксического целого рассматриваем языковые средства, которые использует М. Ю. Лермонтов.

Школьники отмечают мастерство писателя в изображении природы. Автор одухотворяет природу, используя метафорические конструкции: ветки черешен смотрят в окно, ветер усыпает стол лепестками, Машук поднимается, шумят целебные ключи, серебряная цепь снеговых вершин и др. В описании гор

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

Лермонтов использует сравнения. Пятиглавый Бештау синеет, "как последняя туча рассеянной бури" (кстати, обратим внимание детей и на тот факт, что в сравнении приводится строчка из стихотворения А. С. Пушкина "Туча"); Машук поднимается, "как мохнатая персидская шапка"; "воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка".

В каждой фразе звучит радость от возможности любоваться необыкновенной красотой. Об этом же, кстати, Лермонтов писал М. А. Лопухиной из Пятигорска в мае 1837 года: "У меня здесь очень хорошая квартира; по утрам вижу из окна всю цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь, сидя за этим письмом, я иногда кладу перо, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны".

На дом ученикам можно дать задание написать небольшое сочинение на тему "Родной край".

Фрагменты работ учащихся:

Родная земля. Для меня родная земля - это горы, тающие в легкой дымке.

Почему же?

За моим окном высится Бештау. Каждое утро я вижу его, он будто приветствует меня. В пасмурный день он укрывается шапкой из облаков, кажется, он сердится, хмурится. В солнечный - он сияет приветливой голубизной. Бештау - мой друг, который всегда рядом. Когда уезжаю куда-нибудь, я скучаю без него и без родного дома. (Макаров С.)

Что для меня значит Ставрополье? Для кого-то это степи, для кого-то - леса, горы. Для меня Ставрополье - это рябинка под моим окном. Она выросла вместе со мной. Когда я родился, ее посадил мой отец. И теперь она - символ моего дома, моей семьи. (Ускеев С.)

Следующий этап работы над темой "Родной край" - знакомство с одной из многочисленных легенд Кавказа.

Два верных стража

(Сано нартов, 1972, с. 5)

Печальная история двух горных великанов Эльбруса и Казбека.

Жили когда-то на кавказской равнине два неразлучных друга, два смелых джигита - Казбек и Эльбрус. Казбек был моложе и красивее, Эльбрус - старше и сильнее. Враги боялись нападать на аулы, зная, что, когда друзья вместе, их никто не одолеет.

Но там, где отступает сила, находят лазейки клевета и коварство. Хитрые враги подослали к Казбеку своих людей, и те стали нашептывать ему всякую ложь: будто Эльбрус смеется над другом: "Что он без меня? Сучок без ветки, рука без плеча. Кабы не я, давно пропал бы".

Молод был Казбек и доверчив, поверил всему и отдалился от друга.

Крепко огорчился Эльбрус. Не зная за собой вины, он ходил теперь по горам и лесам, надвинув папаху на сурово сдвинутые брови. Обида сделала его нелюдимым. Только два верных пса - Большой и Малый Бермамыт - неизменно сопровождали его.

Хитрые враги, узнав, что Эльбрус бродит теперь один, уговорили Казбека напасть на него и убить. Обманутый злыми наушниками, Казбек пошел и на это, взяв с собой всадников, своих мнимых доброжелателей.

Но трудно было одолеть Эльбруса, могучего, как джин. И скоро у Казбека не осталось ни одного воина. И вот два богатыря, недавние друзья, а теперь жестокие враги, вступили в последний поединок. Казбек был слабее и не смог больше бороться с могучим Эльбрусом. Израненный, истекая кровью, он ушел туда, где поет свои вечные песни Терек. Из глаз его полились слезы: славный джигит горько сожалел о ссоре со своим лучшим другом. Он понял, что враги разлучили их в корыстных целях. Но раскаиваться было поздно: силы его оставили, и Казбек заснул вечным сном.

Шли годы. Все так же пел свои песни Терек. Эльбрус был по-прежнему могуч и силен. И все так же бродил по лесам со своими верными псами.

Однажды он встретил красивую девушку с кувшином на плече. У нее были золотые косы, черные глаза, ласковые, как свет утренней зари. Эльбрус попросил у нее воды, а псы покорно опустились к ее ногам. Девушка напоила его водой, но ни разу не посмотрела на него, и уста ее хранили гордое молчание.

- Как тебя зовут? - спросил Эльбрус.

- Машук, - ответила девушка.

- Будь моей женой. Ты принесешь счастье в мой дом.

- Нет, Эльбрус, я скорее умру, чем стану твоей женой. Ты - убийца моего брата: ведь я сестра Казбека. Пастух Бешту милее мне, чем ты.

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

Машук давно ушла, а Эльбрус все стоял на дороге и печально смотрел ей вслед. А потом ушел туда, где царил вечный холод, и, окутавшись снегами, горевал о прошлом и о прекрасной Машук до тех пор, пока от горьких дум сердце не разбилось в его груди.

А два преданных пса Большой и Малый Бермамыт так и остались лежать верными стражами у ног своего хозяина.

- Внимательно прочитайте текст. В чем его особенность? (Это легенда, рассказывающая о горах Казбек и Эльбрус. Здесь они представлены людьми, имеющими характер и свою историю.)

- Назовите ключевые слова, которые связывают текст.

- Выпишите слова, сочетания слов, противопоставленные по смыслу. (Два неразлучных друга - теперь один; друг - мнимые доброжелатели; недавние друзья - теперь жестокие враги; отступила сила - находят лазейки клевета и коварство; молод, доверчив - хитрые враги; Казбек был слабее - могучий Эльбрус; силы его оставили, Казбек заснул вечным сном - Эльбрус по-прежнему могуч и силен.)

- Проследите, как усиливается противопоставительная семантика. (Два неразлучных друга, недавние друзья, жестокие враги.)

- Какую роль играет сравнение "Что он без меня? Сучок без ветки, рука без плеча". Как вы понимаете эти слова? (Сравнение передает обиду, снижает образ.)

- С помощью каких языковых средств (лексических и грамматических) предложения объединяются в единое целое? Какова в этом тексте роль противопоставления? (Сравнение, союз но, частица не. Противопоставление числительных два и один. Противопоставление помогает глубже понять главную мысль текста - дружба должна быть крепка, нельзя верить льстивым речам, не доверять другу.)

- Найдите в толковом словаре определения значения слов доброжелатели и наушники. (Доброжелатель - тот, кто доброжелательно относится к кому-нибудь. - С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. - М., 1988. В словосочетании мнимые доброжелатели выражено отрицательное отношение говорящего к происходящему.)

Наушник - человек, который передает злые сплетни о ком-нибудь, доносчик. (С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.)

Словарное (лексическое) значение дает обобщенное представление о смысловой стороне слова. В тексте автор реализует семантические возможности слова через лексическую и синтаксическую сочетаемость слов друг с другом, через ассоциативные связи и отношения. Слово в сочетаниях приобретает такие оттенки, которых не найдешь в словарях русского языка.

- Определите стиль текста и стилеобразующее качество речи. (Художественный стиль, основным стилеобразующим качеством является выразительность.)

Выразительность речи - сочетание и употребление языковых средств, при котором они выражают больше, чем непосредственно обозначают (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение): неразлучные друзья, крепко огорчился, мнимые доброжелатели, хитрые враги, вечным сном, горьких дум; Эльбрус ушел... и, окутавшись снегами, горевал о прошлом, пока от горьких дум сердце не разбилось в его груди. Ушел туда, где поет свои вечные песни Терек; могучего, как джин; глаза ласковые, как свет утренней зари).

Вывод: метафорические и сравнительные обороты, а также эпитеты усиливают выразительность, образность художественной речи.

Смысл текста - это та информация, которая передается автором и воспринимается читателем на основе содержания, выражаемого языковыми средствами в сочетании с контекстом речи и речевой ситуацией, на фоне имеющихся знаний и опыта говорящего и слушающего.

- Выпишите минимальный контекст, выражающий явный смысл текста. ("Находят лазейки клевета и коварство"; "... пока от горьких дум сердце не разбилось в его груди".)

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

- Объясните значение этих выражений, подберите семантически близкие выражения и слова. (Находить подход, проход, пробираться; разорваться, расколоться.)

Работа над текстом является воспитывающим и развивающим средством, формирует такие качества речи, как логичность, точность, ясность, уместность, целесообразность, выразительность. Учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, приобретают навыки порождения текста. Опора на текст позволяет слить воедино процессы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции, обеспечивает органическое единство познания системы языка и развития речи.

(пос. Иноземцево, Ставропольский край)

стр. 55

Похожие публикации:



Цитирование документа:

М. А. МАЧУЛИНА, КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206019166&archive=1206184486 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии