ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В НОВОМ УЧЕБНОМ ПОСОБИИ ДЛЯ X КЛАССА

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. К. ОНИПЕНКО

В основу учебного пособия для X классов гуманитарного профиля*, написанного коллективом авторов под руководством доктора

филологических наук, профессора, лингвиста с мировым именем Галины Александровны Золотовой, положены идеи концепции коммуникативной грамматики - современного направления в русской грамматической науке. Эта концепция, основываясь на идеях академика В. В. Виноградова, развивает лучшие традиции русской грамматики.

Единицей коммуникативного уровня языка является предложение, но люди обмениваются высказываниями и текстами, поэтому коммуникативная грамматика соотносит все значимые единицы языка - морфемы, слова и предложения - с текстом. Теория коммуникативной грамматики соединяет морфологию, синтаксис простого предложения и синтаксис текста. Для интерпретации текста как целого и частей его композиции предлагается модель четырех ступеней организации текста:

ступень A - языковые средства, компонентный состав моделей предложения и их типовые значения;

ступень B - коммуникативные регистры, модели речевой деятельности. В зависимости от коммуникативной задачи различается пять основных регистров (типов) речи: изобразительный (коммуникативная задача - воспроизвести в речи наблюдаемое), информативный (сообщить об известном говорящему или об осмысляемом), обобщающий (сообщить обобщенную информацию, соотнеся с жизненным опытом и универсальным знанием), волеизъявительный (побудить адресата к действию, внести изменение в фрагмент действительности), реактивный (выразить оценочную реакцию на ситуацию);

ступень C - текстовая тактика (комплекс языковых и речевых приемов построения текста);

ступень D - текстовая стратегия, в которой воплощается замысел, "сверхзадача", художественный императив, мировоззренческие и прагматические интересы автора.

Четыре ступени интерпретации текста моделируют уровни речемыслительной деятельности говорящего: ступени A и B относятся к области общей языковой и речевой компетенции говорящего, ступени C и D отражают индивидуально- авторскую деятельность, в результате которой рождается конкретный текст. Коммуникативная грамматика предлагает комплексный анализ текста, то есть последовательное продвижение от ступени A к ступени D. Это продвижение обеспечивается тремя основными идеями коммуникативной грамматики:

(1) понятием коммуникативного регистра речи;

(2) моделью субъектной перспективы текста, т.е. лексического и грамматического оформления точек зрения автора, рассказчика и персонажа;

(3) идеей таксисных отношений между предикативными единицами, т.е. соотнесение сказуемых, причастных и деепричастных оборотов и некоторых других компонентов предложения по времени, лицу и наклонению.

Если конкретное предложение исследовать с использованием каждого из трех инструментов, то станет очевидным, что отношение предложения к действительности интерпретируется системой коммуникативных регистров, отношение предложения к миру людей представлено субъектной перспективой, а отношение предложения к другому предложению объясняется теорией таксиса. Это три аспекта исследования текста. В реальности же каждый фрагмент текста (композитив) характеризуется опреде-


--------------------------------------------------------------------------------

* Золотова Г. А., Дручинина Г. П., Онипенко Н. К. Русский язык: От системы к тексту. 10 класс: Учебное пособие для факультативных занятий в общеобразовательных учреждениях гуманитарного профиля. - М., 2002.

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

ленным соотношением трех параметров. Например, изобразительный (репродуктивный) регистр речи предполагает, что субъект речи является наблюдателем (рассказчиком или героем), при этом таксисные отношения позволяют разграничить описательную и повествовательную разновидности изобразительного регистра (совпадение по времени - описание; последовательность во времени - повествование).

Тем самым становятся очевидными грамматическая и смысловая связность и целостность текста, который создается автором в соответствии с его стратегией, строится по законам его тактики в соответствии с функциональными возможностями и семантикой языковых единиц.

Значимые языковые единицы (морфемы, слова и предложения) рассматриваются в единстве их формы, значения и функции. Поясним это на материале традиционного для школы разбора предложения.

Принятый в школе разбор предложения по членам превращает все многообразие синтаксических конструкций в одну модель, в один абстрактный образец. Максимальный набор компонентов в этой модели - пять (два главных члена и три второстепенных). Все остальное, что не укладывается в эту модель, подгоняется под определения второстепенных членов предложения. Это, во- первых, все обособления (появляются обособленные определения, дополнения и обстоятельства) и, во-вторых, инфинитив, который приравнивается не только к подлежащему, но и к дополнению, определению и обстоятельству. Сводя смысловое многообразие предложений к единообразию формы, мы изгоняем из синтаксической конструкции категориальное содержание, а из синтаксиса смысл.

Исправить положение можно, лишь включив в синтаксический разбор предложения категориально-семантический параметр. Таким параметром становится понятие типового значения предложения. Типовое значение образуется в результате взаимодействия категориальной семантики субъекта и предиката.

Отличие концепции коммуникативной грамматики от других синтаксических концепций состоит в том, что она не противопоставляет понятия подлежащее и субъект, сказуемое и предикат. На первых этапах развития синтаксиса русская грамматическая наука пользовалась терминами подлежащее и сказуемое, которые были получены в результате калькирования (перевода иностранного слова по частям и собирания из переведенных частей) латинских слов subjectum и praedicatum. За 150 лет понятие подлежащего прикрепилось к форме именительного падежа, поскольку основным объектом синтаксиса были логически правильные предложения с именительным падежом субъекта.

Уже во второй половине XIX в. высказывалось мнение о том, что понятие подлежащего, равное форме именительного падежа, сужает понятие субъекта (предмета мысли), поскольку в русском предложении субъект может быть выражен косвенными падежами существительного, например, дательным падежом ( Мне грустно), или родительным падежом (У меня грипп). Отрицать наличие субъекта в подобных предложениях было нельзя, поэтому традиционная грамматика приняла "соломоново решение" сохранить традиционное понимание подлежащего (только именительный падеж и инфинитив) для формально-синтаксического анализа и использовать понятие субъект для семантического анализа предложения. Так предложение расчленилось на два уровня: глубинный (смысловой, семантический) и поверхностный (формальный). Ученый, стремящийся соединить старые и новые идеи, обязан проводить два самостоятельных разбора предложения, из которых следует, что предложение ( Он замерз) имеет в своем составе и подлежащее, и субъект, а предложение ( Ему холодно), не имея подлежащего, все же включает в свой состав субъект. Авторы коммуникативной грамматики не видят смысла в такой двойной терминологии и предлагают исходить из структурно-смыслового принципа, т.е. учитывать и форму, и значение. При этом мы пользуемся терминами

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

подлежащее и субъект как синонимами, но, чтобы сделать анализ более последовательным, авторы учебного пособия чаще употребляют понятие субъект, а для синтаксического разбора используют графические обозначения над строкой в виде латинских букв S и P. Но там, где субъект выражен именительным падежом, а предикат - принятыми в традиции формами глагола, прилагательного и существительного, может использоваться традиционное подчеркивание снизу строки: одной чертой - подлежащего и двумя чертами - сказуемого.

Итак, из категориальных значений субъектного и предикатного компонентов складывается типовое значение модели предложения. Термин модель предложения введен в учебное пособие для разграничения предложения как единицы речи и модели предложения как единицы языка. Моделью предложения называется такая языковая единица коммуникативного уровня, которая реализуется в неограниченном количестве грамматически правильных и коммуникативно достаточных предложений, выражающих данное типовое значение. Модели предложений записываются именно по типовому значению ("Субъект личный и его действие" - Старик тащился медленно к своей избушке дымной (Крылов), "Субъект предметный и его состояние" - Пестреют шапки. Копья блещут (Пушкин) и т.п.).

В рамках концепции коммуникативной грамматики понятие "член предложения" заменено понятием "компонент предложения". В качестве компонентов предложения выступают не слова в определенных морфологических формах (так называемые словоформы), а синтаксемы, минимальные синтаксические единицы, которые являются строительным материалом для предложения и словосочетания.

После морфологии у ученика складывается представление о том, что слово, для того чтобы стать, например, второстепенным членом предложения, должно измениться, т.е. приобрести определенную форму - форму косвенного падежа. Но дело обстоит иначе: системы склонения и спряжения (падежная и личная парадигмы) собираются из "членов предложения", существительные не изменяются по падежам, а существуют в системе падежных форм, глагол существует в системе личных, временных, модальных форм. Поэтому парадигмы (списки) форм - результат исследовательской деятельности ученых, а не способ существования форм слов.

Форма слова невозможна сама по себе - она (1) дополняет лексическое значение определенным категориально-синтаксическим (значением) или (2) усиливает, проявляет категориальное значение, например: значение времени - в существительном при соединении с предлогом (во время обеда, при появлении Петра, при Петре I ) или в глаголе (иду, писал, буду работать); значение места - в существительном (в книге, за стеной).

Принято считать, что морфологическая форма указывает и на синтаксическую функцию, на то, каким членом предложения является слово. Например, что именительный падеж - существительного указывает на функцию подлежащего или функцию главного члена предложения, а косвенный падеж - на функцию второстепенного члена предложения. Но это не так. В предложениях Она в смятении, Она в обмороке формы предложного падежа выполняют функцию сказуемого (предиката), как и в предложении Книги - на полке. В позиции сказуемого возможны не только именительный (Он умный человек) и творительный (Он был умным человеком), но и другие косвенные падежи (Он - высокого роста).

Наука признала, что "разбор" по членам предложения, в основе которого формально-морфологический критерий, не объясняет, как сделано предложение. На основании этой теории можно выявить морфологический состав предложения, но нельзя показать, из каких компонентов складывается содержание предложения. Для того чтобы решить эти задачи, нужно увидеть семантико-синтаксические единицы, в результате соединения которых рождается предложение.

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

Эти единицы трехмерны: первое измерение - категориально-семантическое, второе - морфологическая форма, третье - синтаксическая функция, т.е. синтаксическая роль, для которой предназначена данная единица: слово определенного категориального значения оформляется морфологически для выполнения нужной синтаксической функции.

Для обозначения трехмерной синтаксической единицы уровня слова был избран термин "синтаксема", который продолжает ряд терминов, обозначающих языковые единицы: фонема - морфема - лексема - синтаксема.

Синтаксема отличается от члена предложения тем, что она не является позицией или ролью в предложении, как, например, дополнение или определение. Синтаксема имеет собственное категориальное значение. Синтаксемы характеризуются именно по категориальному значению - локативные (места), темпоральные (времени). Если синтаксема локативная, то это не означает, что она не может употребляться в позиции главного компонента предложения, как предиката (Лодки уже на берегу ) , так и субъекта ( На берегу людно). Значит, вопрос где? позволяет обнаружить не синтаксическую функцию (например, обстоятельство), а категориальное значение. Синтаксические функции - это роли в предложении: (а) компонента основы предложения (субъект и предикат); (б) распространителя основы в целом; (в) распространителя одного из компонентов основы (присловная позиция).

И если синтаксема свободная, то категориальное значение не зависит от контекста, понятно вне контекста, как, например, категориальное значение места или времени (в поле, на берегу - всегда место). Если обусловленная, то категориальное значение вычленяется из типового значения модели предложения (Мне - субъект состояния в модели "Субъект личный и его состояние" - Мне грустно). Если связанная, то ее значение осознается только при словах определенной части речи и определенной семантики в рамках словосочетания (театром - объект отношения в словосочетаниях с глаголами отношения: интересоваться, увлекаться театром). Таким образом, синтаксема, со своим категориальным значением, располагает набором возможностей занимать позиции в предложении или словосочетании. Например, объектная синтаксема винительного падежа реализуется лишь в одной функции - присловного (приглагольного) распространителя в составе словосочетания (топить печку, строить школу), а локативные синтаксемы способны служить любым компонентом предложения. В соответствии с функциональной предназначенностью категориального значения синтаксемы делятся на предметные и признаковые: предметные предназначены для позиций субъекта и объекта, признаковые - для позиций предиката (основного или зависимого), присловного и неприсловного распространителя. Деление синтаксем на предметные и признаковые не вполне соответствует делению слов на предметные и признаковые: иногда предметное существительное образует признаковую синтаксему, например, предметное существительное шляпа может употребляться и как предметная синтаксема (купил шляпу, надел шляпу) , и как признаковая (в шляпе). Признаковая синтаксема может выступать в функции предиката (Она сегодня в новой шляпе ), в функции присловного определения (Женщина в шляпе повернула за угол), в функции неприсловного компонента - зависимого предиката (В шляпе она выглядит такой таинственной). Именно к признаковым синтаксемам бывает трудно поставить вопрос. Вот примеры из стихотворений А. Блока:

И никто не слыхал,
Как твой голос звучал, -
Ты в молчаньи владела толпой.
(Здесь сохранена орфография А. Блока.)

В слезах, одна
Она смотрела в даль сырую...
И в поэтическом стремленьи
И я без нужды покидал
Свои родимые селенья.

И в запоздалом умиленьи
Я возвратился - и постиг.

Что же ты потупилась в смущеньи?
стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------
Ведь со свечой в тревоге давней
Ее не ждет у двери мать...
К выделенным синтаксемам "в + предл.п." трудно поставить вопрос: вопрос в чем? обнаружит морфологическую форму предложного падежа, но не позволит определить категориального значения, поскольку это категориальное значение принадлежит самим существительным, выражающим состояние личного субъекта. Во всех этих примерах синтаксемы предложного падежа являются зависимыми, вторичными предикатами. При отсутствии глаголов эти синтаксемы могут оказываться в позиции самостоятельного предиката (Дорога моя тяжела, далека, /В недвижном томлении лес. - А. Блок). Теория же членов предложения оказывается перед выбором - назвать ли указанные словоформы дополнением или обстоятельством. Но ни то ни другое не подходит.

К предметным синтаксемам, как правило, ставятся падежные вопросы, к признаковым - смысловые. Тип именных признаковых синтаксем может определяться по категориальной семантике существительного (действие, состояние, качество, количество) или по категориально-синтаксической семантике и смысловому вопросу (место, время, причина, условие, цель, способ действия).

Итак, почему не члены предложения?

Потому что члены предложения определяются не в соответствии с их ролью в предложении, а в соответствии либо с морфологической формой, либо со смысловым вопросом.

Потому что члены предложения - это результат анализа предложения, а не компоненты, из которых строится смысл предложения: из подлежащих и дополнений не складывается значение предложения.

Потому что теория членов предложения считает все косвенные падежи существительных зависимыми компонентами словосочетаний.

Потому что неспрягаемые формы глаголов приравниваются к именным и наречным второстепенным членам предложения и к ним так же ставится именной вопрос (прошу прийти - инфинитив квалифицируется как дополнение).

Потому что все многообразие русских предложений сводится к одной единственной структуре, образуемой пятью членами предложения.

Зачем нужно понятие синтаксемы?

Для того чтобы объяснить, как строится предложение, как рождается смысл предложения. Смысл организуется совместными усилиями лексики, морфологии и синтаксиса. Во флективном языке, основной единицей которого является слово, взаимодействие лексики, морфологии и синтаксиса осуществляется именно в рамках слова. Но в синтаксисе слово перестает быть единицей лексики и становится синтаксическим компонентом предложения. Поэтому нужен термин для представления слова с точки зрения синтаксиса. Это и есть синтаксема.

Авторы понимают, что учащиеся должны знать классическую теорию членов предложения хотя бы потому, что в ее основе принцип параллелизма между уровнем словосочетания (согласование, управление, примыкание), уровнем простого предложения (определение, дополнение, обстоятельство) и уровнем сложного предложения (придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные). Новый взгляд на состав простого предложения поможет учащимся понять структуру тех предложений, в которых трудно ставятся вопросы, в которых не все косвенные падежи имени соединяются с глаголом. Компонентный анализ предложения, а также синонимические отношения между простыми и сложными предложениями позволяют увидеть смысловую объемность, информативную емкость простого предложения, что, без сомнения, обогатит чувство языка и речь учащихся.

Работать с материалом синтаксем можно в двух направлениях: от морфологической формы - устанавливать количество синтаксем, образующихся на базе этой формы, и от значения - собирать разные по форме синтаксемы, выражающие данное категориально-синтаксическое значение (например, значение причины - каузативные синтаксемы). При этом можно использовать материал "Синтаксического словаря" Г. А. Золотовой (М., 1988; М., 2001).

(Москва)

стр. 50

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. К. ОНИПЕНКО, ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В НОВОМ УЧЕБНОМ ПОСОБИИ ДЛЯ X КЛАССА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206019129&archive=1206184486 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии