ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КОМПЛЕКСУ В. В. БАБАЙЦЕВОЙ. IX КЛАСС

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Д. Беднарская

Примерное планирование по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка, IX класс

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ

20+10 = 30 часов

В третьей четверти продолжается изучение видов сложноподчиненных предложений. Девятиклассники изучают сложное бессоюзное предложение в его системных синонимических взаимосвязях с союзными.

Урок 49. Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия. У. § 247. С. з. 464, 465, подчеркните обособленные определения, объясните пунктуацию; 466. На дом: з. 467, 468. РТ - 64.

Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия логико-грамматически связаны со сложноподчиненными предложениями с придаточными причины, поэтому объяснение нового материала одновременно является повторением того, что изучалось на последних уроках во второй четверти. Задания 464 и 466 ориентируют на употребление таких предложений в системе их синтаксических синонимов, в первую очередь - сложносочиненных предложений. Таким образом, новый материал связывается с изученным в первой четверти.

Учитель обращает внимание на правильное интонирование сложноподчиненных предложений с придаточными следствия: союз так что произносится как единое фонетическое слово с ударением на первом слоге, перед союзом выдерживается пауза. Обратить внимание на мелодику таких предложений важно потому, что на следующих уроках будет изучаться омонимичное союзное средство с другим значением: указательное слово max с союзом что, между которыми при произношении делается пауза: (сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия).

Урок 50. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. У. § 247. С. з. 469, 470, укажите односоставные предложения в составе сложноподчиненных; 471,472. На дом: 3.476, подчеркните главные члены в односоставных предложениях, укажите их виды; 477. РТ - 65, 66, 67.

Урок начинается со словарно-орфографической работы (з. 469 и этимологическая заметка на с. 192).

При выполнении задания 470 подробно объясняется алгоритм обозначения синтаксической связи в предложениях: подчеркиваются грамматические основы; берутся в овалы союзы, союзные и указательные слова; союзные и указательные слова подчеркиваются как члены предложения; обозначаются опорные слова.

Придаточные образа действия и степени близки по значению, но неравнозначны. Придаточное образа действия поясняет сказуемое, которое выражено глаголом активного действия: (как? каким образом?) вас

Придаточное же степени поясняет сказуемое, выраженное глаголом со значением состояния или обстоятельство образа действия, или сказуемое, выраженное именем состояния: Я (в какой степени?) домашних меня (в какой степени?) _ пальцев ног; (в какой степени?) не мог подняться.

Пристальное внимание обращается на составление схем (именно в них наглядно проявляются структурные и семантические различия между двумя видами придаточных предложений) и на конструирование собственных предложений по образцам. Эта работа продолжается и дома.

стр. 65


--------------------------------------------------------------------------------

Похожи по устройству на сложноподчиненные предложения с придаточными степени сложноподчиненные предложения с придаточными меры. В них в качестве указательного слова выступает указательное местоимение с количественным значением: Ломоносов (сколько?) для русской науки, ни один ученый за двести с лишним лет. (В. Солоухин.)

В конце урока делается вывод о том, что значение изучаемых предложений следует определять по функции указательного слова - по его значению как члена главного предложения.

Урок 51. Повторение. Развитие речи. С. з. 473, 474, 475, 478, укажите безличные предложения в составе сложноподчиненных, докажите, что они безличные. На дом: з. 479, подчеркните главные члены в односоставных предложениях. РТ - 68, 69.

Продолжается работа по детальному анализу предложений. Важно, чтобы предложения составляли по схемам сами ученики.

Урок 52. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. У. § 247. С. з. 480 (выборочно), 481, 484. На дом: з. 482, укажите неполное предложение в составе сложноподчиненного (1); 486. РТ - 75, 70.

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени и с придаточными сравнительными внешне похожи, но структура у них разная. Первые обычно употребляются только с указательными словами, придаточные сравнительные чаще связываются с главными без помощи указательных слов; задать вопрос к придаточному сравнительному трудно.

На доске записываются одно или два предложения из задания 480 и одно-два из задания 481. Их сопоставление показывает, что придаточное сравнительное относится ко всему главному предложению в целом, поэтому оно не нуждается в наличии указательных слов.

Урок заканчивается коллективной творческой работой (задание 484). Можно объявить конкурс на самое оригинальное и емкое сравнение. Отработка правописания союза как будто происходит дома.

Повторение: пунктуация при сравнительном обороте.

Урок 53. Повторение. Правописание составных союзов и частиц. С. з. 483, 487. На дом: з. 488. РТ - 72, 73, 76.

Орфографическая работа (задание 483) сменяется анализом разных по структуре и семантике предложений в задании 487. Проводится подготовка к сочинению.

Уроки 54 - 55. Сочинение-рецензия. Проблема: что с чем сравнить и как? Теоретическая основа: сравнение и метафора. Можно сопоставить два стихотворения разных авторов на одну тему. Можно заменить рецензию сочинением-рассуждением. Примерные темы: "Большое сердце, как и океан, никогда не замерзает" (Берне), "Дым Отечества светлее чужого огня", "Самое главное глазами не заметишь. Зорко одно лишь сердце" (А. де Сент- Экзюпери), "Сердце сердцу весть подает".

Урок 56. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели. У. § 247. С. 489, укажите односоставные предложения в составе сложноподчиненных; 490, 491, 492. На дом: з. 493. РТ - 77, 74.

Учащиеся знакомятся с целевыми союзами в рамке на с. 200. Анализируют предложения задания 489, работают с синонимичными конструкциями.

Союз чтобы с целевым значением омонимичен союзу чтобы в сложноподчиненных предложениях с придаточными дополнительными. Учитель обращает на это внимание учеников. Учащиеся составляют предложения с данными глаголами (з. 491, 492). Несколько предложений из домашнего задания разбираются в классе.

Урок 57. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия. У. § 247. С.з. 494, укажите односоставные предложения в составе сложноподчинен-

стр. 66


--------------------------------------------------------------------------------

ных; 496 (устно), 497. На дом: з. 495, охарактеризуйте однородные и обособленные члены в первом предложении. РТ - 78.

Знакомство с темой начинается с изучения условных союзов, данных в рамке на с. 201. Подробно анализируются предложения (з. 494). Условные союзы, которые употреблены в предложениях, различаются по частоте употребительности и стилистической окраске, наиболее частотны союзы если, если бы, раз (в разговорном стиле речи). Союзы коли, ежели, кабы являются архаичными.

Развитие речи: конструирование и сопоставление сложноподчиненных предложений с условными придаточными реальной и нереальной модальности (з. 496) и стилистический анализ текста научного стиля (з. 497). Условные предложения характерны для научного стиля.

Урок 58. Анализ текста. Языковые средства выражения научного стиля. С. з. 500, 498. На дом: з. 499. РТ - 79.

Урок начинается работой с синтаксическими синонимами, характерными для научного стиля речи. Затем производится комплексный анализ текста по плану (з. 498). Одна из целей работы - показать тонкие синтаксические различия и общее в употреблении союзов когда и если.

В предложениях задания 499 частица ли выступает в разных синтаксических функциях. В 1-м, 2-м, 4-м предложениях она выступает в роли изъяснительного (дополнительного) союза, в 3-м и 5-м - в роли условного союза. Значение союза-частицы ли определяется с помощью синтаксических синонимов.

Урок 59. Повторение, закрепление. Развитие речи. С. з. 501, укажите односоставные предложения в составе сложноподчиненных, определите их виды; 502, охарактеризуйте сказуемые в составленных предложениях. На дом: продолжить ряд примет по образцу, данному в задании 502. РТ - кроссворд 3.

Урок начинается с объяснительного словарно- орфографического диктанта с подробным комментарием.

Качественное прилагательное, российская интеллигенция, городские трущобы, дискуссионная группа, поседеть от жизненных неурядиц, социологический эксперимент, сэкономить на сине-красный карандашик, теоретические исследования, восточноевропейский экспресс, безыскусная любовь, чувствовать прикосновение вечности, участвовать в межинститутских соревнованиях, загорелый пловец, серебряная ложечка, картинная галерея, французская баллада, старинная аллея, объехали пол-Москвы, программный материал, гуманистические устремления.

Задание 501 лучше выполнять коллективно, подробно обозначая структуру каждого сложноподчиненного предложения. Многие из предложений имеют двойное (синкретичное) значение.

Урок 60. Комплексный анализ текста. Задание 503. Дополнительно охарактеризуйте однородные члены предложения.

Урок 61. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки. У. § 247. С. з. 504, укажите безличные предложения; 505. На дом: з. 506. РТ - 80.

После знакомства с уступительными союзами и союзными словами в рамке на с. 206 анализируются предложения (з. 504). Употребление союзных слов с частицей ни в уступительном значении представляет известную трудность, поэтому предложения с этими союзными средствами полезно заменять синонимичными предложениями с уступительными союзами (предложение 5): Михалевич на другой день, его Лаврецкий (И. Тургенев). (, Лаврецкий его). Можно предложить учащимся вопрос: какой оттенок значения, отличающийся от значения уступительных союзов, привносят в предложения союзные слова с частицей ни ? (Уступительно-обобщающий.)

В задании 505 учащимся предлагается показать, чем отличаются условные предложения от уступительных. Для этого полезно сопоставить два предложения: 1) Если идет дождь, мы не ходим гулять и 2) Хотя идет дождь, мы идем гулять. В первом предложении условное

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

придаточное соответствует общепринятому порядку вещей, во втором предложении придаточное уступительное выражает условие, противоречащее ситуации, выраженной в главном предложении. Таким образом, уступительное придаточное выражает противоречащее условие.

Урок 62. Повторение. Развитие речи. С. з. 515, 507 (устно), 508 (устно), 509. На дом:з. 512. РТ -81.

Урок посвящен синтаксической синонимии, но начинается со словарно- орфографического диктанта.

Выполняя задание 507, девятиклассники заменяют сложносочиненные противительные предложения сложноподчиненными с уступительными придаточными. Обратный процесс происходит при выполнении задания 508. По две синонимические пары таких предложений из этих заданий можно записать.

Задание 509 сложнее, но зато оно ясно показывает сущность синтаксической структуры уступительных предложений с союзными словами как ни, какой ни и т.д.

Урок 63. Развитие речи. Орфографическая работа. С. з. 510, 511, 513. На дом: з. 514. РТ -82, 83.

Продолжается работа по подбору синтаксических синонимов к сложноподчиненным предложениям с придаточными уступительными. Урок начинается с проверки домашнего задания: учащиеся комментируют правописание союзов и союзных слов, включающих частицу бы.

Урок 64. Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. С. з. 516 (1 - 5). 515. На дом: з. 516 (6 - 9). РТ - 84.

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными девятиклассниками воспринимаются с трудом, так как они встречаются сравнительно редко и к придаточному присоединительному невозможно поставить вопрос от главного предложения. Эти сложноподчиненные предложения встречаются как в научном и деловом, так и в разговорном стилях речи. Работа на уроке дополняется конструированием. Например: кто больше составит сложноподчиненных предложений с придаточными присоединительными, включающими союзное слово что во всех падежах?



Урок 65. Задания обобщающего характера. С.з. 517, 518 (5, 6), 520 (2 предложения по выбору). На дом: з. 519, 520 (2). РТ - 85.

Важно строго следовать алгоритму синтаксического разбора сложноподчиненных предложений. Выполнение задания 520 можно мотивировать, объявив конкурс на самое поэтичное предложение.

Урок 66. Повторение. Развитие речи. С. з. 522, 523, 521 - рецензия (начать в классе, закончить дома). РТ - кроссворд 4.

Часть урока посвящается редактированию предложений и текста в задании 522. Задание 523 повышенной сложности, в нем представлены переходные структуры между простым и сложным предложениями. Учащиеся рассуждают, какие признаки простого и сложного предложений объединены в этих конструкциях. В классе начинается работа над рецензией.

Урок 67. Изложение с предварительным анализом текста. Задание 524. Повторение: языковые средства выражения научного стиля речи. На дом: написать доклад (объем дифференцирует учитель) "Языковые средства, оформляющие научный стиль речи".

Урок 68 . Самостоятельная работа (оценка за нее выставляется в журнал).

Для самостоятельной работы учитель предлагает варианты: С. з. 525 (дополни-

стр. 68


--------------------------------------------------------------------------------

тельное задание: укажите односоставные предложения в составе сложноподчиненных) и з. 526 (дополнительное задание: укажите уточняющий член предложения (5).

Урок 69. Сочинение. По материалам задания 528. На дом: з. 527.

Можно предложить сочинение - портретный очерк.

Уроки 70 - 71. Контрольный диктант и его анализ.

У Лукоморья

Свою первую поэму-сказку "Руслан и Людмила" Александр Сергеевич Пушкин начал писать, когда ему исполнилось всего семнадцать лет. В двадцать он ее закончил. И вот уже сто восемьдесят лет наш путь в мир сказочных чудес начинается всегда в одном и том же месте - у лукоморья, где дуб зеленый. Мы помним эти строки наизусть, потому что они стали нашей частицей. Сколько их ни произноси вслух, сколько ни повторяй их про себя, они всегда новы, они всегда волнуют, и я всегда немножко горжусь тем, что они родились в Михайловском.

Приезжайте к нам в Михайловское летом, когда разноцветье и разнотравье ложится в душистые скирды на лугу возле дома поэта, когда всюду, куда бы ни пошли вы, за вами неотлучно следует запах нагретого солнцем сена.... Посетите Тригорский и Михайловский парки в сентябре, когда золотые, желтые, бурые листья летят вокруг, когда все успокоилось и притихло в преддверии нового времени года. Из Тригорского вы увидите голубую, синюю, серебристую ленту Сороти, изогнутую, как натянутый лук.

Читаю знакомые строки, и видится мне светлица в крестьянской избе, в которой горит лучина. На лавке, подперев голову рукой, сидит Пушкин, сидит и слушает рассказ крестьянки... Вижу, как возвращается он затем домой... Звезды блещут... Над Соротью Млечный Путь повис....Я думаю, как хорошо, как чудно ему сейчас... Они приходят, эти волшебные строки, приходят, облагороженные его добрым гением, чтобы уже никогда не умирать, искрящийся ливень, которому никогда не иссякнуть. (С. Гейченко.) (240 слов)

Грамматическое задание.

Вариант 1. Произведите синтаксический разбор первого сложноподчиненного предложения, предварительно составив его схему.

Вариант 2. Произведите синтаксический разбор второго сложноподчиненного предложения, предварительно составив его схему.

Урок 72. Сложные бессоюзные предложения. Значения сложных бессоюзных предложений и знаки препинания в них. У. § 248. С. з. 529, охарактеризуйте составные глагольные и составные именные сказуемые"; 530, 531. На дом: з. 532, подчеркните и охарактеризуйте составные именные сказуемые.

Изучается порядок синтаксического разбора сложного бессоюзного предложения (с. 217 сборника заданий).

Постановка знаков препинания в сложном бессоюзном предложении зависит от его значения, поэтому необходимо тщательно изучить обобщающую таблицу (с. 360 учебника). Синтаксические значения сложных бессоюзных предложений определяются при помощи подбора синонимичных союзных предложений, подстановки подчинительных или сочинительных союзов. Полезно и начать, и закончить урок обращением к обобщающей таблице.

Урок 73. Пунктуация в сложных бессоюзных предложениях. С. з. 533, укажите односоставные личные и безличные предложения в составе сложных; 534, укажите безличные предложения в составе сложных. На дом: з. 537, 538.

Отрабатывая пунктуационные навыки, ученики подбирают к сложному бессоюзному предложению сложное союзное. Задание 533 можно распределить по вариантам. Учащиеся знакомятся с функционированием сложных бессоюзных предложений в текстах разных стилей (з. 534).

Урок 74. Варианты постановки пунктуационных знаков в сложных бессоюзных предложениях. С, з. 535, 536, 539. На дом: з. 542.

Урок посвящен конструированию и анализу сложных бессоюзных предложений. Выполняя задания, учащиеся

стр. 69


--------------------------------------------------------------------------------

знакомятся с опорными словами, выступающими в разных по значению сложных бессоюзных предложениях.

Урок 75. Пунктуация в сложных бессоюзных предложениях. С. з. 540, 541, охарактеризуйте односоставные предложения в составе сложных; 543 (1,2, 3). На дом: з. 542.

Обрабатывается постановка двоеточия в сложных бессоюзных предложениях со значениями дополнения и пояснения.

Урок 76. Пунктуация в сложных бессоюзных предложениях со значением причины и следствия. С. з. 543 (4, 5), 544, 545. На дом: з. 546, охарактеризуйте односоставные предложения в составе сложных бессоюзных; 547.

Учащиеся сопоставляют пояснительное (з.543) и причинное значения в сложных бессоюзных предложениях. Сложные бессоюзные предложения с причинным значением частотны и употребляются во всех стилях речи, в отличие от гораздо менее частотных предложений с пояснительным значением, которые чаще употребляются в научном и деловом стилях.

Уроки 77 - 78. Изложение с предварительным анализом текста. С. з. 549.

стр. 70

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. Д. Беднарская , ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КОМПЛЕКСУ В. В. БАБАЙЦЕВОЙ. IX КЛАСС // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206018634&archive=1206184486 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии