СМЕШИВАЕМЫЕ НАПИСАНИЯ. КОРНИ, РАЗЛИЧАЮЩИЕСЯ ГЛАСНОЙ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т. И. Куропаткина

При изучении орфографин нередко встречаются внешне сходные явления, которые школьники не всегда различают, смешивая их, что неизбежно приводит к ошибочным написаниям. Путем сопоставления внешне сходных явлений мы помогаем учащимся установить осознанные, правильные соотношения между лингвистическими единицами, те самые соотношения, систему которых и представляет наша орфография. Ведь орфография и есть не что иное, как "система соотношений одних написаний с другими родственными и противоположными написаниями" 1 . И дифференцирующие написания - это не отдельные случаи, а целая система написаний. Однако проблема осмысления и отбора лингвистического материала с точки зрения его дифференциации остается пока нерешенной.

В трудах И. П. Павлова о законах высшей нервной деятельности прием сравнения получил естественно-научное обоснование. В выработке научных знаний И. П. Павлов придавал большее значение не последовательному, а одновременному воздействию взаимосвязанных предметов на нервную систему,

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

указывая на огромную роль в умственном познании таких ассоциаций, когда явления "одновременно действуют на нервную систему, связывая два явления, которые и в действительности постоянно связаны..." 2 . Именно прием "перемежающегося" противопоставления И. П. Павлов считал фактором, способствующим ускорению дифференцировки сходных явлений.

Мыслительная операция сравнения лежит в основе методического приема сравнения. Сущность этого приема состоит в том, что в процессе обучения преподаватель преднамеренно учит детей вскрывать отношения сходства и различия между изучаемыми явлениями.

Выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров - признавали целесообразным использовать при обучении сравнение. Так, В. П. Вахтеров писал: "Современные учителя обыкновенно прибегают к этому приему в трудных случаях, но это надо делать всегда, если мы хотим сознательности в обучении, оживления на уроках, если мы имеем в виду возбудить в детях умственный процесс, лежащий в основе всей нашей сознательной деятельности" 3 . "Надо пронизать всю работу по языку сопоставлениями, чтобы у учащихся была воспитана привычка обращаться к ним", - призывал известный методист Н. С. Рождественский 4 .

В результате опытного обучения С. Ф. Жуйков приходит к выводу о том, что "...больше всего необходим прием перемежающегося противопоставления взаимосмешиваемых языковых фактов" 5 . Наш опыт изучения смешиваемых написаний свидетельствует о том, что сходные языковые единицы полезно вводить в одно упражнение, чтобы школьники, сравнивая между собой эти похожие в звуковом отношении явления, научились быстро их дифференцировать.

Преобладающими ошибками в дифференцирующих написаниях, пронизывающих нашу орфографию, являются случаи неразличения и смешения между собой корней. Такие написания могут быть легче освоены, если учитель организует их изучение на основе сравнения.

С целью предупреждения ошибок, связанных с написанием корней, которые различаются одной гласной и смешиваются учащимися в результате неумения производить лексико-семантический анализ слов, для специального изучения следует взять слова с корнями БЫЧок, БАЧок и БОЧок; сВЕла и сВИла, уВИДать и уВЯДать, ДАю и ДОю, ДОМовой и ДЫМовой и т.д.

Приведем материал к упражнениям, который поможет учащимся научиться разграничивать корни, различающиеся на письме только гласными.

БАЧок, БОЧок или БЫЧок?

1. Спать пора. Уснул ...ок.
Лег в коробку на ...ок.
Отлежал ...ок ...ок.
Не лежи, вставай, ...к!

2. Стоял ...ок, скучал ...ок,
Пока я красил свой ...ок.
Устал ...ок, лег на ...ок,
А я все красил свой ...ок

ВАЛы или ВОЛы?

1. Неспокоен океан. Катит он ...ы.
А в телегу впряжены сильные ...ы.

2. Чтоб увезти с луга сена ...ы,
Нам пригодятся трудяги - ...ы.

сВЕла или сВИла?

1. В нашем доме над балконом ласточка гнездо с...ла,
И своим веселым писком всех жильцов с ума с...ла.

2. Раз малиновку с кукушкою судьба с...ла:
"Что же ты гнездо, кукушка, так и не с...ла?

3. Красивую наклейку на маечку с...ла.
А на наклейке - птичка, что гнездышко с...ла.

уГАДать или уГОДить?

1. Надо было у...ать,
Что гостям к столу подать.
Постараюсь у...ить.
Напеку ватрушек,
Чтобы чаем напоить девочек-подружек.

2. Что мне в подарок маме купить?
Как у...ать, чтобы ей у...ить?

ДАю или ДОю? поДАю или поДОю?

1. По утрам буренушку ...ю,
Молочко котеночку ...ю.

2. Я совсем уже большая.
Маме фартук по...ю.
Подрасту - и вот тогда я и корову по...ю.

-ДАЛ- или -ДОЛ-?

1. В ...екий путь отправился Иван:
В ...ину Призраков собрал он караван.

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------
2. К ...ине отправились в путь мы ...екий.
Нам горы к ...ине мешали пройти.
Но так нас манила ...ина ...екая,
Что горы и лес мы смогли перейти!

ДОМовой или ДЫМовой?

1. В ...овой трубе на крыше
...овой стихи нам пишет.

2. Наш веселый ...овой
Из трубы из ...овой
День и ночь упорно лез,
Вылез - и скорее в лес!

выЖАли или выЖИли?

Тренеры из нас все соки вы...ли.
Удивляюсь, как мы только вы...ли?

проЖЕВать или проЖИвать?

1. Ежик съел свои припасы.
Нужно снова запасать.
Про...вал он на террасе.
По...ав, любил поспать.

2. Хорошо на свете по...вать,
Если только есть что по...с1ть.

ОЗЕМЬ или оЗИМЬ?

Стукнулся зайчишка о...
И стремглав помчался во....

наКАЛить или наКОЛоть?

1. На...оть дрова бы в срок -
На...ить бы чугунок.

2. Я дровец на...ю,
Чтоб плиту на...ить.
Скоро гости придут,
Будем чай с медом пить.

поКАРать или поКОРить?

Принцесса
Сердце ее п..ить нелегко.
Нос задирает она высоко.

И на признанье: "Ах, я вас люблю!"
Слышишь в ответ: "По...ать вас велю!"

КАТок или КОТок?

1. Котик, беленький ...ок,
не ходи ты на ...ок:
поломаешь коготок!

2. Зимним вечером с котом мы решили сами:
Я - с коньками на ...ок, а ...ок - к сметане.

КЛЕНок или КЛИНок?

1. Под окном растет ...ок.
Каждый листик как ...ок.

2. У меня в руке ...ок.
Во дворе растет ...ок.

КОПать или КУПать?

1. Дети в песочке тоннели ...али.
После прогулки их мамы ...али.

2. В огороде бабушка и дедушка ...ались,
А "помощники"-внучата в озере ...ались.

заЛИЗал или заЛЕЗал?

Пес Барбос за кошкой Муркой на березку за...ал,
А потом в своей конурке еле раны за...ал.

выЛЕЗать или выЛИЗать?

Кошка вы...ать хотела молоко из миски.
Но на запах молока вы...ли все киски.

сЛЕПить или сЛИПаться?

Лепил снеговика до вечера -
Мне больше делать было нечего.
Уже темно. Глаза с...аются,
А снеговик все не с...ляется.

ЛЕСа или ЛИСа?

1. Зверь хитрющий в шубке модной
Рыщет по ...у голодный.
Не найдет еды в ...у -
Жди в курятнике ...у!

2. Серый Волк в глухом ...у
Встретил рыжую ...у.

3. Заревел медведь со сна -
И в глухом ...у
Больно стукнула сосна
Шишкою ...у.

МАХовик или МОХовик?

1. Сломался в лесу у меня грузовик.
Пришлось на поляне менять ...овик.
Из леса пустым уходить не привык -
В корзинке моей лежит гриб-...овик.

2. ...овик массивный, железный.
...овик съедобный, полезный.

приМЕРял или приМИРял?

1. Мама очень долго блузку при...яла.
Папа сильно злился. Я их при...яла.

МЕЧом или МЯЧом?

...Жить не может рыцарь без ...а,
Футболист - круглого ...а.

ЗаПЕвать или заПИвать?

Рано утром на рассвете
За...вает песню Петя.
Горькие пилюлечки
За...вает Юлечка.

ПЕСЦы или ПИСцы?

1. ...ы попрятались по норам.
...ы - по тепленьким конторам.

2. По тундре бегают ...ы.
Корпят над письмами ...ы.

выПЕЧенный или выПЯЧенный?

Был вкусный торт отлично вы...ен.
Едва дышу: живот мой вы...ен.

ПЕРа или ПИРа?

Кот у павлина украл два ...а
(Он ...овать собирался с утра).
стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------
А тут вдруг пес-задира.
И ни ...а, ни ...а!

ПОЛоть или ПАЛить?

1. Днем так солнышко ...ило,
Что ...оть не стало силы.

2. "Вы...олалук, все грядки!" -
Гордо вы... ила Натка.

-РЕД- или -РЯД-?

Много дел у мамы дома:
надо обзвонить знакомых,
Надо свеклу про...ить,
дочку в садик на...ить.

САМа или СОМа?

Я огромного ...а
из реки тащу...а!

СИДеть или СЕДеть?

На фильме ужасов ...ел -
от страха чуть не по...ел.

-СЕК- или -СЯК-?

Мы в лодке океан пере...али.
Нам трудно было. Силы ис...али.

поСВЕТить или поСВЯТить?

1. Попросил я месяц ясный ярче по...ить,
Чтоб я смог своей любимой песню по...ить.

2. Любимой маме к дню рожденья
Я по...ил стихотворенье.
А деду по...ил я свечкой,
Чтоб не упал старик за печкой.

заСИЯть или заСЕять?

1. Чтоб небо ночное могло за...ть,
Миллиардами звезд его надо за...ять.

2. За...ло на небе солнышко -
За...ли пшеницей полюшко.

отТАЩить или оТОЩать?

От...или пса от чашки -
О...ает он бедняжка!

ТЕНистый или ТИНистый?

За полем и за речной быстрой
Красивый сад растет ...истый.
А берег речки глинистый,
Замшелый, скользкий, ...истый.

поТЕРял или поТИРал?

1. Довольный Сашка руки по...ал:
Дневник свой с двойкой взял и по...ял.

2. Филя затылок свой по...ал:
"Где же я очки-то по...ял?"

выШЕл или выШИл?

1. Нитками цветными я рисунок вы...л.
Очень уж красивым у меня он вы...л.

2. На балкон портняжка вы...л
Солнышку рукой махнуть.
Скатерть за ночь шелком вы...л.
Значит, можно отдохнуть.
Наш опыт систематического использования приема сравнения при изучении рассмотренных написаний показал, что это очень эффективный прием обучения русскому языку, потому что он исключает возможность формального отношения к сходным языковым явлениям. Нацеливая учащихся на активную аналитико-синтетическую деятельность, учитель добивается прочных и устойчивых знаний, которыми ученики свободно оперируют в своей письменной практике.

----------

1 Рождественский Н. С. К характеристике современной русской орфографии// Русский язык в школе. - 1936. - N 3. - С. 66.

2 Павлов И. П. Избранные труды. - М., 1954. - С. 88 .

3 Вахтеров В. П. На первой ступени обучения. -М., 1914. - С. 105.

4 Рождественский Н. С. Состояние и задачи дальнейшего развития методики обучения русскому языку и арифметике в начальной школе. - М., 1951. -С. 52.

5 Жуйков С. Ф. Формирование орфографических действий. - М., 1965. - С. 180.

стр. 64

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т. И. Куропаткина , СМЕШИВАЕМЫЕ НАПИСАНИЯ. КОРНИ, РАЗЛИЧАЮЩИЕСЯ ГЛАСНОЙ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206018600&archive=1206184486 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии