ПАРОНИМЫ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Л. Вишневская, И. Л. Старикова

найти другие работы автора

Изучение лексического материала на уроках русского языка и развития речи в настоящее время приобретает особую актуальность, что обусловлено требованиями к умению учащихся грамотно формулировать свои мысли и оформлять их в устной и письменной речи, что отражено в заданиях единого государственного экзамена по русскому языку. Кроме того, в последние годы на вступительных экзаменах в вуз большое внимание уделяется речевой подготовке абитуриента: в тесты нового поколения включены вопросы по культуре речи.

Очень часто при работе с лексическим материалом возникает сложность при определении лексических значений слов.

Особенно трудна работа с паронимами - словами, близкими по звучанию, но не совпадающими по значению. Паронимии, к сожалению, уделяется недостаточно времени на уроках русского языка, развития речи и литературы.

Предлагаем вашему вниманию теоретический и практический материал к урокам русского языка и развития речи, используемые в ГОУ гимназии N1505 г. Москвы на уроках в старших классах. Надеемся, что эти материалы помогут учащимся лучше разобраться в таком языковом явлении, как паронимия.

ПАРОНИМЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Паронимы (гр. para - возле + onyma - имя) - это однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись - роспись, одеть - надеть, главный - заглавный. Паронимы, как правило, относятся к одной части речи и выполняют в предложении одинаковые синтаксические функции.

Учитывая особенности словообразования паронимов, можно выделить следующие группы.

1. Паронимы, различающиеся приставками: о печатки - отпечатки, уплатить - оплатить;

2. Паронимы, различающиеся суффиксами: безответ н ый - безответ ственн ый, суще ств о - сущ ность ; командиро ванн ый - командир овочн ый;

3. Паронимы, различающиеся характером основы: один имеет непроизводную основу, другой - производную. При этом в паре могут быть:

а) слова с непроизводной основой и приставочные образования: рост - воз раст;

б) слова с непроизводной основой и бесприставочные слова с суффиксами: тормоз - тормож ение ;

в) слова с непроизводной основой и слова с приставкой и суффиксом: груз - на груз к а.

В семантическом отношении среди паронимов обнаруживаются две группы.

1. Паронимы, различающиеся тонкими смысловыми оттенками: длинный - длительный, желанный - желательный, жизненный - житейский, дипломатичный - дипломатический и т.п. Таких паронимов большинство, их значения комментируются в лингвистических словарях (толковых, словарях трудностей, словарях однокоренных слов, словарях паронимов). Многие из них характеризуются особенностями в лексической сочетаемости; ср.: экономические последствия - экономичное ведение хозяйства, богатое наследство - тяжелое наследие ; выполнять задание - исполнять песню.

2. Паронимы, резко различающиеся по смыслу: гнездо - гнездовье, дефектный - дефективный. Таких единиц в языке немного.

Особую группу паронимов составляют такие, которые отличаются функционально-стилевой закрепленностью или стилистической окраской; ср.: жить (общеупотр.) - проживать (офиц.).

Некоторые авторы трактуют явление паронимии расширенно, относя к паронимам любые близкие по звучанию слова (а не только однокорневые). В этом слу-

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

чае паронимами следует признать и такие созвучные формы, как дрель - трель, ланцет - пинцет, фарш - фарс, эскалатор - экскаватор, вираж - витраж и др. Однако их сближение в речи носит случайный характер и не закрепляется всем многообразием системных отношений в языке. К тому же сопоставление разнокорневых созвучных слов нередко носит субъективный характер (одному кажутся похожими слова вираж - витраж, другому вираж - мираж)

Итак, паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях. Можно выделить: 1) паронимы, имеющие разные приставки (отпечатки - опечатки);

2) паронимы, отличающиеся суффиксами (безответный - безответственный);

3) паронимы, один из которых имеет производную, а другой - непроизводную основу (рост - возраст; тормоз - торможение).

Смешение паронимов в речи вызывает:

- искажение смысла ("книга - источник познания");

- нарушение лексической сочетаемости ("красивая и практическая обувь");

- замену нужного слова искаженным словообразовательным вариантом (внеочередной -неочередной);

Значение паронимов можно узнать или проверить в словаре паронимов.

Предлагаем, обратить внимание на часто смешиваемые паронимы.

Интеллигентный - образованный, культурный.

Интеллигентский - относящийся к интеллигенции.

Экономический - 1. Относящийся к экономике как совокупности производственных отношений данного общественного строя. 2. Относящийся к организации и ведению экономики. 3. Связанный с изучением и освещением экономики.

Экономичный - дающий возможность что-нибудь сэкономить, выгодный в хозяйственном отношении, в эксплуатации.

Человеческий - 1. Относящийся к человеку, принадлежащий ему; состоящий из людей; производимый, осуществляемый человеком. 2. Свойственный, присущий человеку.

Человечный - 1. Обладающий чертами, присущими человеку; свойственный человеку. 2. Отзывчивый, внимательный к людям, гуманный.

Обличение - вскрытие, разоблачение; обнаружение, установление чьей-либо виновности.

Обличив - лицо, наружность, внешность; внешние очертания чего- либо.

Проблематический (проблематичный) - являющийся еще проблемой; предположительный, маловероятный.

Проблемный - заключающий в себе проблему, посвященный изучению, разрешению какой-либо проблемы.

Удачливый - такой, которому сопутствует удача; счастливый.

Удачный - успешный, завершившийся удачей.

ЗАДАНИЯ

Задание N 1.

Выберите правильный ответ. Проверьте себя по толковому словарю.

Если вы все-таки сомневаетесь в правильности выбранного варианта, посмотрите ответы.

1. На взгляд настоящего моряка, мы вели себя в море как (невежи, невежды). 2. (Невежа, невежда) с пренебрежением отнесется к правилам хорошего тона. 3. Этот праздник - в моей жизни самое (памятное, памятливое) событие. 4. (Скрытые, скрытные) резервы для достижения цели были изысканы. 5. (Скрытые, скрытные) дети - беда для родителей. 6. Физические условия страны проживания отражаются на (голосовых, голосистых) связках носителей языка. 7. Соловей мой, соловей, (голосовой, голосистый) соловей. 8. Письмо дошло до (адресата, адресанта) в короткое время. 9. (Адресат, адресант) обращался в письме к своему другу с приглашением приехать на званый обед. 10. Долгое время ребятам не удавалось (освоить, усвоить) понятие паронимов. 11. Во время практики на производстве мы можем (освоить, усвоить) основные приемы работы с новейшими меха-

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

низмами. 12. С утра на малыша (одели, надели) теплые сапоги и шубу. 13. С утра малыша (одели, надели) в теплые сапоги и шубу. 14. Для принятия дела к производству необходимо (представить, предоставить) требующиеся документы. 15. Слово для выступления (представляется, предоставляется) директору школы. 16. В стеклянной вазе стояли (искусные, искусственные) цветы. 17. (Искусно, искусственно) выполненный сувенир порадовал юбиляра. 18. Обязанность руководителя - проявлять (внимание, внимательность) к сотрудникам. 19. Необходимо ( оплатить, платить) непредвиденные затраты. 20. Необходимо вовремя (оплатить, платить) зарплату. 21. На (Масленой, Масляной) неделе устраивались широкие народные гулянья. 22. (Масленые, масляные) краски лучше ложатся на небеленый холст. 23. В зеркале (отображалось, отражалось) все, что было за окном. 24. (Командированные, командировочные) получите в бухгалтерии. 25. (.Командированные, командировочные) стараются посетить как можно больше театров и музеев в Москве. 26. Иногда необходима (проверка, поверка) документов для поддержания безопасности в городе. 27. На (проверку, поверку) выходит, что не всегда можно сразу установить точный смысл слова.

Ответы к заданию N 1:

1) невежи, 2) невежда, 3) памятное, 4) скрытые, 5) скрытные, 6) голосовых, 7) голосистый, 8) адресата, 9) адресант, 10) усвоить, 11) освоить, 12) надели, 13) одели, 14) представить, 15) предоставляется, 16) искусственные, 17) искусно, 18) внимание, 19) оплатить, 20) платить, 21) Масленой, 22) масляные, 23) отражалось, 24) командировочные, 25) командированные, 26) проверка, 27) на поверку.

Задание N 2

Определите в приведенном ниже шуточном тексте, какие из паронимов следует употребить.

В случае сомнения в правильности выбранного варианта посмотрите ответы.

(1) В конце февраля (аспирант, аспират) попросил (представить, предоставить) ему внеочередной отпуск. (2) Свою просьбу он мотивировал необходимостью (представить, предоставить) в научный совет университета полный список (вычитанной, высчитанной) (биографии, библиографии) по теме диссертации. (3) (На поверку, проверку) оказалось, что этот (деловитый, деловой) человек в совершенстве (освоил, усвоил) (методистские, методические) принципы и приемы ведения тайных дел. (4) Используя возможности (голосовых, голосистых) связок, (искусно, искусственно) изменив тембр голоса, (персонаж, персона) нашего повествования отправился на таинственный (раут, раунд) к (командированному, командировочному) в университет (секретарю, секретеру) оппонирующей организации, чтобы узнать (субъектное, субъективное, субъективистское) мнение последнего о своей работе. (5) (Надев, одев) на лацкан парадного костюма все свои (регалии, реалии) и подкрасив (масляной, масленой) краской усы, (аспирант, аспират) (преставился, представился) руководителем интересующей его научной работы. (6) (Секретарь, секретер), услышав, как (резонерствует, резонирует) его собеседник, разгадал тайный умысел визитера, назвал его (прожектером, прожектором) и (невежей, невеждой) и потребовал, чтобы подобный (прецедент, инцидент) больше не повторялся, так как создание аналогичных вопиющих (прецедентов, претендентов) вредит развитию (отеческой, отечественной) науки.

Ответы к заданию N 2

1. Аспирант, предоставить. 2. Представить, вычитанной, библиографии. 3. На поверку, деловой, освоил, методические. 4. Голосовых, искусно, персонаж, раут, командированному, секретарю, субъективное. 5. Надев, регалии, масляной, аспирант, представился. 6. Секретарь, резонерствует, прожектером, невеждой, инцидент, прецедентов, отечественной.

стр. 43


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Л. Л. Вишневская, И. Л. Старикова, ПАРОНИМЫ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206018451&archive=1206184559 (дата обращения: 24.04.2017).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии